ПОЭТИКА «РОМАНА О РОМАНЕ» ПАТРИКА МОДИАНО «ЧТОБЫ ТЫ НЕ ЗАБЛУДИЛСЯ В КВАРТАЛЕ»

Авторы

  • Нина Станиславна Бочкарева (Nina S. Bochkareva) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0003-0518-9976
  • Инга Валерьевна Суслова (Inga V. Suslova) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0002-2834-6842
  • Александр Дмитриевич Бажанов (Alexander D. Bazhanov) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0002-9045-4641

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-2-81-89

Ключевые слова:

роман о романе, метароман, палимпсест, современная французская литература, Патрик Модиано.

Аннотация

Анализируется роман современного французского писателя Патрика Модиано «Чтобы ты не заблудился в квартале» («Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier», 2014) в аспекте жанровой поэтики «романа о романе». Объясняется использование терминов «роман о романе», «метароман» и других в современном литературоведении. К анализу привлекается «Нобелевская лекция» писателя, прочитанная им в год публикации романа, и работы исследователей творчества Модиано разных стран. Делается вывод об игровой структуре «романа о романе», архитекстуально связанной с французской модернистской традицией (М. Пруст, А. Жид и др.). Герой-писатель Жан Дараган на протяжении всего романа грезит о собственной жизни, соединяя воспоминания и воображение (процесс творчества, согласно Модиано). Погружаясь в прошлое, Жан Дараган обнаруживает источник своего одиночества в детстве (одиночество – условие творчества писателя и тема «романа о романе»). Зафиксированный многочисленными накладывающимися друг на друга разножанровыми текстами (фальшивый паспорт, визитная карточка, записная книжка, телефонная книга, статья, письмо, полицейский протокол, досье, брошюра, роман, стихи и др.) роман-палимпсест образует коммуникативное пространство диалога – единственно возможный для писателя выход из одиночества. Внутри «самопорождающегося романа» помещена история создания первого романа героя «Черный цвет лета» («Le Noir de l'été») как одна из пересекающихся сюжетных линий. Пародирование классического детектива (детективного романа) выражается в невозможности раскрыть преступление, разгадать загадку. Среди множества интертекстуальных отсылок «Естественная история» французского естествоиспытателя XVIII в. Бюффона и сборник стихов восьмилетней девочки Мину Друэ «Дерево, мой друг» составляют ближайший контекст создаваемого в процессе чтения романа и свидетельствуют о его лирико-философском характере. Тем самым произведение Модиано сближается с лирическим типом «романа о романе» Пруста, хотя детективная составляющая и повествование от третьего лица обнаруживают влияние Жида. Обращение к традиции модернистского «романа о романе» подчеркивает принадлежность автора к «промежуточному поколению» писателей, представляющих как саморефлексию жанра разницу между монументальными романами прошлого и фрагментарными произведениями настоящего.

Биографии авторов

Нина Станиславна Бочкарева (Nina S. Bochkareva), Пермский государственный национальный исследовательский университет

д. филол. н., профессор кафедры мировой литературы и культуры

Инга Валерьевна Суслова (Inga V. Suslova), Пермский государственный национальный исследовательский университет

к. филол. н., доцент кафедры мировой литературы и культуры

Александр Дмитриевич Бажанов (Alexander D. Bazhanov), Пермский государственный национальный исследовательский университет

магистрант факультета современных иностранных языков и литератур

Библиографические ссылки

Андреев Л. Г. Марсель Пруст. М.: Высш. шк., 1968. 97 c.

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. С. 234–407.

Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. C. 7–180.

Бочкарева Н. С. Поэтика и поэтология: «Томас Бернхард и модернистский метароман» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10, вып. 4. С. 97–102. doi 10.17072/2037-6681-2018-4-97-102.

Бочкарева Н. С. Роман о художнике как «роман творения»: генезис и поэтика (на материале литератур Западной Европы и США конца XVIII – XIX вв.: дис. … д-ра филол. наук. Пермь, 2001. 390 с.

Бочкарева Н. С., Бажанов А. Д. Элементы детектива в романе Патрика Модиано «Чтобы ты не заблудился в квартале» // Мировая литература в контексте культуры. 2019. Вып. 9(15). С. 5–10.

Бочкарева Н. С., Суслова И. В. История французской литературы: роман о романе на рубеже ХХ–XXI веков: учеб. пособие. Пермь, 2011. 128 с.

Бочкарева Н.С., Суслова И.В. Роман о романе: преодоление кризиса жанра (на материале русской и французской литератур 20-х годов ХХ века). Пермь, 2010. 148 с.

Зусева-Озкан В. Б. Поэтика метаромана: «Дар» В. Набокова и «Фальшивомонетчики» А. Жида в контексте литературной традиции. М.: РГГУ, 2012. 232 с.

Котелевская В. В. К модернистской поэтике и поэтологии прогулки: Р. М. Рильке, Р. Вальзер, Т. Бернхард, П. Хандке // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9, вып. 3. С. 96–108. doi 10.17072/2037-6681-2017-3-96-108.

Котелевская В. В. Томас Бернхард и модернистский метароман. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федер. ун-та, 2018. 352 с.

Мирошниченко О. С. Поэтика современной метапрозы: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2001. 25 с.

Модиано П. Нобелевская лекция / пер. с фр. Philibert’s // Звезда. 2015. № 9. С. 22–29. URL: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2572 (дата обращения: 12.02.2020).

Модиано П. Чтобы ты не потерялся на улице / пер. с фр. Н. Хотинской. М.: Текст, 2018. 158 с.

Сиротин С. Улицы Патрика Модиано // Вопросы литературы. 2015. № 3. C. 19–30.

Трофимова Ю. С. Особенности художественной целостности тотального романа Патрика Модиано: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 17 с.

Турышева О. Н. Роман о читателе как случай метаромана // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 63. С. 292–304. doi 10.17223/19986645/63/17.

Chopin S. Paris, ville fantôme: l'identité française dans les romans de Patrick Modiano // Revue critique de fixxion française contemporaine. 2019. Vol. 19. Dec 15. P. 78–90.

Decout M. Modiano: La voix palimpseste sur la place de l'étoile // Littérature. № 162 (2/2011). P. 48–62.

Genette G. Palimpsests: Literature in the Second Degree / trans. by Ch. Newman, C. Doubinsky., Lincoln and London, USA: University of Nebraska Press, 1997. 492 p.

Kellman S. G. The Self-Begetting Novel. L.; Basingstoke: The Macmillan Press Ltd, 1980. 161 p.

Kemp S. Patrick Modiano and the Problem of Ending // Kemp S. French Fiction into Twenty-First Century: The Return Story. Cardiff: Univ. of Wales Press, 2010. P. 133–154.

Keypour N. D. André Gide: Ecriture et réversibilité dans Les Faux-Monnayeurs. Montréal: Presses de l’Université de Montréal; Paris: Didier Érudition, 1980. 257 р.

Laurent T. L'œuvre de Patrick Modiano: une autofiction. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 1997. 188 р.

Linder L. Le roman du roman // André Gide 5: Sur Les Faux-Monnayeurs, par c.m. 1975 (4). № 439–444. Р. 81–91.

Modiano P. Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier. P.: Gallimard, 2014. 155 p.

Nordholt A. S. Dora Bruder: le témoignage par le biais de la fiction // Patrick Modiano / ed. by John E. Flower. Amsterdam; N. Y.: Rodopi, 2007. P. 75–88.

Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier de Patrick Modiano: Entretien réalisé avec Patrick Modiano à l'occasion de la parution de Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier // Gallimard, 2014. URL: http://www.gallimard.fr/Media/Gallimard/Entretien-ecrit/Entretien-Patrick-Modiano.-Pour-que-tu-ne-te-perdes-pas-dans-le-quartier (дата обращения: 10.03.2020).

References

Andreev L. G. Marsel’ Prust [Marcel Proust]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1968. 97 p. (In Russ.)

Bakhtin M. M. Formy vremeni i khronotopa v romane [Forms of time and chronotope in the novel]. Bakhtin M. M. Voprosy literatury i estetiki: Issledovaniya raznykh let [Issues of literature and aesthetics: Studies of different years]. Moscow, Khudozhestvannaya literatura Publ., 1975, pp. 234–407. (In Russ.)

Bakhtin M. M. Avtor i geroy v esteticheskoy deyatel’nosti [Author and hero in aesthetic activity]. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal art]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1979, pp. 7–180. (In Russ.)

Bochkareva N. S. Poetika i poetologiya: ‘Tomas Bernkhard i modernistskiy metaroman’ [Poetics and Poetology: ‛Thomas Bernhard and the Modernist Metanovel’]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2018, vol. 10, issue 4, pp. 97–102. doi 10.17072/2037-6681-2018-4-97-102. (In Russ.)

Bochkareva N. S. Roman o khudozhnike kak ‘roman tvoreniya’: genezis i poetika (na materiale literatur Zapadnoy Evropy i SShA kontsa 18–19 vv). Diss. dokt. filol. nauk [A novel about an artist as a ‘novel of creation’: genesis and poetics (based on literature of Western Europe and the USA of the late 18th–19th centuries. Dr. philol. sci. diss.]. Perm, 2001. 390 p. (In Russ.)

Bochkareva N. S., Bazhanov A. D. Elementy detektiva v romane Patrika Modiano ‘Chtoby ty ne zabludilsya v kvartale’ [Elements of a detective in Patrick Modiano’s novel ‘So you don’t get lost in the neighborhood’]. Mirovaya literatura v kontekste kul’tury [World literature in the context of culture], 2019, issue 9(15), pp. 5–10. (In Russ.)

Bochkareva N. S., Suslova I. V. Istoriya frantsuzskoy literatury: roman o romane na rubezhe 20–21 vekov: uchebnoe posobie [The history of French literature: the novel about a novel at the turn of the 20th–21st centuries: textbook]. Perm, 2011. 128 p. (In Russ.)

Bochkareva N. S., Suslova I. V. Roman o romane: preodolenie krizisa zhanra (na materiale russkoy i frantsuzskoy literatur 20-kh godov 20 veka): monografiya. [The novel about a novel: overcoming the crisis of the genre (a case study of Russian and French literatures of the 20s of the 20th century): monograph]. Perm, 2010. 148 p. (In Russ.)

Zuseva-Ozkan V. B. Poetika metaromana: ‘Dar’ V. Nabokova i ‛Fal’shivomonetchiki’ A. Zhida v kontekste literaturnoy traditsii [The poetics of the metanovel: ‘The Gift’ by V. Nabokov and ‘The Counterfeiters’ by A. Gide in the context of literary tradition]. Moscow, Russian State University for the Humanities Press, 2012. 232 p. (In Russ.)

Kotelevskaya V. V. K modernistskoy poetike i poetologii progulki: R. M. Ril’ke, R. Val’zer, T. Bernkhard, P. Khandke [On modernist poetics and poetology of walking: R. M. Rilke, R. Walser, T. Bernhard, P. Handke]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2017, vol. 9, issue 3, pp. 96–108. doi 10.17072/2037-6681-2017-3-96-108. (In Russ.)

Kotelevskaya V. V. Tomas Bernkhard i modernistskiy metaroman [Thomas Bernhard and the modernist metanovel]. Rostov-on-Don, Taganrog, Southern Federal University Press, 2018. 352 p. (In Russ.)

Miroshnichenko O.S. Poetika sovremennoy metaprozy. Avtoref. diss. kand. filol. nauk [The poetics of contemporary metafiction. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2001. 25 p. (In Russ.)

Modiano P. Nobelevskaya lektsiya [Nobel lecture]. Transl. from French by Philibert’s. Zvezda [Star], 2015, issue 9, pp. 22–29. Available at: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2572 (accessed 12.02.2020). (In Russ.)

Modiano P. Chtoby ty ne poteryalsya na ulitse [So You Don’t Get Lost in the Neighborhood]. Transl. from French by N. Khotinskaya. Moscow, Text Publ., 2018. 158 p. (In Russ.)

Sirotin S. Ulitsy Patrika Modiano [Patrick Modiano’s streets]. Voprosy literatury [Literature Issues], 2015, issue 3, pp. 19–30. (In Russ.)

Trofimova Yu. S. Osobennosti khudozhestvennoy tselostnosti total’nogo romana Patrika Modiano. Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Features of the artistic integrity of the total novel by Patrick Modiano. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 2004. 17 p. (In Russ.)

Turysheva O. N. Roman o chitatele kak sluchay metaromana [A novel about the reader as a case of a meta-novel]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Tomsk State University Journal of Philology], 2020, issue 63, pp. 292–304. doi 10.17223/19986645/63/17. (In Russ.)

Chopin S. Paris, ville fantôme: l'identité française dans les romans de Patrick Modiano. Revue critique de fixxion française contemporaine, 2019, vol. 19, Dec. 15, pp. 78–90. (In Fr.)

Decout M. Modiano: La voix palimpseste sur la place de l'étoile. Littérature, issue 162 (2/2011), pp. 48–62. (In Fr.)

Genette G. Palimpsests: Literature in the Second Degree. Transl. by Ch. Newman, C. Doubinsky. University of Nebraska Press, Lincoln and London, USA, 1997. 492 p. (In Eng.)

Kellman S. G. The Self-Begetting Novel. L., Basingstoke, The Macmillan Press Ltd, 1980. 161 p. (In Eng.)

Kemp S. Patrick Modiano and the Problem of Ending. Kemp S. French Fiction into Twenty-First Century: The Return Story. Cardiff, Univ. of Wales Press, 2010, pp. 133–154. (In Eng.)

Keypour N. D. André Gide: Ecriture et réversibilité dans Les Faux-Monnayeurs. Montréal, Presses de l’Université de Montréal, Paris, Didier Érudition, 1980. 257 p. (In Fn.)

Laurent T. L'œuvre de Patrick Modiano: une autofiction. Lyon, Presses universitaires de Lyon, 1997. 188 p. (In Fr.)

Linder L. Le roman du roman. André Gide 5: Sur Les Faux-Monnayeurs, par c.m. 1975 (4), issue 439–444, pp. 81–91. (In Fr.)

Modiano P. Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier. Paris, Gallimard, 2014. 155 p. (In Fr.)

Nordholt A. S. Dora Bruder: le témoignage par le biais de la fiction. Patrick Modiano. Ed. by John E. Flower. Amsterdam, N.Y., Rodopi, 2007, pp. 75-88. (In Fr.)

Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier de Patrick Modiano: Entretien réalisé avec Patrick Modiano à l'occasion de la parution de Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier. Gallimard, 2014. Available at: http://www.gallimard.fr/Media/Gallimard/Entretien-ecrit/Entretien-Patrick-Modiano.-Pour-que-tu-ne-te-perdes-pas-dans-le-quartier (accessed 10.03.2020). (In Fr.)

Загрузки

Опубликован

2020-07-27

Как цитировать

Бочкарева (Nina S. Bochkareva) Н. С., Суслова (Inga V. Suslova) И. В., & Бажанов (Alexander D. Bazhanov) А. Д. (2020). ПОЭТИКА «РОМАНА О РОМАНЕ» ПАТРИКА МОДИАНО «ЧТОБЫ ТЫ НЕ ЗАБЛУДИЛСЯ В КВАРТАЛЕ». Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 12(2). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-2-81-89

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)