СЕНТИМЕНТАЛИСТСКИЙ КОД В РОМАНЕ М. УЭЛЬБЕКА «СЕРОТОНИН»

Авторы

  • Инга Валерьевна Суслова (Inga V. Suslova) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0002-2834-6842

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-3-107-115

Ключевые слова:

сентиментализм, роман, прогулка, чувствительность, герой, пейзаж, Мишель Уэльбек, Жан Жак Руссо.

Аннотация

Выявляется и анализируется сентименталистское начало в поэтике романа М. Уэльбека «Серотонин» (Sérotonine, 2019). С опорой на отечественных и зарубежных исследователей комментируется актуализация традиций сентиментализма в литературном процессе рубежа ХХ–XXI вв. В качестве причин развития «новой сентиментальности» указываются возрождение интереса к внутреннему миру частного человека, стремление к искренности художественного слова. Основное внимание в статье уделяется традиции Ж.-Ж. Руссо. Осуществляется сравнительно-сопоставительный анализ роман М. Уэльбека и автобиографических произведений Ж.-Ж. Руссо – «Исповедь» (Les Confessions, 1765–1770), «Прогулки одинокого мечтателя» (Rêveries du promeneur solitaire, 1776–1778). Исходной сюжетной ситуацией в «Прогулках одинокого мечтателя» Руссо и в романе Уэльбека «Серотонин» является констатация героем-повествователем своего абсолютного одиночества и предчувствие скорой смерти. В этих трагических обстоятельствах каждый стремится сказать последнее слово о себе. В обоих случаях важное значение имеет тема писательства, объектом творческого осмысления представляется собственная личность и судьба. Определяющая цель «Прогулок» – сказать правду о себе самому себе. У Руссо нет собеседника даже в лице важного для сентименталистской традиции «сострадательного читателя». Герой-повествователь в романе Уэльбека сосредоточен на описании обстоятельств, по причине которых потерпел поражение «в борьбе за существование», отчего жизнь его заканчивается в одиночестве, печали и страданиях. Размышляя о собственной жизни, он предлагает «внимательному читателю» заполнить пробелы, установить причинно-следственные связи. В связи с процессом самоописания в каждом произведении актуализируется тема памяти. У Руссо погружение вглубь себя и писа́ние письма о себе осуществляются в процессе одиноких прогулок, наполненных мечтаниями и созерцанием природы, в итоге он обретает мир и покой. Герой Уэльбека соотносит свой опыт с опытом Руссо, признавая посредственность и незначительность собственного существования. Он «бежит» в сентиментальное путешествие по местам потерянной любви и дружбы, но оказывается неспособным на спасительное единение с природой, его удел – отчаяние. Вступая в диалог c Руссо, повторяя значительный ряд мотивов и образов, использованных в «Исповеди» и «Прогулках одинокого мечтателя», Уэльбек размышляет о человеке и вечных ценностях.

Биография автора

Инга Валерьевна Суслова (Inga V. Suslova), Пермский государственный национальный исследовательский университет

к. филол. н., доцент кафедры мировой литературы и культуры

Библиографические ссылки

Бахтин М. М. Проблемы сентиментализма // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Рус. словари, 1997. Т. 5. С. 304–305.

Джумайло О. А. Английский исповедально-философский роман 1980–2000. Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2011. 320 с.

Забабурова Н. В. Французский психологический роман: Эпоха Просвещения и романтизм. Ростов: Изд-во Рост. ун-та, 1992. 224 с.

Ермолин Е. А. Медиумы безвременья. Литература в эпоху постмодерна, или трансавангард. М.: Время, 2015. URL: https://www.academia.edu/ (дата обращения: 10.03.2020).

Котелевская В. В. К модернистской поэтике и поэтологии прогулки: Р.М. Рильке, Р. Вальзер, Т. Бернхард, П. Хандке // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9, вып. 3. С. 96–108. doi 10.17072/

-6681-2017-3-96-108

Левина-Паркер М. Введение в самосочинение: аutofiction // НЛО. 2010. № 3 (103). С. 12–40.

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: в 3 кн. Кн. 3: В конце века (1986–1990-е годы). М., 2001. 159 с.

Обломиевский Д. Д. Руссо // История всемирной литературы: в 8 т. М.: Наука, 1988. Т. 5. С. 137–144.

Пахсарьян Н. Т. Кудрез А. Сознание современности: Изображение Просвещения в современной литературе. Coudreuse A. La conscience du présent. Représentation des Lumières dans la littérature contemporaine. Paris: Classiques Garnier, 2015. 433 p. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: реф. журн. 2017. С. 200–206.

Пахсарьян Н. Т. Сентиментализм: попытка определения // Литература в диалоге культур – 3. Ростов на/Д, 2006. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-all/pahsaryan-sentimentalizm-popytka-opredeleniya.htm (дата обращения: 10.04.2020).

Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя / пер. с фр. Д. А. Горбова, М. Н. Розанова // Руссo Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 3 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1961. Т. 3. 725 с.

Симонова Л. А. Французская проза первой половины XIX века и проблема личного письма: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2016. 47 с.

Уэльбек М., Леви Б.-А. Враги общества / пер. с фр. Е. Кожевниковой. СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. 320 с.

Уэльбек М. Оставаться живым / пер. с фр. И. Кузнецовой // Уэльбек М. Очертания последнего берега. М.: АСТ: CORPUS, 2016. С. 7–32.

Уэльбек М. Серотонин / пер. с фр. М. Зониной. М.: АСТ: CORPUS, 2019. 320 с.

Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе. М.: Высшая школа, 2005. 505 с.

Bercegol F. Introduction // Métamorphoses du roman sentimental XIX–XXI siècle. Paris: Classiques Garnier, 2015. P. 5–17.

Bottarelli A. «Nous habitons l’absence». Michel Houellebecq: négociation de présence et dispersion créatrice. Université de Lausanne, 2016. 156 р.

David M. La Mélancolie de Michel Houellebecq. Paris: L’Harmattan, 2011. 264 p.

Guitard-Morel J. Comment les espaces parcourus créent-ils une généricité de la promenade dans l’œuvre Les Rêveries du promeneur solitaire de Jean-Jacques Rousseau? // Sciences humaines combinées. № 13. 2014. URL: https://preo.u-bourgogne.fr/shc/index.php?id=355 (дата обращения: 21.07.2020)

Houellebecq M.Sérotonine. Paris: Flammarion, 2019. URL: https://www.rulit.me/author/uelbek-mishel/serotonine-get-547930.html (дата обращения: 10.03.2020).

Kon L. Mélancolie, pharmakon et révolte: Extension du domaine de la lutte et l’atténuation du malheur de vivre. Ph.D. Thesis. Winnipeg: University of Manitoba, 2019. 383 р.

Meizoz J. «Postures» d’auteur et poétique (Ajar, Rousseau, Céline, Houellebecq) // Vox Poetica, 2004. URL: http://www.vox-poetica.org/t/articles/meizoz.html (дата обращения: 24.07.2020)

Montandon A. Sociopoétique de la promenade. Clermont-Ferrand: PUBP, 2000. 234 p.

Rousseau J-J. Les Confessions. Livres I à VI. Paris: Flammarion, 2002. 423 р.

Rousseau J-J. Les Rêveries du promeneur solitaire // Rousseau J-J. Collection complète des oeuvres, vol. 10, in-4. Genève, 2012. Р. 369–518.

Sert H. Errances et mélange des genres: La Promenade littéraire en question. 2014. URL: http://www.cellf.parissorbonne.fr/sites/default/files/articles/hugo_sert_errances_melanges_genres_retour.pdf (дата обращения 21.07.2020)

References

Bakhtin M. M. Problemy sentimentalizma [Problems of sentimentalism]. Sobr. soch. v 7 t. [Collection of works in 7 vols.]. Moscow, Russkie slovari Publ., 1997, vol. 5, pp. 304–305. (In Russ.)

Dzhumaylo O. A. Angliyskiy ispovedal’no-filosofskiy roman 1980–2000 [The English confessional and philosophical novel 1980-2000]. Rostov-on-Don, Southern Federal University Press, 2011. 320 p. (In Russ.)

Zababurova N. V. Frantsuzskiy psikhologicheskiy roman: Epokha Prosveshcheniya i romantizm [French psychological novel: The Age of Enlightenment and Romanticism]. Rostov-on-Don, Southern Federal University Press, 1992. 224 p. (In Russ.)

Ermolin E. A. Mediumy bezvremen’ya. Literatura v epokhu postmoderna, ili transavangard [Mediums of timelessness. Literature in the Postmodern Era, or Transavant-Garde]. Moscow, Vremya Publ., 2015. Available at: https://www.academia.edu/ (accessed 03.10.2020). (In Russ.)

Kotelevskaya V. V. K modernistskoy poetike i poetologii progulki: R. M. Ril’ke, R. Val’zer, T. Bernkhard, P. Khandke [On modernist poetics and poetology of walking: R. M. Rilke, R. Walser, Th. Bernhard, P. Handke]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2017, vol. 9, issue 3, pp. 96–108. doi 10.17072/2037-6681-2017-3-96-108. (In Russ.)

Levina-Parker M. Vvedenie v samosochinenie: autofiction [Introduction to self-composing: Autofiction], Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Observer], 2010, issue 3 (103), pp. 12–40. (In Russ.)

Leyderman N. L., Lipovetskiy M. N. Sovremennaya russkaya literatura: v 3 kn. [Modern Russian literature: in 3 vols.]. Moscow, 2001, vol. 3. V kontse veka (1986–1990-e gody) [At the end of the century (1986–1990s)]. 159 p. (In Russ.)

Oblomievsky D. D. Russo [Rousseau]. Istoriya vsemirnoy literatury: v 8 t. [History of world literature in 8 vols.]. Moscow, Nauka Publ., 1988, vol. 5, pp. 137–144. (In Russ.)

Pakhsar’yan N. T. Kudrez A. Soznanie sovremennosti: Izobrazhenie Prosveshcheniya v sovremennoy literature. Coudreuse A. La conscience du présent. Représentation des Lumières dans la littérature contemporaine. Paris: Classiques Garnier, 2015. 433 p. [Modern consciousness: The image of the Enlightenment in contemporary literature. Coudreuse A. La conscience du présent. Représentation des Lumières dans la litterature contemporaine. Paris: Classiques Garnier, 2015. 433 p.]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 7, Literaturovedenie: Referativnyy zhurnal [Social and Human Sciences. Domestic and Foreign Literature. Ser. 7, Literary Criticism: Abstract journal], 2017, pp. 200–206. (In Russ.)

Pakhsar’yan N.T. Sentimentalizm: popytka opredeleniya [Sentimentalism: An attempt to define]. Literatura v dialoge kul’tur – 3 [Literature in the Dialogue of Cultures – 3]. Rostov-on-Don, 2006. Available at: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-all/pahsaryan-sentimentalizm-popytka-opredeleniya.htm (accessed 10.04.2020). (In Russ.)

Rousseau J.-J. Ispoved’. Progulki odinokogo mechtatelya [Confession. The lonely dreamer’s walks]. Izbrannye sochineniya: v 3 t. [Selected works in 3 vols.]. Transl. from French by D. A. Gorbov, M. N. Rosanov. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoy literatury Publ., 1961, vol. 3. 725 p. (In Russ.)

Simonova L. A. Frantsuzskaya proza pervoy poloviny 19 veka i problema lichnogo pis’ma. Avtoref. … diss. d-ra filol. nauk [French prose of the first half of the 19th century and the issue of personal writing. Abstract of Dr. philol. sci. diss.]. Moscow, 2016. 47 p. (In Russ.)

Houellebecq M., Levy B.-H. Vragi obshchestva [Enemies of society]. Transl. from French by E. Kozhevnikova. St. Petersburg, Azbuka-Attikus Publ., 2011. 320 p. (In Russ.)

Houellebecq M. Ostavat’sya zhivym [Staying alive]. Ochertaniya poslednego berega [Outlines of the last coast]. Transl. from French by I. Kuznetsova. Moscow, AST: CORPUS Publ., 2016, pp. 7–32. (In Russ.)

Houellebecq M. Serotonin [Serotonin]. Transl. from French by M. Zonina. Moscow, AST: CORPUS Publ., 2019. 320 p. (In Russ.)

Epstein M. N. Postmodern v russkoy literature [Postmodernity in Russian literature]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2005. 505 p. (In Russ.)

Bercegol F. Introduction. Métamorphoses du roman sentimental 19–21 siècle. Paris, Classiques Garnier, 2015, pp. 5–17. (In Fr.)

Bottarelli A. ‛Nous habitons l’absence’. Michel Houellebecq: négociation de présence et dispersion créatrice. Université de Lausanne, 2016. 156 р. (In Fr.)

David M. La Mélancolie de Michel Houellebecq. Paris, L’Harmattan, 2011. 264 p. (In Fr.)

Guitard-Morel J. Comment les espaces parcourus créent-ils une généricité de la promenade dans l’œuvre Les Rêveries du promeneur solitaire de Jean-Jacques Rousseau? Sciences humaines combinées, 2014, issue 13. Available at: https://preo.u-bourgogne.fr/shc/index.php?id=355 (accessed 21.07.2020). (In Fr.)

Houellebecq M. Sérotonine. Paris, Flammarion, 2019. URL: https://www.rulit.me/author/uelbek-mishel/serotonine-get-547930.html (accessed 10.03.2020) (In Fr.)

Kon L. Mélancolie, pharmakon et révolte: Extension du domaine de la lutte et l’atténuation du malheur de vivre. Ph.D. Thesis. Winnipeg, University of Manitoba, 2019. 383 р. (In Fr.)

Meizoz J. ‛Postures’ d’auteur et poétique (Ajar, Rousseau, Céline, Houellebecq). Vox Poetica, 2004. Available at: http://www.vox-poetica.org/t/articles/meizoz.html (accessed 24.07.2020). (In Fr.)

Montandon A. Sociopoétique de la promenade. Clermont-Ferrand, PUBP, 2000. 234 p. (In Fr.)

Rousseau J-J. Les Confessions. Livres I à VI. Paris, Flammarion, 2002. 423 р. (In Fr.)

Rousseau J-J. Les Rêveries du promeneur solitaire. Rousseau J-J. Collection complète des oeuvres, vol. 10, in-4. Genève, 2012, pp. 369–518. (In Fr.)

Sert H. Errances et mélange des genres: La Promenade littéraire en question. 2014. Available at: http://www.cellf.parissorbonne.fr/sites/default/files/articles/hugo_sert_errances_melanges_genres_retour.pdf (accessed 21.07.2020). (In Fr.)

Загрузки

Опубликован

2020-10-16

Как цитировать

Суслова (Inga V. Suslova) И. В. (2020). СЕНТИМЕНТАЛИСТСКИЙ КОД В РОМАНЕ М. УЭЛЬБЕКА «СЕРОТОНИН». Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 12(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-3-107-115

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ