МНОГОГОЛОСИЕ И ЖАЖДА СЧАСТЬЯ: ОБРАЗ ДЕТСТВА В РОМАНЕ Ш. БРОНТЕ «ДЖЕЙН ЭЙР»

Авторы

  • Светлана Борисовна Королёва (Svetlana B. Koroleva) Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова http://orcid.org/0000-0002-7587-9027
  • Марина Юрьевна Ковалёва (Marina Yu. Kovaleva) Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова http://orcid.org/0000-0003-2682-705X

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-4-90-99

Ключевые слова:

викторианская литература, роман воспитания, Шарлотта Бронте, образ детства, мотив, многоголосие, дидактичность, протестантизм.

Аннотация

Статья посвящена образу детства как одному из самых сложных элементов в системе образов романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». В предпринятом исследовании освещаются вопросы многоголосия образа детства в романе – места в нем различных точек зрения на ребенка и взрослого – и роли поисков счастья в становлении характера героини-рассказчицы. Прослеживается, как кропотливо, из отдельных точных деталей внутренней и внешней жизни складывается сюжетная линия формирования духовного облика героини-рассказчицы и параллельно – линия восприятия и осмысления ею слабых и сильных сторон своего характера. Особое внимание уделяется множественности точек зрения, из которых складывается образ юной героини. Исследуется роль мотивов сиротства, отверженности, одиночества, с одной стороны, и мотива поиска счастья – с другой в развитии образа детства в романе. Прослеживается изображение пути взросления героини-рассказчицы: не только прохождение ею сложнейших жизненных испытаний, но и многоступенчатое развитие ее сознания от неясных впечатлений-ощущений – к четкому осознанию себя, к выработке принципов поведения, к пониманию устройства мира, общества, человека, от полной отчужденности от мира – к способности сопереживать и открывать свое сердце другому, от творческих задатков и инстинктивности – к предприимчивости, духовной развитости, отстаиванию своей «естественности», своей позиции. Анализируется сопоставление и противопоставление образов детей в романе на основе религиозно-дидактических сигналов (Джейн и дети миссис Рид) и на основе религиозно-нравственной системы ценностей (Джейн и Элен). Отмечается роль природного упорства и особой (отчасти протестантской) модели ответственного и естественного поведения с опорой на чувство любви, которая вырабатывается в Джейн в детстве и которая со временем приводит ее к супружескому счастью.

Биографии авторов

Светлана Борисовна Королёва (Svetlana B. Koroleva), Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

д. филол. н., профессор кафедры преподавания русского языка как родного и иностранного

Марина Юрьевна Ковалёва (Marina Yu. Kovaleva), Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

магистрант, лаборант-исследователь

Библиографические ссылки

Список литературы

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.

Бронте Ш. Джейн Эйр / пер. с англ. В. Станевич. М.: Издательство «Э», 2017. 608 с.

Васильева Э. В. Творчество Ш. Бронте и Э. Гаскелл в контексте духовных исканий ранневикторианского периода: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2016. 407 с.

Выговская Н. С. Образ детства в современной англоязычной литературе: интертекстуальный диалог: дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2018. 172 с.

Гаскелл Э. Жизнь Шарлотты Бронте. СПб.: Азбука, 2016. 608 с.

Дмитриев А. С. (ред.) Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Наука, 1980. 639 с.

Дианова Е. Е. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века: дис. … канд. филол. наук. М., 1996. 249 с.

Кон И. С. Социологическая психология М.: Мос. соц.-психол. ин-т, МОДЭК, 1999. 560 с.

Кузнецова А. С. К вопросу о взаимосвязи автобиографического начала и писательского вымысла в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр» // Русская литература и диалог культур в эпоху глобализации. СПб.: С.-Петерб. гос. ин-т кино и телевидения, 2019. С. 171–175.

Проскурнин Б. М. Новый человек и новое время в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып. 4. С. 51–61.

Brontë Ch. Jane Eyre. Burlingame, California: Public Bookshelf Corporation, 2014. URL: http://www.publicbookshelf.com/romance/jane-eyre/ (дата обращения: 19.04.2020).

Clarke M. Charlotte Brontë’s Villette, Mid-Victorian Anti-Catholicism, and the Turn to Secularism // English Literary History. 2011. 78(4). P. 967–989.

Peschier D. Nineteenth-Century Anti-Catholic Discourses: The Case of Charlotte Brontë. London: Macmillan, 2005. 220 p.

Shuttleworth S. Jane Eyre and the rebellious child // British Library (official website). 15 May, 2014. URL: https://www.bl.uk/romantics-and-victorians/articles/jane-eyre-and-the-rebellious-child (дата обращения: 12.04.2020).

Shuttleworth S. The Mind of the Child: Child Development in Literature, Science, and Medicine, 1840–1900. Oxford University Press, 2010. 497 p.

Siebenschuh W. R. The image of the child and the plot of “Jane Eyre” // Studies in the Novel. Vol. 8, № 3 (fall 1976). P. 304–317.

Sloman J. Jane Eyre’s Childhood and Popular Children’s Literature // Children’s Literature. Vol. 3, 1974. P. 107–116.

Taylor Ch. A Secular Age. Cambridge: Harvard University Press, 2007. 896 p.

Vejvoda K. Idolatry in “Jane Eyre” // Victorian Literature and Culture. 2003. Vol. 31, № 1, Victorian Religion. P. 241–261.

References

Berkovskiy N. Ya. Romantizm v Germanii [Romanticism in Germany]. St. Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2001. 512 p. (In Russ.)

Brontë Ch. Dzhein Eyr [Jane Eyre]. Transl. from English by V. Stanevich. Moscow, ‛E’ Publ., 2017. 608 p. (In Russ.)

Vasil’eva E. V. Tvorchestvo Sh. Bronte i E. Gaskell v kontekste dukhovnykh iskaniy ranneviktorianskogo perioda. Dis. … kand. filol. nauk [Works by Charlotte Brontë and E. Gaskell in the context of spiritual quests of the early Victorian era. Cand. philol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2016. 407 p. (In Russ.)

Vygovskaya N. S. Obraz detstva v sovremennoy angloyazychnoy literature: intertekstual’nyy dialog. Dis. … kand. filol. nauk [The image of childhood in contemporary English literature: Intertextual dialogue. Cand. philol. sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2018. 172 p. (In Russ.)

Gaskell E. Zhizn’ Sharlotty Bronte [Charlotte Brontë’s life]. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2016. 608 p. (In Russ.)

Dmitriev A. S. (ed.) Literaturnye manifesty zapadnoevropeyskikh romantikov [Literary manifestos of Western European romanticists]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 639 p. (In Russ.)

Dianova E. E. Obraz detstva v angliyskoy i russkoy proze serediny 19 veka. Dis. … kand. filol. nauk [The image of childhood in English and Russian prose of the middle of the 19th century. Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 1996. 249 p. (In Russ.)

Kon I. S. Sotsiologicheskaya psikhologiya [Sociologic psychology]. Moscow, Moscow Social and Psychological Institute Press, MODEK Publ., 1999. 560 p. (In Russ.)

Kuznetsova A. S. K voprosu o vzaimosvyazi avtobiograficheskogo nachala i pisatel’skogo vymisla v romane Sh. Bronte ‘Dzhein Eyr’ [On the interconnection between the autobiographical element and the author’s fiction in the Ch. Brontё’s novel ‘Jane Eyre’]. Russkaya literatura i dialog kul’tur v epokhu globalizatsii [Russian literature and the dialogue of cultures in the epoch of globalization]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State University of Film and Television Press, 2019, pp. 171–175. (In Russ.)

Proskurin B. M. Novyy chelovek i novoe vremya v romane Sharlotty Brontë ‘Jane Eyre’ [New individuality and new age in Charlotte Brontë’s Jane Eyre]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2009, issue 4, pp. 51–61. (In Russ.)

Brontë Ch. Jane Eyre. Burlingame, California, PublicBookshelf Corporation, 2014. Available at: http://www.publicbookshelf.com/romance/jane-eyre/ (accessed 19.04.2020) (In Eng.)

Clarke M. Charlotte Brontë’s Villette, mid-Victorian anti-Catholicism, and the turn to secularism. English Literary History, 2011, issue 78(4), pp. 967–989. (In Eng.)

Peschier D. Nineteenth-Century Anti-Catholic Discourses: The Case of Charlotte Brontë. London, Macmillan, 2005. 220 p. (In Eng.)

Shuttleworth S. Jane Eyre and the rebellious child. British Library (official website). 15 May, 2014. Available at: https://www.bl.uk/romantics-and-victorians/articles/jane-eyre-and-the-rebellious-child (accessed 12.04.2020). (In Eng.)

Shuttleworth S. The Mind of the Child: Child Development in Literature, Science, and Medicine, 1840–1900. Oxford, Oxford University Press, 2010. 497 p. (In Eng.)

Siebenschuh W. R. The image of the child and the plot of ‘Jane Eyre’. Studies in the Novel, 1976 (fall), vol. 8, issue 3, pp. 304–317. (In Eng.)

Sloman J. Jane Eyre’s childhood and popular children’s literature. Children’s Literature, 1974, vol. 3, pp. 107–116. (In Eng.)

Taylor Ch. A Secular Age. Cambridge, Harvard University Press, 2007. 896 p. (In Eng.)

Vejvoda K. Idolatry in ‘Jane Eyre’. Victorian Literature and Culture, 2003, vol. 31, issue 1, Victorian Religion, pp. 241–261. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2021-01-02

Как цитировать

Королёва (Svetlana B. Koroleva) С. Б., & Ковалёва (Marina Yu. Kovaleva) М. Ю. (2021). МНОГОГОЛОСИЕ И ЖАЖДА СЧАСТЬЯ: ОБРАЗ ДЕТСТВА В РОМАНЕ Ш. БРОНТЕ «ДЖЕЙН ЭЙР». Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 12(4). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-4-90-99

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ