ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСКУССТВ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ (опыт кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного национального исследовательского университета)

Авторы

  • Нина Станиславна Бочкарёва (Nina S. Bochkareva) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0003-0518-9976
  • Ирина Александровна Новокрещенных (Irina A. Novokreshchenykh) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0002-0877-4823

Ключевые слова:

взаимодействие литературы и других искусств, интермедиальность, экфрасис, кафедра мировой литературы и культуры, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимодействия литературы и других искусств в контексте интермедиальности. Обобщается опыт исследований кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного национального исследовательского университета, в этом аспекте обозначаются два этапа в становлении научной школы. В 1990-х гг. в Пермском университете на разных кафедрах наметилось несколько литературоведческих направлений, представляющих разные подходы к изучению проблем взаимодействия искусств: «типологические подобия» литературы и живописи (Н. В. Гашева); литература и искусство в символическом пространстве культуры (В. В. Абашев); образы произведений визуальных искусств в литературе, или экфрасис (Н. С. Бочкарева), как «вербальное изображение визуального изображения» (Дж. Хеффернан) и «воспроизведение одного искусства средствами другого» (Л. Геллер). В настоящее время на кафедре мировой литературы и культуры ведется работа над проблемами исследования интермедиальных техник с позиций исторической поэтики с учетом их функций в художественном целом произведения. Результаты исследований отражены в научных проектах, диссертациях, докладах на ежегодных Международных конференциях «Иностранные языки и литературы в контексте культуры» (2009–2017), статьях научного журнала «Мировая литература в контексте культуры» и др. Проблематика интермедиальных исследований пермских ученых сегодня сосредоточена на таких дискуссионных аспектах, как архитектурный и музыкальный экфрасис, фотоэкфрасис и кинопоэтика, транспозиция экфрасиса из литературы в кинематограф и др. Изучается «роман о картине» и экфрастический роман на материале разных национальных литератур (английской, испанской и др.). В результате интермедиального анализа немецкой поэзии и музыки было обнаружено, что перевод на другой национальный язык влияет на характер исполнения музыкально-поэтического произведения. При кафедре мировой литературы и культуры создана Лаборатория сравнительно-исторических исследований и культурных инноваций, на базе которой собирается библиотека интермедиальных исследований и материалов.

Биографии авторов

Нина Станиславна Бочкарёва (Nina S. Bochkareva), Пермский государственный национальный исследовательский университет

д. филол. н., профессор кафедры мировой литературы и культуры

Ирина Александровна Новокрещенных (Irina A. Novokreshchenykh), Пермский государственный национальный исследовательский университет

Associate Professor in the Department of World Literature and Culture

Библиографические ссылки

Абашев В. В. Девушка с коробкой в сумерках Тифлиса: о роли киноцитаты в стихотворении Пастернака // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 1(21). С. 120–129.

Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века. Пермь, 2000. 404 с.

Абашев В. В. Танец как универсалия культуры серебряного века // Время Дягилева. Универсалии серебряного века. Третьи Дягилевские чтения. Вып. 1. Пермь, 1993. С. 7–19.

Абашева М. П., Чащинов Е. Н. Экфрасис в романе А.Королева «Эфрон» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. Вып. 4(32). С. 89–97. doi 10.17072/2037-6681-2015-4-89-97.

Антонова К. Н. Художественный мир прозы Д. Г. Лоренса 1910-х годов: интермедиальный аспект: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2011. 174 с.

Баландин С. В., Бочкарева Н. С. Поэма Эндрю Марвелла «Эпплтон-хауз» в англоязычном литературоведении // Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур: сб. материалов студ. конф. Пермь, 2016. С. 351–358.

Блинова М. Ю. Древнегреческий и древнеримский архитектурный экфрасис как коммуникативный акт // Вiсник ХДАДМ. 2010. № 5. С. 6–11.

Борисова И. Е. Интермедиальный аспект взаимодействия музыки и литературы в русском романтизме: дис. … канд. культурологии. СПб., 2000. 251 с.

Борисова И. Перевод и граница: Перспективы интермедиальности // Toronto Slavic Quarterly. 2007. URL: http://www.utoronto.ca/tsq/07/borisova

shtml (дата обращения: 12.09.2015).

Бочкарева Н. С. Жанровое своеобразие эссе А. С. Байетт «Портреты в литературе» // Мировая литература в контексте культуры. 2016. Вып. 5(11). С. 212–219.

Бочкарева Н. С. Образы произведений визуальных искусств в литературе (на материале художественной прозы первой половины XIX века): дис. … канд. филол. наук. М., 1996. 155 с.

Бочкарева Н. С. Роман о художнике как «роман творения» в литературах Западной Европы и США конца VIII–XIX вв.: генезис и поэтика: дис. … д-ра филол. наук. М., 2001. 390 с.

Бочкарева Н. С. Типология «романа о картине» в современной английской литературе // Жанр и его метаморфозы в литературах России и Англии. Владимир: Владимирский гос. гуманит. ун-т, 2010. С. 87–91.

Бочкарева Н. С. Экфрастический дискурс в романе Дж. Барнса «Метроленд» и в одноименной экранизации Ф. Сэвилла // Проблемы национального глазами Старого и Нового Света: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Ю. В. Стулова. Минск: МГЛУ, 2015. С. 146–151.

Бочкарева Н. С., Графова О. И. Экфрасис и экспозиция: музей в прологе (на материале романов А. С. Байетт и других произведений // Мировая литература в контексте культуры. 2013. Вып. 2(8). С. 174–179.

Бочкарева Н. С., Загороднева К. В. Современная литература и изобразительное искусство: учеб. пособие / Перм. гос. ин-т культуры. Пермь, 2016. 100 с.

Бочкарева Н. С., Майшева К. А. Функции фотографии в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» // Вестник Томского университета. Филология. 2017. В печати.

Бочкарева Н. С., Пешкова М. А. Киноэкфрасис в новелле Лиона Фейхтвангера «Броненосец “Потемкин”» // Практики и интерпретации. 2016. Т. 2(2). С. 87–98.

Бочкарева Н. С., Табункина И. А., Загороднева К. В. Мировая литература и другие виды искусства: экфрастическая поэзия. Пермь, 2012. 90 с.

Бочкарева Н. С., Табункина И. А., Загороднева К. В. Эстетические взаимодействия в литературе и культуре: экфрастическая поэзия XIX века [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016. 1 CD-ROM. Загл. с этикетки диска.

Бочкарева Н. С. и др. Языки региональной культуры: пермская художественная книга / Н. С. Бочкарева, И. А. Табункина, Н. В. Казаринова, Б. М. Проскурнин, Е. А. Князева, К. В. Загороднева, Д. С. Туляков, И. И. Гасумова, Е. О. По-номаренко, А. Х. Мухаметзянова, А. А. Шевченко, А. А. Сидякина, Ю. Н. Баяндина; под общ. ред. Н.С. Бочкаревой; Перм. гос. нац. исслед.

ун-т. Пермь, 2011. 200 с.

Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (К проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточно-славянские параллели. Структура текста. М.: Наука, 1977. С. 259–283.

Брузгене Р. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып. 6. С. 93–99.

Бурдин И. В. Жанр «роман о картине» в современной литературе: «Фламандская доска» А. Переса-Реверте и «Белая голубка Кордовы» Д. Рубиной // Гуманитарный трактат. 2007. № 7. С. 21–25.

Викторова Л. Ю., Бочкарева Н. С. Легенда о мертвом солдате» Б. Брехта и ее переводы на русский язык: музыкальный аспект // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 4(36). С. 117–125. doi 10.17072/2037-6681-2016-4-117-125.

Виншель А. В. Музыка и музыкант в немецкой литературе рубежа ХХ–XXI веков (П. Зюскинд «Контрабас», Х.-Й. Ортайль «Ночь Дон Жуана», Х.-У. Трайхель «Тристан-аккорд»): дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2015. 186 с.

Владимирова Н. Г. Поэтика и семиотика храма в романе Голдинга «Шпиль» // Владимирова Н. Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритании. Великий Новгород, 2001. С. 229–240.

Гашева Н. В., Гашева Н. Н., Белозерова Е. Ю., Плюснина Г. Н. Литература и живопись (опыт изучения взаимодействия искусств). Пермь, 1990. 80 с.

Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. С. 5–22.

Гилева И., Бочкарева Н. С. Образ замка в романах Хораса Уолпола «Замок Отранто» и Анны Радклифф «Удольфские тайны» // Проблемы метода и поэтики в мировой литературе. Пермь, 2005. С. 12–17.

Дарененкова В. С. Символика цвета в «Маленькой черной книге рассказов» А. С. Байетт: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2012. 185 с.

Двойная экспозиция: фотодрамы / сост. и ред. С. П. Лавлинский, В. Я. Малкина. М.: РГГУ, 2016. 145 с.

Дементьев К. А., Проскурнин Б. М. Кинопоэтика «Рождения нации» Д. У. Гриффита в романе Д. Дос Пассоса «Три солдата» // Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2016. С. 296–301.

Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. 316 с.

Джумайло О. А. Новые книги об экфрасисе // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. Т. 1, вып. 1. С. 225–234.

Загороднева К. В. Жанр эссе об искусстве в английской литературе второй половины XIX века: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2010. 231 c.

Зюбина Е. А. Искусство и художник в прозе Артура Шницлера: дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2015. 313 с.

Кассен Б. Эффект софистики / пер. с фр. Л. Россиуса. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 240 с.

Клинг О. Топоэкфрасис: место действия как герой литературного произведения (возможности термина) // Экфрасис в русской литературе: труды лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. С. 97–110.

Коврижина Я. С. Проза Вирджинии Вулф: интермедиальный аспект: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2016. 219 с.

Лейтес Н. С. Немецкий роман 1918–1945 годов (эволюция жанра). Пермь, 1975. 325 с.

Лейтес Н. С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени. Пермь, 1980. 91 с.

Липчанская И. В. Образ Лондона в творчестве Питера Акройда: дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2014. 184 с.

Литература и живопись: сб. ст. Л.: Наука, 1982. 288 с.

Любимова А. Ф. Проблема героя в романе Р.Киплинга «Свет погас» // Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX–XX вв. Пермь, 1976. С. 131–141.

Любимова А. Ф. Художник и общество в рассказах Л. Н. Толстого «Люцерн» и Р. Л. Стивенсона «Провидение и гитара» // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX–XX вв. Пермь, 1988. С. 72–77.

Махов А. Е. Musica Literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005. 224 c.

Мейлах Б. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества // Вопросы литературы. 1964. № 3. С. 3–16.

Пикулева И. А. Проблема синтеза в литературном наследии Обри Бердсли: дис. … канд. филол. наук. Иваново, 2008. 254 c.

Порядина А. А., Бочкарева Н. С. Религия в зеркале архитектурного экфрасиса поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» // Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2016. С. 318–323.

Проломова Л., Бочкарева Н. С. Функции архитектурного экфрасиса в романе Мэтью Грегори Льюиса «Монах» // Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2008. С. 173–179.

Проскурнин Б. М. Изучение мировой литературы в Пермском государственном университете: исторический взгляд в будущее // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 4(36). С. 156–165. doi 10.17072/2037-6681-2016-4-156-165.

Пучков А. А. Поэтика античной архитектуры. Киев: Феникс, 2008. 992 с.

Санникова О. В., Бочкарева Н. С. Архитектурный экфрасис в «Элегии на Ньюстедское Аббатство» Дж. Г. Байрона // Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2017. В печати.

Снытникова Д. И., Бочкарева Н. С. Архитектурный экфрасис в балладе А.Шамиссо «Исчезнувший замок» // Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2015. С. 295–301.

Струкова А. А., Бочкарева Н. С. Архитектурный экфрасис в романе Ф. Кафки «Замок» // Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2015. С. 311–316.

Струкова А. А., Бочкарева Н. С. Функции архитектуры в романе Айн Рэнд «Источник» // Мировая литература в контексте культуры. 2016. Вып 5(11). С. 260–265.

Струкова А. А., Бочкарева Н. С. Экфрасис замка в стихотворении И.В.Гете «Горный замок» и А.Шамиссо «Замок Бонкур» // Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2014. С. 59–62.

Судленкова О. А. Английская поэзия романтизма и современная проза. Минск: МГЛУ, 2015. 152 с.

Тишунина Н. В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 159 с.

Туляков Д. С. Взаимодействие вербального и визуального в авангардной драме первой половины 1910-х годов (на материале сценической композиции В. Кандинского «Желтый звук», оперы А. Крученых «Победа над солнцем» и пьесы У. Льюиса «Враг звезд»): дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013. 231 c.

Тюрина И. О. Великое пророчество: Философская концепция Маршалла Маклюэна // Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» / пер. с англ. И. О. Тюриной. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. С. 5–18.

Фоминых Т. Н., Постнова Е. А. Образ Италии в повести В. А. Каверина «Косой дождь» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 4(16). С. 165–174.

Фрейберг Л. А. Византийская поэзия IV–X вв. и античные традиции // Византийская литература / под ред. С. С. Аверинцева. М.: Наука, 1974. С. 24–76.

Фрейденберг О. М. Образ и понятие. II. Метафора // Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. С. 180–205.

Фэвр-Дюпэрг А. Пастернаковская «Баллада» 1916 года: импровизация в поисках подходящей формы // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. Вып. 1(17). С. 180–193.

Ханжина Е. П. Сонет о произведении визуальных искусств в романтической поэзии США // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX–XX вв. Пермь, 1995. С. 69–75.

Ханжина Е. П. Романтическая поэзия США: жанры, поэтика, стиль. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. 196 с.

Чагина А. П. Поэтика кино в романе Мануэля Пуига «Поцелуй женщины-паука» // Мировая литература в контексте культуры. 2017. Вып. 6(12). В печати.

Чуканцова В. О. Проблема интермедиальности в повествовательной прозе Оскара Уайльда: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2010. 199 с.

Шалагинова А., Бочкарева Н. С. Функция архитектурного экфрасиса в новелле Э. Т. А. Гофмана «Церковь иезуитов в Г.» // Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2008. С. 196–197.

Экфрастические жанры в классической и современной литературе / Н. С. Бочкарева, К. В. Загороднева, Е. О. Пономаренко, А. Г. Рогова, И. А. Табункина, Д. С. Туляков, И. И. Тулякова; под общ. ред. Н. С. Бочкаревой. Пермь, 2014. 204 с.

Яшенькина Р. Ф. Тема искусства в романе Т. Манна «Доктор Фаустус» // Ученые записки Пермского университета. 1962. Т. 23, вып. 2. С. 84–101.

Heffernan J. A. W. Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. Chicago; L.: University Chicago Press, 2004. 249 p.

Ozpek B .B. Ayn Rand, Objectivism and Architecture: A Thesis. Middle East Technical University, 2006. 115 p.

Rippl G. Introduction // Handbook of Intermediality. Literature – Image – Sound – Music / ed. by G. Rippl. Berlin; Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2015. P. 1–34.

Straub J. Nineteenth-century Literature and Photography // Handbook of Intermediality. Literature – Image – Sound – Music / ed. by G. Rippl. Berlin; Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2015. P. 156–172.

Webb R. Ekphrasis Ancient and Modern: the Invention of a Genre // Word  Image. 1999. 15: 1. P. 7–18.

References

Abashev V. V. Devushka s korobkoy v sumerkakh Tiflisa: o roli kinotsitaty v stikhotvorenii Pasternaka [The girl with a hatbox in the dusk of Tbilisi: on the role of cinematic citation in the poem by Boris Pasternak]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2013, issue 1(21), pp. 120–129 (In Russ.)

Abashev V. V. Perm’ kak tekst. Perm’ v russkoy kul’ture i literature 20-go veka [Perm as text. Perm in Russian culture and literature of the 20th century]. Perm, 2000. 404 p. (In Russ.)

Abashev V. V. Tanets kak universaliya kul’tury serebryanogo veka [Dance as a universal of the culture of the Silver Age]. Vremya Dyagileva. Universalii serebryanogo veka. Tret’i Dyagilevskie

chteniya. [Diaghilev’s time. Universals of the Silver Age. The third Diaghilev’s Readings], 1993, issue 1, pp. 7–19. (In Russ.)

Abasheva M. P., Chashchinov E. N. Ekfrasis v romane A. Koroleva «Efron» [Ekphrasis in Anatoly Korolev’s novel “Eron”]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2015, issue 4(32), pp. 89–97. doi 10.17072/2037-6681-2015-4-89-97. (In Russ.)

Antonova K. N. Khudozhestvennyy mir prozy D. G. Lorensa 1910-kh godov: intermedial’nyy aspekt. Diss. kand. filol. nauk [The artistic world of D. G. Lawrenсe’s prose of the 1910s: the intermedial aspect. Cand. philol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2011. 174 p. (In Russ.)

Balandin S. V., Bochkareva N. S. Poema Endryu Marvella «Epplton-khauz» v angloyazychnom literaturovedenii [“Upon Appleton House” by Andrew Marwell in English Literary Studies]. Aktual’nye problemy izucheniya inostrannykh yazykov i literatur: sb. materialov studencheskoy konferentsii [Current problems of studying foreign languages and literatures: proc. of student conf.]. Perm, 2016, pp. 351–358. (In Russ.)

Blinova M. Yu. Drevnegrecheskiy i drevne-rimskiy arkhitekturnyy ekfrasis kak kommunika-tivnyy akt [Ancient Greek and ancient Roman architectural ekphrasis as a communicative act]. Visnik KhDADI [Bulletin of KhSADA], 2010, issue 5, pp. 6–11. (In Russ.)

Borisova I. E. Intermedial’nyy aspekt vzaimodeystviya muzyki i literatury v russkom romantizme. Diss. kand. kul’turol. nauk [Intermedial aspect of the interaction of music and literature in Russian Romanticism. Cand. culturol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2000. 251 p. (In Russ.)

Borisova I. E. Perevod i granitsa: perspektivy intermedial’nosti [Translation and Border: prospects of intermediality]. Toronto Slavic Quarterly, 2007. Available at: http://www.utoronto.ca/tsq/07/borisova07.shtml (accessed 12.09.2015) (In Russ.)

Bochkareva N. S. Zhanrovoe svoeobrazie esse A. S. Bayett «Portrety v literature» [Genre peculiarity of the essay «Portraits in Literature» by A. S. Bayette]. Mirovaya literatura v kontekste kul’tury [World literature in the context of culture], 2016, issue 5(11), pp. 212–219. (In Russ.)

Bochkareva N. S. Obrazy proizvedeniy vizual’nykh iskusstv v literature (na materiale khudozhestvennoy prozy pervoy poloviny 19 veka). Diss. kand. filol. nauk [Images of visual art works in literature (a case study of fiction of the first half of the 19th century). Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 1996. 155 p. (In Russ.)

Bochkareva N. S. Roman o khudozhnike kak «roman tvoreniya» v literaturakh Zapadnoy Evropy i SShA kontsa 8–19 vv.: genezis i poetika. Diss. dokt. filol. nauk [A novel about the artist as a “novel of creation” in literatures of Western Europe and the USA of the late 8th – 19th centuries: genesis and poetics. Dr. philol. sci. diss]. Moscow, 2001. 390 p. (In Russ.)

Bochkareva N. S. Tipologiya «romana o kartine» v sovremennoy angliyskoy literature [Typology of the “novel about the picture” in modern English literature]. Zhanr i ego metamorfozy v literaturakh Rossii i Anglii [Genre and its metamorphosis in the literature of Russia and England]. Vladimir, Vladimir State Humanitarian University Press, 2010, pp. 87–91. (In Russ.)

Bochkareva N. S. Ekfrasticheskiy diskurs v romane Dzh. Barnsa «Metrolend» i v odnoimennoy ekranizatsii F. Sevilla [Ekphrastic discourse in the novel «Metroland» by J. Barnes and in F. Saville’s screen adaptation of the same name]. Problemy natsional’nogo glazami Starogo i Novogo Sveta: sbornik statey: v 2 chastyakh. Chast’ 2. Pod red. Yu. V. Stulova [Problems of the National through the Eyes of the Old and New Worlds: a collection of articles: in 2 ps. Pt. 2. Ed. by Yu. V. Stulov]. Minsk, Minsk State Linguistic University Press, 2015, pp. 146–151. (In Russ.)

Bochkareva N. S., Grafova O. I. Ekfrasis i ekspozitsiya: muzey v prologe (na materiale romanov A. S. Bayett i drugikh proizvedeniy [Ekphrasis and exposition: a museum in prologue (based on novels by A. S. Bayette and other works]. Mirovaya literatura v kontekste kul’tury [World literature in the context of culture], 2013, issue 2(8), pp. 174–179. (In Russ.)

Bochkareva N. S., Zagorodneva K. V. Sovremennaya literatura i izobrazitel’noe iskusstvo. Uchebnoe posobie [Modern Literature and Visual Arts. A Tutorial]. Perm, Perm State Institute of Culture Press, 2016. 100 p. (In Russ.)

Bochkareva N. S., Maysheva K. A. Funktsii fotografii v romane F. S. Fitsdzheral’da «Velikiy Getsbi» [Functions of photography in the novel “The Great Gatsby” by F. S. Fitzgerald]. Vestnik Tomskogo universiteta. Filologiya [Tomsk State University Journal. Philology], 2017. (in print). (In Russ.)

Bochkareva N. S., Peshkova M. A. Kinoekfrasis v novelle Liona Feykhtvangera «Bronenosets “Potemkin”» [Kinoekfrasis in the novel The Battleship “Potemkin” by Lion Feuchtwanger]. Praktiki i interpretatsii: zhurnal filologicheskikh, obrazovatel’nykh i kul’turnykh issledovaniy [Practices and Interpretations: A Journal of Philology, Teaching and Cultural Studies], 2016, vol. 2(2), pp. 87–98. (In Russ.)

Bochkareva N. S., Tabunkina I. A., Zagorodneva K. V. Mirovaya literatura i drugie vidy iskusstva: ekfrasticheskaya poeziya. Uchebnoe posobie [World literature and arts: ekphrastic poetry. Textbook]. Perm, 2012. 90 p. (In Russ.)

Bochkareva N. S., Tabunkina I. A., Zagorod-neva K. V. Esteticheskie vzaimodeystviya v literature i kul’ture: ekfrasticheskaya poeziya 19 veka. Uchebnoe posobie [Aesthetic interactions in literature and culture: ekphrastic poetry of the 19th century. Textbook], Perm, Perm State University Press, 2016. (In Russ.)

Bochkareva N. S. i dr. Yazyki regional’noy kul’tury: permskaya khudozhestvennaya kniga. Kollektivnaya monografiya [Languages of regional culture: Permian art book. Collective monograph]. N. S. Bochkareva, I. A. Tabunkina, N. V. Kazarinova, B. M. Proskurnin, E. A. Knyazeva, K. V. Zagorodneva, D. S. Tulyakov, I. I. Gasumova, E. O. Po-nomarenko, A. Kh. Mukhametzyanova, A. A. Shevchenko, A. A. Sidyakina, Yu. N. Bayandina; Ed. by N. S. Bochkareva. Perm, Perm State University Press, 2011. 200 p. (In Russ.)

Braginskaya N. V. Ekfrasis kak tip teksta (K probleme strukturnoy klassifikatsii) [Ekphrasis as a type of text (To the problem of structural classification)]. Slavyanskoe i balkanskoe yazykoznanie. Karpato-vostochno-slavyanskie paralleli. Struktura teksta [Slavonic and Balkan linguistics. Carpathian-Eastern Slavic parallels. Text structure]. Moscow, Nauka Publ., 1977, pp. 259–283. (In Russ.)

Bruzgene R. Literatura i muzyka: o klassifikatsiyakh vzaimodeystviya [Literature and music: to the classifications of the relations]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2009, issue 6, pp. 93–99. (In Russ.)

Burdin I. V. Zhanr «roman o kartine» v sovremennoy literature: «Flamandskaya doska» A. Peresa-Reverte i «Belaya golubka Kordovy» D. Rubinoy [The genre “novel about the picture”: “The Flanders Panel” by A. Pérez-Reverte and “The White Pegeon of Cordova” by D. Rubina]. Gumanitarnyy traktat [Humanist treatise], 2007, issue 7, pp. 21–25. (In Russ.)

Viktorova L. Yu., Bochkareva N. S. «Legenda o mertvom soldate» B. Brekhta i ee perevody na russkiy yazyk: muzykal’nyy aspect [“The legend of the dead soldier” by B. Brecht and its translations into Russian: musical aspect]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2016, issue 4(36), pp. 117–125. doi 10.17072/2037-6681-2016-4-117-125. (In Russ.)

Vinshel’ A. V. Muzyka i muzykant v nemetskoy literature rubezha 20–21 vekov (P. Zyuskind «Kontrabas», Kh.-Y. Ortayl’ «Noch’ Don Zhuana», Kh.-U. Traykhel’ «Tristan-akkord»). Diss. kand. filol. nauk [Music and a musician in German literature at the turn of the 20th and 21st centuries (“Contrabass” by P. Süskind, “The Night of Don Juan” by H.-J. Ortheil, “Tristan-chord” by H.-U. Treichel). Cand. philol. sci. diss.]. Tambov, 2015. 186 p. (In Russ.)

Vladimirova N. G. Poetika i semiotika khrama v romane Goldinga «Shpil’» [Poetics and semiotics of the temple in the novel “The Spire” by Golding]. Vladimirova N. G. Uslovnost’, sozidayushchaya mir. Poetika uslovnykh form v sovremennom romane

Velikobritanii [Conventionality, creating the world. Poetics of conditional forms in the modern British novel]. Veliky Novgorod, 2001, pp. 229–240. (In Russ.)

Gasheva N. V., Gasheva N. N., Belozerova E. Yu., Plyusnina G. N. Literatura i zhivopis’ (opyt izucheniya vzaimodeystviya iskusstv) [Literature and painting (experience of studying the interaction of arts)]. Perm, 1990. 80 p. (In Russ.)

Geller L. Voskreshenie ponyatiya, ili Slovo ob ekfrasise [The resurrection of the concept, or the Word about ekphrasis]. Ekfrasis v russkoy literature: trudy Lozannskogo simpoziuma. Pod red. L. Gellera [Ekfrasis in Russian literature: Works of the Lausanne Symposium. Ed. by L. Geller]. Moscow, MIK Publ., pp. 5–22. (In Russ.)

Gileva I., Bochkareva N. S. Obraz zamka v romanakh Khorasa Uolpola «Zamok Otranto» i Anny Radkliff «Udol’fskie tayny» [The image of the castle in the novel “The Otranto Castle” by Horace Walpole and “The Mysteries of Udolpho” by Anna Radcliffe]. Problemy metoda i poetiki v mirovoy literature [Problems of Method and Poetics in World Literature], Perm, 2005, pp. 12–17. (In Russ.)

Darenenkova V. S. Simvolika tsveta v «Ma-len’koy chernoy knige rasskazov» A. S. Bayett. Diss. kand. filol. nauk [The symbolism of color in the “Little Black Book of Stories” by A. S. Byatt. Cand. philol. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2012. 185 p. (In Russ.)

Dvoynaya ekspozitsiya: fotodramy. Sost. i red. S. P. Lavlinskiy, V. Ya. Malkina [Double exposition: photodramas. Ed. by S. P. Lavlinskiy, V. Ya. Malkina], Moscow, Russian State University for the Humanities Press, 2016. 145 p. (In Russ.)

Dement’ev K. A., Proskurnin B. M. Kinopoetika «Rozhdeniya natsii» D. U. Griffita v romane D. Dos Passosa «Tri soldata» [Film Poetics of “The Birth of a Nation” by D. W. Griffith in the novel “Three Soldiers” by D. Dos Passos]. Aktual’nye problemy izucheniya inostrannykh yazykov i literatur: sb. materialov studencheskoy konferentsii [Current problems of studying foreign languages and literatures: proc. of student conf.]. Perm, 2016, pp. 296–301. (In Russ.)

Dmitrieva N. A. Izobrazhenie i slovo [Image and word]. Moscow, Art Publ., 1962. 316 p. (In Russ.)

Dzhumaylo O. A. Novye knigi ob ekfrasise [New books on ekfrasis]. Praktiki i interpretatsii: zhurnal filologicheskikh, obrazovatel’nykh i kul’turnykh issledovaniy [Practices and Interpretations: A Journal of Philology, Teaching and Cultural Studies], 2016, vol. 1, issue 1, pp. 225–234. (In Russ.)

Zagorodneva K. V. Zhanr esse ob iskusstve v angliyskoy literature vtoroy poloviny 19 veka. Diss. kand. filol. nauk [Essay genre on art in English literature of the second half of the 19th century. Cand. philol. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2010. 231 p. (In Russ.)

Zyubina E. A. Iskusstvo i khudozhnik v proze Artura Shnitslera. Diss. kand. filol. nauk [Art and an artist in the prose of Arthur Schnitzler. Cand. philol. sci. diss.]. Saratov, 2015. 313 p. (In Russ.)

Kassen B. Effekt sofistiki. Per. s fr. L. Rossiusa [The effect of sophistry. Transl. from French by L. Rossius]. Moscow, St. Petersburg, Universitet-skaya kniga Publ., 2000. 240 p. (In Russ.)

Kling O. Topoekfrasis: mesto deystviya kak geroy literaturnogo proizvedeniya (vozmozhnosti termina) [Topoekphrasis: the scene of action as the hero of a literary work (the possibility of a term)]. Ekfrasis v russkoy literature: trudy Lozannskogo simpoziuma. Pod red. L. Gellera [Ekfrasis in Russian literature: Works of the Lausanne Symposium. Ed. by L. Geller]. Moscow, MIK Publ., pp. 97–110. (In Russ.)

Kovrizhina Ya. S. Proza Virdzhinii Vulf: intermedial’nyy aspekt. Diss. kand. filol. nauk [Virginia Woolf’s prose: the intermedial aspect. Cand. philol. sci. diss.]. St. Peterburg, 2016. 219 p. (In Russ.)

Leites N. S. Nemetskiy roman 1918–1945 godov (evolyutsiya zhanra) [The German novel of 1918–1945 (the evolution of the genre)]. Perm, 1975. 325 p. (In Russ.)

Leites N. S. Cherty poetiki nemetskoy literatury novogo vremeni [The features of the poetics of German literature of modern times]. Perm, 1980. 91 p. (In Russ.)

Lipchanskaya I. V. Obraz Londona v tvorchestve Pitera Akroyda. Diss. kand. filol. nauk [The image of London in Peter Ackroyd’s works. Cand. philol. sci. diss.]. Saratov, 2014. 184 p. (In Russ.)

Literatura i zhivopis’ [Literature and painting]. Leningrad, Nauka Publ., 1982. 288 p. (In Russ.)

Lyubimova A. F. Problema geroya v romane R. Kiplinga «Svet pogas» [The problem of the hero in the novel «The Light That Failed» by R. Kipling]. Problemy metoda, zhanra i stilya v progressivnoy literature Zapada 19–20 vekov [Problems of method, genre and style in the progressive literature of the West of the 19th–20th centuries]. Perm, 1976, pp. 131–141. (In Russ.)

Lyubimova A. F. Khudozhnik i obshchestvo v rasskazakh L. N. Tolstogo «Lyutsern» i R. L. Sti-vensona «Providenie i gitara» [An artist and society in stories «Lucerne» by L. N. Tolstoy and “Providence and the Guitar” by R. L. Stevenson]. Traditsii i vzaimodeystviya v zarubezhnoy literature 19–20 vekov [Traditions and interactions in foreign literature of the 19th–20th centuries]. Perm, 1988, pp. 72–77. (In Russ.)

Makhov A. E. Musica Literaria: ideya slovesnoy muzyki v evropeyskoy poetike [Musica Literaria: The idea of verbal music in European poetics]. Moscow, Intrada Publ., 2005. 224 p. (In Russ.)

Meylakh B. Vzaimodeystvie iskusstv i zadachi izucheniya khudozhestvennogo tvorchestva [The interaction of arts and the study of artistic creativity]. Voprosy literatury [Voprosy literatury], 1964, issue 3, pp. 3–16. (In Russ.)

Pikuleva I. A. Problema sinteza v literaturnom nasledii Obri Berdsli. Diss. kand. filol. nauk [The problem of synthesis in Aubrey Beardsley’s literary heritage. Cand. philol. sci. diss.]. Ivanovo, 2008. 254 p. (In Russ.)

Poryadina A. A., Bochkareva N. S. Religiya v zerkale arkhitekturnogo ekfrasisa poemy Bayrona «Palomnichestvo Chayl’d Garol’da» [Religion in the mirror of the architectural ekphrasis of “Childe Harold’s Pilgrimage” by Byron]. Aktual’nye problemy izucheniya inostrannykh yazykov i literatur: sb. materialov studencheskoy konferentsii [Current problems of studying foreign languages and literatures: proc. of student conf.]. Perm, 2016, pp. 318–323. (In Russ.)

Prolomova L., Bochkareva N. S. Funktsii arkhitekturnogo ekfrasisa v romane Met’yu Gregori L’yuisa «Monakh» [Functions of architectural ekphrasis in the novel “Monk” by Matthew Gregory Lewis]. Mirovaya literatura v kontekste kul’tury [World literature in the context of culture]. Perm, 2008, pp. 174–179. (In Russ.)

Proskurnin B. M. Izuchenie mirovoy literatury v Permskom gosudarstvennom universitete: istori-cheskiy vzglyad v budushchee [World literature teaching and studies at Perm State University: historical view into the future]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2016, issue 4(36), pp. 156–165. doi 10.17072/2037-6681-2016-4-156-165. (In Russ.)

Puchkov A. A. Poetika antichnoy arkhitektury [The Poetics of Ancient Architecture]. Kiev, Feniks Publ., 2008. 992 p. (In Russ.)

Sannikova O. V., Bochkareva N. S. Arkhitek-turnyy ekfrasis v «Elegii na N’yustedskoe Abbatstvo» Dzh. G. Bayrona [Architectural ekfrasis in «Elegy on the Newstead Abbey» by G. G. Byron]. Aktual’nye problemy izucheniya inostrannykh yazykov i literatur: sb. materialov studencheskoy konferentsii [Current problems of studying foreign languages and literatures: proc. of student conf.]. Perm, 2017. (in print). (In Russ.)

Snytnikova D. I., Bochkareva N. S. Arkhitek-turnyy ekfrasis v ballade A. Shamisso «Ischeznuvshiy zamok» [Architectural ekphrasis in the ballad “The Vanished Castle” by A. Chamissot]. Aktual’nye problemy izucheniya inostrannykh yazykov i literatur: sb. materialov studencheskoy konferentsii [Current problems of studying foreign languages and literatures: proc. of student conf.]. Perm, 2015, pp. 295–301. (In Russ.)

Strukova A. A., Bochkareva N. S. Arkhitektur-nyy ekfrasis v romane F. Kafki «Zamok» [Architectural ekphrasis in the novel “The Castle” by F. Kafka]. Aktual’nye problemy izucheniya inostrannykh yazykov i literatur: sb. materialov studencheskoy konferentsii [Current problems of studying foreign languages and literatures: proc. of student conf.]. Perm, 2015, pp. 311–316. (In Russ.)

Strukova A. A., Bochkareva N. S. Funktsii arkhitektury v romane Ayn Rend «Istochnik» [Functions of architecture in the novel «The Source» by Ayn Rand]. Mirovaya literatura v kontekste kul’tury [World literature in the context of culture], 2016, issue 5(11), pp. 260–265. (In Russ.)

Strukova A. A., Bochkareva N. S. Ekfrasis zamka v stikhotvorenii I. V. Gete «Gornyy zamok» i A. Shamisso «Zamok Bonkur» [The ekphrasis of the castle in the poems “The Mountain Castle” by I. Goethe and “Boncourt Castle” by A. Chamissot] Aktual’nye problemy izucheniya inostrannykh yazykov i literatur: sb. materialov studencheskoy konferentsii [Current problems of studying foreign languages and literatures: proc. of student conf.]. Perm, 2014, pp. 59–62. (In Russ.)

Sudlenkova O. A. Angliyskaya poeziya romantizma i sovremennaya proza [English poetry of romanticism and modern prose]. Minsk, Minsk State Linguistic University Press, 2015. 152 p. (In Russ.)

Tishunina N. V. Zapadnoevropeyskiy simvolizm i problema vzaimodeystviya iskusstv: opyt intermedial’nogo analiza [Western European Symbolism and the Problem of the Interaction of the Arts: Experience of Intermedial Analysis]. St. Peterburg, Herzen University Press, 1998. 159 p. (In Russ.)

Tulyakov D. S. Vzaimodeystvie verbal’nogo i vizual’nogo v avangardnoy drame pervoy poloviny 1910-kh godov (na materiale stsenicheskoy kompozitsii V. Kandinskogo «Zheltyy zvuk», opery A. Kruchenykh «Pobeda nad solntsem» i p’esy U. L’yuisa «Vrag zvezd»). Diss. kand. filol. nauk [The interaction of verbal and visual in the avant-garde drama of the first half of the 1910s (based on the scenic composition «The Yellow Sound» by V. Kandinsky, the opera «Victory over the Sun» by A. Kruchenykh and the play «The Enemy of the Stars» by W. Lewis). Cand. philol. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2013. 231 p. (In Russ.)

Tyurina I. O. Velikoe prorochestvo: Filosofskaya kontseptsiya Marshalla Maklyuena [The Great prophecy: the philosophical concept of Marshall McLuhan]. Maklyuen M. Galaktika Gutenberga: Stanovlenie cheloveka pechatayushchego. Per. s angl. I. O. Tyurinoy [McLuhan M. Gutenberg’s galaxy: genesis of the typographic man. Transl. from English by I. O. Tyurina]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., Fond «Mir» Publ., 2005, pp. 5–18. (In Russ.)

Fominykh T. N., Postnova E. A. Obraz Italii v povesti V. A. Kaverina «Kosoy dozhd’» [The image of Italy in V. A. Kaverin’s “The Slanting Rain”]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2011, issue 4(16), pp. 165–174. (In Russ.)

Freiberg L. A. Vizantiyskaya poeziya 4–10 vv. i antichnye traditsii [Byzantine poetry of the 4–10 centuries and ancient traditions]. Vizantiyskaya li-teratura. Pod red. S. S. Averintseva [Byzantine literature. Ed. by S. Averintsev]. Moscow, Nauka Publ., 1974, pp. 24–76. (In Russ.)

Freidenberg O. M. Obraz i ponyatie. II. Metafora [Image and concept. II. Metaphor]. Freidenberg O. M. Mif i literatura drevnosti [Myth and literature of antiquity]. Moscow, Nauka Publ., 1978, pp. 180–205. (In Russ.)

Faivre Dupaigre A. Pasternakovskaya «Ballada» 1916 goda: improvizatsiya v poiskakh podkhodyashchey formy [B. Pasternak’s 1916 «Ballade»: improvisation in search of appropriate form]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2012, issue 1(17), pp. 180–193. (In Russ.)

Khanzhina E. P. Sonet o proizvedenii vizual’nykh iskusstv v romanticheskoy poezii SShA [Sonnet about the works of visual arts in romantic poetry of the USA]. Problemy metoda i poetiki v zarubezhnoy literature 19–20 vekov [Problems of method and poetics in foreign literature of the 19th–20th centuries]. Perm, 1995, pp. 69–75. (In Russ.)

Khanzhina E. P. Romanticheskaya poeziya SShA: zhanry, poetika, stil’ [Romantic poetry of the USA: genres, poetics, style]. Perm, Perm State University Press, 1998, 196 p. (In Russ.)

Chagina A. P. Poetika kino v romane Manuelya Puiga «Potseluy zhenshchiny-pauka» [Poetics of cinema in the novel «Kiss of the Spider Woman» by Manuel Puig]. Mirovaya literatura v kontekste kul’tury [World literature in the context of culture], 2017, issue 6(12). (in print). (In Russ.)

Chukantsova V. O. Problema intermedial’nosti v povestvovatel’noy proze Oskara Uayl’da. Diss. kand. filol. nauk [The problem of intermediality in Oscar Wilde’s narrative prose. Cand. philol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2010. 199 p. (In Russ.)

Shalaginova A., Bochkareva N. S. Funktsiya arkhitekturnogo ekfrasisa v novelle E. T. A. Gof-mana «Tserkov’ iyezuitov v G.» [Function of the architectural ekphrasis in the novel «Jesuit Church in G.» by E. T. A. Hoffmann]. Mirovaya literatura v kontekste kul’tury [World literature in the context of culture]. Perm, 2008, pp. 196–197. (In Russ.)

Ekfrasticheskie zhanry v klassicheskoy i sovremennoy literature: monografiya. N. S. Bochkareva, K. V. Zagorodneva, E. O. Ponomarenko, A. G. Rogova, I. A. Tabunkina, D. S. Tulyakov, I. I. Tulyakova; pod obshch. red. N. S. Bochkarevoy. [Ekphrastic genres in classical and modern literature. Monograph. Ed. by N. S. Bochkareva et al.]. Perm, 2014. 204 p. (In Russ.)

Yashen’kina R. F. Tema iskusstva v romane T. Manna «Doktor Faustus» [The theme of art in the novel “Doctor Faustus” by Th. Mann]. Uchenye zapiski Permskogo universiteta [Proceedings of the Perm State University], 1962, vol. 23, issue 2, pp. 84–101. (In Russ.)

Heffernan J. A. W. Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. Chicago, London, University Chicago Press, 2004. 249 p. (In Eng.)

Özpek B .B. Ayn Rand, Objectivism and Architecture: A Thesis. Middle East Technical University, 2006. 115 p. (In Eng.)

Rippl G. Introduction. Handbook of Intermediality. Literature – Image – Sound – Music. Ed. by G. Rippl. Berlin/Boston, Walter de Gruyter GmbH, 2015, pp. 1–34. (In Eng.)

Straub J. Nineteenth-century Literature and Photography. Handbook of Intermediality. Literature – Image – Sound – Music. Ed. by G. Rippl. Berlin/Boston, Walter de Gruyter GmbH, 2015, pp. 156–172. (In Eng.)

Webb R. Ekphrasis Ancient and Modern: the Invention of a Genre. Word  Image. 1999, issue 15: 1, pp. 7–18. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2017-10-08

Как цитировать

Бочкарёва (Nina S. Bochkareva) Н. С., & Новокрещенных (Irina A. Novokreshchenykh) И. А. (2017). ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСКУССТВ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ (опыт кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного национального исследовательского университета). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 9(2). извлечено от https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/855

Выпуск

Раздел

К 100-ЛЕТИЮ УНИВЕРСИТЕТА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)