Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология https://press.psu.ru/index.php/philology <p align="justify">Научный периодический рецензируемый журнал<strong> «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» </strong>зарегистрирован в 2009 г. Издаётся Пермским государственным национальным исследовательским университетом.</p> <p>Одна из задач журнала – формирование тематических научных площадок для обмена мнениями, предложениями и опытом в данных научных областях. Журнал публикует проблемные статьи и аналитические обзоры по актуальным вопросам современной филологической науки; результаты теоретических, экспериментальных и практических исследований в области языкознания, литературоведения, журналистики. К публикации принимаются качественные, оригинальные авторские исследования, ранее нигде не издававшиеся.</p> <p>С 19.02.2010 года издание включено в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.</p> <p>Статьи на русском и английском языках принимаются круглый год. Периодичность выхода выпусков журнала 4 раза в год (март, июнь, сентябрь, декабрь).</p> <div> <div> <p>С 19.02.2010 года издание включено в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук: 10.01.01 – Русская литература, 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы), 10.01.08 – Теория литературы. Текстология, 10.01.09 – Фольклористика, 10.01.10 – Журналистика, 10.02.01 – Русский язык, 10.02.02 – Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи), 10.02.03 – Славянские языки, 10.02.04 – Германские языки, 10.02.14 – Классическая филология, византийская и новогреческая филология, 10.02.19 – Теория языка, 10.02.20 – Сравнительно-историческое типологическое и сопоставительное языкознание, 10.02.21 – Прикладная и математическая лингвистика;</p> </div> </div> <div>с 28.12.2018 года по 16.10.2022 год: 10.01.01 – Русская литература (филологические науки), 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы) (филологические науки), 10.01.10 – Журналистика (филологические науки), 10.02.01 – Русский язык (филологические науки), 10.02.02 – Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи) (филологические науки), 10.02.03 – Славянские языки (филологические науки), 10.02.04 – Германские языки (филологические науки), 10.02.19 – Теория языка (филологические науки), 10.02.20 – Сравнительно-историческое типологическое и сопоставительное языкознание (филологические науки), 10.02.21 – Прикладная и математическая лингвистика (филологические науки) <p>с 01.02.2022 года: 5.9.3. Теория литературы (филологические науки), 5.9.4. Фольклористика (филологические науки), 5.9.7. Классическая, византийская и новогреческая филология (филологические науки)</p> <p>с 21.02.2023 года: 5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации (филологические науки), 5.9.2. Литературы народов мира (филологические науки), 5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки), 5.9.6. Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков) (филологические науки), 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки), 5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика (филологические науки), 5.12.3. Междисциплинарные исследования языка (филологические науки), 5.12.3. Междисциплинарные исследования языка (философские науки).</p> </div> <p>Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС 77-66482 от 14.07.2016 г. (<a href="http://rfp.psu.ru/2018_NM.pdf">см.</a>)</p> <p>Подписной индекс журнала «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология»<br />в онлайн-каталоге «Урал-Пресс» – 41008</p> <p><a href="https://www.ural-press.ru/catalog/98131/8963075/" target="_blank" rel="noopener">https://www.ural-press.ru/catalog/98131/8963075/</a></p> <p>Международный стандартный номер серийных изданий – ISSN 2073-6681 (<a href="http://rfp.psu.ru/2018_ISSN.pdf">см.</a>), ISSN online – 2658-6711 (<a href="https://press.psu.ru/index.php/philology/manager/files/downloads/213649.pdf" target="_blank" rel="noopener">см.</a>).</p> <p>Префикс DOI: 10.17072/2073-6681.</p> <p>Журнал включен в специализированную информационно-аналитическую систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ). Полные тексты статей в открытом доступе представлены на сайте издания (<a href="https://press.psu.ru/index.php/philology/issue/archive" target="_blank" rel="noopener">http://press.psu.ru/index.php/philology/issue/archive</a>) и на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU (<a href="http://elibrary.ru/title_about.asp?id=28197" target="_blank" rel="noopener">http://elibrary.ru/title_about.asp?id=28197</a>).</p> <p>Журнал также включен в: подписные отечественные каталоги: Печатный каталог «Пресса России», «Пресса По Подписке» (онлайн); зарубежные библиотеки и базы данных: EBSCO (США), Library of Congress (Библиотека Конгресса США), WorldCat, <a href="https://scholar.google.com/citations?hl=ru&amp;user=1mBJNhoAAAAJ" target="_blank" rel="noopener">Google Scholar</a>; отечественные библиотеки и базы данных: Электронно-библиотечная система IPRbooks, Электронно-библиотечная система «Лань», Национальный цифровой ресурс «Руконт», КиберЛенинка; в каталог журналов открытого доступа DOAJ (Directory of Open Access Journals).</p> <p>Материалы этого журнала публикуются по <a href="http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/" target="_blank" rel="noopener">лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.</a></p> <p><em><a href="http://rfp.psu.ru/archive/ethics.pdf" target="_blank" rel="noopener">Положение об этике публикаций</a></em></p> <p><em><a href="http://rfp.psu.ru/archive/editorualboard_statue.pdf" target="_blank" rel="noopener">Положение о редакционных советах</a></em></p> <p><em><a href="http://rfp.psu.ru/archive/permeditorualboard_statue.pdf" target="_blank" rel="noopener">Устав редакций научных журналов ПГНИУ</a></em></p> <p><a href="https://press.psu.ru/index.php/philology/foreignagents" target="_blank" rel="noopener"><em>Иноагенты</em></a></p> <p align="center"><strong>Уважаемые авторы! Статьи просим подавать через электронную редакцию и на электронную почту журнала <a href="https://e.mail.ru/compose/?mailto=mailto%3alanglit2009@mail.ru" target="_blank" rel="noopener noreferrer">langlit2009@mail.ru</a></strong></p> <p align="center"><strong>Обратиться к архивам журнала до 2015 года можно по ссылке <a href="http://www.rfp.psu.ru/archive.htm" target="_blank" rel="noopener">http://www.rfp.psu.ru/archive.htm</a></strong></p> ru-RU langlit2009@mail.ru (Ирина Александровна Новокрещенных (Irina A. Novokreshchennykh)) theyareeverywhere@gmail.com (Алексей Васильевич Пустовалов (Aleksey Pustovalov)) Mon, 28 Jul 2025 00:00:00 +0000 OJS 3.3.0.8 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Вклад Г. Н. Чагина в лингвистическое изучение Пермского края https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10647 <p>Проанализирован вклад историка, этнографа, этнолога, краеведа Георгия Николаевича Чагина в лингвистическое изучение Пермского края. Статья рассчитана не только на узких специалистов-лингвистов, но и исследователей в иных гуманитарных сферах. Среди научных интересов Г.&nbsp;Н.&nbsp;Чагина обнаруживаются две основные лингвистические области. Во-первых, ученый выстраивал межпредметные связи, обращаясь к языковым данным с целью изучения этногенеза и миграционных процессов в Пермском регионе. На примере одного из наиболее значимых трудов ученого (монографии «Пермь Великая в топонимических доказательствах») рассмотрены принципиальные подходы историка к изучению ономастики (топонимов, фамилий местных жителей, этнонимов). Подчеркнута особая значимость приложения к монографии – «Материалов к словарю географических названий Северного Прикамья», которые нуждаются в полноценном исследовании филологами, историками, географами. Оговаривается общность методологических подходов Г.&nbsp;Н.&nbsp;Чагина и лингвистов: с опорой на этимологию имен собственных, ономастические изоглоссы, количественные данные и др. Подчеркивается, что, несмотря на отдельные ошибки и неточности, вклад историка-этнографа в пермскую лингвистику неоспорим. Во-вторых, крайне значима деятельность Г.&nbsp;Н.&nbsp;Чагина по возрождению языка и культуры коми-язьвинцев, имевшая конечной целью утвердить и закрепить этническую идентичность этой группы жителей Красновишерского района Пермского края как отдельного народа. Вопреки всем усилиям ученого, вопрос об этом не решен окончательно, однако именно Г.&nbsp;Н.&nbsp;Чагин его актуализировал. В итоге исследователем введены в научный оборот новые языковые материалы, обозначены отдельные перспективные задачи по изучению лингвистических данных язьвинского варианта коми языка, использован прикладной потенциал лингвистических ресурсов как источника неязыковой информации, актуализирован социально-политический потенциал конкретного языка как одного из факторов национального самосознания и самоопределения.</p> Мария Владимировна Боброва Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10647 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 Образ Москвы в медиатекстах туристических агентств и в языковом сознании россиян https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10649 <p>В статье представлен сравнительный анализ образов Москвы, один из которых сформирован в медиатекстах туристических агентств, а второй существует в языковом сознании россиян. Актуальность исследования обусловлена важной ролью Москвы как туристического центра и необходимостью изучения механизмов языкового конструирования городского образа. Цель работы&nbsp;– установить сходства и различия в структуре образа Москвы в медиатекстах и в восприятии россиян, а также определить причины выявленных расхождений. Модели образа Москвы, включающие ядерные, предъядерные и периферийные компоненты, построены на основе анализа медиатекстов и реакций информантов, полученных в лингвистическом эксперименте. Объем материала исследования составили 223 словоупотребления в медиатекстах, взятых с официальных сайтов туристических агентств, и 217&nbsp;реакций информантов из разных регионов России. Результаты показали, что медиатексты формируют идеализированный образ Москвы, акцентируя историко-культурные особенности, уникальность и привлекательность города для туристов, и избегают обсуждения бытовых аспектов городской жизни. В языковом сознании россиян преобладают характеристики, связанные с личным опытом повседневной жизни (размер, настроение, шум, комфорт, чистота и др.). Ядерные и предъядерные компоненты медийного образа Москвы и образа, закрепленного в языковом сознании Россиян, почти не пересекаются. Сделан вывод о необходимости при разработке маркетинговых стратегий продвижения как туристического бренда Москвы учитывать реальное восприятие столицы россиянами. Представленные результаты могут быть полезны специалистам в области психолингвистики, когнитивной лингвистики, а также маркетинга и рекламы.</p> Цзюаньцзюань Ван, Елена Валентиновна Ерофеева Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10649 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 Из истории жанра «описание клинического случая» https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10650 <p>Описание клинического случая – один из важнейших жанров письменного медицинского дискурса, однако он еще не получил достаточного освещения в исторической перспективе, что обусловливает актуальность исследования. Материалом работы служит труд португальского врача XVI&nbsp;в. Амато Лузитано «Центурии», содержащий 700 текстов названного жанра. Не являясь создателем жанра, Лузитано вносит существенный вклад в его популяризацию и развитие, что побуждает изучить особенности реализации этого жанра именно в его работе. Цель статьи – анализ композиционной схемы описаний клинического случая и языковых средств ее презентации для периода XVI&nbsp;в., а также сопоставление с современным жанровым каноном. В результате установлено, что обязательными композиционными элементами жанра у Лузитано являются заглавие с обозначением диагноза или кратким изложением содержания, основная часть с описанием клинической картины и способа лечения и заключение с констатацией исхода лечения. В основную часть обязательно включается жанр «рецепт». Данная схема в целом идентична современной, однако ее языковое наполнение, за исключением жанра «рецепт», еще не стандартизовано. Композиционные элементы, эквивалентные введению и обсуждению, обязательные для современных статей, у Лузитано факультативны. Они вводятся тремя способами: ссылками непосредственно в тексте, вынесением в затекстовые схолии, диалогизацией. Характерной чертой «Центурий» выступает наличие информации, избыточной с точки зрения конкретных случаев или медицины как таковой. Выявлено, что при соответствии жанра описания клинического случая в XVI&nbsp;в. современному жанровому канону в целом эпоха Ренессанса допускает большую свободу его как композиционного, так и содержательного и собственно языкового выражения.</p> Наталия Ивановна Данилина Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10650 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 «Царь-рыба» В. Астафьева: публицистичность как жанровый формат https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10651 <p>Статья посвящена одному из ключевых произведений крупнейшего русского прозаика и публициста второй половины ХХ в. В. П. Астафьева. Цель исследования – выявление жанровой специфики произведения, которое сам писатель определил как «повествование в рассказах». В основе аналитического алгоритма – методы, разработанные в русле теории публицистического творчества. С точки зрения авторов, уже в жанровом определении проявляется установка на использование публицистического художественно-жанрового формата, предполагающего не только определенную последовательность содержательных компонентов, характеризующихся предельной актуальностью, и не менее определенное речевое оформление, но и отчетливое доминирование в персонажной системе автора-повествователя. Основной вывод: зафиксированное в астафьевском тексте присутствие автора, провоцирующее восприятие «Царь-рыбы» как произведения художественно-публицистического, обусловлено предельной актуальностью жизненного материала, глубинное, сущностное освоение которого в момент создания текста еще не произошло. Использование разножанровых публицистических текстовых компонентов как проявление активности повествователя обусловлено начальной стадией освоения актуального жизненного материала. Публицистически фиксируется направление осмысления заявленных тем и проблем, что вполне объяснимо для эпохального пограничья. По сути, публицистический формат (способ и форма) представления жизненного материала в данном случае становится проявлением закономерности литературного творчества, предполагающей определенную логику, способ, этапность осмысления актуальных тем и проблем.</p> Лилия Рашидовна Дускаева, Наталья Сергеевна Цветова Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10651 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 Сравнительный анализ употребления феминитивов в речи билингвов и монолингвов (на материале русского и греческого языков) https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10652 <p>Данное исследование проведено в рамках гендерной лингвистики, главной задачей которой является изучение того, как грамматические категории, связанные с биологическим полом, отражаются в языке и влияют на восприятие мужчины и женщины в сознании носителей этого языка. Статья посвящена изучению использования феминитивов в русском и греческом языках среди билингвов и монолингвов. Цели исследования – выявить тенденции в употреблении женских коррелятов названий профессий и должностей в юридической и политической сферах деятельности, а также определить влияние языковой среды на формирование языковой нормы в отношении гендерно обусловленной лексики. В рамках исследования проведен эксперимент, раскрывающий использование феминитивов среди русско-греческих естественных билингвов 16–25 лет, поживающих на Кипре и изучающих английский язык как иностранный, и искусственных билингвов, носителей русского/греческого языков, также владеющих английским. Участникам были предложены тексты на английском языке, содержащие профессиональные обозначения. Задачей респондентов было перевести предложения так, чтобы агентивный субъект или адресат обозначал лицо женского пола, после чего был проведен систематический анализ использования феминитивов и их деривационных моделей, который показал гендерную асимметрию в обоих языковых контекстах, отражающую неравноправное представление мужского и женского полов в языковом сознании носителей. Основные выводы подчеркивают важность языковой среды и культурных факторов в формировании гендерно-специфической лексики, используемой в повседневной коммуникации и СМИ, и указывают на наличие интерференции в речи билингвов.</p> Вероника Викторовна Катермина, Ольга Николаевна Логутенкова Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10652 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 Классификация песенного дискурса в формальной, функциональной и когнитивной лингвистике https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10653 <p>Статья посвящена классификации песенного дискурса на основе формального, функционального и когнитивного подходов к анализу дискурса. Целью исследования является обобщение существующих на данный момент типологий дискурса и создание собственной классификации с диверсификацией основных направлений дискурсивного анализа структуралистов и постструктуралистов. Материалом для работы послужили песни в исполнении Э.&nbsp;Пресли в 1950–1970 гг. Методами исследования стали обобщение и классификация на базе структурных и функциональных признаков дискурса. С позиций формализма различают признаки эксплицитности и имплицитности, жанрового, семантического, стилистического и дискурсивного соответствия. Вводится понятие системообразующей метафоры (служащей для парадигмальной связи в дискурсе) и частной метафоры (служащей для синтагматической связи). Типология с точки зрения функционального подхода содержит в себе аспекты и категории, связанные с коммуникативно-прагматическим компонентом дискурса: место, время (синхронность), ход, тональность и способы коммуникации, характеристики и взаимоотношения адресатов и адресантов. Когнитивный подход предполагает типологию: по наличию общепризнанных установок, метанарративов, концептов и их бинарных оппозиций; связи с ментальными и контекстными моделями, репрезентированными в дискурсе; наличию дискурсивных фреймов, то есть предвосхищений ключевых компонентов (моделей), присущих данному дискурсу; соотнесенности метафор с гештальтами (способами формирования концептов); характеру интердискурсивности. Вводятся дихотомические понятия интердискурсивной интерференции – конгломерата нескольких дискурсов, создающих несогласованный диалог; и интердискурсивной когеренции – сочетания дискурсов в согласованном диалоге.</p> Марианна Владимировна Мальцева Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10653 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 Морфология личных местоимений удмуртского языка в грамматике М. А. Мышкина https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10654 <p>В статье рассматриваются оригинальные падежные формы личных местоимений 1-го и 2-го лица, единственного и множественного числа, зафиксированные в труде Михаила Алексеева Мышкина «Краткой отяцкія грамматики опытъ» (конец 1770-х гг.). В пределах небольшого языкового ареала (с. Укан и близлежащие деревни) были распространены три варианта инструменталя единственного числа, косвенные формы личных местоимений множественного числа образованы по «шаблону» коми языков – от основ генитива. В работе анализируются вопросы о причинах появления такого разнообразия падежных форм и о том, являются ли отгенитивные формы заимствованиями из близкородственных языков. В ходе исследования проводился морфологический и сравнительно-исторический анализ падежных форм, были привлечены примеры из коми-пермяцкого и коми-зырянского языков. Для выявления интенсивности межъязыковых контактов проводился анализ публикаций, посвященных изучению топонимов в частности и межэтнических контактов в целом. По результатам работы высказано предположение, что варианты инструменталя единственного числа: с суффиксами простого и притяжательного склонения и дублированным суффиксом – могли появиться в силу миграционных процессов внутри удмуртского этноса. Обнаружено, что отгенитивные падежные формы личных местоимений множественного числа не могут быть заимствованием, так как на данный момент исторические и лингвистические исследования не подтверждают существования настолько тесных и длительных контактов между носителями удмуртского и коми языков, чтобы могла заимствоваться такая консервативная часть грамматики, как падежные формы личных местоимений. Архаичные формы могут являться либо подтверждением идеи об ареальных и ареально-генетических связях между близкородственными народами, либо собственно удмуртским диалектным явлением, уходящим корнями в общепермский язык.</p> Татьяна Владимировна Пантюхина Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10654 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 Без-префиксальные дериваты корней -голос-/-глас- и -молв- в истории русского литературного языка и в говорах: семантико-мотивационный аспект https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10656 <p>Настоящая работа посвящена изучению <em>без</em>-префиксальной лексики, образованной от корней -<em>голос</em>-/-<em>глас</em>- и -<em>молв</em>-, в истории русского литературного языка и в говорах. Основная цель исследования – выявление семантико-мотивационного своеобразия обозначенных словообразовательных гнезд, которое дает возможность охарактеризовать особенности метаязыковой рефлексии носителей языка в русской лингвокультурной традиции. В работе анализируется семантика <em>без</em>-производной лексики<em>, </em>предлагаются мотивационные решения для нетривиальных случаев развития семантики данной лексической группы, описываются особенности функционирования лексем в литературном варианте языка и в говорах. Выясняется, что мотивационный признак отсутствия <em>голоса</em> скрывается во внутренней форме слов, называющих качества человека преимущественно негативного характера; с отсутствием же <em>молвы</em>, наоборот, связываются, скорее, социально одобряемые человеческие характеристики и качества. Анализ семантики описанной в работе лексики и контекстов, в которых она употребляется, показывает, что подобные различия свидетельствуют о ценностях носителей языка: умение верно распорядиться «инструментами» коммуникации мыслится как более важное, чем собственно наличие и состояние этих «инструментов».</p> Наталия Александровна Попова Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10656 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 Пермские «Подслушано»: роль в городском информационном пространстве https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10657 <p>Исследование обращено к роли групп типа «Подслушано» в формировании информационного пространства Перми. Дается обзор культурно-исторических истоков этого типа групп в России, анализируются факторы, повлиявшие на их возникновение и эволюцию (президентство Д.&nbsp;Медведева, пандемия COVID-19, СВО на Украине, признание экстремистскими соцсетей компании Meta, стимулирование интереса к «ВКонтакте» и «Одноклассникам» и пр.). Непосредственно исследование связано с выяснением структуры, функций, роли групп типа «Подслушано» в Перми. Выявляются ведущие группы в городе (а также примыкающие к ним, образующие две крупнейших системы «Подслушано» города), а затем – в каждом из районов города (Ленинском, Дзержинском, Свердловском, Мотовилихинском, Индустриальном, Орджоникидзевском, Кировском). При помощи сервиса соцсетевой статистики Popsters определяются показатели каждой из групп (количество подписчиков, постов, репостов, комментариев, просмотров); по всем районам города они сравниваются в таблицах. Также в отдельной таблице приводится информация о наиболее значимых «Подслушано» микрорайонов Перми. После сравнения активности сообществ районов города делается главный вывод о том, что группы тем активнее, чем они дальше от культурно-административного центра Перми. Этот же вывод подтверждается при обращении к сообществам отдаленных микрорайонов города. При сравнении роли пермских СМИ и информационно-коммуникационных групп «ВКонтакте» в информационном поле Перми отмечается, что сообщества типа «Подслушано» обращаются к огромному полю социальных, культурных, психологических проблем, которые не затрагиваются властью или не являются интересными для СМИ в силу своей малой масштабности, но тем не менее остроактуальны для местных общин.</p> Алексей Васильевич Пустовалов Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10657 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 Редкие цвета в прозе А. П. Чехова: символика и спектр (1886–1903) https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10658 <p>В статье проводится анализ произведений А.&nbsp;П.&nbsp;Чехова периода 1886–1903 гг. с точки зрения использования цветописи. В раннем периоде творчества А.&nbsp;П.&nbsp;Чехова, представленном рассказами и фельетонами, зарождается интерес прозаика к цветообозначению. В произведениях позднего периода палитра автора становится богаче: она включает не только основные краски, но и редко встречающиеся цвета. В настоящей статье рассмотрены оттенки, редко встречающиеся на страницах чеховских рассказов позднего периода. Определена частотность появления таких красок в произведениях указанного этапа творчества А.&nbsp;П.&nbsp;Чехова; объясняется символический смысл и причины выбора такой палитры, ее влияние на образы и колорит произведений. Целью статьи является определение роли, которую играют редкие цветовые оттенки в поэтике А.&nbsp;П.&nbsp;Чехова, а также рассмотрение связи палитры произведений писателя с историческими условиями их создания. Основные задачи в контексте работы – выявление нестандартного спектра красок, которые встречаются в произведениях А.&nbsp;П.&nbsp;Чехова, написанных в период конца XIX – начала XX в., расчет частотности их употребления и анализ функций, которые они выполняют в произведении, помимо собственно описательных. В исследовании определяется система художественных приемов, используемых А.&nbsp;П.&nbsp;Чеховым в рассказах. Прослеживая эволюцию оттенков в творчестве прозаика, автор статьи устанавливает изменения в символическом и эмоциональном контексте, связанном с редкими цветами. Исходя из полученной статистики сделан вывод о том, что цветовая система произведений А.&nbsp;П.&nbsp;Чехова, рассмотренных в исследовании, в основной структуре не является сложной, но на конкретном уровне реализации разнообразна.</p> Сяоя Лю Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10658 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 Сюжет о смертной казни в творчестве У. М. Теккерея и И. С. Тургенева: «Как из казни устраивают зрелище» и «Казнь Тропмана» https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10659 <p>В статье представлен сравнительный анализ двух произведений на тему смертной казни – У. Теккерея «Как из казни устраивают зрелище» и И.С. Тургенева «Казнь Тропмана». Выделяются основные темы, затронутые писателями: моральный аспект наказания, психология осужденного, отношение общества к казни. Особое внимание уделяется контрасту между бесчеловечностью казни и повседневной жизнью людей, описываемой писателями. Проведенный анализ позволяет выявить несомненную общность Теккерея и Тургенева на поэтологическом уровне – их произведения сближают повествовательные приемы, сюжетная структура, описания общества и попытка проникнуть в психологию приговоренного к смерти. Роднит эти произведения и цель написания – показать абсурдность и неприемлемость такого рода наказания, для чего оба автора используют жанр очерка как наиболее востребованный как в английской, так и в русской литературе. Однако столь же в «Как из казни устраивают зрелище» и «Казни Тропмана» очевидна и принципиальная разница изображаемых событий. Она прослеживается прежде всего на мировоззренческом уровне. Теккерей рассматривает происходящее с христианских позиций, что сближает его точку зрения скорее с Ф.&nbsp;М.&nbsp;Достоевским. Однако этот тезис требует проведения специального исследования. Тургенев же показал «Казнь Тропмана», пропустив событие через свое индивидуальное восприятие, не обосновывая точку зрения идеологически, акцентируя внимание читателей на своих ощущениях, чем предвосхитил рассмотрение события казни модернистским сознанием, когда оно переживается на уровне чувственного, субъективного опыта.</p> Ирина Алексеевна Матвеенко Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10659 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 Мотив сна в пьесах Артюра Адамова «Какими мы были» и «Обретения» https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10667 <p>В статье анализируется мотив сна в творчестве французского писателя Артюра Адамова (Arthur Adamov). Материалом для исследования послужили пьесы «Какими мы были» (“Comme nous avons été”) и «Обретения» (“Les Retrouvailles”), традиционно именуемые «пьесами снов» и знаменующие переходный этап для Адамова-драматурга. Описывается генезис мотива сна: упоминаются оказавшие на Адамова влияние исследования в области искусства (сюрреализм; «Игра снов» Ю.&nbsp;А.&nbsp;Стриндберга) и психологической науки (З.&nbsp;Фрейд, К.&nbsp;Г.&nbsp;Юнг).</p> <p>Место мотива сна определяется в поэтике Адамова как центральное, сам мотив – как один из главных инструментов создания особого пространства инореальности. Художественный мир Адамова характеризуется зыбкостью границ (между сном и явью, между своими и чужими и т. д.); отсутствием очевидности самоидентификации героя, неспособного на действие; фрагментарностью архитектоники; неотвратимой реализацией сокровенных страхов. Автобиографичность текстов Адамова делает возможным вывод о важности выстраивания для художника связей между индивидуальным и универсальным, субъективным и объективным, бессознательным и сознанием. Рассматриваются два аспекта: поэтика Адамова при создании «пьес снов» и философско-исторический контекст. Психоаналитический метод позволяет интерпретировать территорию инореальности у Адамова как территорию человеческого бессознательного. Мотив сна у Адамова сопрягается с мотивом вины. Тема невозможности становления взрослым в «пьесах снов» расширяется до экзистенциальной проблемы человеческого бессилия перед жизнью. Сон в философской системе Адамова оказывается опорной идеей при переосмыслении проблемы границ человеческого существования.</p> Кира Павловна Османова Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10667 Mon, 28 Jul 2025 00:00:00 +0000 O resistless restless race: пионерство как единица идеологической системы Уолта Уитмена (на примере стихотворения “Pioneers! O Pioneers!”) https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10660 <p>В статье предпринимается попытка анализа онтологических и аксиологических основ «американского» на примере стихотворения Уолта Уитмена “Pioneers! O Pioneers!”. Актуальность исследования обусловлена значением Уолта Уитмена для мировой литературы, а также недостаточной изученностью в его творчестве пионерства, неразрывно связанного с «американским». В работе делается вывод о том, что под пионерством Уитмен понимает, скорее, не продвижение фронтирсменов на Запад, а полноту освоения человеком мира, открытие новых горизонтов, переустройство мира. Пионерство, общеамериканская культурема, выходит в поэтическом пространстве Уитмена на вселенский уровень: пионеры становятся новой расой людей, способных вести за собой весь мир и реализовать демократические идеалы свободы, равенства, братства, счастья. Пионер, настоящая Человеческая Личность, предстает в художественно мире Уитмена идеальным гражданином Нового Мира – творческим, созидательным, трудолюбивым, смелым, гордым, сильным, молодым, настоящим гигантом, вышедшим из природы и способным на все. Стихотворение проникнуто уитменовской идеологией радости, выражающейся в бесконечной вере в американцев и всех людей планеты, в светлое будущее Америки, авангард мира, и «американскую мечту». Америка в стихотворении, являясь некой вечно эволюционирующей, направленной в будущее и конгруэнтной космосу бытийной субстанцией, становится в произведении <em>бытием вообще</em> для <em>человека вообще</em>. Это бытие находится в процессе формирования и становления, как и национальное сознание Уитмена, отраженное в его поэзии.</p> Евгения Владимировна Погадаева Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10660 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 Особенности нарративной организации в мини-романе Генриха Сапгира «Сингапур» https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10661 <p>Статья посвящена исследованию особенностей нарративной организации романа «Сингапур» Генриха Вениаминовича Сапгира, одного из ключевых авторов русского литературного процесса второй половины XX в. Известный широкому кругу читателей в первую очередь как автор стихотворений для детей, Генрих Сапгир создал также значительный корпус прозаических текстов, характеризующихся многослойной организацией повествования, сменой повествовательных оптик. Основное внимание в исследовании уделено анализу фокализационных особенностей романа, его системы нарративных инстанций и субъектной организации, которая определяется наличием активного грамматически выраженного повествовательного «я». Авторы приходят к выводу, что в поле зрения нарратора зачастую попадает алогичный мир, несостоятельность которого в художественном пространстве выражается сюжетными, композиционными или языковыми деформациями. Пространственно-временные трансформации, определяющие темпоральный модус романа Генриха Сапгира, напрямую выражают компонент частичной случайности событийной цепи нарратива, реализуемый «вероятностной» картиной мира. В этом отношении абсурдистская эстетика, экзотизм, пронизывающие все уровни произведения, во многом определяют поэтику «мини-романа» «Сингапур», причем экспликация нарратора в повествовании является частью художественной стратегии, предполагающей тесную, автобиографическую спаянность со своим персонажем. Данная стратегия реализуется также в анаграмматическом названии романа (Сингапур – Сапгир) и ситуативных визуально-графических экспериментах с расположением текста на пространстве страницы, заключающихся в формировании семиотических «пустот», что характерно в первую очередь для поэтики Сапгира как поэта.</p> Татьяна Фёдоровна Семьян, Данил Ильич Клопотюк Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10661 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000 «Слово Даниила Заточника» – первое произведение духовной сатиры в русской литературе https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10662 <p>В статье проводится анализ формы и содержания памятника древнерусской литературы «Слово Даниила Заточника». Особое внимание обращено на ряд поздних вставок в первоначальный текст, придавших ему известный в настоящее время вид и создавших несколько ярких противоречий. Предпринимается попытка объяснить их путем обобщения имеющегося научного опыта исследования «Слова» и глубокого погружения в религиозно-культурный контекст его создания. Автор статьи полагает, что целью вставок было желание привлечь внимание читателя к таким чертам личности Даниила, как эгоизм, индивидуализм, гордость, тщеславие, самонадеянность. Некоторые вставки раскрывают детали личной жизни Даниила, показывая его склонность к нарушению общепринятых моральных и религиозных норм. В своей совокупности вставки создают целостный образ человека, пренебрегающего традиционными для русского общества XII<em>–</em>XIII вв. духовными и нравственными нормами. Подобный тип личности был нетипичен для этого времени и привлекал к себе внимание широких слоев общества, давая пример недолжного поведения. Автор статьи полагает, что это побудило представителей официальных (княжеских или церковных) кругов предпринять попытку компрометации образа Даниила в глазах читающей общественности. С этой целью и были сделаны вставки, превратившие послание Даниила в первое сатирическое произведение русской литературы, а поскольку предметом этой сатиры были не социальные или политические, а духовно-нравственные явления, то ее следует считать духовной сатирой. Известно, что произведения подобного рода появлялись и в литературе последующих веков, показывая тип ловкого пройдохи, добивающегося своих целей любыми средствами, поэтому автор статьи предлагает считать «Слово Даниила Заточника» первым произведением подобного рода.</p> Олег Иванович Сыромятников Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/10662 Sat, 26 Jul 2025 00:00:00 +0000