ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ В РОМАНЕ АХМЕДА СААДАВИ «ФРАНКЕНШТЕЙН В БАГДАДЕ»

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-1-112-119

Ключевые слова:

современная арабская литература, Ахмед Саадави, роман «Франкенштейн в Багдаде», документальность, вымысел, жизнеподобие, фантастика, Ирак.

Аннотация

Рассматривается проблема соотношения документальности и вымысла в романе иракского писателя Ахмеда Саадави «Франкенштейн в Багдаде» (2013), описывающего последствия американской военной оккупации Ирака.Последние десятилетия ознаменовались появлением в современной иракской литературе произведений документального характера, где тема войны и ее трагических последствий занимает весьма значительное место. Будучи непосредственным свидетелем военного конфликта, начавшегося с вторжения сил США в Ирак (2003), Ахмед Саадави создает произведение, основанное на реальных событиях, и первым среди иракских писателей удостаивается Международной премии по арабской художественной литературе в 2014 г.Целью статьи является рассмотрение особенностей проявления документальности и вымысла при объективной передаче правды жизни. Главный фантастический герой романа Франкенштейн, воплощающий в себе безобразные и возвышенные черты, присущие гротеску, не добавляет роману ощущения нереальности происходящего, а, наоборот, обостряет атмосферу хаоса и неопределенности, в которой и по сей день живут тысячи иракцев. На протяжении всего произведения Ахмед Саадави ставит вымышленные факты в один ряд с подлинными историческими событиями, необычным способом демонстрируя суровую и правдивую картину действительности. Две противоположные стилевые доминанты, жизнеподобие и фантастика, взаимосвязаны и представляют собой стилевое единство в передаче идейно-художественного замысла и характера авторского стиля. Доказывается, что жизнеподобие является доминирующей в произведении «Франкенштейн в Багдаде» и свидетельствует о высокой степени документальности романа.Идея высшей справедливости и возмездия пронизывает произведение, заставляя сопереживать, сочувствовать жителям Ирака, испытавшим на себе все ужасы военного конфликта.В статье предпринята попытка изучить проблему соотношения документальности и вымысла в контексте реальных мест и исторических событий и обозначить позицию автора к происходящему, что и определяет новизну заявленной тематики. В исследовании были использованы культурно-исторический и сравнительно-исторический методы.

Биографии авторов

Аида Ринасовна Фаттахова (Aida R. Fattakhova), Казанский федеральный университет

к. филол. н., доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения

Луиза Ильдаровна Гареева (Luiza I. Gareeva), онлайн-школа английского языка «EnglishDom»

преподаватель

Библиографические ссылки

Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. URL: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0 (дата обращения: 01.12.2019).

Зарытовская В. Н. Лауреаты «Арабского Букера»: «Франкенштейн в Багдаде» Ахмеда Саадави // Азия и Африка сегодня. 2016. № 6. С. 70–72.

Реутов А. Шииты умерли от страха. URL: https://www.kommersant.ru/doc/605245 (дата обращения: 30.10.2019).

Серия терактов в Багдаде // ВестиRU. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=117435&tid=30348 (дата обращения: 30.10.2019).

Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. 513 с.

Фаттахова А. Р., Гареева Л. И. Арабский Франкенштейн: символ жертвы или преступника? // Арабистика Евразии. 2019. № 6. С. 16–24.

Чернышенко О. В. Информационные войны в средствах массовой информации XXI века: Ирак, Ливан, Иран. М.: Центриздат, 2010. 88 с.

Шевлякова Л. Р. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в литературоведение». Караганда: КарГУ, 2012. 115 с.

Шуйская Н. М. Два романа – два документа эпохи («О Мария» Синана Антуна и «Франкен-штейн в Багдаде» Ахмада Саадави) // Филоло-гические науки в МГИМО. 2018. № 2(14). С. 135–140.

Abdalkafor O. Frankenstein and Frankenstein in Baghdad: The Sovereign, Homo Sacer and Violence // Postcolonial Text. 2018. № 3(13). URL: https://www.postcolonial.org/index.php/pct/article/view/2365/2213 (дата обращения: 25.12.2019).

Arablit Quarterly & Arablit. Baghdad Writes! URL: https://arablit.org/2014/04/30/baghdad-writes/ (дата обращения: 16.09.2019).

Arango T. Baghdad Is a Setting, and a Character, Too. URL: https://www.nytimes.com/2014/05/17/world/middleeast/iraqi-novelist-dodging-bombs-writes-to-clear-the-fog-of-war.html (дата обращения: 19.09.2019).

Bushra J. J. Violence as the Abject in Iraqi Literature: Ahmed Saadawi’s Frankenstein in Baghdad and Mary Shelley’s Frankenstein // International Journal of Humanities and Cultural Studies. 2015. № 4(1). P. 321–336. URL: https://www.academia.edu/37034150/Violence_as_the_Abject_in_Iraqi_Literature_Ahmed_Saadawi_s_Franken-stein_in_Baghdad_and_Mary_Shelley_s_Frankenstein (дата обращения: 05.01.2020).

Najjar M. Iraqi Author Ahmad Saadawi: ‘The Novel Implicitly Questions This Concept of Salvation’. URL: https://arablit.org/2014/03/26/iraqi-author-ahmad-saadawi-the-novel-implicitly-questions-this-concept-of-salvation/ (дата обращения: 15.09.2019).

Perry S. Frankenstein in Baghdad by Ahmed Saadawi review – strange, violent and wickedly funny. URL: https://www.theguardian.com/books/2018/feb/16/frankenstein-in-baghdad-by-ahmed-saadawi-review (дата обращения: 19.09.2019).

Sa’adaui A. Frankeshtayn fi Baghdad. Bayrut-Baghdad: Manshurat al-Jamal, 2013. 352 p.

Shelley M. Frankenstein. N. Y.: Vintage, 2016. 240 p.

References

Belokurova S. P. Slovar’ literaturovedcheskikh terminov [The dictionary of literary terminology]. Available at: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0 (accessed 01.12.2019). (In Russ.)

Zarytovskaya V. N. Laureaty ‘Arabskogo Bukera’: ‘Frankenshteyn v Bagdade’ Akhmeda Saadavi [The winners of the ‘Arabic Booker’: ‘Frankenstein in Baghdad’]. Aziya i Afrika [Asia and Africa Today], 2016, issue 6, pp. 70–72. (In Russ.)

Reutov A. Shiity umerli ot strakha [The Shia died of fear]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/605245 (accessed 30.10.2019). (In Russ.)

Seriya teraktov v Bagdade [Series of terror

attacks in Baghdad]. VestiRU. Available at: https://www.vesti.ru/doc.html?id=117435&tid=30348 (accessed 30.10.2019). (In Russ.)

Timofeev L. I., Turaev S. V. Slovar’ literaturovedcheskikh terminov [The dictionary of literary terms]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1974. 513 p. (In Russ.)

Fattakhova A. R., Gareeva L. I. Arabskiy Frankenshteyn: simvol zhertvy ili prestupnika? [Arabic Frankenstein: a symbol of a victim or a villain?]. Arabistika Evrazii [Eurasian Arabic Studies], 2019, issue 6, pp. 16–24. (In Russ.)

Chernyshenko O. V. Informatsionnye voyny v sredstvakh massovoy informatsii 21 veka: Irak, Livan, Iran [Information wars in the mass media of the 21st century: Iraq, Lebanon, Iran]. Moscow, Tsentrizdat Publ., 2010. 88 p. (In Russ.)

Shevlyakova L. R. Uchebno-metodicheskiy kompleks po distsipline ‘Vvedenie v literaturovedenie’ [A teaching kit for ‘Introduction to literary studies’]. Karaganda, Karaganda State University Press, 2012. 115 p. (In Russ.)

Shuyskaya N. M. Dva romana – dva dokumenta epokhi (‘O Mariya’ Sinana Antuna i ‘Frankenshteyn v Bagdade’ Akhmada Saadavi) [Two novels as two historical documents (‘Ave Maria’ by Sinan Antoon and ‘Frankenstein in Baghdad’ by Ahmed Saadawi)]. Filologicheskie nauki v MGIMO [Philology at MGIMO], 2018, issue 2(14), pp. 135–140. (In Russ.)

Abdalkafor O. Frankenstein and Frankenstein in Baghdad: The Sovereign, Homo Sacer and Violence. Postcolonial Text, 2018, issue 3(13). Available at: https://www.postcolonial.org/index.php/pct/article/view/2365/2213 (accessed 25.12.2019). (In Eng.)

Arablit Quarterly & Arablit. Baghdad Writes! Available at: https://arablit.org/2014/04/30/baghdad-writes/ (accessed 16.09.2019). (In Eng.)

Arango T. Baghdad is a setting, and a charac-ter, too. Available at: https://www.nytimes.com/2014/05/17/world/middleeast/iraqi-novelist-dodging-bombs-writes-to-clear-the-fog-of-war.html (accessed 19.09.2019). (In Eng.)

Bushra J. J. Violence as the abject in Iraqi literature: Ahmed Saadawi’s Frankenstein in Baghdad and Mary Shelley’s Frankenstein. International Journal of Humanities and Cultural Studies, 2015, issue 4(1), pp. 321–336. Available at: https://www.academia.edu/37034150/Violence_as_the_Abject_in_Iraqi_Literature_Ahmed_Saadawi_s_Franken-stein_in_Baghdad_and_Mary_Shelley_s_Frankenstein (accessed 05.01.2020). (In Eng.)

Najjar M. Iraqi author Ahmad Saadawi: ‘The novel implicitly questions this concept of salvation’. Available at: https://arablit.org/2014/03/26/iraqi-author-ahmad-saadawi-the-novel-implicitly-questions-this-concept-of-salvation/ (accessed 15.09.2019). (In Eng.)

Perry S. Frankenstein in Baghdad by Ahmed Saadawi review – strange, violent and wickedly funny. Available at: https://www.theguardian.com/books/2018/feb/16/frankenstein-in-baghdad-by-ahmed-saadawi-review (accessed 19.09.2019). (In Eng.)

Sa’adaui A. Frankeshtayn fi Baghdad [Frankenstein in Baghdad]. Bayrut-Baghdad, Manshurat al-Jamal, 2013. 352 p. (In Arab.)

Shelley M. Frankenstein. New York, Vintage, 2016. 240 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2020-04-09

Как цитировать

Фаттахова (Aida R. Fattakhova) А. Р., & Гареева (Luiza I. Gareeva) Л. И. (2020). ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ В РОМАНЕ АХМЕДА СААДАВИ «ФРАНКЕНШТЕЙН В БАГДАДЕ». Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 12(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-1-112-119

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ