Графический способ стилизации детской речи и моделирования детского мировосприятия в художественных произведениях (на примере романов “Room” Э. Донохьюи “All the Lost Things” М. Сакс)

Авторы

  • Наталия Николаевна Николина Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0001-8187-6829

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-4-106-114

Ключевые слова:

рассказчик-ребенок; детская речь; стилизация; графика; олицетворение; звукоподражательные междометия; гипербола.

Аннотация

В статье рассматриваются графические приемы, используемые в речи рассказчика-ребенка в художественных произведениях, предназначенных для взрослой аудитории. Имитация повествования от лица детей в таких произведениях является сложной задачей для автора, поскольку речь детского персонажа не может полностью соответствовать речи реального ребенка. Поэтому детский нарратив в литературе для взрослых обладает высокой степенью искусственности и осознается читателем как прием. Анализ научных работ, посвященных речи персонажей-детей, показывает, что их речь стилизуется под детскую. Стилизация подразумевает, что авторы используют определенный набор языковых элементов, которые соотносятся с реальными характеристиками детской речи, но в то же время могут быть художественно усилены. Авторы могут стилизовать детскую речь на разных языковых уровнях. Графический способ стилизации детской речи и воспроизведения детского мировосприятия выделяется редко и некоторыми исследователями называется нетрадиционным. Отмечается его использование для выражения интонации, обозначения новых слов и реалий, выделения чужого слова и др. В статье анализируются современные произведения на английском языке, где рассказчиками являются дети 5 и 7 лет: “Room” (Emma Donoghue, 2010) и “All the Lost Things” (Michelle Sacks, 2019). В представленных романах графический способ стилизации детской речи и мышления используется в качестве как самостоятельного, так и дополнительного. Самостоятельно графический способ применяется для выделения новых, непонятных, сложных для героев слов и фраз, слов на другом языке, а также чужого слова в их речи. В качестве дополнительного графический способ используется для усиления других приемов и языковых единиц, имитирующих детскую речь: олицетворений, звукоподражательных междометий, преувеличений.

Биография автора

Наталия Николаевна Николина, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

старший преподаватель кафедры германской филологии

Библиографические ссылки

Амзаракова И. П. Преувеличение и преуменьшение как маркеры речевого развития ребёнка: акмеологический подход // Филология и человек. 2019. № 2. С. 123–133. doi 10.14258/filichel(2019)2-11

Амзаракова И. П. Языковой мир немецкого ребенка младшего школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005. 44 с.

Белоглазова Е. В. Дискурсная гетерогенность литературы для детей: когнитивный и лингво-прагматический аспекты: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2010. 41 с.

Войткова Н. К. Лингвистическая специфика изображения повествователя-ребёнка в современном немецком художественном нарративе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2011. 22 с.

Костылев А. О. Обращение в детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения: межвуз. сб. науч. тр. Ленинград: ЛГПИ, 1987. С. 69–76.

Ненилин А. Г. Стивен Кинг и проблема детства в англо-американской литературной традиции: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2006. 25 с.

Николина Н. А. «История ребенка для детей...» («Детские годы Багрова-внука» О. Т. Аксакова) // Русский язык в школе. 2009. № 2. С. 55–59.

Николина Н. А. Детская речь в зеркале русской автобиографической прозы // Проблемы онтолингвистики – 2016: материалы ежегод. междунар. науч. конф. Иваново: ЛИСТОС, 2016. С. 484–487.

Солнцева К. В. Словообразовательные средства английского языка как способ создания речевого портрета ребенка в англоязычной художественной прозе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. Т. 3. № 4(53). С. 77–81.

Солнцева К. В. Языковые маркеры речевой характеристики детского персонажа в англоязычной художественной прозе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 17 с.

Чеботарева И. М. Олицетворение в детской речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Белгород, 1996. 16 с.

Шипова Г. А. Языковые средства создания эффекта детского мировосприятия в современной художественной автобиографии: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 25 с.

Björling F. Child narrator and adult author: The narrative dichotomy in karei poláček's bylo nás pět // Scando-Slavica. 1983. Vol. 29, issue 1. P. 5–19.

Caracciolo M. Two Child Narrators: Defamiliarization, Empathy, and Reader-Response in Mark Haddon’s The Curious Incident and Emma Donoghue’s Room // Semiotica. 2014. Vol. 202. P. 183–205.

Dinter S. The Child Narrator in Contemporary British Fiction and Literary Criticism. The Case of Stephen Kelman’s Pigeon English // Transdisciplinary Perspectives on Childhood in Contemporary Britain Literature, Media and Society / ed. by S. Dinter and R. Schneider. New York: Routledge, 2018. P. 50–66.

Rubik M. Out of the Dungeon, into the World: Aspects of the Prison Novel in Emma Donoghue’s Room. How to Do Things with Narrative: Cognitive and Diachronic Perspectives / ed. by Jan Alber and Greta Olson. Berlin; Boston: De Gruyter, 2017. P. 219–240.

Sanger K. The language of fiction. London: Routledge, 1998. 113 p.

References

Amzarakova I. P. Preuvelichenie i preumen’shenie kak markery rechevogo razvitiya rebenka: akmeologicheskiy podkhod [Hyperbole and diminution as markers of the child’s speech development: Acmeological approach]. Filologiya i chelovek [Philology and Human], 2019, issue 2, pp. 123–133. doi 10.14258/filichel(2019)2-11. (In Russ.)

Amzarakova I. P. Yazykovoy mir nemetskogo rebenka mladshego shkol’nogo vozrasta. Avtoreferat diss. dokt. filol. nauk [The language world of a German child of primary school age. Abstract of Dr. philol. sci. diss.]. Moscow, 2005. 44 p. (In Russ.)

Beloglazova E. V. Diskursnaya geterogennost’ literatury dlya detey: kognitivnyy i lingvo-pragmaticheskiy aspekty. Avtoreferat diss. dokt. filol. nauk [Discourse heterogeneity of literature for children: Cognitive and linguopragmatic aspects. Abstract of Dr. philol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2010. 41 p. (In Russ.)

Voytkova N. K. Lingvisticheskaya spetsifika izobrazheniya povestvovatelya-rebenka v sovremennom nemetskom khudozhestvennom narrative. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [Linguistic features of depicting a child-narrator in modern German literary narrative. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Irkutsk, 2011. 22 p. (In Russ.)

Kostylev A. O. Obrashchenie v detskoy rechi [Addressing in children’s speech]. Detskaya rech’ kak predmet lingvisticheskogo izucheniya: mezhvuz. sb. nauchn. tr. [Children’s Speech as a Subject of Linguistic Study: Inter-University Collection of Scientific Works], Leningrad, Leningrad State Pedagogical Institute Press, 1987, pp. 69–76. (In Russ.)

Nenilin A. G. Stiven King i problema detstva v anglo-amerikanskoy literaturnoy traditsii. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [Stephen King and the problem of childhood in the English-American literary tradition. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2006. 25 p. (In Russ.)

Nikolina N. A. ‘Istoriya rebenka dlya detey...ʼ (‘Detskie gody Bagrova-vnukaʼ O. T. Aksakova) [ʽThe story of a child for children...ʼ (ʽThe Childhood Years of Bagrov-Grandsonʼ by O. T. Aksakov)]. Russkiy yazyk v shkole [Russian Language at School], 2009, issue 2, pp. 55–59. (In Russ.)

Nikolina N. A. Detskaya rech’ v zerkale russkoy avtobiograficheskoy prozy [Children’s speech in the mirror of Russian autobiographical prose]. Problemy ontolingvistiki – 2016: materialy ezhegodnoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Problems of Ontolinguistics – 2016: Proceedings of the Annual International Scientific Conference]. Ivanovo,LISTOS Publ., 2016, pp. 484–487. (In Russ.)

Solntseva K. V. Slovoobrazovatel’nye sredstva angliyskogo yazyka kak sposob sozdaniya rechevogo portreta rebenka v angloyazychnoy khudozhestvennoy proze [Word-forming means of the English language as the way of creating a speech portrait of a child In English-language fiction]. Vestnik Cherepoveczkogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 2013, vol. 4, issue 4, pp. 77–81. (In Russ.)

Solntseva K. V. Yazykovye markery rechevoy kharakteristiki detskogo personazha v angloyazychnoy khudozhestvennoy proze. Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Language markers of the speech features of a child character in English-language fiction. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 2008. 17 p. (In Russ.)

Chebotareva I. M. Olitsetvorenie v detskoy rechi. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [Personification in child speech. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Belgorod, 1996. 16 p. (In Russ.)

Shipova G. A. Yazykovye sredstva sozdaniya effekta detskogo mirovospriyatiya v sovremennoy khudozhestvennoy avtobiografii. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [Linguistic means of creating the effect of children’s perception of the world in modern fictional autobiography. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 2011. 25 p. (In Russ.)

Björling F. Child narrator and adult author: The narrative dichotomy in karei poláček’s bylo nás pět. Scando-Slavica, 1983, vol. 29, issue 1, pp. 5–19. (In Eng.)

Caracciolo M. Two child narrators: Defamiliarization, empathy, and reader-response in Mark Haddon’s The Curious Incident and Emma Donoghue’s Room. Semiotica, 2014, vol. 202, pp.183–205. (In Eng.)

Dinter S. The child narrator in contemporary British fiction and literary criticism. The case of Stephen Kelman’s Pigeon English. Transdisciplinary Perspectives on Childhood in Contemporary Britain Literature, Media and Society. Ed. by S. Dinter and R. Schneider. New York, Routledge, 2018, pp. 50–66. (In Eng.)

Rubik M. Out of the dungeon, into the world: Aspects of the prison novel in Emma Donoghue’s Room. How to Do Things with Narrative: Cognitive and Diachronic Perspectives. Ed. by Jan Alber and Greta Olson. Berlin, Boston, De Gruyter, 2017, pp. 219–240. (In Eng.)

Sanger K. The Language of Fiction. London, Routledge, 1998. 113 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Николина, Н. Н. . (2022). Графический способ стилизации детской речи и моделирования детского мировосприятия в художественных произведениях (на примере романов “Room” Э. Донохьюи “All the Lost Things” М. Сакс). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 14(4). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-4-106-114

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ