Социологические подходы к определению понятия ранней помощи
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-439-450Ключевые слова:
детская инвалидность, профилактика детской инвалидности, ранняя помощь детям и семьямАннотация
Рассматриваются социологические подходы к содержанию понятия «ранняя помощь», представлено разнообразие научных мнений авторов относительно его содержания. В связи с увеличением числа инвалидов среди детского населения обосновывается необходимость переосмысления указанной проблемы к пониманию состояния детской инвалидности в рамках инновационных парадигм и подходов к ее изменению. В современных условиях подчеркивается актуальность создания комплексной системы профилактики детской инвалидности и распространения современных профилактических технологий. В статье исследуются история и развитие ранней помощи, а также ее специфика в современной российской практике. На основании имеющихся данных о состоянии ранней помощи в России подчеркивается объективная потребность в развитии и популяризации служб ранней помощи в целях профилактики детской инвалидности. Особое внимание уделяется анализу содержания термина «ранняя помощь» с позиции социологических подходов и его соответствию зарубежным моделям. Недостаточное социологическое осмысление термина «ранняя помощь» обуславливает необходимость проведения анализа его сущности и специфики в контексте макросоциологических подходов: системного, структурно-функционального, институционального и др. В результате проведенного исследования ранняя помощь рассматривается как формирующаяся служба на основе существующей социальной практики, в рамках которой складываются определенные системообразующие, структурные и функциональные характеристики. Выделены макро-, экзо-, мезо- и микроуровни ранней помощи, а также основные структурные элементы и функции системы в вопросах профилактики детской инвалидности. Отмечен процесс институционализации ранней помощи в существующих российских условиях, автором осуществлена попытка определения и описания основных этапов институционализации ранней помощи.Библиографические ссылки
Афонькина Ю.А. Ресурсный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 60, ч. 4. С. 395–398.
Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. Профилактическая педиатрия — новые вызовы // Вопросы современной педиатрии. 2012. Т. 11, № 2. С. 7–10. DOI: https://doi.org/10.15690/vsp.v11i2.204
Битова А.Л., Самарина Л.В., Ширшова И.В. Ранняя помощь детям и их семьям в период пандемии // Психология и психотерапия семьи. 2022. № 3. С. 39–42. DOI: https://doi.org/10.24412/2587-6783-2022-3-39-42
Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / пер. с англ. И.Е. Тюрина. М.: Академ. проект, 2005. 528 с.
Доброва-Крол Н. Раннее вмешательство: Ключевые аспекты и международный опыт / Междунар. детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Киев, 2014. 48 с.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. и послесл. А.Б. Гофмана. М.: Наука, 1991. 575 с.
Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения России. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2009. 182 с.
Кром И.Л. Медико-социологическая концептуализация феномена инвалидности при болезнях системы кровообращения: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Саратов, 2007. 34 с.
Лозовая И.В. Теория институциональных изменений Д. Норта. Формальные и неформальные институты // Территория науки. 2016. № 4. С. 98–101.
Малофеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 8–15.
Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / пер. с англ. Е.Н. Егоровой и др. М.: АСТ: Хранитель, 2006. 873 с.
Окатов А.В. Социологическая концепция Ф. Тённиса как теоретическая основа изучения институционализации и функционирования современных общественных организаций // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, вып. 11(163). С. 7–13. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-7-13
Парсонс Т. О социальных системах / пер. с англ. Е. Молодцовой и др. М.: Академ. проект, 2002. 832 с.
Разенкова Ю.А. Межведомственное взаимодействие в системе ранней помощи // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. № 33, вып. 7. С. 17–34. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-33/interagency-cooperation-in-the-system-of-early-intervention (дата обращения: 12.05.2024).
Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. М: Карапуз, 2011. 144 с.
Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2021 № 3711-р «Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112280026?index=1 (дата обращения: 12.05.2024).
Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: «Доступ и качество» (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г.) / ЮНЕСКО. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0009/000984/098427rb.pdf (дата обращения: 12.05.2024).
Спенсер Г. Основания социологии: Данные социологии. Индукция социологии / пер. с англ. М.: Либроком, 2016. 440 с.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения: 12.05.2024).
Ховрин А.Ю. Теоретико-методологические основания исследования социального партнерства в работах Э. Дюркгейма и М. Вебера // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С. 227–250.
Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по субъектам Российской федерации / Федеральная служба государственной статистики. 2024. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_8.1.xlsx (дата обращения: 12.05.2024).
Яковлева Т.В., Зелинская Д.И., Туренко О.Ю. Управление детской инвалидностью: медицинские аспекты // Национальное здравоохранение. 2022. Т. 3, № 1. C. 5–14. DOI: https://doi.org/10.47093/2713-069x.2022.3.1.5-14
Ярулин К.И. Институционализация неформальных социальных практик: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2012. 23 с.
Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979. 348 p. DOI: https://doi.org/10.4159/9780674028845
Dunst C.J., Trivette C.M., Deal A.G. Enabling and empowering families: Principles and guidelines for practice. Cambridge, MA: Brookline Books, 1988. 219 p.
Guralnick M.J. Effective Early Intervention: The Developmental Systems Approach. Baltimore, MA: Brookes Publishing, 2019. 384 p.
McWilliam R.A. Early intervention in natural environments: A Five-Component Model / Early Steps Resource Bank, Florida Department of Health. 2004. URL: http://www.kdec.org/2013Presentations/EINE_Five_Component_Model.pdf (accessed: 12.05.2024).
Pretis M. Early childhood intervention in Austria: An overview of 30 years of development and future challenges // International Journal of Early Childhood Special Education. 2009. Vol. 1, iss. 2. P. 127–137. DOI: https://doi.org/10.20489/intjecse.107982
Shonkoff J.P., Phillips D.A. From Neurons to Neighborhoods: The Science of Early Childhood Development. Washington, DC: National Academies Press, 2000. 588 p. DOI: https://doi.org/10.17226/9824
References
Afon’kina, Yu.A. (2018). [Resource potential of a family raising a child with a disability]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. Iss. 60, part 4, pp. 395–398.
Baranov, A.A., Namazova-Baranova, L.S. and Al’bitskiy, V.Yu. (2012). [Preventive pediatrics — new challenges]. Voprosy sovremennoy pediatrii [Current Pediatrics]. Vol. 11, no. 2, pp. 7–10. DOI: https://doi.org/10.15690/vsp.v11i2.204
Bitova, A.L., Samarina, L.V. and Shirshova, I.V. (2022). [Early intervention to children and their families during the pandemic]. Psikhologiya i psikhoterapiya sem’i [Family Psychology and Psychotherapy]. No. 3, pp. 39–42. DOI: https://doi.org/10.24412/2587-6783-2022-3-39-42
Bronfenbrenner, U. (1979). The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 348 p. DOI: https://doi.org/10.4159/9780674028845
Chislennost’ detey-invalidov v vozraste do 18 let, po sub’ektam Rossiyskoy federatsii (2024) [The number of disabled children under the age of 18, by constituent entity of the Russian Federation]. Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_8.1.xlsx (accessed 12.05.2024).
Dobrova-Krol, N. (2014). Rannee vmeshatel’stvo: Klyuchevye aspekty i mezhdunarodnyy opyt [Key aspects and international experience]. Kiev: UNICEF Publ., 48 p.
Dunst, C.J., Trivette, C.M. and Deal, A.G. (1988). Enabling and empowering families: Principles and guidelines for practice. Cambridge, MA: Brookline Books Publ., 219 p.
Durkheim, E. (1991). O razdelenii obschestven-nogo truda. Metod sotsiologii [The division of labor in society. Method of sociology]. Moscow: Nauka Publ., 575 p.
Giddens, A. (2005). Ustroenie obschestva: Ocherk teorii strukturatsii [The structure of society: an essay on the theory of structuration]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 528 p.
Guralnick, M.J. (2019). Effective early intervention the developmental systems approach. Baltimore, MA: Brookes Publishing, 384 p.
Khovrin, A.Yu. (2010). [Theoretical and methodological foundations for the study of social partnership in the works of E. Durkheim and M. Weber]. Sotsial’no-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge]. No. 3, pp. 227–250.
Krom, I.L. (2007). Mediko-sotsiologicheskaya kontseptualizatsiya fenomena invalidnosti pri boleznyakh sistemy krovoobrascheniya: avtoreferat dis. ... d-ra med. nauk [Medical and sociological conceptualization of the phenomenon of disability in diseases of the circulatory system: Abstract of Ph.D. dissertation]. Saratov, 34 p.
Lozovaya, I.V. (2016). [D. North’s theory of institutional change. Formal and informal institutions]. Territoriya nauki [The Territory of Science]. No. 4, pp. 98–101.
Malofeev, N.N. (2018). [From equal rights to equal opportunities, from special schools to inclusion]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. No. 190, pp. 8–15.
McWilliam, R.A. (2004). Early intervention in natural environments: a five-component model. Early Steps Resource Bank, Florida Department of Health. Available at: http://www.kdec.org/2013Presentations/EINE_Five_Component_Model.pdf (accessed 12.05.2024).
Merton, R.K. (2006). Sotsial’naya teoriya i sotsial’naya struktura [Social theory and social structure]. Moscow: AST Publ., Khranitel’ Publ., 873 p.
Okatov, A.V. (2016). [Sociological concept of F. Tonnies as theoretical basis of institutionalization and functioning of modern voluntary associations’ study]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Tambov University Review. Series: Humanities]. Vol. 21, iss. 11(163), pp. 7–13. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-7-13
Parsons, T. (2002). O sotsial’nykh sistemakh [The social system]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 832 p.
Pretis, M. (2009). Early childhood intervention in Austria: An overview of 30 years of development and future challenges. International Journal of Early Childhood Special Education. Vol. 1, iss. 2, pp. 127–137. DOI: https://doi.org/10.20489/intjecse.107982
Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 18 dekabrya 2021 g. № 3711-r «Kontseptsiya razvitiya v Ros-siyskoy Federatsii sistemy kompleksnoy reabilitatsii i abilitatsii invalidov, v tom chisle detey-invalidov, na period do 2025 goda» [Order of the Government of the Russian Federation of December 18, 2021 No. 3711-r «Concept for the development in the Russian Federation of a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of persons with disabilities, including children with disabilities, for the period until 2025»]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112280026?index=1 (accessed 12.05.2024).
Razenkova, Yu.A. (2018). [Interdepartmental interaction in the early intervention system]. Al’manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki [Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy]. No. 33, iss. 7, pp. 17–34. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-33/interagency-cooperation-in-the-system-of-early-intervention (accessed 12.05.2024).
Razenkova, Yu.A. (2011). Sistema ranney pomoschi: poisk osnovnykh vektorov razvitiya [Early help system: search for the main vectors of develop-ment]. Moscow: Karapuz Publ., 144 p.
Salamankskaya deklaratsiya i Ramki deystviy po obrazovaniyu lits s osobymi potrebnostyami prinyatyye Vsemirnoy konferentsiyey po obrazovaniyu lits s osobymi potrebnostyami: «Dostup i kachestvo» (Salamanka, Ispaniya, 7–10 iyunya 1994 g.) [The Salamanca Statement and Framework for Action on Special Needs Education. Adopted by the World Conference on Special Needs Education: Access and Quality (Salamanca, Spain, June 7–10, 1994)]. UNESCO. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0009/000984/098427rb.pdf (accessed 12.05.2024).
Shonkoff, J.P. and Phillips, D.A. (2000). From Neurons to Neighborhoods: The Science of Early Childhood Development. Washington, DC: National Academies Press., 588 p. DOI: https://doi.org/10.17226/9824
Spencer, H. (2016). Osnovaniya sotsiologii: Dannye sotsiologii. Induktsiya sotsiologii [Foundations of sociology. The data of sociology. The inductions of sociology]. Moscow: Librokom Publ., 440 p.
Ukaz Prezidenta Rossiiskoy Federatsii ot 29.05.2017 N 240 «Ob ob’yavlenii v Rossiiskoy Federatsii Desyatiletiya detstva» [Decree of the President of the Russian Federation dated May 29, 2017 N 240 «On the announcement of the Decade of Childhood in the Russian Federation»]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (accessed 12.05.2024).
Yakovleva, T.V., Zelinskaya, D.I. and Turenko, O.Yu. (2022). [Child disability management: medical issues]. Natsional’noe zdravookhranenie [National Health Care]. Vol. 3, no. 1, pp. 5–14. DOI: https://doi.org/10.47093/2713-069x.2022.3.1.5-14
Yarulin, K.I. (2012). Institutsionalizatsiya neformal’nykh sotsial’nykh praktik: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk [Institutionalization of informal social practices: Abstract of Ph.D. dissertation]. Khabarovsk, 23 p.
Zamaraeva, Z.P. (2009). Resursno-potentsial’nyy podkhod v sisteme sotsial’noy zashchity naseleniya Rossii [Resource-potential approach in the system of social protection of the population of Russia]. Perm: PSU Publ., 182 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.