Взаимосвязь социального и культурного капиталов студенческой молодежи

Социология

Авторы

  • Семен Сергеевич Соловьев Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Юлия Николаевна Кибанова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-429-438

Ключевые слова:

социальный капитал, культурный капитал, фактор, взаимосвязь, внеучебная деятельность, студенческая молодежь

Аннотация

В статье рассмотрены определения социального и культурного капиталов через призму социологической науки. Также приведены виды социального капитала: открытый и закрытый. Виды культурного: инкорпорированный, объективированный и институционализированный. Сделан акцент на основных факторах социального капитала — доверие, нормы взаимности и социальные сети. Роберт Патнем выделяет индикаторы, на основе которых можно измерить уровень социального капитала. Авторы дали определение габитусу как одному из важных индикаторов формирования культурного капитала. В статье указаны факторы, которые влияют на культурное просвещение, среди которых: уровень образования, среда и семья, круг общения. Актуализирована значимость социального и культурного капиталов для студенческой молодежи. Рассмотрено соотношение капиталов в контексте социально-экономических условий. Через функции капиталов выявляется их взаимосвязь и влияние друг на друга. Также опираясь на специфику формирования капиталов, авторы определили их взаимосвязь в студенческой среде. Сделано предположение о том, почему в обществе неравномерно распределены данные виды капиталов. Также авторы выявили, что закрытый социальный капитал в связке с инкорпорированным культурным капиталом способствуют развитию внутригруппового доверия. Выделена внеучебная деятельность как фактор связи культурного и социального капиталов. Семейная реликвия является аспектом, в котором совмещены рассматриваемые капиталы. Народное творчество (фольклор) представлено в виде фактора, объединяющего капиталы. Образование является воплощением культурного капитала в инкорпорированной форме. Авторы дают определение постиндустриальному обществу для того, чтобы в дальнейшем указать его в качестве связывающего элемента. Методологией работы выступает структурно-функциональный подход Пьера Бурдье.

Биографии авторов

Семен Сергеевич Соловьев, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

старший преподаватель кафедры социологии

Юлия Николаевна Кибанова, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

магистрант направления «Социология»

Библиографические ссылки

Большаков Н.В. Измерение культурного капитала: от теории к практике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 6(118). С. 3–12.

Домакур О.В. Постиндустриальное общество: структура, признаки, механизм и закономерности формирования // Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст. / под ред. С.Ю. Солодовникова и др. Минск: Изд-во БНТУ, 2016. Вып. 4. С. 39–47. DOI: https://doi.org/10.21122/2309-6667-2016-4-39-47

Гисматуллина Э.К. Роль внеучебной работы в процессе формирования социального капитала студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 5–9.

Гордеева С.С., Маркова Ю.С. Роль организационного доверия в обеспечении эффективности и продуктивности деятельности современной организации (опыт зарубежных исследований) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 654–661. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-654-661

Гуськова Н.Д., Клюева А.П. Современные теории социального капитала // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 2(22). С. 152–160.

Игумнов О.А. Становление концепций социального капитала: обзор теоретических подходов // Социология. 2019. № 1. С. 41–49.

Кошкин А.П., Новиков А.В. Социальный капитал студентов и преподавателей как ресурс повышения качества образования // Современное образование. 2017. № 1. С. 65–87. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8736.2017.1.21801

Мантерыс А. Культурный капитал и общественные отношения // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 3. С. 33–43. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.30.3.586

Мартиросян К.М. Концепция символического капитала в современной социологии // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 4(55). С. 35–37.

Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 4. С. 20–32. DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2002-4-20-32

Рогозин Д.М. Перспективы развития теории социального капитала // Экономическая социология. 2023. Т. 24, № 4. С. 12–37.

Самарина И.С. Особенности формирования культурного капитала студенческой молодежи // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2009. № 2(19). С. 147–152.

Солодовников С.Ю. Социальный капитал как фактор экономического роста // Экономика и банки. 2015. № 1. С. 32–41.

Bott E. Family and social network; roles, norms, and external relationships in ordinary urban families. London: Tavistock Publications, 1957. 252 р.

Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / ed. by J.G. Richardson. N.Y.: Greenwood Press, 1986. P. 241–258.

Granovetter M.S. The strength of weak ties // The American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78, no. 6. P. 1360–1380. DOI: https://doi.org/10.1086/225469

Putnam R. Bowling alone: The collapse and revival of American community. N.Y.: Simon & Schuster, 2001. 544 p.

References

Bol’shakov, N.V. (2013). [Measuring cultural capital: from theory to practice]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 6(118), pp. 3–12.

Bott, E. (1957). Family and social network; roles, norms, and external relationships in ordinary urban families. London: Tavistock Publications, 252 р.

Bourdieu, P. (1986). The forms of capital. J.G. Richardson (ed.) Handbook of theory and re-search for the sociology of education. New York: Greenwood Press, pp. 241–258.

Domakur, O.V. (2016). [Post-industrial society: structure, features, mechanism and patterns of formation]. Ekonomicheskaya nauka segodnya: sb. nauch. st., pod red. S.Yu. Solodovnikova i dr. [S.Yu. Solodovnikov et al. (eds.) Economic Science Today: collection of scientific articles]. Minsk: BNTU Publ., iss. 4, pp. 39–47. DOI: https://doi.org/10.21122/2309-6667-2016-4-39-47

Gismatullina, E.K. (2011). [The role of extra-curricular activities in forming students’ social capital]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Economics]. No. 4, pp. 5–9.

Gordeeva, S.S., Markova, Yu.S. (2021). [The role of organizational trust in ensuring the efficiency and productivity of a modern organization (experience of foreign research)]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 654–661. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-654-661

Granovetter, M.S. (1973). The strength of weak ties. American Journal of Sociology. Vol. 78, no. 6, pp. 1360–1380. DOI: https://doi.org/10.1086/225469

Gus’kova, N.D. and Klyueva, A.P. (2012). [Modern theories of social capital]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obschestvennye nauki [University Proceedings. Volga Region. Social Sciences]. No. 2(22), pp. 152–160.

Igumnov, O.A. (2019). [The formation of social capital concepts: a review of theoretical approaches]. Sotsiologiya [Sociology]. No. 1, pp. 41–49.

Koshkin, A.P. and Novikov, A.V. (2017). [Social capital of students and teachers as a resource for improving the quality of education]. Sovremennoe obrazovanie [Modern Education]. No. 1, pp. 65–87. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8736.2017.1.21801

Manterys, A. (2019). [Cultural capital and social relations]. Vestnik Instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology]. Vol. 10, no. 3, pp. 33–43. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.30.3.586

Martirosyan, K.M. (2014). [The concept of symbolic capital in modern sociology]. Kul’turnaya zhizn’ Yuga Rossii [Cultural Studies of Russian South]. No. 4(55), pp. 35–37.

Putnam, R. (2001). Bowling alone: The collapse and revival of American community. New York: Simon & Schuster Publ., 544 p.

Radaev, V.V. (2002). [The concept of capital, forms of capital and their conversion]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Journal of Economic Sociolo-gy]. Vol. 3, no. 4, pp. 20–32. DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2002-4-20-32

Rogozin, D.M. (2023). [Prospects for the development of the theory of social capital]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Journal of Economic Sociology]. Vol. 24, no. 4, pp. 12–37.

Samarina, I.S. (2009). [Features of the formation of cultural capital of student youth]. Vestnik Povolzhskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration]. No. 2(19), pp. 147–152.

Solodovnikov, S.Yu. (2015). [Social capital as a factor of economic growth]. Ekonomika i banki [Economy and Banks]. No. 1, pp. 32–41.

Загрузки

Опубликован

31-10-2024

Выпуск

Раздел

Статьи