Comparison of scientific and students’ representations of consciousness

Psychology

Authors

  • E.V. Levchenko Perm State University, 15, Bukirev st., Perm, 614990, Russia
  • A.G. Prodovikova Perm State University, 15, Bukirev st., Perm, 614990, Russia

Keywords:

common cognition of mind, social representations, scientific representations of consciousness and unconsciousness, ; students’ representations of consciousness and unconsciousness

Abstract

The paper presents findings of study of students’ representations of consciousness and unconsciousness. The authors expose range of ideas in science and in common sense, formed representations of consciousness and unconsciousness. They compare the content of scientific and social (lay) representations of consciousness and unconsciousness. The author discovered similarities and distinctions of scientific and students’ representations.

References

Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психол. журн. 2009. Т.30, № 1. С. 32-43.

Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания/ СПб.: Изд-во «Речь», 2003. 296 с.

Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии: учеб. пособие / Г.В.Акопов. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 232 с. (Сер. «Биб-ка психолога»).

Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (экспериментальная психологика). СПб.: «Издательство ДНК», 2000. Т. 1.

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии/ М.: Смысл, 2002.

Бехтерев В.М. Сознание и его границы // Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: в 2 т. Т. 1. Психика и жизнь / под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. СПб.: Алетейя, 1999. С. 203-222.

Бовина И.Б., Драгульская Л.Ю. Представления студентов о науке и об ученом // Вопр. психол. 2006. № 6. С. 73-85.

Брушлинский А.В. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи // Предисловие к кн. С. Московичи «Век толп». М., 1998.

Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: автореф. дисс…. дра психол. наук. М., 2007.

Вахрушева А.С. Вербальное опосредование в становлении предметного сознания: дис. … канд. психол. наук. Барнаул, 2003.

Вундт В. Сознание и внимание // Вундт В. Введение в психологию. СПб.: Питер, 2002. 128 с.

Ганзен В.А. Системные описания в психологии/ Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.

Гроф С. Путешествие в поисках себя/ М.: Ин-т трансперсональной психологии; Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. 336 с.

Джемс У. Поток сознания // Психология сознания/ сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб., 2001. С. 8-19.

Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества/ М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 400 с.

Емельянова Т.П. Социальные представления — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психол. журн. 2001. № 6. С. 39-47.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. 3- е, испр. М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания/ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб., 2001. с. 149 — 162.

Левченко Е.В. Психоанализ и психологическое знание: динамика отображений психоанализа в отечественных учебниках психологии// Психология будущего: материалы межвуз. науч.- практ. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения З. Фрейда / под ред. Е.В. Левченко. Пермь, 2008. С. 3-21.

Лейбниц Г.-В. Монадология // Сочинения: в 4т. I. М.: Мысль, 1982. Т.1. 636 с. (Филос. наследие. Т. 85). С.413-429.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / М.: Политиздат, 1975. 304 с.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1984. 444 с.

Лурия А.Р. Язык и сознание/ под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.

Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека // Психология сознания / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб., 2001. С. 56-63.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989.

Пархоменко О.Г. Имплицитные теории интеллекта студентов педагогического университета: дис.…канд. психол. наук / М., 2003.

Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. С. 84-100.

Подпругина В.В. Ментальные репрезентации базовых эмоций: дисс…. канд. психол. наук. М. 2003.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.

Савина Е.А. Особенности представлений детей 5-10 лет о душе // Вопр. психол. 1995. № 3. С. 21-28.

Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознании // Психология сознания/ сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб., 2001. С. 137-148.

Ситников В.Л. Психология образа ребенка: в сознании субъектов педагогического процесса: дисс…. д-ра психол. наук. М., 2003.

Субботский Е.В. Представление ребенка о соотношении телесных и психических явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. № 2. С. 38-50.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе/ З. Фрейд: Пер М.В. Вульф, А.А. Спектор. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. — 400 с.

Шевелева М.С. Психика и явления психики: Представленность в мышлении: дис.... канд. психол. наук. М., 2003.

Шевченко О.Ю. Учебно-профессиональная установка в структуре профессионального сознания студентов вузов: дисс…. канд. психол. наук. М., 2003.

Штейнмец Э.А. Донаучные представления студентов-психологов в контексте преподавания психологии // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 124-132.

Юнг К.Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное // Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1993.

Ясперс К. Сознание и бессознательное. Флюктуации сознания // Психология сознания / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб., 2001. С. 225- 241.

Kruglanski, A.W. Implicit theory of personality as a theory of personality // Social psychology: handbook of basic principles. 2nd ed. N. Y., 2007.

Moscovici S. La psychanalyse, son image et son public. P.: PUF, 1961.

Searle, J.R. Minds, Brains, and Programs // Behavioral and Brain Sciences. 1980. 3. P. 417-457.

Sobel D.M. Children’s knowledge of the relation between intentional acnion and pretending // Cognitive Development. 2007.V. 22. Issue 1. P. 130-141.

Published

2010-03-30

Issue

Section

Статьи