Акустика чужого пространства в восточных заметках Ф. Верфеля и Э. Канетти

Авторы

  • Наталия Эдуардовна Сейбель Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-6840-8286
  • Елена Михайловна Шастина Казанский (Приволжский) федеральный университет (Елабужский институт) https://orcid.org/0000-0001-9551-5469

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-134-144

Ключевые слова:

восточные заметки; травелог; экфрасис; Верфель; Канетти; миф.

Аннотация

Материалом исследования являются путевые заметки двух австрийских писателей иудейского происхождения «Египетский дневник» Ф. Верфеля и «Голоса Маракеша» Э. Канетти. Задача обоих авторов определяется как возвращение к национальным и культурным истокам, реконструкция «восточного мифа», лежащего, по их мнению, в основе любого эстетического поиска. Делается вывод о том, что писателей объединяет принцип фрагментации текста: перехода из одного пространства в другое, преодоления границы как в локальном плане, так и в плане духовного становления. Странствие в литературе неизбежно предполагает сегментацию текста при смене локаций. Однако в большинстве случаев вербальная коммуникация остается для Верфеля и Канетти за рамками искомой ими музыки Востока. Диалог заслоняет и перекодирует глубинные пласты пракультуры, желание обрести которые движет авторами. У музыкально мыслящих писателей каждый сегмент топоса имеет свою акустическую партитуру. В статье описываются причины, по которым оба автора отказываются от предварительного изучения языка, предпочитая интуицию и вчувствавание. Поскольку и для того, и для другого звук сильнее слова, они используют сходные принципы аудиализации мира. Авторы статьи останавливаются на контрасте, фиксации ритмической смены, использовании связанной с музыкой метафорики и других видах экфрасиса. Диалог, ведущийся на понятном языке (немецком, французском), противостоит в описании Верфеля и Канетти музыке городских улиц и пустыни. Непонятное эстетизируется и мифологизируется, в то время как вербализованное ощущается профанным, обытовленным, плоским.

Биографии авторов

Наталия Эдуардовна Сейбель , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

д. филол. н., профессор кафедры литературы и методики обучения литературе

Елена Михайловна Шастина, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Елабужский институт)

д. филол. н., профессор кафедры немецкой филологии

Библиографические ссылки

Аксенова М. В. Травелог: путешествие жан-ра и жанр путешествий // Актуальные пробле-мы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3 (31). С. 170–176.

Банах И. В. Нарративная структура жанра путешествия (на материале русской литерату-ры конца XVIII – первой трети XIX вв.): авто-реф. … канд. филол. наук. Минск, 2004. 21 с.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 391–399.

Верфель Ф. Пляшущие дервиши // Верфель Ф. Черная месса / пер. А. Кантора. М.: Эксмо, 2005. С. 277–287.

Головченко И. Ф. Эволюция жанра путеше-ствия в мировой литературе // Культура и ци-вилизация. 2017. Т. 7, № 1А. С. 180–187.

Гуминский В. M. Путешествие // Литера-турная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. С. 839–842.

Едошина И. А. Художественное сознание модернизма: Истоки и мифологемы: дис. … д-ра культурологии. Кострома, 2002. 350 с.

Зверев А. М. Модернизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. С. 568–571.

Канетти Э. Человек нашего столетия / пер. с нем. / сост. и авт. предисл. Н. С. Павлова; коммент. Р. Г. Каралашвили. М.: Прогресс, 1990. 474 c.

Канетти Э. С факелом в голове. История жизни: пер. с нем. А. Карельского. М.: Отто Райхль, 2020. 372 с.

Липовецкий М. Н. Модернизм и авангард: родство и различие // Филологический класс. 2008. № 20. С. 24–31.

Лихачев Д. С. Повести русских послов как памятники литературы // Путешествия рус-ских послов XVI–XVII вв. Статейные списки. М.; Л., 1954. С. 319–346.

Рыков А. В. «Спор о древних и новых» и теория модернизма // Вестник СПбГУ. Искус-ствоведение. 2022. Т. 12, вып. 1. С. 147–163.

Сейбель Н. Э., Шастина Е. М. Дихотомия «своего» и «чужого» в структуре Восточных заметок Ф. Зальтена, Ф. Верфеля, Э. Канетти // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 3. С. 319–335. doi 10.24224/2227-1295-2022-11-3-319-335

Сурова О. Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000: учеб. пособие / под ред. Л. Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2001. С. 221–291.

Фаустов А. А. Фрагмент // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной: In-trada, 2008. С. 285–286.

Хализев В. Е. Монтаж // Литературная эн-циклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. С. 586–587.

Шачкова В. А. «Путешествие» как жанр ху-дожественной литературы: вопросы теории // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Филология. Искус-ствоведение. 2008. № 3. С. 277–281.

Canetti E. Die Stimmen von Marrakesch. Aufzeichnungen nach einer Reise / E. Canetti. Bearbeitet von Kurt-Michael Westermann. München: Carl Hanser Verlag, 2002. 160 S.

Fiala-Fürst I. Das Lyrische Frühwerk Franz Werfel und seine musikalischen Qualitäten // Sympaian. Jahrbuch der Internationalen Franz–Werfel–Geselschaft / Hrg. von K. F. Ausckenthaler. B. I. Bern – Berlin – Frankfurt a.M. – New York – Paris – Wien: Peter Lang, 1996. S. 47–64.

Görbert J. Poetik und Kulturdiagnostik. Zu Elias Canettis „Die Stimmen von Marrakesch“. St. Ingbert: Röhrig, 2009. 124 S.

Hanuschek S. Elias Canetti. Biographie. München-Wien: Carl Hanser Verlag, 2005. 800 S.

Klarmann A. D. Musikalität bei Werfel: Diss. Druck: Philadelphia, 1931. 82 S.

Sonder I. Reise ins Heilige Land // David: Jüdische Kulturzeitschrift. 2013. № 3(96). URL: https://davidkultur.at/artikel/reise-ins-heilige-land (дата обращения: 03.01.2023).

Werfel F. Zwischen Oben und Unten. München-Wien: Langen-Muelle, 1975. 915 S.

Werfel F. Von der reinsten Glückseligkeit des Menschen. Stockholm: Bermann-Fischer Verlag, 1938. 50 S. URL: https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=de&u=https://portal.dnb.de/bookviewer/view/1032703237&prev=search&pto=aue (дата обращения: 29.10.2023).

References

Aksenova M. V. Travelog: puteshestvie zhanra i zhanr puteshestviy [Travelogue: Travelling of the genre and the genre of travelling]. Aktual’nye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Lin-guistics], 2018, issue 3(31), pp. 170–176. (In Russ.)

Banakh I. V. Narrativnaya struktura zhanra puteshestviya (na materiale russkoy literatury kontsa XVIII – pervoy treti XIX vv.). Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [The narrative structure of the travel genre (based on the material of Russian literature of the late 18th – first third of the 19th centuries). Abstract of. Dr. philol. sci. diss.]. Minsk, 2004. 21 p. (In Russ.)

Barthes R. Izbrannye raboty: Semiotika: Poet-ika [Selected Works: Semiotics: Poetics]. Transl. from French, comp., ed., pref. by G. K. Kosikov. Moscow, Progress Publ., 1989., pp. 391–399. (In Russ.)

Werfel F. Plyashushchie dervishi [The dancing dervishes]. In: Werfel F. Chernaya messa [The Black Mass]. Transl. by A. Kantor. Moscow, Eksmo Publ., 2005. pp. 277–287. (In Russ.)

Golovchenko I. F. Evolyutsiya zhanra puteshestviya v mirovoy literature [The evolution of the travel genre in world literature]. Kul’tura i tsivilizatsiya [Culture and Сivilization], 2017, vol. 7, issue 1A, pp. 180–187. (In Russ.)

Guminskiy V. M. Puteshestvie [Journey]. Lit-eraturnaya entsiklopediya terminov i ponyatiy [The Literary Encyclopedia of Terms and Con-cepts]. Ed. by A. N. Nikolyukin. Moscow, In-telvak Publ., 2001, pp. 839–842. (In Russ.)

Edoshina I. A. Khudozhestvennoe soznanie modernizma: Istoki i mifologemi. Diss. d-ra kul’turologii [The artistic consciousness of modernism: Origins and mythologems. Dr. cul-turology diss.]. Kostroma, 2002. 350 p. (In Russ.)

Zverev A. M. Modernizm [Modernism]. Liter-aturnaya entsiklopediya terminov i ponyatiy [The Literary Encyclopedia of Terms and Concepts]. Ed. by A. N. Nikolyukin. Moscow, Intelvak Publ., 2001, pp. 568–571. (In Russ.)

Canetti E. Chelovek nashego stoletiya [Man of Our Century]. Transl. from Germ., comp. pref. by N. S. Pavlova, comm. by R. G. Karalashvili. Moscow, Progress Publ., 1990. 474 p. (In Russ.)

Canetti E. S fakelom v golove. Istoriya zhizni [With a Torch in My Head. Life Story]. Transl. from Germ. by A. Karel’skiy. Moscow, Otto Raihl Publ., 2020. 372 p. (In Russ.).

Lipovetsky M. N. Modernizm i avangard: rod-stvo i razlichie [Modernism and avant-garde: Af-finity and difference]. Filologicheskiy klass [Philological Class], 2008, issue 20, pp. 24–31. (In Russ.)

Likhachev D. S. Povesti russkikh poslov kak pamyatniki literatury [Tales of Russian ambassa-dors as literary monuments]. Puteshestviya russ-kikh poslov XVI–XVII vv. Stateynye spiski [Jour-neys of Russian Ambassadors of the 16th–17th Centuries]. Moscow, Leningrad, 1954, pp. 319–346. (In Russ.)

Rykov A. V. ‘Spor o drevnikh i novykhʼ i te-oriya modernizma [‘A dispute about the ancient and the newʼ and the theory of modernism]. Vestnik SPbGU. Iskusstvovedenie [Vestnik of Saint-Petersburg University. Arts], 2022, vol. 12, issue 1, pp. 147–163. (In Russ.)

Seibel N. E., Shastina E. M. Dikhotomiya ‘svoegoʼ i ‘chuzhogo’ v strukture Vostochnykh zametok F. Zal’tena, F. Verfelya, E. Kanetti [Di-chotomy of ‘friend’ and ‘foe’ in structure of east-ern notes of F. Salten, F. Werfel, E. Canetti]. Nauchnyy dialog [Scientific Dialogue], 2022, vol. 11, issue 3, pp. 319–335. doi 10.24224/2227-1295-2022-11-3-319-335. (In Russ.)

Surova O. Yu. Chelovek v modernistskoy kul’ture [Man in modernist culture]. Zarubezhna-ya literatura vtorogo tysyacheletiya. 1000–2000 [Foreign Literature of the Second Millennium. 1000–2000]: a textbook. Ed. by L. G. Andreev. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2001, pp. 221–291. (In Russ.)

Faustov A. A. Fragment. Poetika: slovar’ ac-tual’nykh terminov i ponyatiy. [Poetics: A Dic-tionary of Currently Used Terms and Concepts]. Ed. by N. D. Tamarchenko. Moscow, Intrada Publ., 2008, pp. 285–286. (In Russ.)

Khalizev V. E. Montazh [Montage]. Liter-aturnaya entsiklopediya terminov i ponyatiy [The Literary Encyclopedia of Terms and Concepts]. Ed. by A. N. Nikolyukin. Moscow, Intelvak Publ., 2001, pp. 586–587. (In Russ.)

Shachkova V. A. ‘Puteshestvieʼ kak zhanr khudozhestvennoy literatury: voprosy teorii [Travelogue as a genre of fiction: theoretical is-sues]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. – Ser. Filologiya. Is-kusstvovedenie. [Vestnik of Lobachevsky Uni-versity of Nizhni Novgorod. Philological Scienc-es. Study of Art], 2008, issue 3, pp. 277–281. (In Russ.)

Canetti E. Die Stimmen von Marrakesch. Aufzeichnungen nach einer Reise. Bearbeitet von Kurt-Michael Westermann. München, Carl Hanser Verlag, 2002. 160 S. (In Ger.)

Fiala-Fürst I. Das Lyrische Frühwerk Franz Werfel und seine musikalischen Qualitäten. Sympaian. Jahrbuch der Internationalen Franz–Werfel–Geselschaft. Hrsg. von K. F. Ausckenthaler. Bd. 1. Bern-Berlin-Frankfurt am Main-New York-Paris-Wien, Peter Lang, 1996, S. 47–64. (In Ger.)

Görbert J. Poetik und Kulturdiagnostik. Zu Elias Canettis ‘Die Stimmen von Marrakeschʼ. St. Ingbert, Röhrig, 2009. 124 S. (In Ger.)

Hanuschek S. Elias Canetti. Biographie. München, Wien, Carl Hanser Verlag, 2005. 800 S. (In Ger.)

Klarmann A. D. Musikalität bei Werfel. Diss. Philadelphia, 1931. 82 S. (In Ger.)

Sonder I. Reise ins Heilige Land. David. Jüdische Kulturzeitschrift, 2013, 3 (96). Available at: https://davidkultur.at/artikel/reise-ins-heilige-land (accessed 03 Jan 2023). (In Ger.)

Werfel F. Zwischen Oben und Unten. München, Wien, Langen-Muelle, 1975. 915 S. (In Ger.)

Werfel F. Von der reinsten Glückseligkeit des Menschen. Stockholm, Bermann-Fischer Verlag, 1938. 50 S. Available at: https://translate.

google.com/translate?hl=ru&sl=de&u=https://portal.dnb.de/bookviewer/view/1032703237&prev=search&pto=aue (accessed 29 Oct 2023). (In Ger.)

Загрузки

Опубликован

2023-10-14

Как цитировать

Сейбель , Н. Э. ., & Шастина, Е. М. . (2023). Акустика чужого пространства в восточных заметках Ф. Верфеля и Э. Канетти. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 15(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-134-144

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ