ОНТОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЗЫ С. АЛЕКСИЕВИЧ («Чернобыльская молитва. Хроника будущего»)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-1-130-139Ключевые слова:
С. Алексиевич, художественно-документальное произведение «Чернобыльская молитва, жанр, полифония, эмотивная тональность, трагифарсовые формы, мотивная организация, экзистенциональность, трагизм.Аннотация
Анализируются особенности жанрового оформления художественно-документальной прозы С. Алексиевич на примере произведения «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» в связи с экзистенциональной направленностью творчества автора. Актуализация проблем бытия в творческой системе писателя определяет онтологический характер повествования и отражает взгляд на историю как концепцию трагического. «Чернобыльская молитва» представляет собой сложную полисемантическую структуру, построенную на полифонии, «многоголосии», – в основу положены воспоминания очевидцев о чернобыльской катастрофе. Однако главным «голосом», который формирует идейно-тематическое и эмотивное содержание, является «голос» автора. Особенность выражения эстетической концепции писателя состоит в связи гротескового мышления с народно-мифологическим сознанием, проявляющейся в сочетании разных стилистических пластов и реализации серьезно-смеховых форм в межтекстовом пространстве. Жанровые свойства трагифарса усиливают ощущения трагической предопределенности и абсурдности человеческого существования. Амбивалентная природа серьезного и смешного выявляет кризисное сознание героев. Онтологическая сущность бытия выражается в философии одинокого и обреченного существования, пронизанного ощущениями страха и смерти. Раскрытию авторского замысла способствует также композиционная целостность, в которой обнаруживаются внутренние связи мотивной организации произведения. Ведущим мотивом хроники выступает экзистенциональный.В единстве художественных компонентов, своеобразном сочетании разнообразных жанровых свойств автор моделирует собственную картину мира, в которой отражается взгляд на историю как концепцию трагического.Библиографические ссылки
Алексиевич С. А. Цинковые мальчики. Зачарованные смертью. Чернобыльская молитва. М.: Острожье, 1998. 608 c.
Басова А. И., Синькова Л. Д. Становление документально-художественного жанра в журналистике Светланы Алексиевич // Веснік БДУ, серыя ІV. 2009. № 3. С. 93–96.
Библия. М., 2003. 1312 c.
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. 167 с.
Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. М.: Тривола, 2000. 248 с.
Гладков Ф. Собр. соч. в 8 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. Т. 8. 600 с.
Гуревич П. С. Политическая психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 543 с.
Гурска К. Творчество Светланы Алексиевич в контексте развития художественно-документальной прозы (повесть «Цинковые мальчики») // Вестник РУДН. Серия Литературоведение. Жур-налистика. 2017. Т. 22, № 2. С. 291–301.
Местергази Е. Г. Литература нон-фикшн / non-fiction: экспериментальная энциклопедия. Русская версия. М., 2007. 325 с.
Пастернак Б. Л. Доктор Живаго. М.: АСТ: Астрель, 2010. 544 с.
Святой праведный Иоанн Кронштадский. Мысли христианина. М.; Кронштадт: Отчий дом, 2006. 680 с.
Сивакова Н. А. Цикл Светланы Алексиевич «Голоса утопии»: особенности жанровой модели // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2014. № 1(82). С. 148–151.
Сінькова Л. Д. Беларуская традыцыя ў творчасці Святланы Алексіевіч // Журналістыка-2014: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 16-й Міжнар. навук.-практ. канф., 4–5 сн. 2014 г., Мінск / рэдкал.: С. В. Дубовік (адк. рэд.) [і інш.]. Вып. 16. Мінск: БДУ, 2014. С. 81–85.
Сону Сайни «Чернобыльская молитва: хроника будущего» С. Алексиевич. Проблема жанра // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 2(10). С. 17–22.
Томашевская М. П. Проблематика катастрофического советского общества: по произведениям Светланы Алексиевич // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E: Педагогические науки. 2016. № 15. С. 100–103.
Шмид В. Нарратология. М.: Языки слав. культуры, 2003. 312 с.
Яковлева Н. «Человеческий документ» // История и повествование / под ред. Г. В. Обатинаи, П. Песонена. М., 2006. С. 372–426.
Karpusheva A. Svetlana Aleksievich’s voices from Chernobyl: between an oral history and a death lament // Canadian Slavonic Papers. 2017. № 3–4. Р. 259–280.
Lindbladh J. The polyphonic performance of testimony in Svetlana Aleksievich’s voices from utopia // Canadian Slavonic Papers. 2017. № 3–4. Р. 281–312.
Obertreis J. Polyphonies on the ruins of sociallism: Svetlana Alexievich’s work from the perspective of oral history // Osteuropa: Zeitschrift fuer Gegenwartsfragen des Ostens. 2018. № 1–2(68). Р. 117–134.
References
Alexievich S. A. Tsinkovye mal‘chiki. Zacharovannye smert’yu. Chernobyl’skaya molitva [Boys in zinc. Enchanted with death. The Chernobyl prayer]. Moscow, Ostrozh’e Publ., 1998. 608 p. (In Russ.)
Basova A. I., Sin’kova L. D. Stanovlenie dokumental’no-khudozhestvennogo zhanra v zhurnalistike Svetlany Aleksievich [The formation of the non-fiction genre in journalism of Svetlana Alexievich]. Vestnіk BDU. Seriya 4 [Vestnik BSU. Series 4], 2009, issue 3, pp. 93–96. (In Russ.)
Bibliya [The Bible]. Moscow, 2003. 1312 p. (In Russ.)
Bakhtin M. M. Problemy poetiki Dostoevskogo [The Problems of Dostoevsky's Poetics]. Moscow, 1963. 167 p. (In Russ.)
Belyanin. V. P. Osnovy psikholingvisticheskoy diagnostiki: Modeli mira v literature [The foundations of psycholinguistic diagnostics: Models of the world in literature]. Moscow, Trivola Publ., 2000. 248 p. (In Russ.)
Gladkov F. Sobr. soch. v 8 t. [Collection of works in 8 vols.]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoy literatury Publ., 1959, vol. 8. 600 p. (In Russ.)
Gurevich P. S. Politicheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Political psychology: textbook for university students]. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2008. 543 p. (In Russ.)
Górska K. Tvorchestvo Svetlany Aleksievich v kontekste razvitiya khudozhestvenno-dokumental’noy prozy (povest’ «Tsinkovye mal’chiki») [The work of Svetlana Alexievich in the context of the history of documentary fictional prose (‘Boys in zinc’)]. Vestnik RUDN. Seriya Literaturovedenie. Zhurnalistika [RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism], 2017, vol. 22, issue 2, pp. 291–301. (In Russ.)
Mestergazi E. G. Literatura non-fikshn / non-fiction: eksperimental’naya entsiklopediya. Russkaya versiya [Non-fiction literature: Experi-mental encyclopedia. Russian Version]. Moscow, 2007. 325 p. (In Russ.)
Pasternak B. L. Doktor Zhivago [Doctor Zhivago]. Moscow, AST, Astrel’ Publ., 2010. 544 p. (In Russ.)
Holy Righteous John of Kronstadt. Mysli khristianina [Thoughts of a Christian]. Moscow, Kronstadt, Otchiy dom Publ., 2006. 680 p. (In Russ.)
Sivakova N. A. Tsikl Svetlany Aleksievich «Golosa utopii»: osobennosti zhanrovoy modeli [The cycle ‘Voices of utopia’ by Svetlana Alexievich: features of a genre model]. Izvestiya Gomel’skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny [Proceedings of the F. Scorina Gomel State University], 2014, issue 1(82), pp. 148–151. (In Russ.)
Sіn’kova L. D. Belaruskaya tradytsyya ў tvorchascі Svyatlany Aleksіevіch [Belarusian tradition in the works of Svetlana Alexievich]. Matehryyaly 16-j Mіzhnar. navuk.-prakt. kanf., 4–5 sn. 2014 y., Mіnsk [Proceedings of the 16th international scientific-practical conference, 4–5 September 2014, Minsk]. Ed by S. V. Dubovіk. Mіnsk, Belarusian State University Press, 2014, issue 16, pp. 81–85. (In Russ.)
Sonu Saini ‘Chernobyl’skaya molitva: khronika budushchego’ S. Aleksievich. Problema zhanra [‘The Chernobyl Prayer’ by S. Alexievich: the peculiarities of the ‘hybrid’ genre]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul’turologiya i iskusstvovedenie [Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History], 2013, issue 2(10), pp. 17–22. (In Russ.)
Tomashevskaya M. P. Problematika katastroficheskogo sovetskogo obshchestva: po proizvedeniyam Svetlany Aleksievich [Problems of the catastrophic Soviet society: based on the works of Svetlana Alexievich]. Vestnik polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E: Pedagogicheskie nauki [Vestnik of Polotsk State University. Series E: Pedagogic Sciences], 2016, issue 15, pp. 100–103. (In Russ.)
Schmid V. Narratologiya [Narratology]. Mos-cow, LRC Publishing House, 2003. 312 p. (In Russ.)
Yakovleva N. ‘Chelovecheskiy dokument’ [‘The human document’]. Istoriya i povestvovaniye [History and narrative]. Ed. by G. V. Obatin, P. Pesonen. Moscow, 2006. (In Russ.)
Karpusheva A. Svetlana Aleksievich’s voices from Chernobyl: between an oral history and a death lament. Canadian Slavonic Papers, 2017, issue 3–4, pp. 259–280. (In Eng.)
Lindbladh J. The polyphonic performance of testimony in Svetlana Aleksievich’s voices from utopia. Canadian Slavonic Papers, 2017, issue 3–4, pp. 281–312. (In Eng.)
Obertreis J. Polyphonies on the ruins of social-ism: Svetlana Alexievich’s work from the perspective of oral history. Osteuropa: Zeitschrift fuer Gegenwartsfragen des Ostens, 2018, issue1–2(68), pp. 117–134. (In Eng.)