Фототекстуальность как категория поэтики английского романа: жанровая репрезентативность

Авторы

  • Татьяна Анатольевна Полуэктова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-8377-6554

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-4-100-110

Ключевые слова:

фототекстуальность; фотографический экфрасис; протофотоэкфрасис; условный фотоэкфрасис; роман-фотореконструкция; роман-фоторефлексия; современный англоязычный роман; Р. Барт.

Аннотация

Статья посвящена фототекстуальности как поэтологической категории современного англоязычного романа. Предпринимается попытка определения термина «фототекстуальность». Представлена краткая историография вопроса. Основное внимание уделено фотографическому экфрасису, который автор статьи определяет как описание в тексте фотографии, являющейся предметом рефлексии персонажа или результатом совместного сотрудничества фотографа и модели. Далее вводятся два разграничительных термина: протофотоэкфрасис, имеющий реальный фотопрототип в культуре, и условный фотоэкфрасис, созданный исключительно авторским воображением. Каждый из этих фотоэкфрасисов выступают активным структурообразующим компонентом проблематики и поэтики анализируемых романов: «Мастер Джорджи» (“Master Georgie”, 1998) Б. Бейнбридж, «Фотография» (“The Photograph”, 2003) П. Лайвли, «Пока не выпал дождь» (“The Rain Before It Falls”, 2007) Дж. Коу, «Незримое, или Тайная жизнь Кэт Морли» (“The Unseen”, 2011) К. Уэбб. Исследуется функциональность структурно-семантической единицы художественного текста – фотоэкфрасиса – на уровнях: сюжета и композиции, нарратива, хронотопа, системы образов-персонажей. Фотоэкфрасис, органично вписываясь в постмодернистскую тематику и проблематику романов, актуализирует понятия памяти, идентичности, факта и вымысла, смерти и др. как мотивы-темы и мотивы-проблемы. В результате проведенного анализа автор статьи предлагает классификацию романов в зависимости от типа представленных в них фотографий – постановочных или случайных (естественных): 1) роман-фотореконструкция и 2) роман-фоторефлексия. Фотографический экфрасис как один из типов фототекстуальности можно считать одной из магистральных повествовательных стратегий в художественной практике конца XX – начала XXI в.

Биография автора

Татьяна Анатольевна Полуэктова, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

к. филол. н., доцент кафедры мировой литературы и методики ее преподавания

Библиографические ссылки

Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр. М. Рыклина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 192 с.

Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс: Универс, 1994. С. 72–130. URL: http://www.lib.ru/CULTURE/BART/barthes.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 11.07.2021).

Бочкарева Н. С., Загороднева К. В. Фотоэкфрасис в пьесе Л. Петрушевской «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9, вып. 4. С. 113–120.

Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 312 с.

Зенкин С. Н. Образ, рассказ и смерть (Жорж Батай и Ролан Барт) // Новое литературное обозрение. 2013. № 5(123). С. 15–44.

Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. СПб.: Лимбус-Пресс, 2012. 128 с.

Круткин В. Л. Антропологический смысл фотографий семейного альбома // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII, № 1. С. 171–178.

Лейтес Н. С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени. Пермь, 1980. 90 с.

Лишаев С. А. Помнить фотографией. СПб.: Алетейя, 2019. 140 с.

Нуркова В. В. Зеркало с памятью. Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. 287 с.

Прокофьева В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 11. С. 87–94.

Сидорова О. Г., Полуэктова Т. А. Экфрасис и его функционирование в поэтике романа Пенелопы Лайвли «Фотография» // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2019. Т. 21, № 4(193). С. 121–135. doi 10.15826/izv2.2019.21.4.071

Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 272 с.

Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. М.: Aд Маргинем Пресс, 2014. 96 с.

Судленкова О. А. «Каждая фотография – это рассказ»: фотографический экфрасис в современной британской литературе // Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения. Седльце, 2018. С. 326–339.

Bate D. The Memory of Photography // Photographies. 2010. Vol. 3, № 2. Р. 243–257.

Blatt Ari J. Phototextuality: Photography, Fiction, Criticism // Visual Studies. 2009. Vol. 24, № 2. Р. 108–121.

Thinking Photography / ed. by V. Burgin. London: Palgrave Macmillan, 1982. 240 р.

Brunet F. Photography and Literature. L.: Reaktion Books Ltd, 2009. 176 р.

Classic essays on photography / ed. by Alan Trachtenberg. New Haven, Conn.: Leete's Island Books, 1980. 314 р.

Gratton J. Sophie Calleʼs Des histoires vraies: Irony and Beyond in Phototextualities: Intersections of Photography and Narrative, edited Alex Hughes and Andrea Noble. Albuquerque: University of New Mexico Press, 2003. P. 182–197.

Hunter J. Image and Word: The Interaction of Twentieth-Century Photographs and Texts. Cambridge: Harvard UP, 1987. 233 р.

MacLaine B. Photofiction as Family Album: David Galloway, Paul Theroux and Anita Brookner // Mosaic: A Journal for the Interdisciplinary Study of Literature, University of Manitoba. 1991. Vol. 24, № 2. Р. 131–149.

Morris W. Photographs and Words / ed. J. Alinder. Calif.: Friends of Photography, 1982. 120 р.

Photo-textualities: Reading Photographs and Literature. Ed. by Marsha Bryant. Newark: University of Delaware Press, 1996. 164 p.

Stafford А. Photo-texts: Contemporary French Writing of the Photographic Image. Liverpool: Liverpool University Press, 2010. 256 р.

Straub J. Nineteenth-century Literature and Photography / Handbook of Intermediality / ed. by G. Rippl. GmbH; Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. Р. 156–172.

Sudliankova O. Phototextuality as a Phenomenon of Present-Day British Prose // CLEaR. 2016. 3(2). Р. 9–15.

Sudliankova O. The role of photographic images in contemporary novels // Тропа. Современная британская литература в российских вузах / науч. ред. К. Хьюитт, Б. Проскурнин; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2011. Вып. 5. С. 18–24.

Welch E. Etat present: Literature and Рhotography // French Studies. 2019. Vol. LXXIII, № 3. Р. 434–444.

References

Barthes R. Camera lucida. Kommentarii k fotografiyam [Camera Lucida. Reflections on Photography]. Transl. from French by M. Ryklin. Moscow, Ad Marginem Press, 2016. 192 р. (In Russ.)

Barthes R. Mif segodnya [Myth today]. Barthes R. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Selected works: Semiotics. Poetics]. Moscow, Progress Publ., Univers Publ., pр. 72-130. (In Russ.) Available at: http://www.lib.ru/CULTURE/BART/barthes.txt_with-big-pictures.html (accessed 11.07.2021).

Bochkareva N. S., Zagorodneva K. V. Fotoekfrasis v p'ese L. Petrushevskoy ‘Chemodan chepukhi, ili bystro khorosho ne byvaet’ [Photoekphrasis in ‘The Suitcase of Nonsense, or Quickly Done Cannot Be Well Done’ by L. Petrushevskaya]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2017, vol. 9, issue 4, pp. 113–120. doi 10.17072/2037-6681-2017-4-113-120. (In Russ.)

Vasil’eva E. Fotografiya i vnelogicheskaya forma [Photography and the Non-logical Form]. Moscow, New Literary Observer Publ., 2019. 312 p. (In Russ.)

Zenkin S. N. Obraz, rasskaz i smert’ (Zhorzh Batay i Rolan Bart) [The Image, Story and Death (Georges Bataille and Roland Barthes)]. Moscow, New Literary Observer Publ., 2013, issue 5(123), рр. 15–44. (In Russ.)

Cartier-Bresson Н. Voobrazhaemaya real’nost’ [Imaginary Reality]. St. Petersburg, Limbus-Press, 2012. 128 р. (In Russ.)

Coe J. Poka ne vypal dozhd’ [The rain before it falls]. Transl. from English by E. Poletskaya. Moscow, Fantom Press, 2008. 320 р. (In Russ.)

Krutkin V. L. Antropologicheskiy smysl fotografiy semeynogo al’boma [Anthropological meaning of family album photos]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 2005, vol. 8, issue 1, pp. 171–178. (In Russ.)

Lively P. Fotografiya [Photography]. Transl. from Eng. by A. I. Loginova. Moscow, RIPOL classic Publ., 2013. 256 p. (In Russ.)

Leytes N. S. Cherty poetiki nemetskoy literatury novogo vremeni [Poetics of German Literature of Modern Times and Its Features]. Perm, 1980. 90 p. (In Russ.)

Lishaev S. A. Pomnit’ fotografiey [Remember by Photography]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2019. 140 p. (In Russ.)

Nurkova V. V. Zerkalo s pamyat’yu. Fenomen fotografii: Kul’turno-istoricheskiy analiz [A Mirror with Memory. The Phenomenon of Photography: Cultural and Historical Analysis]. Moscow, Russian State University for the Humanities, 2006. 287 p. (In Russ.)

Prokof’eva V. Yu. Kategoriya prostranstvo v khudozhestvennom prelomlenii: lokusy i toposy [The category of space in the artistic refraction: locus and topos]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University], 2005, issue 11, pp. 87–94. (In Russ.)

Sidorova O. G., Poluektova T. A. Ekfrasis i ego funktsionirovanie v poetike romana Penelopy Lively ‘Fotografiia’ [Ekphrasis and its functioning in the poetics of Penelope Lively’s novel ‘The Photograph’]. Izvestiya Uralskogo federal’nogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki [Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts], 2019, vol. 21, issue 4(193), pр. 121–135. doi 10.15826/izv2.2019.21.4.071. (In Russ.)

Sontag S. O fotografii [On Photography]. Transl. from Eng. by V. Golyshev. Moscow, Ad Marginem Press, 2013. 272 р. (In Russ.)

Sontag S. Smotrim na chuzhie stradaniya [Regarding the Pain of Others]. Transl. from Eng. by V. Golyshev. Moscow, Ad Marginem Press, 2014. 96 р. (In Russ.)

Sudlenkova O. A. ‘Kazhdaya fotografiya – eto rasskaz’: fotograficheskiy ekfrasis v sovremennoy britanskoy literature [ʽEvery picture tells a story: Photographic ekphrasis in contemporary British literatureʼ]. Teoriya i istoriya ekfrasisa: Itogi i perspektivy izucheniya [Theory and History of Ekphrasis: Results and Prospects of the Study]. Siedlce, 2018, pp. 326–339. (In Russ.)

Bate D. The memory of photography. Photographies, 2010, vol. 3, issue 2, pр. 243–257. (In Eng.)

Blatt Ari J. Phototextuality: photography, fiction, criticism. Visual Studies, 2009, vol. 24, issue 2, pp. 108–121. (In Eng.)

Brunet F. Photography and Literature. London, Reaktion Books Ltd, 2009. 176 р. (In Eng.)

Classic Essays on Photography. Ed. by Alan Trachtenberg. New Haven, Conn., Leete’s Island Books, 1980. 314 р. (In Eng.)

Gratton J. Sophie Calleʼs Des histoires vraies: Irony and beyond. Phototextualities: Intersections of Photography and Narrative. Ed. by Alex Hughes and Andrea Noble. Albuquerque, University of New Mexico Press, 2003, pp. 182 –197. (In Eng.)

Hunter J. Image and Word: The Interaction of Twentieth-Century Photographs and Texts. Cambridge, Harvard UP, 1987. 233 р. (In Eng.)

MacLaine B. Photofiction as family album: David Galloway, Paul Theroux and Anita Brookner. Mosaic: A Journal for the Interdisciplinary Study of Literature, 1991, vol. 24, issue 2, pр. 131–149. (In Eng.)

Morris W. Photographs and Words. Ed. by J. Alinder. California, Friends of Photography, 1982. 120 р. (In Eng.)

Photo-textualities: Reading Photographs and Literature. Ed. by Marsha Bryant. Newark, University of Delaware Press, 1996. (In Eng.)

Thinking Photography. Ed. by Victor Burgin. London, Palgrave Macmillan, 1982. 240 р. (In Eng.)

Stafford А. Photo-texts: Contemporary French Writing of the Photographic Image. Liverpool, Liverpool University Press, 2010. 256 р. (In Eng.)

Straub J. Nineteenth-century literature and photography. Handbook of Intermediality. Ed. by G. Rippl. Berlin, Boston, De Gruyter, 2015, рр. 156–172. (In Eng.)

Sudliankova O. Phototextuality as a phenomenon of present-day British prose. CLEaR, 2016, vol. 3, issue 2, pр. 9–15. (In Eng.)

Sudliankova O. The role of photographic images in contemporary novels. Footpath. Contemporary British Literature in Russian Universities. Ed. by К. Hewitt, B. Proskurnin. Perm, Perm State University Press, 2011, vol. 5, pp. 18–24. (In Eng.)

Welch E. Etat present: Literature and photography. French Studies, 2019, vol. 73, issue 3, pр. 434–444. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2022-01-12

Как цитировать

Полуэктова, Т. А. . (2022). Фототекстуальность как категория поэтики английского романа: жанровая репрезентативность. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 13(4). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-4-100-110

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ