“An Imaginative Woman” Томаса Гарди как фотоэкфрастический рассказ

Авторы

  • Татьяна Анатольевна Полуэктова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-8377-6554

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-3-125-135

Ключевые слова:

Томас Гарди; «Женщина с богатым воображением»; фотографический экфрасис; фотоэкфрастический рассказ; Ролан Барт.

Аннотация

В статье рассматривается не переведенный на русский язык рассказ английского писателя Томаса Гарди “An Imaginative Woman” (1894). Автор статьи анализирует данное произведение с точки зрения жанровых особенностей и относит его к фотоэкфрастической прозе. Аргументом является фотографический экфрасис, пронизывающий такие поэтологические уровни, как сюжетно-композиционный, персонажный, пространственно-временной, повествовательный, мотивно-тематический. Особое влияние на поэтику экфрасиса произведений Викторианской эпохи оказало восприятие фотографии, поскольку далеко не сразу ее стали воспринимать как новый и самостоятельный вид искусства. Фотоэкфрасис, рассмотренный в контексте викторианства, позволяет говорить о его жанрообразующей функции, в частности – о мистическом фотоэкфрастическом рассказе. Согласно сюжету рассказа фотопортрет поэта оказывает необъяснимое влияние на Эллу Марчмилл: глядя на фотоизображение, она влюбляется в него и изменяет мужу в своем воображении и фантазиях. После самоубийства поэта, с которым она никогда не встречалась в реальности, Элла умирает. Муж, обнаружив фотокарточку в своем доме, отмечает сходство ребенка с фотопортретом и прогоняет его из дома. Жанр викторианского рассказа, «открытый» и становящийся, оказался наиболее органичной формой для фотоэкфрастических экспериментов. Таким образом, функциональность фотоэкфрасиса в рассказе многообразна: раскрывает психологию персонажей, служит импульсом для расширения историко-культурного контекста Викторианской эпохи, выступает связующим началом двух миров – реального и идеального, выстроенного с помощью воображаемого, участвует в нарративе, актуализирует мотивы встречи, узнавания, а также тему смерти и идентичности (личностной, социальной) персонажей. Участие фотоэкфрасиса в организации всех уровней художественной системы рассказа позволяет отнести его к такой жанровой форме, как мистический фотоэкфрастический рассказ.

Биография автора

Татьяна Анатольевна Полуэктова, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

к. филол. н., доцент кафедры мировой литературы и методики ее преподавания

Библиографические ссылки

Абилова Ф. А. Роман-трагедия в жанровой истории английской литературы: философия трагического Томаса Гарди // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 6. С. 176–185. https://doi.org/10.5281/zenodo.394465

Анцыферова О. Ю. Повести и рассказы Генри Джеймса: от истоков к свершениям. Иваново, 1998. 210 c.

Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр. М. Рыклина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 192 с.

Бочкарева Н. С., Табункина И. А., Загороднева К. В. Мировая литература и другие виды искусства: экфрастическая поэзия / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2012. 90 с.

Васильева Е. В. Фотография и феномен времени // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2014. Серия 15. Вып. 1. С. 64–79.

Еремкина Н. И. Английский рассказ XIX века: становление и развитие // Теория и практика общественного развития. 2010. № 4. С. 293–297.

Лапин А. В. Фотография как... . М., 2004. 324 с.

Надар Ф. Бальзак и дагеротип / Когда я был фотографом; пер. с фр. СПб.: Клаудберри, 2019. 416 с.

Никола М. И. Экфрасис: актуализация приема и понятия // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1(2). С. 8–12.

Полуэктова Т. А. Фототекстуальность как категория поэтики английского романа: жанровая репрезентативность // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2021. Т. 13. Вып. 4. С. 100–110. doi 10.17072/2073-6681-2021-4-100-110

Скороходько Ю. С. Неовикторианский роман младшего поколения: Поэтика и жанровые разновидности: монография. М.: Флинта: Наука, 2018. 376 с.

Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 272 с.

Судленкова О. А. «Каждая фотография – это рассказ»: фотографический экфрасис в современной британской литературе // Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения. Седльце, 2018. С. 326–339.

Сурков Д. В. Различие понятий «Мистика», «Мистицизм» и «Мистический опыт» // Омский научный вестник. 2012. № 5(112). С. 131–134.

Халтрин-Халтурина Е. В. Эпохальный для английского романтизма переход Уильяма Вордсворта через Альпы: от фантазии к воображению // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. Н. А. Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина. М.: Наука, 2005. С. 120–141.

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008. 312 с.

Яковлев М. В. Мистическое // Литературный словарь терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкин. М.: НПК Интелвак, 2001. С. 555–560.

Al-Ajmi N. Choice and Fate in ‘Fellow-Townsmen’ and ‘An Imaginative Woman’ // International Journal of Language and Literature. December. 2018. Vol. 6. No. 2. P. 157–162. doi 10.15640/ijll.v6n2a18

Fjellestad D. Nesting – Braiding – Weaving: Photographic Interventions in Three Contemporary American Novels / Handbook of Intermediality / ed. by G. Rippl. GmbH; Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. Р. 193–218.

Flint K. Literature and Photography / Late Victorian into Modern / ed. by L. Marcus, M. Mendelssohn and K. E. Shepherd-Barr. United Kingdom: Oxford University Press, 2016. Р. 1–17.

Hartmann J. Ekphrasis in the Age of Digital Reproduction // Handbook of Intermediality / ed. by G. Rippl. GmbH; Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. Р. 113–125.

Heffernan J. A. W. Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. Chicago, London: University of Chicago Press, 2004. 249 p.

Imaginative // A New English Dictionary on Historical Principles / ed. by J. A. H. Murray. Oxford, 1901. Vol. V. P. 54.

Ireland K. Trewe Love at Solentsea? Stylistics Vs Narratology in Thomas Hardy // The State of Stylistics / ed. by Greg Watson. Amsterdam; New York, 2008. Р. 61–73.

Katz A. Violent Wisdom: Thomas Hardy and ekphrastic discord // Word & Image. 2011. Vol. 27. No. 2. Р. 148–158.

Patea V. The Short Story: An Overview of the History and Evolution of the Genre // Short Story Theories: A Twenty-first-Century Perspective / ed. by Patea V. Amsterdam and New York: Rodopi, 2012. P. 1–24.

Straub J. Nineteenth-century Literature and Photography // Handbook of Intermediality: Literature – Image – Sound – Music / ed. by G. Rippl. Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. (Handbooks of English and American Studies; vol. 1). P. 156–172.

Tucan G. What Is A Short Story Besides Short? Questioning Minds in Search of Understanding Short Fiction // Romanian Journal of English Studies. 2014. Vol. 11, No. 1. Р. 1–8.

References

Abilova F. A. Roman-tragediya v zhanrovoy istorii angliyskoy literatury: filosofiya tragicheskogo Tomasa Gardi [Novel-tragedy in genre history of English literature: Thomas Hardy’s philosophy of tragic]. Gumanitarnyy nauchnyy vestnik [Humanitarian Scientific Bulletin], 2020, issue 6, pp. 176–185. https://doi.org/10.5281/zenodo.394465. (In Russ.)

Antsyferova O. Yu. Povesti i rasskazy Genri Dzheymsa: Ot istokov k sversheniyam [Novels and Short Stories by Henry James: From Origins to Accomplishments]. Ivanovo, 1998. 210 p. (In Russ.)

Barthes R. Camera Lucida. Kommentarii k fotografiyam [Camera Lucida. Reflections on Photography]. Transl. from French by M. Ryklin. Moscow, Ad Marginem Press, 2016. 192 р. (In Russ.)

Bochkareva N. S., Tabunkina I. A., Zagorodneva K. V. Mirovaya literatura i drugie vidy iskusstva: Ekfrasticheskaya poeziya [World Literature and Other Arts: Ekphrastic Poetry]. Perm, Perm State University, 2012. 90 p. (In Russ.)

Vasil’eva E. V. Fotografiya i fenomen vremeni [Photography and phenomenon of time]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Iskusstvovedenie [Vestnik of Saint Petersburg University. Arts], 2014, series 15, issue 1, pp. 64–79. (In Russ.)

Eremkina N. I. Angliyskiy rasskaz XIX veka: stanovlenie i razvitie [The English story of the 19th century: Formation and development]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 2010, issue 4, рр. 293–297. (In Russ.)

Lapin A. V. Fotografiia kak... [Рhotography as…]. Moscow, 2004. 324 p. (In Russ.)

Nadar F. Bal’zak i dagerotip [Balzac and the daguerreotype]. Kogda ya byl fotografom [My Life as a Photographer]. Transl. from French. St. Petersburg, Klaudberri Publ., 2019. 416 p. (In Russ.)

Nikola M. I. Ekfrasis: aktualizatsiya priema i ponyatiya [Ekphrasis: Reception and concept actualization]. Vestnik Vyatskogo Gosudarstvennogo Gumanitarnogo Universiteta [Herald of Vyatka State University], 2010, issue 1(2), рр. 8–12. (In Russ.)

Poluektova T. A. Fototekstual’nost’ kak kategoriya poetiki romana: zhanrovaya reprezentativnost’ [Phototextuality as a poetological category of the English novel: Stating the problem]. Vestnik Permskogo Universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2021, vol. 13, issue 4, pp. 100–110. doi 10.17072/2073-6681-2021-4-100-110. (In Russ.)

Skorokhod’ko Yu. S. Neoviktorianskiy roman mladshego pokoleniya: Poetika i zhanrovye raznovidnosti [The Neo-Victorian Novel of the Younger Generation: Poetics and Genre Varieties]. Moscow, Flinta: Nauka Publ., 2018. 376 p. (In Russ.)

Sontag S. O fotografii [On Photography]. Transl. from English by V. Golyshev. Moscow, Ad Marginem Press, 2013. 272 р. (In Russ.)

Sudlenkova O. A. ‘Kazhdaya fotografiya – eto rasskazʼ: fotograficheskiy ekfrasis v sovremennoy britanskoy literature [ʽEvery picture tells a story: Photographic ekphrasis in contemporary British literatureʼ]. Teoriya i istoriya ekfrasisa: Itogi i perspektivy izucheniya [Theory and History of Ekphrasis: Results and Prospects of the Study]. Siedlce, 2018, pp. 326–339. (In Russ.)

Surkov D. V. Razlichie ponyatiy ‘mistika’, ‘mistitsizmʼ i ʽmisticheskii opyt’ [The difference between the concepts ‘mystique’, ‘mysticism’ and ‘mystical experience’]. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientific Bulletin], 2012, issue 5(112), рр. 131–134. (In Russ.)

Khaltrin-Khalturina E. V. Epokhal’nyy dlya angliyskogo romantizma perekhod Uil’yama Vordsvorta cherez Al’py: ot fantazii k voobrazheniyu [William Wordsworth’s crossing of the Alps as a landmark for English Romanticism: From fantasy to imagination]. Romantizm: Vechnoe stranstvie [Romanticism: An Eternal Journey]. Ed. by N. A. Vishnevskaya, E. Yu. Saprykina. Moscow, Nauka Publ., 2005, pр. 120–141. (In Russ.)

Shmid V. Narratologiya [Narratology]. Moscow, LRC Publishing House, 2008. 312 р. (In Russ.)

Yakovlev M. V. Misticheskoe [The mystical]. Literaturnaya entsiklopediya terminov i ponyatiy [Literary Encyclopedia of Terms and Concepts]. Ed. by A. N. Nikolyukin. Moscow, Intelvak Publ., 2001, pp. 555–560. (In Russ.)

Al-Ajmi N. Choice and fate in ‘Fellow-Townsmen’ and ‘An Imaginative Woman’. International Journal of Language and Literature. December 2018, vol. 6, issue 2, pp. 157–162. doi 10.15640/ijll.v6n2a18. (In Eng.)

Fjellestad D. Nesting – braiding – weaving: Photographic interventions in three contemporary American novels. Handbook of Intermediality. Еd. by G. Rippl. GmbH, Berlin, Boston, De Gruyter, 2015, рp. 193–218. (In Eng.)

Flint K. Literature and photography. Late Victorian into Modern. Ed. by L. Marcus. M. Mendelssohn, and K. E. Shepherd-Barr. United Kingdom, Oxford University Press, 2016, рp. 1–17. (In Eng.)

Hartmann J. Ekphrasis in the age of digital reproduction. Handbook of Intermediality. Еd. by G. Rippl. GmbH; Berlin; Boston, De Gruyter, 2015, рp. 113–125. (In Eng.)

Heffernan J. A. W. Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. Chicago, London, University of Chicago Press, 2004. 249 p. (In Eng.)

Imaginative. A New English Dictionary on Historical Principles. Ed. by J. A. H. Murray. Oxford, 1901, vol. V, 54 p. (In Eng.)

Ireland K. Trewe love at Solentsea? Stylistics vs narratology in Thomas Hardy. The State of Stylistics. Ed. by Greg Watson. Amsterdam – New York, 2008, pp. 61–73. (In Eng.)

Katz A. F. Violent wisdom: Thomas Hardy and ekphrastic discord. Word & Image, 2011, vol. 27, issue 2, pp. 148–158. (In Eng.)

Patea V. The short story: An overview of the history and evolution of the genre. Short Story Theories: A Twenty-First-Century Perspective. Ed. by V. Patea Amsterdam and New York, Rodopi, 2012, рp. 1–24. (In Eng.)

Straub J. Nineteenth-century literature and photography. Ed. by G. Rippl. Handbook of Intermediality: Literature – Image – Sound – Music. Berlin; Boston, De Gruyter, 2015, vol. 1. Handbooks of English and American Studies, pp. 156–172. (In Eng.)

Tucan G. What is a short story besides short? Questioning minds in search of understanding short fiction. Romanian Journal of English Studies, 2014, vol. 11, issue 1, pр. 1–8. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2022-10-16

Как цитировать

Полуэктова, Т. А. . (2022). “An Imaginative Woman” Томаса Гарди как фотоэкфрастический рассказ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 14(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-3-125-135

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ