ЛИЛИАН ХЕЛЛМАН В СОВЕТСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ МИРЕ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-2-132-141Ключевые слова:
Лилиан Хеллман; СССР; антифашистская драма; советская критика; диссиденты; «Стража на Рейне», «Лисички».Аннотация
В статье рассматриваются контакты американского драматурга Лилиан Хеллман с советским театральным миром: восстанавливается история постановок ее пьес на советской сцене, приводятся воспоминания актеров о работе над американским материалом, рецензии критиков на премьерные показы. На примере более чем двадцатилетней театральной судьбы Хеллман в СССР прослеживаются менявшиеся культурные и идеологические установки Советского Союза. Выполняя роль культурного эмиссара во время Второй мировой войны, Хеллман побывала в Москве, где ее встретили как дорогого гостя, а ее пьесы поставили на сценах сразу двух крупнейших театров. С началом холодной войны драмы «Лисички» и «Семья Фарелли теряет покой» исчезли из репертуара. Удивительным образом пьеса Хеллман с подчеркнуто «западным» названием «Леди и джентльмены» прошла театральную цензуру в разгар антиамериканской пропагандистской кампании, хоть постановка и получила негативные отзывы журнальных рецензентов. В 1960-х гг. Хеллман вновь возвращается в Москву, где встречается с Раисой Орловой и Львом Копелевым. Примета культурного и политического ландшафта того времени – появление и борьба диссидентского движения, к которому Хеллман испытала глубокое сочувствие. О диссидентах драматург писала и говорила на родине в США, а переписку с Р. Орловой продолжала практически вплоть до своей смерти в 1984 г. Таким образом, творческая биография Хеллман представляет собой траекторию послевоенного «ренегатства» в отношении СССР: начиная с просталинистских позиций, впоследствии она отказалась от поддержки социализма в его советском изводе.Библиографические ссылки
Абросимова В. Мосты: русско-американские связи Раисы Орловой полвека спустя // Литература Двух Америк. 2019. № 6. С. 296–378.
Аникст А. Упадок и разложение буржуазного театра // Буржуазный театр на службе империалистической реакции: сборник статей. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. С. 3–30.
Афанасьева О. О добрых и злых плантаторах // Театр. 1949. № 12. С. 95–98.
Бобров Э. Лисички // Вечерняя Москва. 1973. 4 окт.
Бояджиев Г. Берди – Раневская // Советское искусство. 1945. 27 июля. С. 3.
Владимиров Р. Советский театр в оценке печати США и Англии // Театр. 1945. Сентябрь. С. 53–55.
Гиленсон Б. Социалистическая и радикальная традиции в литературе США. М.: ИНФРА-М, 2017. 388 c.
Глизер Ю. Воспоминания. М.: Искусство, 1969. 263 c.
Жданова Л. И. Путь повести Дж. Стейнбека «Луна зашла» к советской сцене // Вопросы театра. 2015. № 3–4. С. 264–272.
Исакова М. Стая Хаббардов на охоте // Московский комсомолец. 1973. 13 окт.
Искусство и война // Советское искусство. 1944. 28 нояб. С. 4.
Коваленко Г. За семью печатями. Чехов и аме¬риканские драматурги: к истории вопроса // Современная драматургия. 2010. № 3. С. 233–253.
Костырченко Г. Кампания по борьбе с космополитизмом в СССР // Вопросы истории. 1994. № 8. C. 47–60.
Крути И. Семья Ферелли обретает мужество // Советское искусство. 1945. 8 марта. C. 4.
Кулаковская И. Лилиан Хеллман. К 50-летию со дня рождения // Советское искусство. 1955. 19 июля.
Лилиан Хелман в Театре драмы // Советское искусство. 1944. 19 дек. С. 4.
Мацкин А. Заметки о спектакле // Советское искусство. 1945. 12 апр. C. 2.
Мендельсон М. Хеллман и Пристли на московской сцене // Театр. 1945. Октябрь. С. 14–19.
Обращение А. Анатоля в ПЭН // Русская мысль. 1969. 25 сент. C. 2.
Половикова К. Во имя справедливости // Огонек. 1945. № 20–21. С. 14.
Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». 26 авг. 1946 г. URL: http://www.hist.-msu.ru/ER/Etext/USSR/theatre.htm (дата обращения: 13.02.2021).
РГАЛИ. Ф. 2046. Оп. 1. Ед. 126.
РГАЛИ. Ф. 2548. Оп. 1. Ед. 134.
Рубин В., Каринцев И. Обзор современной американской и английской драматургии // Новый мир. 1945. № 7. С. 109–117.
Arnold M. Lillian Hellman Says She Found Ferment Among Soviet Writers // New York Times. 1967. 31 May. P. 11.
Atkenson B. Hellman’s Watch on Rhine // New York Times. 1941. 13 April.
Conversations with Lillian Hellman / ed. by Jack¬son R. Bryer. Jackson, MS; London: University Press of Mississippi, 1986. 298 p.
Gallagher D. Lillian Hellman: An Imperious Life. Yale University Press, 2014. 171 p.
Griffin A., Thorsten G. Understanding Lillian Hellman. University of South Carolina Press, 1999. 168 p.
Hellman L. Three: An Unfinished Woman; Pentimento; Scoundrel Time. Boston, MA; Toronto: Little, Brown, 1979. 726 p.
Hellman L. Topics: The Baggage of a Political Exile // New York Times. 1969. 23 August. P. 26.
Kopelev L. To Be Preserved Forever. Philadel-phia; New York: Lippincott, Cop. 1977. 268 p.
Maltz A. The Citizen Writer in Retrospect. University of California Press, 1983. Vol. I. 522 p.
Meltzer M. Hollywood Does Right By “The Little Foxes” // Sunday Worker. 1941. August 24.
Mickenberg J. American Girls in Red Russia: Chasing the Soviet Dream. Chicago; London: University of Chicago Press, 2017. 427 p.
New Play in Manhattan // Time. 1941. 14 Apr.
Newman R. P. The Cold War Romance of Lillian Hellman and John Melby. UNC Press Books, 1989. 392 p.
Nichols L. The Searching Wind: Lillian Hellman’s Latest Play a Study of Appeasement and Love // New York Times. 1944. April 23.
Not Now Communist, Lillian Hellman Says // Associated Press. 1952. May 22.
Roosevelt E. My Day. 1941. 21 April.
Southern Women Playwrights: New Essays in History and Criticism / ed. by R. McDonald, L. Paige. University of Alabama Press, 2002. 304 p.
Warner R. On Broadway // Daily Worker. 1944. April 27.
Wertheim A. Staging the War: American Drama and World War II. Indiana University Press, 2004. 352 p.
References
Abrosimova V. Mosty: russko-amerikanskie svya¬zi Raisy Orlovoy polveka spustya [Raisa Orlova’s bridges: Russian-American literary connections half a century later]. Literatura dvukh Amerik [Literature of the Americas], 2019, issue 6, pp. 296–378. (In Russ.)
Anikst A. Upadok i razlozhenie burzhuaznogo teatra [Decline and decay of the bourgeois theater]. Burzhuaznyy teatr na sluzhbe imperialisticheskoy reaktsii: sbornik statey [Bourgeois Theater on the Payroll of Imperialist Reaction: a collection of articles]. Moscow, Academy of Sciences of the USSR Publ., 1952, pp. 3–30. (In Russ.)
Afanas’eva O. O dobrykh i zlykh plantatorakh [On kind and cruel plantation owners]. Teatr [Theatre], 1949, issue 12, pp. 95–98. (In Russ.)
Bobrov E. Lisichki [The little foxes]. Vecher-nyaya Moskva [Evening Moscow], 1973, October 4. (In Russ.)
Boyadzhiev G. Berdi – Ranevskaya [Birdie – Ra¬nevskaya]. Sovetskoe iskusstvo [Soviet Art], 1945, July 27, p. 3. (In Russ.)
Vladimirov R. Sovetskiy teatr v otsenke pechati SShA i Anglii [Soviet theater as assessed by the British and American press]. Teatr [Theatre], 1945, September, pp. 53–55. (In Russ.)
Gilenson B. Sotsialisticheskaya i radikal’naya traditsii v literature SShA [Socialist and Radical Traditions in the Literature of the USA]. Moscow, INFRA-M Publ., 2017. 388 p. (In Russ.)
Glizer Yu. Vospominaniya [Recollections]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1969, 263 p. (In Russ.)
Zhdanova L. I. Put’ povesti Dzh. Steynbeka ‘Luna zashla’ k sovetskoy stsene [John Steinbeck’s ‘The Moon Is Down’ on the Soviet stage]. Voprosy teatra [Problems of the Theatre], 2015, issue 3–4, pp. 264–272. (In Russ.)
Isakova M. Staya Khabbardov na okhote [A pack of the Hubbards on the hunt]. Moskovskiy komsomolets [Moscow Komsomolets], 1973, October 13. (In Russ.)
Iskusstvo i voyna [Art and war]. Sovetskoe iskus¬stvo [Soviet Art], 1944, November 28, p. 4. (In Russ.)
Kovalenko G. Za sem’yu pechatyami. Chekhov i amerikanskie dramaturgi: k istorii voprosa [Sealed with seven seals. Chekhov and American playwrights: On the history of the issue]. Sovremennaya dramaturgiya [Modern Drama], 2010, issue 3, pp. 233–253. (In Russ.)
Kostyrchenko G. Kampaniya po bor’be s kosmopolitizmom v SSSR [Campaign against cosmopolitanism in the USSR]. Voprosy istorii [Issues of History], 1994, issue 8, pp. 47–60. (In Russ.)
Kruti I. Sem’ya Ferelli obretaet muzhestvo [The Farrelly family gains courage]. Sovetskoe iskusstvo [Soviet Art], 1945, March 8, p. 4. (In Russ.)
Kulakovskaya I. Lilian Hellman. K 50-letiyu so dnya rozhdeniya [Lilian Hellman. To the 50th birthday]. Sovetskoe iskusstvo [Soviet Art], 1955, July 19. (In Russ.)
Lilian Helman v Teatre dramy [Lillian Hellman in Drama Theatre]. Sovetskoe iskusstvo [Soviet Art], 1944, December 19, p. 4. (In Russ.)
Matskin A. Zametki o spektakle [Notes on a play]. Sovetskoe iskusstvo [Soviet Art], 1945, April 12, p. 2. (In Russ.)
Mendel’son M. Hellman i Pristli na moskovskoy stsene [Hellman and Priestly on Moscow stage]. Teatr [Theatre], 1945, October, pp. 14–19. (In Russ.)
Obrashchenie A. Anatolya v PEN [A. Anatol’s appeal to PEN]. Russkaya mysl’ [Russian Thought], 1969, September 25, p. 2. (In Russ.)
Polovikova K. Vo imya spravedlivosti [In the name of justice]. Ogonek, 1945, issue 20–21, p. 14. (In Russ.)
Resolution of the Organizational Bureau of the Central Committee of the CPSU(b) of August 26, 1946 ‘On the Repertoire of Drama Theaters and Measures to Improve It’. Available at: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/theatre.htm (accessed 13.02.2021). (In Russ.)
Russian State Archive of Literature and Arts (RGALI). Fund 2046. Inventory 1. Unit 126. (In Russ.)
Russian State Archive of Literature and Arts (RGALI). Fund 2548. Inventory 1. Unit 134. (In Russ.)
Rubin V., Karintsev I. Obzor sovremennoy ame¬rikanskoy i angliyskoy dramaturgii [Overview of contemporary American and British drama]. Novyy mir [New World], 1945, issue 7, pp. 109–117. (In Russ.)
Arnold M. Lillian Hellman says she found ferment among Soviet writers. New York Times, 1967, May 31, p. 11. (In Eng.)
Atkinson B. Hellman’s Watch on Rhine. New York Times, 1941, April 13. (In Eng.)
Gallagher D. Lillian Hellman: An Imperious Life. Yale University Press, 2014. 171 p. (In Eng.)
Griffin A., Thorsten G. Understanding Lillian Hellman. University of South Carolina Press, 1999. 168 p. (In Eng.)
Hellman L. Three: An Unfinished Woman, Pentimento, Scoundrel Time. Boston, MA, Toronto, Little, Brown, 1979. 726 p. (In Eng.)
Hellman L. Topics: The baggage of a political exile. New York Times, 1969, August 23, p. 26. (In Eng.)
Conversations with Lillian Hellman. Ed. by Jackson R. Bryer. Jackson, MS, London, University Press of Mississippi, 1986. 298 p. (In Eng.)
Kopelev L. To Be Preserved Forever. Philadelphia, New York, Lippincott, Cop. 1977. 268 p. (In Eng.)
Maltz A. The Citizen Writer in Retrospect. University of California Press, 1983, vol. 1. 522 p. (In Eng.)
Meltzer M. Hollywood does right by ‘The Little Foxes’. Sunday Worker, 1941, August 24. (In Eng.)
Mickenberg J. American Girls in Red Russia: Chasing the Soviet Dream. Chicago, London, University of Chicago Press, 2017. 427 p. (In Eng.)
New play in Manhattan. Time, 1941, April 14. (In Eng.)
Newman R. P. The Cold War Romance of Lillian Hellman and John Melby. UNC Press Books, 1989. 392 p. (In Eng.)
Nichols L. The searching wind: Lillian Hellman’s latest play, a study of appeasement and love. New York Times, 1944, April 23. (In Eng.)
Not now communist, Lillian Hellman says. Associated Press, 1952, May 22. (In Eng.)
Roosevelt E. My Day, 1941, April 21. (In Eng.)
Southern Women Playwrights: New Essays in History and Criticism. Ed. by R. McDonald, L. Paige. University of Alabama Press, 2002. 304 p. (In Eng.)
Warner R. On Broadway. Daily Worker, 1944, April 27. (In Eng.)
Wertheim A. Staging the War: American Drama and World War II. Indiana University Press, 2004. 352 p. (In Eng.)