«Ополченский романс» Захара Прилепина: новое слово о войне
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-2-88-98Ключевые слова:
Захар Прилепин; «Ополченский романс»; «донбасский» текст; поэтика.Аннотация
В предлагаемой статье в контексте весьма противоречивых оценок творчества З. Прилепина ставится задача посредством анализа одной из последних книг писателя определить особенности его художественного высказывания о состоянии мира и человека в нем. «Ополченский романс» представляется первой попыткой художественного осмысления конфликта на Украине, положившей начало «донбасского» текста в истории русской военной прозы. Прилепин стремится обозначить в русской жизни новый типаж, новый характер. Что касается формы, эта книга тесно связана с импровизационными формами музыкальных жанров, на что указывает авторское жанровое определение – «14 треков в разном ритме». В разных треках, как принято в музыкальной импровизации, солируют разные инструменты, то есть мотивы. В основе книги лежит сложная контаминация мотивов музыки и смерти, находящаяся в неразрывном соотношении с темой Родины и оппозициями «свой – чужой», «командир – подчиненный», «невинный – преступник», «мужчина – женщина», «взрослый – ребенок». Сочетание мотивов создает уникальную поэтику «донбасского» текста Захара Прилепина. В статье рассматриваются кинематографические приемы, новеллистические концовки треков, однословные названия глав, литературные аллюзии на произведения А. Пушкина и Л. Толстого. Акцентируется важность полемики автора с идеями пацифизма и непротивленчества. Современный писатель, лично причастный к происходящему на Украине, убежден, что «зло можно победить лишь силой», для него война – путь преображения личности, выбор стороны правды.Библиографические ссылки
Андреева О. Новый роман Прилепина: на чьей стороне ангелы? // Культура. 2021. 12 янв. URL: zaharprilepin.ru (дата обращения: 13.04.2023).
Аристов Д. В. «Окопная правда» – вчера и сегодня // Филологический класс. 2010. № 23. С. 30–35.
Гликман К. Новый, талантливый, но… Захар Прилепин // Вопросы литературы. 2011. № 2. С. 184–194.
Долгарева А. «Живым не прощают ничего»: О книге Захара Прилепина «Ополченский романс» // Pechorin.Net. 22.12.2020. URL: https://pechorin.net/articles/view/zhivym-nie-proshchaiut-nichiegho-o-knighie-zakhara-priliepina-opolchienskii-romans (дата обращения: 13.04.2023).
Колобродов А. Донбасский нуар, или Слово пацанам // Литературная газета. 2020. 4 окт. URL: zaharprilepin.ru (дата обращения: 13.04.2023).
Колобродов А. Перпендикулярная реальность // Свободная пресса. 03.04.2016. URL: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/smi-o-knige-sem-zhiznej/svobodnaja-pressa-03042016.html (дата обращения: 13.04.2023).
Курчатова Н. Общая молитва: О книге поэзии «Я – израненная земля», о весне крымской и войне донбасской // Свободная Пресса. 2017. 27 мая.
Латынина А. «Даже уж не знали, за что похвалить…» // Новый мир. 2011. № 10. С. 158–165.
Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 904 с.
Липовецкий М. Политическая моторика Захара Прилепина // Знамя. 2012. № 10. С. 165–183.
Маркова Т. Н. Авторские жанровые номинации в современной русской прозе как показатель кризиса жанрового сознания // Вопросы литературы. 2011. № 1. С. 280–290.
Моргенштерн К. Литературные пораженцы: как Z-писатели захватили культурное поле, но продолжают сражаться с мельницами // Дискурс. 2023. 8 мая. URL: https://t.me/discoursio (дата обращения: 13.04.2023).
Подшивалова Е. А. Жанровая теория Н. Л. Лейдермана для прочтения «Конармии» И. Э. Бабеля // Филологический класс. 2015. № 3(41). С. 45–51.
Прилепин З. Ополченский романс. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021. 349 с.
Прилепин З. Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной. 2023. 736 с.
Пустовая В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель // Новый мир. 2005. № 5. С. 151–172.
Репьева И. Без комплиментов. О творчестве Захара Прилепина. URL: http://rospisatel.ru/ repjova-prilepin.htm (дата обращения: 08.05.2018).
Рудалев А. Слышать рифмы жизни // Урал. 2016. № 10. URL: http://magazines.russ.ru/ural/ 2016/10/slyshat-rifmy-zhizni.html (дата обращения: 13.04.2023).
Рылова К. Ю. Проза Захара Прилепина как социокультурный феномен: проблематика, поиск героя, поэтика: дис. … канд. филол. наук. Иркутск: 2018. 228 с.
Типайлова О. Звучит «Ополченский романс»: О книге Захара Прилепина // Свободная пресса. 2020. 25 сентября.
Толстоухова Н. Романс о Донбассе // Российская газета. 2020. 30 августа, № 193(8247).
Цветова Н. С. Семь жизней Захара Прилепина // Богданова О. В., Цветова Н. С. Эпох скрещенье... Русская проза 1960–2020-х годов. СПб.: Алетейя. 2023. С. 349–355.
Шкловский В. Кончился ли роман? // Иностранная литература. 1967. № 8. С. 218–231.
References
Andreeva O. Novyy roman Prilepina: na ch’ey storone angely? [Prilepin’s new novel: whose side are angels on?]. Kul’tura [Culture], 2021, January 12. Available at: zaharprilepin.ru (accessed 13.04.2023). (In Russ.)
Aristov D. V. ‘Okopnaya pravda’ – vchera i segodnya? [‘Trench truth’ – yesterday and today]. Filologicheskiy klass [Philological class], 2010, issue 23, pp. 30–35. (In Russ.)
Glikman K. Novyy, talantlivyy, no… Zakhar Prilepin [New, talented, but... Zakhar Prilepin]. Voprosy literatury [Questions of Literature], 2011, issue 2, pp. 184–194. (In Russ.)
Dolgareva A. ‘Zhivym ne proshchayut nichego’: O knige Zakhara Prilepina ʽOpolchenskiy romansʼ [‘Nothing is forgiven to those living’: About Zakhar Prilepin’s book ‘Militia Romance’]. Pechorin.Net [website], 2020, 12 December. Available at: https://pechorin.net/articles/view/zhivym-nie-proshchaiut-nichiegho-o-knighie-zakhara-priliepina-opolchienskii-romans (accessed 13.04.2023). (In Russ.)
Kolobrodov A. Donbasskiy nuar, ili Slovo patsanam [Donbass noir, or a word to the boys]. Literaturnaya gazeta [Literary Newspaper], 2020, 4 October. Available at: zaharprilepin.ru. (In Russ.)
Kolobrodov A. Perpendikulyarnaya real’nost’ [Perpendicular reality]. Svobodnaya pressa [Free Press], 2016, 3 April. Available at: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/smi-o-knige-sem-zhiznej/svobodnaja-pressa-03042016.html (accessed 10 May 2018). (In Russ.)
Kurchatova N. Obshchaya molitva: O knige poezii ‘Ya – izranennaya zemlya’ [General prayer: About the book of poetry ‘I am a wounded land’. Svobodnaya pressa [Free Press], 2017, 27 May. (In Russ.)
Latynina A. ‘Dazhe uzh ne znali, za chto pokhvalitʼ…’ [‘They didn’t even know what to praise for...’]. Novyy mir [New World], 2011, issue 10, pp. 158–165. (In Russ.)
Leiderman N. L. Teoriya zhanra [Theory of Genre]. Yekaterinburg, Ural State Pedagogical University Press, 2010. 904 p. (In Russ.)
Lipovetsky M. Politicheskaya motorika Zakhara Prilepina [Political motor skills of Zakhara Prilepin]. Znamya [Banner], 2012, issue 10, pp. 165–183. (In Russ.)
Markova T. N. Avtorskie zhanrovye nominatsii v sovremennoy russkoy proze kak pokazatel’ krizisa zhanrovogo soznaniya [Author’s genre nominations in modern Russian prose as an indicator of the crisis of genre consciousness]. Voprosy literatury [Questions of Literature], 2011, issue 1, pp. 280–290. (In Russ.)
Morgenstern K. Literaturnyye porazhentsy: kak Z-pisateli zakhvatili kul’turnoe pole, no prodolzhayut srazhat’sya s mel’nitsami [Literary defeatists: how Z-writers have captured the cultural field, but continue to fight the mills]. Discourse [website], 2023, 5 August. Available at: https://t.me/discoursio (In Russ.)
Podshivalova E. A. Zhanrovaya teoriya N. L. Leydermana dlya prochteniya ‘Konarmii’ I. E. Babelya [Genre theory of N. L. Leiderman while reading ‘Cavalry’ by I. E. Babel]. Filologicheskiy klass [Philological Class], 2015, issue 3(41), pp. 45–51. (In Russ.)
Prilepin Z. Opolchenskiy romans [Militia Romance]. Moscow, AST Publishing House: Edited by Elena Shubina, 2021. 349 p. (In Russ.)
Prilepin Z. Vzvod. Ofitsery i opolchentsy russkoy literatury [Platoon. Officers and Militias of Russian Literature]. Moscow, AST Publishing House: Edited by Elena Shubina, 2023. 736 p. (In Russ.)
Pustovaya V. Chelovek s ruzhʼyem: smertnik, buntarʼ, pisatelʼ [A man with a gun: A suicide murderer, rebel, writer]. Novyy mir [New World], 2005, issue 5, pp. 151–172. (In Russ.)
Rep’eva I. Bez komplimentov. O tvorchestve Zakhara Prilepina [Without compliments. About the work of Zakhar Prilepin]. Available at: http://rospisatel.ru/repjova-prilepin.htm (accessed 05 Aug 2018). (In Russ.)
Rudalev A. Slyshat’ rifmy zhizni [To hear the rhymes of life]. Ural, 2016, issue 10. Available at: http://magazines.russ.ru/ural/2016/10/slyshat-rifmy-zhizni.html (accessed 05 Aug 2018). (In Russ.)
Rylova K. Yu. Proza Zakhara Prilepina kak sotsiokul’turnyy fenomen: problematika, poisk geroya, poetika. Diss. kand. filol. nauk [Zakhar Prilepin’s prose as a sociocultural phenomenon: Problems, search for a hero, poetics. Cand. philol. sci. diss.]. Irkutsk, 2018. 228 p. (In Russ.)
Tipaylova O. Zvuchit ‘Opolchenskiy romans’: O knige Zakhara Prilepina [‘Militia Romance’ sounds: About the book by Zakhar Prilepin]. Svobodnaya pressa [Free Press], 2020, 25 September. (In Russ.)
Tolstoukhova N. Romans o Donbasse [Romance about Donbass]. Rossiyskaya Gazeta [Russian Gazette], 2020, 30 August, issue 193 (8247). (In Russ.)
Tsvetova N. S. Sem’ zhizney Zakhara Prilepina [The seven lives of Zakhar Prilepin]. In: Bogdanova O. V., Tsvetova N. S. Epokh skreshchen’e... Russkaya proza 1960–2020-kh godov [The Crossing of Eras... Russian Prose of the 1960s–2020s.]. St. Petersburg, Aletheia Publ., 2023, pp. 349–355. (In Russ.)
Shklovsky V. Konchilsya li roman? [Is the novel over?]. Inostrannaya literatura [Foreign Literature], 1967, issue 8, pp. 218–231. (In Russ.)