Об одной особенности английского исторического романа рубежа ХХ–ХХI веков: размышляя над статьей Джерома де Гроота
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-2-120-127Ключевые слова:
исторический роман; постмодернизм; пост-постмодернизм; новый неореализм; Х. Мантел; Роуз Тримейн; Д. Моггак; традиция; новаторство; литературный эксперимент.Аннотация
Критически прочитывая главу известного британского специалиста в области теории и истории английского исторического романа Джерома де Гроота «Трансгрессия и эксперимент: Исторический роман» в коллективной монографии «Британская художественная литература: 1980–2018» (Кембридж, 2019), автор статьи размышляет о феномене главенства исторического романа в каноне современного британского романа как в постмодернистскую, так и в пост-постмодернистскую эпоху. Соглашаясь с де Гроотом в том, что исторический роман обозначенного периода не только сохранил ядро классической жанровой парадигмы, заложенной еще Вальтером Скоттом, но и смело шагнул в современность, модернизировав содержательно и художественно вечный диалог прошлого и настоящего, изначально присущий жанру, автор статьи одновременно подчеркивает, насколько удачно глава вписывается в общую концепцию монографии – показать динамику британской литературы именно через призму диалектики традиций и эксперимента. Автор статьи солидарен с английским коллегой в том, что именно с 1980-х гг. английский исторический роман ХХ в. еще основательнее стал погружаться в вечные, онтологические, вопросы бытия, в сложности диалога человека и окружающего его мира, судьбы человека и человечности и пр., при этом не слишком откликаясь на постмодернистские историко-эпистемологические сомнения. Согласен автор статьи и с мыслью английского литературоведа о том, что метафикциональные историографичность и саморефлексия (по Линде Хатчеон) в британском историческом романе не стали абсолютно доминантными явлениями, что английский исторический роман 1980-х и 1990-х гг., быстро «переболев» постмодернистскими изысками, все же сохранял традицию социально-психологического реалистического прочтения истории и «передал» его дальше, даже экспериментируя с повествованием, временной структурой, историографическими концепциями, чем особенно отличалось женское прочтение прошлого (А. Картер, Дж. Уинтерсон, А. С. Байетт, С. Уотерс). Одновременно с навеянными постмодернистскими экзерсисами в области исторического повествования и темпоральных параллельных (синонимичных, антитетичных, альтернативных) исторических конструктов, в английском историческом романе зрела другая линия, связанная не с игровым началом, а со стремлением воспроизводить прошлое в его объемности, в целостности его культурологического облика, образа, с возможностью погружать читателя в бытие истории, а не только и не столько в бытие в истории. На примере романов Х. Мантел, Р. Тримейн, Д. Моггак автор статьи демонстрирует эту сторону динамики английского исторического романа, не акцентированную де Гроотом.Библиографические ссылки
Гордиенко Д. О. Корона в эпоху Реставрации Стюартов в Англии. Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2005. 239 с.
Кабанова И. В. Чистое сияние прошлого»: исторический роман Хилари Мантел // Два века английского романа: кол. монография. К 70-летию профессора Б. М. Проскурнина. СПб.: Маматов, 2021. С. 325–347.
Карасев Л. В. Флейта Гамлета. Очерк онтологической поэтики. М.: Знак, 2009. 208 с.
Кохан О. Н. Сара Уотерс и викторианский канон // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7, № 3. С. 185–202. doi 10.18522/2415-8852-2022-3-185-202
Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 904 с.
Мосолкина Т. В. Социальная история Англии в XIV–XVII вв. М.; СПб.: Центр гуманит. исслед., 2017. 416 с.
Проскурнин Б. М. «Хорошо сделанный английский роман». Вступительные заметки // Два века английского романа: кол. монография. К 70-летию профессора Б. М. Проскурнина. СПб.: Маматов, 2021. С. 9–23.
Проскурнин Б. М., Фирстова М. Ю. Французская революция как трагедия в английской литературе: перекличка через столетие // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2023. Т. 15, вып. 1. С. 113–128. doi 10.17072/2073-6681-2023-1-113-128
Рикёр П. Память, история, забвение / пер. с фр. И. И. Блауберг, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская, Г. М. Тавризян. М.: Изд-во гуманит. лит., 2004. 728 с.
Тримейн Р. Реставрация / пер. с англ. В. Бернацкой. СПб.: Амфора, 2005. 462 с.
A Concise Companion to Contemporary British Fiction / ed. by J. E. English. Oxford: Blackwell’s Publishers, 2006. 281 p.
Boxall P. Inheriting the Past: Literature and Historical Memory in the Twenty-First Century // Twenty-First-Century Fiction: A Critical Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. P. 40–56.
British Fiction: 1980–2018 / ed. by Peter Boxall. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. 309 p.
Dzhumaylo O., Kokhan O. Space and Effect (Re)reading “Fingersmith” by Sarah Waters // The New Philological Bulletin. 2020. № 4(55). Р. 282–291.
Savvas T., Coffman Cr. K. American Fiction after Postmodernism // Textual Practice. 2019. Vol. 33, № 2. P. 195–212.
References
Gordienko D. O. Korona v epokhu restavratsii Styuartov v Anglii [The Crown in the Epoch of the Stuart Restoration in England]. Samara, Samara State Pedagogical University Press, 2005. 239 p. (In Russ.)
Kabanova I. V. ‘Chistoe siyanie proshlogo’: iztoricheskiy roman Khilary Mantel [The Pure Radiance of the Past: Hilary Mantel’s historical novel]. Dva veka angliyskogo romana [Two Centuries of the English Novel]: a multi-authored monograph; on the occasion of the 70th birthday of Prof. B. M. Proskurnin. St. Petersburg, Mamatov Publ., 2021, pp. 325–347. (In Russ.)
Karasev L. V. Fleyta Gamleta. Ocherk ontologicheskoy poetiki [Hamlet’s Flute. An Essay on Ontological Poetics]. Moscow, Znak Publ., 2009. 208 p. (In Russ.)
Kokhan O. N. Sara Uoters i viktorianskiy kanon [Sarah Waters and Victorian canon]. Praktiki i interpretatsii: zhurnal filologicheskikh, obrazovatel’nykh i kul’turnykh issledovaniy [Practices & Interpretations: A Journal of Philology, Teaching and Cultural Studies], 2022, vol. 7, issue 3, pp. 185–202. doi 10.18522/2415-8852-2022-3-185-202. (In Russ.)
Leiderman N. L. Teoriya zhanra [Genre Theory]. Yekaterinburg, Ural State Pedagogical University Press, 2010. 904 p. (In Russ.)
Mosolkina T. V. Sotsial’naya istoriya Anglii v XIV–XVII vv. [Social History of England in the 14th17th Centuries]. Moscow, St. Petersburg, Center for Humanities Research Publ., 2017. 416 p. (In Russ.)
Proskurnin B. M. ‘Khorosho sdelannyy angliyskiy roman’. Vstupitel’nye zametki [‘Well-made English novel’. Inrtoductory notes]. Dva veka angliyskogo romana [Two Centuries of the English Novel]: a multi-authored monograph; on the occasion of the 70th birthday of Prof. B. M. Proskurnin. St. Petersburg, Mamatov Publ., 2021, pp. 9–23. (In Russ.)
Proskurnin B. M., Firstova M. Yu. Frantsuzskaya revolyutsiya kak tragediya v angliyskoy literature: pereklichka cherez stoletie [The French Revolution as a tragedy in British literature: A talk over the century]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2023, vol. 15, issue 1, pp. 113–28. doi 10.17072/2073-6681-2023-1-113-128. (In Russ).
Riqouer P. Pamyat’, istoriya, zabvenie [Memory, History, Forgetting]. Transl. from French by I. I. Blauberg, I. S. Vdovina, O. I. Machul’skaya, G. M. Tavrizyan. Moscow, Izdatel’stvo Gumanitarnoy Literatury Publ., 2004. 728 p. (In Russ.)
Tremain R. Restavratsiya [Restoration]. Transl. from English by V. Bernatskaya. St. Petersburg, Amfora Publ., 2005. 462 p. (In Russ.)
A Concise Companion to Contemporary British Fiction. Ed. by J. E. English. Oxford, Blackwell’s Publishers, 2006. 281 p. (In Eng.)
Boxall P. Inheriting the past: Literature and historical memory in the twenty-first century. Twenty-First-Century Fiction: A Critical Introduction. Cambridge, Cambridge University Press, 2019, pp. 40–56. (In Eng.)
British Fiction: 1980–2018. Ed. by Peter Boxall. Cambridge, Cambridge University Press, 2019. 309 p. (In Eng.)
Dzhumaylo O., Kokhan O. Space and Effect (Re)reading ‘Fingersmith’ by Sarah Waters. The New Philological Bulletin, 2020, issue 4(55), pp. 282–291. (In Eng.)
Savvas T., Coffman Cr. K. American fiction after postmodernism. Textual Practice, 2019, vol. 33, issue 2, pp. 195–212. (In Eng.)