Парадигмы гибели: поэтическое осмысление Первой мировой войны в творчестве У. Оуэна

Авторы

  • Олег Евгеньевич Похаленков Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского https://orcid.org/0000-0002-1573-2728
  • Ксения Олеговна Высокович Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского https://orcid.org/0000-0002-6019-2492

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-3-114-121

Ключевые слова:

окопная поэзия; Уилфред Оуэн; Первая мировая война; образ смерти; военная лирика.

Аннотация

В статье рассматривается влияние Первой мировой войны на историко-литературное развитие Великобритании, с акцентом на трансформацию литературного дискурса, изучается специфический феномен военной поэзии, получившей название «окопной». Анализируя процессы, происходящие в литературе того времени, авторы отмечают мифологизацию событий, ставших поворотными в истории. Процесс мифологизации заключается в использовании личных воспоминаний, автобиографии, мемуаров. Отличительными чертами данного периода можно назвать драматичный разрыв с прошлым, контрастность положений, осознание невозможности вернуться назад. В статье исследуется творчество Уилфреда Оуэна, которое выделяется уникальным художественным осмыслением трагизма военного опыта. Поэзия Оуэна становится выразителем подлинных переживаний солдата, фиксирует ужас и абсурдность вооруженного конфликта. Важнейшую роль в поэтическом наследии автора играют образы смерти, выступающие символическим выражением физической гибели и разрушения моральных ориентиров человечества. В работе проводится детальный анализ семантики образов смерти и связанных с ними мотивов. Лирическое «я» выступает активным свидетелем происходящих событий, хотя иногда поэт прибегает к смене перспективы изложения, стремясь посмотреть на происходящее с разных ракурсов. Однако смена перспективы не меняет позицию лирического героя по отношению к происходящему. В поэзии У. Оуэна война лишает человека органов чувств не только в прямом смысле, но и в переносном. Он больше не может наслаждаться этой жизнью, поэтому в восприятии автора контраст между жизнью и смертью представлен не как строго бинарная оппозиция – нередко смерть воспринимается героем как сила, обладающая большей искренностью и сочувствием по сравнению с жизнью.

Биографии авторов

Олег Евгеньевич Похаленков, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

д. филол. н., профессор кафедры литературы

Ксения Олеговна Высокович, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

к. филол. н., доцент кафедры литературы

Библиографические ссылки

Акулинин К. В. Образ Первой мировой вой-ны в творчестве «Окопных поэтов» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гумани-тарные науки. 2015. № 4 (144). С. 135–138.

Оуэн У. Поэмы: сборник стихотворений / пер. Е. В. Лукина. СПб.: СЕЗАМ-ПРИНТ, 2012. 112 с.

Павлович Н. В. Язык образов: парадигмы образов в русском поэтическом языке. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азбуковник, 2004. 527 с.

Поэты XX века. Стихи зарубежных поэтов / пер. М. А. Зенкевича. М.: Прогресс, 1965. 163.

Austier C. Interfѐrences et coincidences des narrations littѐraire et mythologique / P. Brunel (ed.) Dictionnaire des mythes littѐraires. Paris: du Rocher, 2003. P. 1079–1080.

Campbell J. Interpreting the War // The Cam-bridge companion to the Literature of the First World War / V. Sherry (ed.). Cambridge: Cam-bridge UP, 2005. P. 263–269.

Fussel P. The Great War and Modern Memory. Oxford: Oxford UP, 2005. 368 p.

Hobsbawm E. Age of Extremes: The Short Twentieth Century, 1914–1991. London: Michael Joseph, 1994. 627 p.

Hynes S. A War Imagined: The First World War and English Culture. London: Bodley Head, 1990. 514 p.

Monteith S. Pat Barker. Horndon: Northcote House, 2002. 130 p.

Robb G. British Culture and the First World War. London, 2002. 288 p.

Roshwald A., Stites R. European Culture in the Great War: The Arts, Entertainment and Propa-ganda, 1914–1918. Cambridge, 2002. 456 p.

Sheffield G. Forgotten Victory. The First world war – myths and Realities. London: Review, 2002. 354 p.

Todman D. The Great war: Myth and Memory. London; New York: H&L, 2005. 304 p.

Troy M. The Novelist as an Agent of Collec-tive Remembrance: Pat Barker and the First World War // Collective Traumas: Memories of War and Conflict in the 20th – Centure Europe / C. Mithander, J. Sundholm, M. Troy (eds.). Brus-sels: P. I. E. Peter Lang, 1997. P. 49–50.

References

Akulinin K. V. Obraz Pervoy mirovoy voyny v tvorchestve ʽOkopnykh poetovʼ [The image of the First World War in the works of ʽTrench Po-etsʼ]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Tambov University Re-view: Series Humanities], 2015, issue 4 (144), pp. 135-138. (In Russ.)

Owen W. Poemy [Poetry]: a collection of po-ems. Transl. by E. V. Lukin. St. Petersburg, SEZAM-PRINT Publ., 2012. 112 p. (In Russ.)

Pavlovich N. V. Yazyk obrazov: paradigmy obrazov v russkom poeticheskom yazyke [The Language of Images: Paradigms of Images in the Russian Poetic Language]. 2nd rev. and enlarg. Moscow, Azbukovnik Publ., 2004. 527 p. (In Russ.)

Poety XX veka. Stikhi zarubezhnykh poetov [The poets of the 20th century]. Ed.by M. A. Zenkevich. Moscow, Progress Publ., 1965. 163 p. (In Russ.)

Austier C. Interfѐrences et coincidences des narrations littѐraire et mythologique [Interfer-ences and coincidences of literary and mytholog-ical narratives]. Dictionnaire des mythes littѐraires [Dictionary of Literary Myths]. Ed. by P. Brunel. Paris, du Rocher, 2003, pp. 1079-1080. (In Fr.)

Campbell J. Interpreting the war. The Cam-bridge Companion to the Literature of the First World War. Ed. by V. Sherry. Cambridge, Cam-bridge UP, 2005, pp. 263-269. (In Eng.)

Fussel P. The Great War and Modern Memory. Oxford, Oxford UP, 2005. 368 p. (In Eng.)

Hobsbawm E. Age of Extremes: The Short Twentieth Century, 1914 – 1991. London, Mi-chael Joseph, 1994. 627 p. (In Eng.)

Hynes S. A War Imagined: The First World War and English Culture. London, Bodley Head, 1990. 514 p. (In Eng.)

Monteith S. Pat Barker. Horndon, Northcote House, 2002. 130 p. (In Eng.)

Robb G. British Culture and the First World

War. London, 2002. (In Eng.)

Roshwald A., Stites R. European Culture in the Great War: The Arts, Entertainment and Propaganda, 1914-1918. Cambridge, 2002. 456 p. (In Eng.)

Sheffield G. Forgotten Victory. The First World War – Myths and Realities. London, Re-view, 2002. 354 p. (In Eng.)

Todman D. The Great War: Myth and Memory. London and New York, H&L, 2005. 304 p. (In Eng.)

Troy M. The novelist as an agent of collective remembrance: Pat Barker and the First World War. Collective Traumas: Memories of War and Conflict in the 20th – Centure Europe. Ed. by C. Mithander, J. Sundholm, M. B. Troy. Brussels: P. I. E. Peter Lang, 1997, pp. 49-50. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2025-11-12

Как цитировать

Похаленков, О. Е., & Высокович, К. О. (2025). Парадигмы гибели: поэтическое осмысление Первой мировой войны в творчестве У. Оуэна. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 17(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-3-114-121

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ