Своеобразие образа лжеца в легкой комедии конца XVIII – начала XIX века
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-126-133Ключевые слова:
легкая комедия; образ лжеца; Я. Люстих; Н. И. Хмельницкий; А. А. Шаховской; В. И. Лукин; Б. М. Фёдоров; В. Свешников.Аннотация
В статье рассматривается образ лжеца в комедиях конца XVIII – начала XIX в. Анализируются следующие пьесы: «Говорун» Н. И. Хмельницкого (1817), «Не любо – не слушай, а лгать не мешай» А. А. Шаховского (1818), «Урок лжецам, или Жених на час» Я. Люстиха (1823), «Наказанная ханжа, или Урок каждому в очередь» Б. М. Фёдорова (1817), «Обман, или Всё дело в ширмах» В. Свешникова (1834). Отмечается связь отечественной светской комедии с салонной комедией французского образца, особое внимание уделено специфике перевода, адаптации произведения к русским нравам. Выделяются основные черты, характерные для легкой комедии рубежа веков: афористичность речи, любовная тематика, наличие мотива сватовства. К признакам салонной комедии, отличающим этот жанр от высокой комедии XVIII в., относятся: объем текста, построение комедийной интриги, узнавание героев читателями / зрителями (сближение персонажей с реальными прототипами). В ходе анализа было отмечено, что обман является сюжетообразующим мотивом. В роли героев-обманщиков выступают представители дворянства, при этом возраст персонажа значения не имеет. Несмотря на отсутствие строгого дидактизма, герой-обманщик всё равно получает по заслугам, он теряет либо выгодную должность, либо невесту. Таким образом, можно говорить о национальной специфике рассматриваемых комедий: герой-плут, обманщик, лжец ничего не получает, а зачастую теряет свое влияние, статус и честное имя. Несмотря на негативное отношение к обману, вывести лжеца на чистую воду является добродетельной миссией. Комедия В. Свешникова«Обман…» рассматривается отдельно, так как она уже написана прозой, а не в стихах, помимо этого, роль лжеца исполняет женский персонаж. В пьесе словесный комизм подменяется действенным: героиня не уличена в речевых двусмысленностях, как другие персонажи.Библиографические ссылки
Александрова И. В. «Легкая» комедия в жанровой системе русской драматургии первой трети XIX века // Вопросы русской литературы. 2012. № 20(77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/legkaya-komediya-v-zhanrovoy-sisteme-russkoy-dramaturgii-pervoy-treti-xix-veka (дата обращения: 08.05.2023).
Арапов П. Н. Летопись русского театра. СПб.: Изд-во Н. Тиблена и К°, 1861. 386 с.
Вольперт Л. И. Пушкин и французская комедия XVIII в. // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР; Ин-т рус. лит. Л.: Наука (Ленингр. отд-ние), 1979. Т. 9. С. 168–187.
Ерофеева Н. Е. «Урок дочкам» И. А. Крылова: жанр комедии «урока» // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/urok-dochkam-i-a-krylova-zhanr-komedii-uroka (дата обращения: 10.05.2023).
Люстих Я. Урок лжецам, или Жених на час. 1823. URL: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/12231-lyustih-ya-urok-lzhetsam-ili-zhenih-na-chas-1823#
mode/inspect/page/5/zoom/4 (дата обращения: 10.05.2023).
Михайлова Н. И. Грибоедовская Москва в творчестве В. Л. Пушкина // Проблемы творчества А. С. Грибоедова. Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994. С. 96–102.
Мокина О. В. П. А. Каратыгин – актер, драматург, педагог, мемуарист // Каратыгин П. А. Комедии и водевили. СПб.: Чистый лист, 2014. С. 3–47.
Мокульский С. История западноевропейского театра. Т. 2. Мариво. URL: http://lit-prosv.niv.ru/
lit-prosv/mokulskij-istoriya-teatra-t2/marivo.htm (дата обращения: 31.10.2021).
Рогов К. Ю. Идея «комедии нравов» в начале XIX века в России: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1992. 16 с.
Свешников В. Обман, или Всё дело в ширмах. М.: В типографии М. Пономарева, 1834. 102 с.
Свиньин П. П. Воспоминания на флоте. Часть 1. СПб.: Тип. В. Плавильщикова, 1818. 272 с.
Свиньин П. П. Опыт живописного путешествия по Северной Америке. СПб.: Тип. Ф. Дрехслера, 1815. 219 с.
Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи: 8000 слов и выражений. М.: Оникс: Мир и образование, 2009. 1104 с.
Стенник Ю. В. Комедия 1800–1820-х годов // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. Л.: Наука, 1982. С. 221–238.
Степанов Н. Л. Комедия первой четверти XIX века (от Крылова до Грибоедова) // История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. Ин-т лит. (Пушкин. Дом). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941–1956. Т. V. Литература первой половины XIX века. Ч. 1. 1941. С. 293–312.
Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII – начала XIX века: в 2 т. Л.: Сов. писатель (Ленингр. отд-ние), 1990. Т. 2. 768 с.
Фёдоров Б. М. Наказанная ханжа, или Урок каждому в очередь: Оригинальная комедия в двух действиях и стихах // Фёдоров Б. Сочинения. СПб.: Тип. Имп. театра, 1817. 95 с.
Янковский М. О. Стихотворная комедия конца XVIII – начала XIX века // Стихотворная комедия конца XVIII – начала XIX века. М.; Л.: Сов. писатель, 1964. C. 27. С. 5–66.
References
Aleksandrova I. V. ʽLegkayaʼ komediya v zhanrovoy sisteme russkoy dramaturgii pervoy treti XIX veka [ʽLightʼ comedy in the genre system of Russian drama in the first third of the 19th century]. Voprosy russkoy literatury [Issues of Russian Literature], 2012, issue 20 (77). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/legkaya-komediya-v-zhanrovoy-sisteme-russkoy-dramaturgii-pervoy-treti-xix-veka (accessed 08 May 2023). (In Russ.)
Arapov P. N. Letopis’ russkogo teatra [The Chronicle of the Russian Theater]. St. Petersburg, Publishing House of N. Tiblen & Co, 1861. 386 p. (In Russ.)
Volpert L. I. Pushkin i frantsuzskaya komediya XVIII v. [Pushkin and the French comedy of the 18th century]. Pushkin: Issledovaniya i materialy. [Pushkin: Research and Materials]. Academy of Sciences of the USSR; Institute of Russian Literature. Leningrad, Nauka Publ., 1979, vol. 9, pp. 168–187. (In Russ.)
Erofeeva N. E. ‘Urok dochkamʼ I. A. Krylova: zhanr komedii ‘urokaʼ [ʽThe Lesson to Daughtersʼ by I. A. Krylov: The genre of comedy of ‘lessonʼ]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2006, issue 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/urok-dochkam-i-a-krylova-zhanr-komedii-uroka (accessed 10 May 2023). (In Russ.)
Lyustikh Ya. Urok lzhetsam, ili Zhenikh na chas. 1823 [A Lesson to Liars, or a Bridegroom for an Hour]. Available at: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/
-lyustih-ya-urok-lzhetsam-ili-zhenih-na-chas-1823#mode/inspect/page/5/zoom/4 (accessed 10 May 2023). (In Russ.)
Mikhaylova N. I. Griboedovskaya Moskva v tvorchestve V. L. Pushkina [Griboedov’s Moscow in V. L. Pushkin’s works]. Problemy tvorchestva A. S. Griboedova [Issues of A. S. Griboyedov’s Oeuvre]. Smolensk, TRAST-IMAKOM Publ., 1994, pp. 96–102. (In Russ.)
Mokina O. V. P. A. Karatygin – akter, dramaturg, pedagog, memuarist [P. A. Karatygin as an actor, a playwright, a teacher, a memoirist]. In: Karatygin P. A. Komedii i vodevili [Comedies and Vaudevilles]. St. Petersburg, Chistyy list Publ., 2014, pp. 3–47. (In Russ.)
Mokul’skiy S. Istoriya zapadnoevropeyskogo teatra [The History of the Western European Theatre], vol. 2. Marivo [Marivaux]. Available at: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/mokulskij-istoriya-teatra-t2/marivo.htm (accessed 31 Oct 2021). (In Russ.)
Rogov K. Yu. Ideya ‘komedii nravov’ v nachale XIX veka v Rossii. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [The idea of the ‘comedy of mannersʼ at the beginning of the 19th century in Russia. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 1992. 16 p. (In Russ.)
Sveshnikov V. Obman, ili Vse delo v shirmakh [Deception, or It’s All About Screens]. Moscow, Publishing House of M. Ponomarev, 1834. 102 p. (In Russ.)
Svin’in P. P. Vospominaniya na flote [Reminiscences in the Navy]. St. Petersburg, Publishing House of V. Plavil’shchikov, 1818. 272 p. (In Russ.)
Svin’in P. P. Opyt zhivopisnogo puteshestviya po Severnoy Amerike [The Experience of Picturesque Travelling Across North America]. St. Petersburg, Publishing House of F. Drechsler, 1815. 219 p. (In Russ.)
Skvortsov L. I. Bol’shoy tolkovyy slovar’ pravil’noy russkoy rechi: 8000 slov i vyrazheniy [Big Explanatory Dictionary of the Correct Russian Speech: 8,000 Words and Expressions]. Moscow, Oniks: Mir i Obrazovanie Publ., 2009. 1104 p. (In Russ.)
Stennik Yu. V. Komediya 1800–1820-kh godov [The сomedy of the 1800s–1820s]. Istoriya russkoy dramaturgii. XVII – pervaya polovina XIX veka [The History of Russian Drama. The 17th – the First Half of the 19th Centuries]. Leningrad, Nauka Publ., 1982, pp. 221–238. (In Russ.)
Stepanov N. L. Komediya pervoy chetverti XIX veka (ot Krylova do Griboedova) [The Comedy of the first quarter of the 19th century (from Krylov to Griboyedov)]. Istoriya russkoy literatury [The History of Russian Literature]: in 10 vols. Academy of Sciences of the USSR. Institute of Russian Literature (Pushkin House). Moscow, Leningrad, Academy of Sciences of the USSR Publ., 1941–1956, vol. 5. Literatura pervoy poloviny XIX veka [Literature of the first half of the 19th century], 1941, pt. 1, pp. 293–312. (In Russ.)
Stikhotvornaya komediya, komicheskaya opera, vodevil’ kontsa XVIII – nachala XIX veka. [The Verse Comedy, Comic Opera, Vaudeville of the Late 18th - Early 19th Centuries]: in 2 vols. Leningrad, Sovetskiy pisatel’ Publ., 1990, vol. 2. 768 p. (In Russ.)
Fedorov B. M. Nakazannaya khanzha, ili Urok kazhdomu v ochered’: Original’naya komediya v dvukh deystviyakh i stikhakh [The Punished Hypocrite, or a Lesson to Everyone in Turn: An original comedy in two acts and verses]. In: Fedorov B. Sochineniya [Works]. St. Petersburg, Emperor Theatre Publishing House, 1817. 95 p. (In Russ.)
Yankovskiy M. O. Stikhotvornaya komediya kontsa XVIII – nachala XIX veka (Vstupitelnaya statya) [The Poetic comedy of the late 18th – early 19th century (Introductory article)]. Stikhotvornaya komediya kontsa XVIII – nachala XIX veka [The Poetic Comedy of the Late 18th – early 19th Centuries]. Moscow, Leningrad, Sovetskiy pisatel’ Publ., 1964, pp. 5–66. (In Russ.)