Своеобразие образа лжеца в легкой комедии конца XVIII – начала XIX века

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-126-133

Ключевые слова:

легкая комедия; образ лжеца; Я. Люстих; Н. И. Хмельницкий; А. А. Шаховской; В. И. Лукин; Б. М. Фёдоров; В. Свешников.

Аннотация

В статье рассматривается образ лжеца в комедиях конца XVIII – начала XIX в. Анализируются следующие пьесы: «Говорун» Н. И. Хмельницкого (1817), «Не любо – не слушай, а лгать не мешай» А. А. Шаховского (1818), «Урок лжецам, или Жених на час» Я. Люстиха (1823), «Наказанная ханжа, или Урок каждому в очередь» Б. М. Фёдорова (1817), «Обман, или Всё дело в ширмах» В. Свешникова (1834). Отмечается связь отечественной светской комедии с салонной комедией французского образца, особое внимание уделено специфике перевода, адаптации произведения к русским нравам. Выделяются основные черты, характерные для легкой комедии рубежа веков: афористичность речи, любовная тематика, наличие мотива сватовства. К признакам салонной комедии, отличающим этот жанр от высокой комедии XVIII в., относятся: объем текста, построение комедийной интриги, узнавание героев читателями / зрителями (сближение персонажей с реальными прототипами). В ходе анализа было отмечено, что обман является сюжетообразующим мотивом. В роли героев-обманщиков выступают представители дворянства, при этом возраст персонажа значения не имеет. Несмотря на отсутствие строгого дидактизма, герой-обманщик всё равно получает по заслугам, он теряет либо выгодную должность, либо невесту. Таким образом, можно говорить о национальной специфике рассматриваемых комедий: герой-плут, обманщик, лжец ничего не получает, а зачастую теряет свое влияние, статус и честное имя. Несмотря на негативное отношение к обману, вывести лжеца на чистую воду является добродетельной миссией. Комедия В. Свешникова«Обман…» рассматривается отдельно, так как она уже написана прозой, а не в стихах, помимо этого, роль лжеца исполняет женский персонаж. В пьесе словесный комизм подменяется действенным: героиня не уличена в речевых двусмысленностях, как другие персонажи.

Биографии авторов

Олег Евгеньевич Похаленков , Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

д. филол. н., доцент, профессор кафедры литературы

Ксения Олеговна Высокович, Смоленский государственный университет

к. филол. н., старший преподаватель кафедры русского языка

Библиографические ссылки

Александрова И. В. «Легкая» комедия в жанровой системе русской драматургии первой трети XIX века // Вопросы русской литературы. 2012. № 20(77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/legkaya-komediya-v-zhanrovoy-sisteme-russkoy-dramaturgii-pervoy-treti-xix-veka (дата обращения: 08.05.2023).

Арапов П. Н. Летопись русского театра. СПб.: Изд-во Н. Тиблена и К°, 1861. 386 с.

Вольперт Л. И. Пушкин и французская комедия XVIII в. // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР; Ин-т рус. лит. Л.: Наука (Ленингр. отд-ние), 1979. Т. 9. С. 168–187.

Ерофеева Н. Е. «Урок дочкам» И. А. Крылова: жанр комедии «урока» // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/urok-dochkam-i-a-krylova-zhanr-komedii-uroka (дата обращения: 10.05.2023).

Люстих Я. Урок лжецам, или Жених на час. 1823. URL: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/12231-lyustih-ya-urok-lzhetsam-ili-zhenih-na-chas-1823#

mode/inspect/page/5/zoom/4 (дата обращения: 10.05.2023).

Михайлова Н. И. Грибоедовская Москва в творчестве В. Л. Пушкина // Проблемы творчества А. С. Грибоедова. Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994. С. 96–102.

Мокина О. В. П. А. Каратыгин – актер, драматург, педагог, мемуарист // Каратыгин П. А. Комедии и водевили. СПб.: Чистый лист, 2014. С. 3–47.

Мокульский С. История западноевропейского театра. Т. 2. Мариво. URL: http://lit-prosv.niv.ru/

lit-prosv/mokulskij-istoriya-teatra-t2/marivo.htm (дата обращения: 31.10.2021).

Рогов К. Ю. Идея «комедии нравов» в начале XIX века в России: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1992. 16 с.

Свешников В. Обман, или Всё дело в ширмах. М.: В типографии М. Пономарева, 1834. 102 с.

Свиньин П. П. Воспоминания на флоте. Часть 1. СПб.: Тип. В. Плавильщикова, 1818. 272 с.

Свиньин П. П. Опыт живописного путешествия по Северной Америке. СПб.: Тип. Ф. Дрехслера, 1815. 219 с.

Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи: 8000 слов и выражений. М.: Оникс: Мир и образование, 2009. 1104 с.

Стенник Ю. В. Комедия 1800–1820-х годов // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. Л.: Наука, 1982. С. 221–238.

Степанов Н. Л. Комедия первой четверти XIX века (от Крылова до Грибоедова) // История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. Ин-т лит. (Пушкин. Дом). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941–1956. Т. V. Литература первой половины XIX века. Ч. 1. 1941. С. 293–312.

Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII – начала XIX века: в 2 т. Л.: Сов. писатель (Ленингр. отд-ние), 1990. Т. 2. 768 с.

Фёдоров Б. М. Наказанная ханжа, или Урок каждому в очередь: Оригинальная комедия в двух действиях и стихах // Фёдоров Б. Сочинения. СПб.: Тип. Имп. театра, 1817. 95 с.

Янковский М. О. Стихотворная комедия конца XVIII – начала XIX века // Стихотворная комедия конца XVIII – начала XIX века. М.; Л.: Сов. писатель, 1964. C. 27. С. 5–66.

References

Aleksandrova I. V. ʽLegkayaʼ komediya v zhanrovoy sisteme russkoy dramaturgii pervoy treti XIX veka [ʽLightʼ comedy in the genre system of Russian drama in the first third of the 19th century]. Voprosy russkoy literatury [Issues of Russian Literature], 2012, issue 20 (77). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/legkaya-komediya-v-zhanrovoy-sisteme-russkoy-dramaturgii-pervoy-treti-xix-veka (accessed 08 May 2023). (In Russ.)

Arapov P. N. Letopis’ russkogo teatra [The Chronicle of the Russian Theater]. St. Petersburg, Publishing House of N. Tiblen & Co, 1861. 386 p. (In Russ.)

Volpert L. I. Pushkin i frantsuzskaya komediya XVIII v. [Pushkin and the French comedy of the 18th century]. Pushkin: Issledovaniya i materialy. [Pushkin: Research and Materials]. Academy of Sciences of the USSR; Institute of Russian Literature. Leningrad, Nauka Publ., 1979, vol. 9, pp. 168–187. (In Russ.)

Erofeeva N. E. ‘Urok dochkamʼ I. A. Krylova: zhanr komedii ‘urokaʼ [ʽThe Lesson to Daughtersʼ by I. A. Krylov: The genre of comedy of ‘lessonʼ]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2006, issue 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/urok-dochkam-i-a-krylova-zhanr-komedii-uroka (accessed 10 May 2023). (In Russ.)

Lyustikh Ya. Urok lzhetsam, ili Zhenikh na chas. 1823 [A Lesson to Liars, or a Bridegroom for an Hour]. Available at: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/

-lyustih-ya-urok-lzhetsam-ili-zhenih-na-chas-1823#mode/inspect/page/5/zoom/4 (accessed 10 May 2023). (In Russ.)

Mikhaylova N. I. Griboedovskaya Moskva v tvorchestve V. L. Pushkina [Griboedov’s Moscow in V. L. Pushkin’s works]. Problemy tvorchestva A. S. Griboedova [Issues of A. S. Griboyedov’s Oeuvre]. Smolensk, TRAST-IMAKOM Publ., 1994, pp. 96–102. (In Russ.)

Mokina O. V. P. A. Karatygin – akter, dramaturg, pedagog, memuarist [P. A. Karatygin as an actor, a playwright, a teacher, a memoirist]. In: Karatygin P. A. Komedii i vodevili [Comedies and Vaudevilles]. St. Petersburg, Chistyy list Publ., 2014, pp. 3–47. (In Russ.)

Mokul’skiy S. Istoriya zapadnoevropeyskogo teatra [The History of the Western European Theatre], vol. 2. Marivo [Marivaux]. Available at: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/mokulskij-istoriya-teatra-t2/marivo.htm (accessed 31 Oct 2021). (In Russ.)

Rogov K. Yu. Ideya ‘komedii nravov’ v nachale XIX veka v Rossii. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [The idea of the ‘comedy of mannersʼ at the beginning of the 19th century in Russia. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 1992. 16 p. (In Russ.)

Sveshnikov V. Obman, ili Vse delo v shirmakh [Deception, or It’s All About Screens]. Moscow, Publishing House of M. Ponomarev, 1834. 102 p. (In Russ.)

Svin’in P. P. Vospominaniya na flote [Reminiscences in the Navy]. St. Petersburg, Publishing House of V. Plavil’shchikov, 1818. 272 p. (In Russ.)

Svin’in P. P. Opyt zhivopisnogo puteshestviya po Severnoy Amerike [The Experience of Picturesque Travelling Across North America]. St. Petersburg, Publishing House of F. Drechsler, 1815. 219 p. (In Russ.)

Skvortsov L. I. Bol’shoy tolkovyy slovar’ pravil’noy russkoy rechi: 8000 slov i vyrazheniy [Big Explanatory Dictionary of the Correct Russian Speech: 8,000 Words and Expressions]. Moscow, Oniks: Mir i Obrazovanie Publ., 2009. 1104 p. (In Russ.)

Stennik Yu. V. Komediya 1800–1820-kh godov [The сomedy of the 1800s–1820s]. Istoriya russkoy dramaturgii. XVII – pervaya polovina XIX veka [The History of Russian Drama. The 17th – the First Half of the 19th Centuries]. Leningrad, Nauka Publ., 1982, pp. 221–238. (In Russ.)

Stepanov N. L. Komediya pervoy chetverti XIX veka (ot Krylova do Griboedova) [The Comedy of the first quarter of the 19th century (from Krylov to Griboyedov)]. Istoriya russkoy literatury [The History of Russian Literature]: in 10 vols. Academy of Sciences of the USSR. Institute of Russian Literature (Pushkin House). Moscow, Leningrad, Academy of Sciences of the USSR Publ., 1941–1956, vol. 5. Literatura pervoy poloviny XIX veka [Literature of the first half of the 19th century], 1941, pt. 1, pp. 293–312. (In Russ.)

Stikhotvornaya komediya, komicheskaya opera, vodevil’ kontsa XVIII – nachala XIX veka. [The Verse Comedy, Comic Opera, Vaudeville of the Late 18th - Early 19th Centuries]: in 2 vols. Leningrad, Sovetskiy pisatel’ Publ., 1990, vol. 2. 768 p. (In Russ.)

Fedorov B. M. Nakazannaya khanzha, ili Urok kazhdomu v ochered’: Original’naya komediya v dvukh deystviyakh i stikhakh [The Punished Hypocrite, or a Lesson to Everyone in Turn: An original comedy in two acts and verses]. In: Fedorov B. Sochineniya [Works]. St. Petersburg, Emperor Theatre Publishing House, 1817. 95 p. (In Russ.)

Yankovskiy M. O. Stikhotvornaya komediya kontsa XVIII – nachala XIX veka (Vstupitelnaya statya) [The Poetic comedy of the late 18th – early 19th century (Introductory article)]. Stikhotvornaya komediya kontsa XVIII – nachala XIX veka [The Poetic Comedy of the Late 18th – early 19th Centuries]. Moscow, Leningrad, Sovetskiy pisatel’ Publ., 1964, pp. 5–66. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2023-10-14

Как цитировать

Похаленков , О. Е. ., & Высокович, К. О. . (2023). Своеобразие образа лжеца в легкой комедии конца XVIII – начала XIX века. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 15(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-126-133

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ