Интермедиальность в романе Донны Тартт «Щегол»

Авторы

  • Наталия Георгиевна Владимирова Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта https://orcid.org/0000-0002-7422-4651
  • Алина Андреевна Михейкина Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта https://orcid.org/0000-0002-4857-0649

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-3-90-97

Ключевые слова:

интермедиальность; полисемантика; живописный код; поэтика; живописность литературы.

Аннотация

Настоящая работа посвящена исследованию интермедиальных элементов в романе Донны Тартт «Щегол». Анализ художественного текста предваряется рассмотрением подходов к изучению феномена интермедиальности и проблемы синтеза искусств со стороны специалистов, принадлежащим к разным областям знания. Несмотря на традиционный взгляд на «монокодовую» природу различных видов искусств, ученые отмечали примеры их взаимного влияния на протяжении истории, что имеет значимость и в теории интермедиальности. В рамках предложенного анализа текста романа Донны Тартт наибольшее внимание было уделено вербальной репрезентации живописного кода, тогда как ранее акцентировались кинематографические особенности текста в процессе его экранизации. Так, в качестве интермедиальных элементов выделяются образы живописных полотен, которые включаются в текст. Кроме того, отмечается и собственная живописность стиля автора, использующая элементы цвета и света, а также символику полотен для углубления семантического уровня произведения. Подобный творческий метод служит для усиления эстетического и психологического эффектов. Наибольшее внимание уделяется значению картины Карела Фабрициуса «Щегол», которая связана с разными уровнями романа. Благодаря этому полотну актуализируются такие мотивы, как судьба, рок и значимость искусства, в связи с картиной организуется взаимодействие между персонажами, а также происходит развитие сюжета произведения. Факты, приведенные выше, позволяют говорить о сюжетообразующей и смыслообразующей значимости интермедиальных элементов в тексте. В результате анализа сделан вывод о том, что интермедиальность определяет поэтику и обнаруживается на разных уровнях романа Донны Тартт «Щегол».

Биографии авторов

Наталия Георгиевна Владимирова, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

д. филол. н., профессор-консультант Института образования и гуманитарных наук

Алина Андреевна Михейкина, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

к. филол. н., доцент Института образования и гуманитарных наук

Библиографические ссылки

Алпатов М. В. Проблема синтеза в искусстве Ренессанса. 1936 // TEHNE. URL: https://tehne.com/event/arhivsyachina/m-v-alpatov-problema-sinteza-v-iskusstve-renessansa-1936 (дата обращения: 18.03.2025).

Белаш А. Н. Музей как «другое пространство» культуры // Музей. Памятник. Наследие. 2018. Вып. 1(3). С. 12–22.

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. 405 с.

Владимирова Н. Г. Интертекстуальность. Интермедиальность. Интердискурсивность. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. 170 с.

Генерозова Е. Бабочка // Arzamas. 2017. URL: https://arzamas.academy/micro/animal/1 (дата обращения: 24.03.2025).

Ищенко Е. Н., Попова М. К. Экфрасис как структурообразующий элемент художественного мира и маркер современного отношения общества к искусству в романе Д. Тартт «Щегол» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. № 2. С. 66–73.

Кириенко И. В., Перич О. В. Синтез искусств в художественной картине мира эпохи барокко // Университетский научный журнал. 2021. № 61. С. 184–193.

Лотман Ю. М. Текст и полиглотизм культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. С. 142–148.

Набиуллина А. Н. Интермедиальность как составляюшая транзитивной картины мира в современной русскоязычной прозе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, вып. 2. С. 488–452.

Никифорова А. С. Идея синтеза искусств в культуре немецкого романтизма (от И. Г. Гердера до Р. Вагнера) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2015. № 3. С. 68–82.

Прохорова В. О. Интермедиальность как стратегия создания художественного мира в романе Донны Тартт «Щегол» // Американистика на Дальнем Востоке. 2020. Вып. 6. С. 166–171.

Столбова Н. В., Железняк В. Н. Опыт искусства в романе Д. Тартт «Щегол» // Вестник Пермского национального исследовательского политехничсеского университета. Культура. История. Философия. Право. 2017. № 4. С. 74–81. doi 10.15593/perm.kipf/2017.4.09

Суханова И. А. О парциальной и миметической интермедиальности // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2015. № 2. С. 119–123.

Тресиддер Дж. Щегол // Словарь символов. URL: https://www.booksite.ru/localtxt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/22.htm (дата обращения: 22.07.2025).

Хаминова А. А., Зильберман Н. Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 38–45.

Чуканцова В. О. Интермедиальный анализ в системе исследования художественных текстов: преимущества и недостатки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 108. C. 140–145.

Шафранская Э. Ф., Гарипова Г. Т., Кешфидинов Ш. Р. «Мир – это гранат»: межкультурная символика райского плода // Журнал фронтирных исследований. Т. 9, № 2(34). 2024. С. 188–201. doi 10.46539/jfs.v9i2.568

Hanks P., Hardcastle K., Hodges F. A Dictionary of First Names. 2019. URL: https://www.oxfordreference.com/display/10.1093/acref/9780198610601.001.0001/acref-9780198610601-e-2631 (дата обращения: 24.04.2025).

Louvel L. The Pictorial Third: An Essay into Intermedial Criticism. Routledge, 2018. 243 p.

Petersson S. et al. The Power of the In-Between: Intermediality as a Tool for Aesthetic Analysis and Critical Reflection / S. Petersson, C. Johansson, M. Holdar, S. Callahan. Stockholm: Stockholm University Press, 2018. 427 p.

Rajewsky I. O. Intermediality, Intertextuality, and Remediation: A Literary Perspective on Intermediality // Intermédialités / Intermediality. 2005. № 6. P. 43–64.

Tartt D. The Goldfinch. Little, Brown and Company, 2013. 4934 p.

References

Alpatov M. V. Problema sinteza v iskusstve Renessansa. 1936 [The Problem of Synthesis in Renaissance Art. 1936]. TEHNE. Available at: https://tehne.com/event/arhivsyachina/m-v-alpatov-problema-sinteza-v-iskusstve-renessansa-1936 (accessed 18 Mar 2025). (In Russ.)

Belash A. N. Muzey kak ʽdrugoe prostranstvoʼ kul'tury [Museum as an ʽother spaceʼ of culture]. Muzey-pamyatnik-nasledie [Museum-Monument-Heritage], 2018, issue 1 (3), pp. 12-22. (In Russ.)

Veselovskiy A. N. Istoricheskaya poetika [Historical Poetics]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1989. 405 p. (In Russ.)

Vladimirova N. G. Intertekstual'nost'. Intermedial'nost'. Interdiskursivnost' [Intertextuality. Intermediality. Interdiscursivity]. Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Press, 2016. 170 p. (In Russ.)

Generozova E. Babochka [Butterfly]. Arzamas, 2017. Available at: https://arzamas.academy/micro/animal/1 (accessed 24 Mar 2025). (In Russ.)

Ishchenko E. N., Popova M. K. Ekfrasis kak strukturoobrazuyushchiy element khudozhestvennogo mira i marker sovremennogo otnosheniya obshchestva k iskusstvu v romane D. Tartt ʽShchegolʼ [Ekphrasis as a structural element of the world of art and a marker of modern society's attitude to it in the novel by D. Tartt ʽThe Goldfinchʼ]. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psikhologiya [IKBFU's Vestnik. Series: Philology, Pedagogy, Psychology], 2016, issue 2, pp.66-73. (In Russ.)

Kirienko I. V., Perich O. V. Sintez iskusstv v khudozhestvennoy kartine mira epokhi barokko [The Synthesis of Arts in the Artistic Worldview Within the Baroque Period]. Universitetskiy nauchnyy zhurnal [Humanities and Science University Journal], 2021, issue 61, pp. 184-193. (In Russ.)

Lotman Yu. M. Tekst i poliglotizm kul'tury [Text and Cultural Polyglotism]. In: Lotman Yu. M. Izbrannye stat'i [Selected Articles]: in 3 vols. Tallinn, Aleksandra Publ., 1992, vol. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury [Articles on semiotics and typology of culture], pp. 142-148. (In Russ.)

Nabiullina A. N. Intermedial'nost' kak sostavlyayushaya tranzitivnoy kartiny mira v sovremennoy russkoyazychnoy proze [Intermediality as a component of the transitive worldview in contemporary Russian-language prose]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2023, vol. 16, issue 2, pp. 488-452. (In Russ.)

Nikiforova A. S. Ideya sinteza iskusstv v kul'ture

nemetskogo romantizma (ot I. G. Gerdera do R. Vagnera) [The idea of synthesis of the arts in the culture of German romanticism (from J. G. Herder to R. Wagner)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya [Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy], 2015, issue 3, pp. 68-82. (In Russ.)

Prokhorova V. O. Intermedial'nost' kak strategiya sozdaniya khudozhestvennogo mira v romane Donny Tartt ʽShchegolʼ [Intermediality as a strategy for creating an artistic world in Donna Tartt's novel ‘The Goldfinch’]. Amerikanistika na Dal'nem Vostoke [American Studies in the Far East]: Yearly Bulletin, 2020, issue 6, pp. 166-171. (In Russ.)

Stolbova N. V., Zheleznyak V. N. Opyt iskusstva v romane D. Tartt ʽShchegolʼ [The experience of art in the D. Tartt's novel ʽGoldfinchʼ]. Vestnik PNIPU. Kul'tura. Istoriya. Filosofiya. Pravo. [Bulletin of PNRPU. Culture. History. Philosophy. Law], 2017, issue 4, pp. 74-81. doi 10.15593/perm.kipf/2017.4.09. (In Russ.)

Sukhanova I. A. O partsial'noy i mimeticheskoy intermedial'nosti [On partial and mimetic intermediality]. Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University], 2015, issue 2, pp. 119-123. (In Russ.)

Tresidder J. Shchegol [Goldfinch]. Slovar' simvolov [The Complete Dictionary of Symbols]. Available at: https://www.booksite.ru/localtxt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/22.htm (accessed 22 July 2025).

Khaminova A. A., Zil'berman N. N. Teoriya intermedial'nosti v kontekste sovremennoy gumanitarnoy nauki [The theory of intermediality in the context of modern humanities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State Unversity Journal], 2014, issue 389, pp. 38-45. (In Russ.)

Chukantsova V. O. Intermedial'nyy analiz v sisteme issledovaniya khudozhestvennykh tekstov: preimushhestva i nedostatki [Intermediality in the system of approaches to the study of literary texts: advantages and disadvantages]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2009, pp. 140-145. (In Russ.)

Shafranskaya E. F., Garipova G. T., Keshfidinov Sh. R. ʽMir – eto granatʼ: mezhkul'turnaya simvolika rayskogo ploda [ʽThe world as a pomegranateʼ: Intercultural symbolism of the fruit of paradise]. Zhurnal frontirnykh issledovaniy [Journal of Frontier Studies], 2024, vol. 9, issue 2 (34), pp. 188-201. doi: 10.46539/jfs.v9i2.568. (In Russ.)

Hanks P., Hardcastle K., Hodges F. A Dictionary of First Names, 2019. Available at: https://www.oxfordreference.com/display/10.1093/acref/9780198610601.001.0001/acref-9780198610601-e-2631 (accessed 24 Apr 2025). (In Eng.)

Louvel L. The Pictorial Third: An Essay into Intermedial Criticism. Routledge, 2018. 243 p. (In Eng.)

Petersson S., Johansson C., Holdar M., and Callahan S. The Power of the In-Between: Intermediality as a Tool for Aesthetic Analysis and Critical Reflection. Stockholm: Stockholm University Press, 2018. 427 p. (In Eng.)

Rajewsky I. O. Intermediality, Intertextuality, and Remediation: A Literary Perspective on Intermediality. Intermédialités / Intermediality, 2005, issue 6, pp. 43-64. (In Eng.)

Tartt D. The Goldfinch. Little, Brown and Company, 2013. 4934 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2025-11-12

Как цитировать

Владимирова, Н. Г., & Михейкина, А. А. (2025). Интермедиальность в романе Донны Тартт «Щегол». Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 17(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-3-90-97

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ