Мотив сна в пьесах Артюра Адамова «Какими мы были» и «Обретения»

Авторы

  • Кира Павловна Османова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-2960-4513

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-2-125-134

Ключевые слова:

Адамов; бессознательное; мотив сна; психоанализ; экзистенциальная вина.

Аннотация

В статье анализируется мотив сна в творчестве французского писателя Артюра Адамова (Arthur Adamov). Материалом для исследования послужили пьесы «Какими мы были» (“Comme nous avons été”) и «Обретения» (“Les Retrouvailles”), традиционно именуемые «пьесами снов» и знаменующие переходный этап для Адамова-драматурга. Описывается генезис мотива сна: упоминаются оказавшие на Адамова влияние исследования в области искусства (сюрреализм; «Игра снов» Ю. А. Стриндберга) и психологической науки (З. Фрейд, К. Г. Юнг). Место мотива сна определяется в поэтике Адамова как центральное, сам мотив – как один из главных инструментов создания особого пространства инореальности. Художественный мир Адамова характеризуется зыбкостью границ (между сном и явью, между своими и чужими и т. д.); отсутствием очевидности самоидентификации героя, неспособного на действие; фрагментарностью архитектоники; неотвратимой реализацией сокровенных страхов. Автобиографичность текстов Адамова делает возможным вывод о важности выстраивания для художника связей между индивидуальным и универсальным, субъективным и объективным, бессознательным и сознанием. Рассматриваются два аспекта: поэтика Адамова при создании «пьес снов» и философско-исторический контекст. Психоаналитический метод позволяет интерпретировать территорию инореальности у Адамова как территорию человеческого бессознательного. Мотив сна у Адамова сопрягается с мотивом вины. Тема невозможности становления взрослым в «пьесах снов» расширяется до экзистенциальной проблемы человеческого бессилия перед жизнью. Сон в философской системе Адамова оказывается опорной идеей при переосмыслении проблемы границ человеческого существования.

Биография автора

Кира Павловна Османова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ассистент кафедры зарубежной литературы

Библиографические ссылки

Адамов А. Человек и дитя / пер. с фр. А. Захаревич. СПб.: Jaromír Hladík press, 2022. 240 c.

Друскин Я. С. Сны // Даугава. 1990. № 3. С. 114–121.

Камю А. Миф о Сизифе. Калигула. Недоразумение. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 317 с.

Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство СПб, 2010. 704 с.

Мазин В. А. Сновидения кино и психоанализа. СПб.: Скифия-принт, 2012. 256 с.

Османова К. П. Два «процесса»: к типологии образа человека в литературе абсурда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2016. № 182. С. 58–66.

Подорога В. А. Кодекс сновидца // Грани познания: наука, философия, культура в XXI в.: в 2 кн. Кн. 2 / отв. ред. Н. К. Удумян. М.: Наука, 2007. С. 275–309.

Руднев В. П. Культура и сон // Даугава. 1990. № 3. С. 121–124.

Фрейд 3. Разделение психической личности // Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекция 31. М.: Наука, 1989. С. 334–349.

Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван: Камар, 1991. 448 с.

Фрейд З. Тотем и табу. М.: Эксмо-Пресс, 2022. 224 с.

Эсслин М. Театр абсурда / пер. с англ. Г. Коваленко. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. 528 с.

Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное: пер. с нем. А. Чечиной. М.: АСТ, 2019. 496 с.

Adamov A. L’ Aveu. Paris: Sagittaire, 1946. 162 p.

Adamov A. As we were / Trans. R. Howard // Evergreen review. 1957. Vol. 1, № 4. P. 113–126.

Adamov A. Théâtre II. Paris: Gallimard, 1988. 192 p.

Borges J. L. El Oro De Los Tigres. Buenos Aires: Emecé, 1972. 168 p.

Freud S. Schriften über Träume und Traumdeutungen. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 2003. 210 s.

Gaudy R. Arthur Adamov (Essai et document). Paris: Stock, 1971. 187 p.

References

Adamov A. Chelovek i ditya [Memoirs of a Man and a Child]. Transl. from French by A. Zakharevich. St. Petersburg, Jaromír Hladík Press, 2022. 240 p. (In Russ.)

Druskin Ya. S. Sny [The dreams]. Daugava, 1990, issue 3, pp. 114-121. (In Russ.)

Camus A. Mif o Sizife. Kaligula. Nedorazumenie [The Myth of Sisyphus. Caligula. The Misunderstanding]. Moscow, AST Publ., Astrel’ Publ., Poligrafizdat Publ., 2010. 317 p. (In Russ.)

Lotman Yu. M. Semiosfera [The Semiosphere]. St. Petersburg, Iskusstvo SPb Publ., 2010. 704 p. (In Russ.)

Mazin V. A. Snovideniya kino i psikhoanaliza [The Dreams of Cinema and Psychoanalysis]. St. Petersburg, Skifiya-print Publ., 2012. 256 p. (In Russ.)

Osmanova K. P. Dva ʽprotsessaʼ: k tipologii obraza cheloveka v literature absurda [Two ʽtrialsʼ: typology of a human character in the literature of the absurd]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. St. Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia Press, 2016, issue 182, pp. 58-66. (In Russ.)

Podoroga V. A. Kodeks snovidtsa [The dreamer’s code]. Grani poznaniya: nauka, filosofiya, kul’tura v XXI v [The Facets of Knowledge: Science, Philosophy, Culture in the 21st Century]: in 2 books. Ed. by N. K. Udumyan. Moscow, Nauka Publ., 2007, vol. 2, pp. 275-309. (In Russ.)

Rudnev V. P. Kul’tura i son [The culture and the dream]. Daugava, 1990, issue 3, pp. 121-124. (In Russ.)

Freud S. Razdelenie psikhicheskoy lichnosti [The anatomy of the mental personality]. In: Freud S. Vvedenie v psikhoanaliz. Lektsiya 31 [Introductory Lectures on Psychoanalysis. Lecture 31]. Moscow, Nauka Publ., 1989, pp. 334-349. (In Russ.)

Freud S. Tolkovanie snovideniy [The Interpretation of Dreams]. Yerevan, Kamar Publ., 1991. 448 p. (In Russ.)

Freud S. Totem i tabu [Totem and Taboo]. Moscow, Eksmo-Press Publ., 2022. 224 p. (In Russ.)

Esslin M. Teatr absurda [The Theatre of the Absurd]. Transl. from English by G. Kovalenko. St. Petersburg, Baltiyskie sezony Publ., 2010. 528 p. (In Russ.)

Jung K. G. Arkhetipy i kollektivnoe bessoznatel’noe [The Archetypes and the Collective Unconscious]. Moscow, AST Publ., 2019. 496 p. (In Russ.)

Adamov A. L’ Aveu [The Confession]. Paris, Sagittaire, 1946. 162 p. (In Fr.)

Adamov A. As we were. Trans. by R. Howard. Evergreen Review, 1957, vol. 1, issue 4, pp. 113-126. (In Eng.)

Adamov A. Théâtre II [Theatre II]. Paris, Gallimard, 1988. 192 p. (In Fr.)

Borges J. L. El Oro De Los Tigres [The Gold of the Tigers]. Buenos Aires, Emecé, 1972. 168 p. (In Span.)

Freud S. Schriften über Träume und Traumdeutungen [Writings on Dreams and Dream Interpretations]. Frankfurt am Main, Fischer Taschenbuch Verlag, 2003. 210 p. (In Germ.)

Gaudy R. Arthur Adamov (Essai et document) [Arthur Adamov (Essay and Document)]. Paris, Stock, 1971. 187 p. (In Fr.)

Загрузки

Опубликован

2025-07-28

Как цитировать

Османова, К. П. (2025). Мотив сна в пьесах Артюра Адамова «Какими мы были» и «Обретения». Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 17(2). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-2-125-134

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ