СОПЕРНИЧЕСТВО В ЛЮБВИ В ЗЕРКАЛЕ ДИАЛЕКТНОЙ ЛЕКСИКИ (на материале говоров Русского Севера)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-3-47-56Ключевые слова:
диалектная лексика, семантика, мотивология, контекстный анализ, этнолингвистика, севернорусские говоры, народная аксиология, лексика соперничества в любви.Аннотация
Рассматривается репрезентация в языке такого психолого-социального сценария, как соперничество в любви. В качестве материала берутся диалектные лексемы, зафиксированные на территории Русского Севера. Уделяется внимание семантическому и мотивационному аспектам анализа выбранных языковых фактов, а также производится контекстный анализ частушечных текстов, в которых репрезентирована исследуемая тема. Утверждается аксиологическая нагруженность понятия соперничества в любви в традиционном социуме при сопоставлении с языковой ситуацией в современном городским пространстве, где ведущей формой противостояния является соревнование в спорте и политике. Отмечается широкая номинативная выделенность такого компонента прототипической ситуации соперничества, как субъект, при этом подчеркивается преобладание лексем с дефиницией ‘соперница в любви’. Подобная гендерная модификация объясняется пассивной ролью женщины в деревенском социуме в вопросе любовного выбора. Такое положение дел в традиционном обществе заставляет девушку включаться в борьбу за жениха. Мотивационный анализ показывает, что во внутреннюю форму исследуемых лексем преимущественно закладываются характеристики поведения соперниц (грубость обращения, причинение вреда и т. д.). Соперничество также часто концептуализируется через пространственные образы, а именно важную роль играет идея «враждебных» локусов – «напротив», «против чего-л.». Соперничество в любви является частой темой фольклорных произведений. Частушечные тексты дают своеобразный социальный типаж девушки, вступающей в борьбу за жениха. Народное сознание приписывает сопернице в любви определенные черты внешности, особенности характера и поведения.Библиографические ссылки
Адоньева С. В. Прагматика фольклора. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Амфора, 2004. 312 с.
Березович Е. Л., Леонтьева Т. В. Наветка как форма символического осуждения // Живая старина. 2016. № 2(90). С. 49–52.
Березович Е. Л., Леонтьева Т. В. НАМЕК в диалектной лингвокультурной среде: жанровая разновидность частушек и лексические репрезентации понятия // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 47. С. 5–27.
Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. М.: Индрик, 2011. 936 с.
Еремина М. А. Лексико-семантическое поле «Отношение человека к труду» в лексике рус-ских народных говоров: этнолингвистический аспект: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003. 244 с.
Еремина М. А., Леонтьева Т. В., Щетини-на А. В. Галерея лингвистических портретов социальных типажей / отв. ред. Т. В. Леонтьева. Екатеринбург: Ажур, 2018. 332 с.
Зверева Ю. В. Наименования человека по отношению к браку в пермских говорах // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 1(21). С. 28–36.
Толстая С. М. Слав. *svoj: семантика и аксиология // Etnolingwistyka: Problemy języka i kultury. Lublin, 2008а. T. 20. S. 29–38.
Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М.: Индрик, 2008б. 528 с.
References
Adon’eva S. V. Pragmatika fol’klora [Folklore pragmatics]. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, Amfora Publ., 2004. 312 p. (In Russ.)
Berezovich E. L., Leont’eva T. V. NAMEK v dialektnoy lingvokul’turnoy srede: zhanrovaya raznovidnost’ chastushek i leksicheskie reprezentatsii ponyatiya [HINT in dialect linguocultural environment: folklore genre and lexical representations of the notion]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Tomsk State University Journal of Philology], 2017, issue 47, pp. 5–27. (In Russ.)
Berezovich E. L., Leont’eva T. V. Navetka kak forma simvolicheskogo osuzhdeniya [Navetka as a form of symbolic disapproval]. Zhivaya starina [Living Past], 2016, issue 2(90), pp. 49–52. (In Russ.)
Eremina M. A. Leksiko-semanticheskoe pole ‘Otnoshenie cheloveka k trudu̕ v leksike russkikh narodnykh govorov: etnolingvisticheskiy aspekt. Dis. kand. filol. nauk [Lexico-semantic field ‛Human attitude to work’ In Russian dialectal lexis: ethnolinguistic aspect. Cand. philol. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2003. 244 p. (In Russ.)
Eremina M. A., Leont’eva T. V., Shchetinina A. V. Galereya lingvisticheskikh portretov sotsial’nykh tipazhey [Gallery of linguistic pictures of social models]. Ed. by T. V. Leont’eva. Ekaterinburg, Azhur Publ., 2018. 332 p. (In Russ.)
Gura A. V. Brak i svad’ba v slavyanskoy narodnoy kul’ture: semantika i simvolika [Marriage and wedding in Slavic folk culture: semantics and symbolism]. Moscow, Indrik Publ., 2011. 936 p. (In Russ.)
Tolstaya S. M. Prostranstvo slova. Leksicheskaya semantika v obshcheslavyanskoy perspective [Word space. Lexical semantics in common-Slavic perspective]. Moscow, Indrik Publ., 2008. 528 p. (In Russ.)
Tolstaya S. M. Slav. *svoj: semantika i aksiologiya [The Slavic root *svoj-‛(one’s) own̕: its semantics and axiology]. Etnolingwistyka: Problemy języka i kultury [Ethnolinguistics. Problems of Language and Culture], 2008, issue 20, pp. 29–38. (In Russ.)
Zvereva Yu. V. Naimenovaniya cheloveka po otnosheniyu k braku v permskikh govorakh [Man nomination in the aspect of marriage in Perm dia-lects]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2013, issue 1(21), pp. 28–36. (In Russ.)