ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-4-98-107Ключевые слова:
метафорическая компетенция, профессиональная деятельность, познание, моделирование, комплексность, методика обучения.Аннотация
Статья посвящена одной из главных проблем современной лингводидактики – метафорической компетенции, трактуемой с коммуникативных и когнитивных позиций. В статье рассматриваются предпосылки формирования понятия метафорической компетенции, а также ее современное видение. Авторы основываются на идее о том, что человеческое мышление метафорично, поэтому и обучение профессиональной деятельности должно идти путем формирования метафорической компетенции. Метафорическая компетенция понимается как универсальная способность обеспечивать организацию целостности речевой коммуникации и речевой деятельности. Понятие метафорической компетенции обусловлено содержанием профессиональной деятельности, связанной с усилением зависимости познания от деятельности субъекта и его ценностно-целевых установок. Авторы выстраивают структуру метафорической компетенции, описывают ее содержание и отличительные свойства в сравнении с другими компетенциями. Результатом исследования явилась разработка системы уровней метафорической компетенции, предполагающей применение различных методик.Библиографические ссылки
Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 73–85.
Алексеева Л. М. Термин и метафора. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. 253 с.
Алексеева Л. М., Ивинских Н. П., Мишланова С. Л., Полякова С. В. Метафора в дискурсе / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2013. 240 с.
Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 27–35.
Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Изд-во иностр. лит., 1961. 152 с.
Будаев Э. В., Чудинов А. П. Дискуссии о метафорах в современной зарубежной педагогике // Педагогическое образование в России. 2007. № 1. С. 188–200.
Кондратьева О. Н. Метафорическое моделирование в педагогическом дискурсе // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 116–121.
Крупченко А. К., Кузнецов А. Н. Основы профессиональной лингводидактики. М.: АПКиППРО, 2015. 232 с.
Кулиев Г. Г. Метафора и научное познание. Баку: Элм, 1987. 157 с.
Лагута О. Н. Метафорология: теоретические аспекты. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2003а. Ч. 1. 114 с.
Лагута О. Н. Метафорология: теоретические аспекты. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2003б. Ч. 2. 208 с.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия. Благовещенск: Изд-во БГК им. И. А. Бодуэна де Куртненэ, 1998. С. 126–170.
Максвелл Дж. К. Статьи и речи. М.: Наука, 1968. 422 с.
Меньшиков А. А. Когнитивный потенциал метафоры в системе научного дискурса: автореф. дисс. … канд. филос. наук. Владивосток, 2009. 26 с.
Мишланова С. Л. Метафора в медицинском дискурсе. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. 160 с.
Налимов В. В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1974. 272 с.
Налимов В. В. Печаль по утраченной целостности // Знание – сила. 1979. № 5. С. 21–23.
Никитин М. В. Основания когнитивной семантики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 277 с.
Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 68–81.
Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 613 с.
Решетникова Е. В. Метафора в постнеклассическом познании. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. 160 с.
Ричардс А. А. Философия риторики // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 44–67.
Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
Седов A. E. История генетики, запечатленная в метафорах ее языка: количественный и структурный анализ. Общие принципы анализа. Метафорические термины // Проблемы социолингвистики и многоязычия. М.: Моск. лицей, 1997. С. 35–47.
Cienki A. Why study metaphor and gesture? In Gesture studies. Vol. 3 Metaphor and gesture / еds., А. Cienki, and C. Müller. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2008. Р. 5–25.
Cienki A. Multimodal Metaphor Analysis. In Metaphor Analysis: Research Practice in Applied Linguistics, Social Sciences and the Humanities / еds. L. Cameron and R. Maslen. London: Equinox Publising, 2010. Р. 195–214.
Forceville C., Urios-Aparisi E. Multimodal Metaphor. Berlin: Mouton de Gruyter, 2009. 470 р.
Littlemore J., Low G. Metaphoric competence and communicative language ability // Applied Linguistics. 2006. № 27(2). P. 268–294.
MacCormac E. Neuronal Processes of Creative Metaphors // From a Metaphorical Point of View. A Multidisciplinary Approach to the Cognitive Content of Metaphor / еd by Zdravko Radman Walter de Gruyter. Berlin; N. Y., 1995. P. 149–164.
Ricoeur P. The rule of metaphor. Routledge & Kegan Paul. L., 1986. 384 p.
References
Alekseev K. I. Metafora kak ob’ekt issledovaniya v filosofii i psikhologii [Metaphor as a subject of philosophical and psychological research]. Voprosy psikhologii. 1996. Iss. 2. P. 73–85.
Alekseeva L. M. Termin i metafora [Term and metaphor]. Perm, Perm State University Publ., 1998. 253 p.
Alekseeva L. M., Ivinskikh N. P., Mishlanova S. L., Polyakova S. V. Metafora v diskurse [Me-taphor in discourse]. Perm, Perm State University. 2013. 240 p.
Apresyan V. Yu., Apresyan Yu. D. Metafora v semanticheskom predstavlenii emotsiy [Metaphor in the semantic representation of emotions]. Voprosy yazykoznaniya [Topics in the study of language]. 1993. Iss. 3. P. 27–35.
Bohr N. Atomnaya fizika i chelovecheskoe poznanie [Atomic physics and human knowledge]. Moscow, Izd-vo inostr. lit. Publ., 1961. 152 p.
Budayev E. V., Chudinov A. P. Diskussii o metaforakh v sovremennoy zarubezhnoy pedagogike [Discussions about metaphors in modern foreign pedagogy]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2007. Iss. 1. P. 188–200.
Kondrat’eva O. N. Metaforicheskoe modelirovanie v pedagogicheskom diskurse [Metaphorical modeling in pedagogical discourse]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2013. Iss. 1. P. 116–121.
Krupchenko A. K., Kuznetsov A. N. Osnovy professional’noy lingvodidaktiki [Foundations of modern linguodidactics]. Moscow, Academy of Professional Development and Re-training of Educators Publ., 2015. 232 p.
Kuliev G. G. Metafora i nauchnoe poznanie [Metaphor and scientific cognition]. Baku, ELM Publ., 1987. 157 p.
Laguta O. N. Metaforologiya: teoreticheskie aspekty [Metaphorology: theoretical aspects]. Novosibirsk, Novosibirsk State University Publ., 2003. Part 1. 114 p.
Laguta O. N. Metaforologiya: teoreticheskie aspekty [Metaphorology: theoretical aspects]. Novosibirsk, Novosibirsk State University Publ., 2003. Part 2. 208 p.
Lakoff G., Johnson M. Metafory, kotorymi my zhivem [Metaphors we live by]. Yazyk i modelirovanie sotsial’nogo vzaimodeistviya [Language and social interaction modeling]. Blagoveshchensk, Izd-vo BGK im. I. A. Boduena de Kurtene Publ., 1998. P. 126–170.
Maxwell G. K. Stat’i i rechi [Articles and speeches]. Moscow, «Nauka» Publ., 1968. 422 p.
Men’shikov A. A. Kognitivnyi potentsial metafory v sisteme nauchnogo diskursa. Avtoreferat diss. kand. filosof. nauk [Cognitive potential of metaphor in the system of scientific discourse. Synopsis of Cand. philos. sci. diss.]. Vladivostok, 2009. 26 p.
Mishlanova S. L. Metafora v meditsinskom diskurse [Metaphor in medical discourse]. Perm, Perm State University Publ., 2002. 160 p.
Nalimov V. V. Veroyatnostnaya model’ yazyka [The probabilistic model of language]. Moscow, «Nauka» Publ., 1974. 272 p.
Nalimov V. V. Pechal’ po utrachennoy tselostnosti [Sorrow for the lost integrity]. Znanie – sila [Knowledge is power]. 1979. Iss. 5. P. 21–23.
Nikitin M. V. Osnovaniya kognitivnoy semantiki [Foundations of cognitive semantics]. St. Petersburg, Herzen State Pedagogical University Publ., 2003. 277 p.
Ortega y Gasset J. Dve velikikh metafory [The two great metaphors]. Teoriya metafory [Theory of metaphor]. Moscow, Progress Publ., 1990. P. 68–81.
Potebnya A. A. Estetika i poetika [Esthetics and poetics]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1976. 613 p.
Reshetnikova E. V. Metafora v postneklassicheskom poznanii [Metaphor in post non-classical cognition]. Novosibirsk, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin) Publ., 2013. 160 p.
Richards A. A. Filosofiya ritoriki [Philosophy of rhetoric]. Teoriya metafory [Theory of metaphor]. Moscow, Progress Publ., 1990. P. 44–67.
Teoriya metafory [Theory of metaphor]. Moscow, Progress Publ., 1990. P. 442.
Sedov A. E. Istoriya genetiki, zapetchatlennaya v metaforakh eyo yazyka: kolichestvennyj i strukturnyj analiz. Obshchie printsipy analiza. Metaforitcheskie terminy [History of genetics fixed in metaphors of its language: quantitative and structural analysis. General principles of the analysis. Metaphorical terms]. Problemy sotsiolingvistiki i mnogoyazychiya [Issues of socio-linguistics and multilingualism]. Moscow, Moskovskiy litsey Publ., 1997. P. 35–47.
Cienki A. Why study metaphor and gesture? Gesture studies. Vol. 3 Metaphor and gesture. Ed. by A. Cienki and C. Müller. Amsterdam / Philadelphia, John Benjamins Publishing Company, 2008. P. 5–25.
Cienki A. Multimodal Metaphor Analysis. Metaphor Analysis: Research Practice in Applied Linguistics, Social Sciences and the Humanities. Ed. by L. Cameron and R. Maslen. London, Equinox Publishing, 2010. P. 195–214.
Forceville C., Urios-Aparisi E. Multimodal Metaphor. Berlin, Mouton de Gruyter, 2009. 470 p.
Littlemore J., Low G. Metaphoric competence and communicative language ability. Applied Linguistics. 2006. Iss. 27 (2). P. 268–294.
MacCormac E. Neuronal Processes of Creative Metaphors. From a Metaphorical Point of View. A Multidisciplinary Approach to the Cognitive Content of Metaphor. Ed. by Zdravko Radman. Berlin, New York, Walter de Gruyter. 1995. P. 149–164.
Ricoeur P. The rule of metaphor. Routledge & Kegan Paul, London. 1986. 384 p.