Диагностика рефлексивных умений на метакогнитивном уровне рефлексивной компетентности

Психология

Авторы

  • Елена Вячеславовна Савченко Восточноевропейский национальный университет им. Леси Украинки, Украина, 43025, Волынская обл., Луцк, пр. Воли, 13

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-3-97-108

Ключевые слова:

рефлексия, рефлексивный опыт, рефлексивная компетентность, рефлексивные умения, метакогниция, метакогнитивные умения

Аннотация

Система метакогнитивных умений — важный компонент индивидуальной рефлексивной компетентности, которая регулирует интеллектуальную активность субъекта в процессе решения сложных проблем. Цель исследования — разработать психодиагностическую методику, которая определяет уровень развития метакогнитивных умений субъекта. Предложена методика для диагностики таких рефлексивных умений: 1)формировать и анализировать модель проблемы; 2)контролировать собственное эмоциональное состояние; 3)адекватно оценивать свои интеллектуальные возможности и ограничения; 4)планировать процесс решения проблемы; 5)организовывать процесс решения проблемы, сознательно управлять его ходом; 6)формировать ориентиры в процессе поиска решения, соотносить с ними полученные результаты; 7)прогнозировать возможные ошибки и трудности. Использованные процедуры проверки показали достаточно высокую надежность-согласованность и надежность-устойчивость результатов. Проведена проверка критериальной валидности по внешним критериям: возраст, пол и показатель успеваемости обучения в вузе, получены значимые в группах различия по данным критериям. Так, установлено, что с возрастом повышается уровень развития метакогнитивных умений формировать и анализировать модель проблемы, контролировать собственное эмоциональное состояние, формировать ориентиры в процессе поиска решения для сравнения полученных результатов. Исследование позволило уточнить классификацию рефлексивных умений личности путем выделения трех уровней организации рефлексивной компетентности: когнитивного, метакогнитивного и личностного. Система метакогнитивных умений включает те из них, которые обеспечивают сознательный контроль над интеллектуальной активностью субъекта.

Биография автора

Елена Вячеславовна Савченко, Восточноевропейский национальный университет им. Леси Украинки, Украина, 43025, Волынская обл., Луцк, пр. Воли, 13

кандидат психологических наук, доцент,докторант кафедры общей и социальной психологии

Библиографические ссылки

Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004. 424 с.

Левагина О.Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 394–397.

Муштавинская И.В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. I. С. 146–151.

Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. проф. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. С. 207–226.

Росина Н.Л. Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=9694#1 (дата обращения: 24.04.2015).

Hacker D.J., Dunlosky J., Graesser A.C. Metacognition: Definitions and empirical foundations // Metacognition in Educational Theory and Practice. С

Hartman H.J. Teaching metacognitively // Metacognition in Learning and Instruction: Theory, Research, and Practice. Dordrecht, The Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 2001. P. 149–169.

REFERENCES

Karpov A.V. Psihologiya refleksivnyh mehanizmov deyatelnosti [Psychology of reflexive mechanisms of activity]. Moscow: Institute of psychology of Russian Acadey of Sciences Publ., 2004, 424 р. (In Russian).

Levagina O.B. [The formation of reflection in the learning process: a behavioral aspect]. Molodoj uchenyj [The young scientist]. 2013, № 7, pp. 394–

Mushtavinskaya I.V. [Use of reflexive technologies in the development of students’ ability to self-education as a pedagogical problem]. Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii (Chelyabinsk, October 2011) [Pedagogics: traditions and innovations: Proceedings of the international scientific conference (Chelyabinsk, October 2011)]. Chelyabinsk: Dva komsomoltsa Publ., 2011, vol. 1, pp. 146–151. (In Russian).

Romek V.G. [Self-confidence as a social and psychological characteristics of personality]. Sotsialnaya psihologiya lichnosti v voprosah i otvetah: Uchebnoe hosobie [Social psychology of personality in questions and answers: Study guide]. Moscow: Gardariki Publ., 1999, pp.207–

Rosina N.L. Usloviya i sredstva razvitiya sposobnosti k refleksii pri podgotovke k professionalnoy deyatelnosti [Conditions and means of development of the ability to reflection during preparation for professional activity]. Available at: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=9694#1 (Accessed 24.04.2015). (In Russian).

Dunlosky J., Graesser A.C. Metacognition: Definitions and empirical foundations // Metacognition in Educational Theory and Practice. С

Hartman H.J. Teaching metacognitively // Metacognition in Learning and Instruction: Theory, Research, and Practice. Dordrecht, The Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 2001. P. 149–169.

Опубликован

30-09-2015

Выпуск

Раздел

Статьи