Феноменология традиционной духовности

Философия

Авторы

  • К.М. Товбин Branch of the Far Eastern Federal University in Yuzhno-Sakhalinsk; 30, Gorky str. Yuzhno-Sakhalinsk, 693020, Russia

Ключевые слова:

Традиция, Священное, инициация, догмат, надысторизм, преемственность, самоценность, пострелигия

Аннотация

В статье на основе методологии традиционалистской школы рассматривается понятие традиционной духовности. «Традиция» (Полная, или Священная Традиция) противопоставляется «традиции» как сложившейся цивилизационной инерции или ментальному коммуникативному механизму. Традиция противопоставляется как модерну, так и постмодерну, однако рассматривается в сопоставлении с этими эпохами. Содержание традиционной духовности рассматривается в феноменологическом разрезе, через манифестационные параметры, напрямую зависящие от человеческой деятельности и ее смысла.

Библиографические ссылки

Аверьянов В.В. Либерально-консервативная трактовка социокультурной традиции в контексте отечественной философской мысли // Вопросы культурологии. 2009. № 5. С. 34–38.

Аверьянов В.В. Преодоление доктрины «светского государства» // Северный Катехон. 2005. № 1. С. 93–99.

Аверьянов В.В. Традиция и традиционализм в общественной мысли России (60–90-е годы ХХ века) // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 68–77.

Аверьянов В.В. Традиция как методологическая проблема в отечественной культурологии ХХ века: автореф. дис. … д-ра филос. наук. М.: ГАСК, 2012. 33 с.

Аксаков К.С. Передовые статьи газеты «Молва» // Аксаков К.С. Государство и народ / ред. О.А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2009. С. 192–229.

Аксаков К.С. О современном человеке // Аксаков К.С. Государство и народ / ред. О.А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2009. С. 238–297.

Андреев А. Традиционализм как методологическая основа // Against Post-Modern World: матер. конференции (15–16.10.2011., Москва, центр «Tradition»). М., 2011. URL: http://againstpostmodern.org/andreev-traditsionalizm-kakmetodologicheskaya-osnova (дата обращения: 08.03.13).

Афанасий Великий. Слово о воплощении БогаСлова, и о пришествии Его к нам во плоти // Афанасий Великий. Творения. Ч. I. СвятоТроицкая Сергиева лавра: Собственная тип., 1902. С. 191–263.

Багдасаров В.Э. Традиционализм и модернизм: проблема синергийного моделирования // Модернизм и традиционализм: проблема ценностного и политического баланса России. М.: Научный эксперт, 2008. Вып. 5(14). С. 8–139.

Бибихин В.В. Философия и религия // Бибихин В.В. Язык философии. СПб.: Наука, 2007. С. 258–271.

Библер В.С. На гранях логики культуры. М.: Рус. феноменологическое об-во, 1997. 440 с.

Булгаков С., прот. Православие: Очерки учения Православной Церкви. Киев: Лыбидь, 1991. 240 с.

Буркхардт Т. Сакральное искусство Запада и Востока. Принципы и методы. М.: Алетейя, 1999. 216 с.

Быстров В.Ю. Понятие традиции и проблемы философии религии // Религиоведение. 2004. № 1. С. 154–161.

Вирт Г. Священный год // Дугин А.Г. Знаки Великого Норда. М.: Вече, 2008. С. 285–288.

Генон Р. Заметки об инициации // Генон Р. Символика креста. М.: Прогресс–традиция, 2008. С. 141–442.

Генон Р. Индийская кастовая доктрина // Полюс. 2010. № 1. С. 23–24.

Генон Р. Кризис современного мира (пер. Любимовой Т.Б.) // Генон Р. Избранные произведения. М.: Беловодье, 2004. С. 149–300.

Генон Р. Кризис современного мира (пер. Мелентьевой Н.В.) // Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. С. 5–140.

Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб.: Азбука–классика, 2010. 320 с.

Генон Р. Царство количества и знамения времени // Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. С. 443–712.

Гесиод. Труды и дни // Гесиод. Полное собрание текстов. М.: Лабиринт, 2001. С. 51–75.

Гиренок Ф.И. Патология русского ума. Картография дословности. М.: Аграф, 1998. 416 с.

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Сергиев Посад, 1918. 290 с.

Горохов А.А. Феноменология религии Мирчи Элиаде. СПб.: Алетейя, 2011. 160 с.

Гофман А.Б. Социология традиции и современная Россия // Россия реформирующаяся: Ежегодник. Вып. 7 / ред. М.К. Горшков. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С. 334–351.

Григорий (Граббе), еп. Каноны Православной Церкви. Ч. 1. Джорданвилль: Holy Trinity Orthodox Mission, 2001. 98 с.

Джемаль Г.Д. Дауд vs Джалут. М.: Социальнополитическая мысль, 2010. 388 с.

Дугин А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М.: Евразийское движение, 2009. 744 с.

Дугин А.Г. Философия политики. М.: Арктогея, 2004. 616 с.

Дугин А.Г. Философия традиционализма. М.: Арктогея–Центр, 2002. 624 с.

Дугин А.Г. Четвертая политическая теория. Россия и политические идеи XXI века. СПб.: Амфора, 2009. 351 с.

Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 400 с.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: в 2 т. / ред. В.В. Нехотин. М.: Ин-т ДИ-ДИК: Квадрига, 2009. 688 с.

Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей; письменность // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 76–105.

Илларионов Г.А. Возвратные процессы традиционализма на рубеже XX–XXI вв. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 281–286.

Иоанн Лествичник. Лествица. СПб.: Типография № 6, 1995. 316 с.

Карташев А.В. Вселенские соборы. Минск: Харвест, 2008. 640 с.

Корнев С. Трансгрессивная революция: Посвящение в постмодерн-фундаментализм. 2001. URL: http://kornev.chat.ru/trans_re.htm (дата обращения: 08.03.13).

Куценков А.А. Эволюция индийской касты. М.: Наука, 1983. 326 с.

Лосский В.Н. Догматическое богословие // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд-во СТСЛ, 2012. С. 379–545.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 284 с.

Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 272 с.

Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79–420.

Плюханова М.Б. О национальных свойствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле // Из истории русской культуры. Т. 3. М., 1996. С. 380– 459.

Полонская И.Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика: автореф. дис.… д-ра филос. наук. Ростов н/Д: РГУ, 2006. 56 с.

Самарин Ю.Ф. Революционный консерватизм. Письмо Р. Фадееву по поводу его книги «Русское общество в настоящем и будущем (чем нам быть)» // Самарин Ю.Ф. Православие и народность / ред. О.А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2008. С. 369–426.

Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 672 с.

Сержантов П., диак. Православие и харизматизм // Богослов.Ru: Научно-богословский журнал. М., 2007–2012. URL: http://www.bogoslov.ru/text/397746.html (дата обращения: 08.03.13).

Сидаш Т.Г. От Евангелия к Единоверию. Сайт Тараса Сидаша. СПб., 2011. URL: http://sidashtaras.ru/?idx=466 (дата обращения: 09.03.13).

Товбин К.М. Параметры постполитики // VI Всерос. конгресс политологов «Россия в глобальном мире: Институты и стратегии политического взаимодействия» (Москва, 22–24 ноября 2012 г.): материалы. М.: РАПН, 2012. С. 460– 461.

Товбин К.М. Постмодернистская религиозность в традиционалистической оценке // Знание. Понимание. Умение: Информ.-гуманит. портал. 2012. № 5. М., 2006–2013. URL: http://www.zpujournal.ru/e-zpu/2012/5/Tovbin_PostmodernReligionism/ (дата обращения: 06.08.13).

Успенский Б.А. Избранные труды. Т. I: Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Языки русской культуры, 1996. 608 с.

Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв). М.: Аспект Пресс, 2002. 558 с.

Флоренский П.А, свящ. Иконостас // Флоренский П.А, свящ. Собр.соч.: в 4 т. Т. 2 / сост. Андроник (Трубачев), иг. М.: Мысль, 1996. С. 419– 526.

Флоренский П.А., свящ. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / сост. Андроник (Трубачев), иг. М.: Мысль, 2004. 685 с.

Флоровский Г.В. Богословские отрывки // Путь: Орган русской религиозной мысли / ред. Н.А. Бердяев. 1931. № 31. С. 3–29.

Фромм Э. Современное положение человека // Фромм Э. Догмат о Христе. М.: Олимп: АСТ– ЛТД, 1998. С. 89–96.

Хомяков А.С. Ответ русского русскому (Письмо к редактору «L’Union Chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный». По поводу речи отца Гагарина, иезуита) // Хомяков А.С. Всемирная задача России / ред. О.А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2008. С. 75–82.

Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М.: Изд-во иностр. лит., 1955. 378 с.

Шмеман А., прот. Богослужение в секулярный век / Сайт об отце Александре Шмемане. URL: http://www.shmeman.ru/modules/myarticles/article _storyid_5.html (дата обращения: 06.03.13).

Эвола Ю. Люди и руины // Эвола Ю. Люди и руины. Критика фашизма: взгляд справа. М.: АСТ, 2007. С. 5–268.

Эвола Ю. Метафизика войны. Тамбов: Полюс, 2008. 168 с.

Эвола Ю. Оседлать тигра. СПб.: Владимир Даль, 2005. 510 с.

Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест–ППП, 1994. 240 с.

Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

Cutsinger J.S. Introduction // Prayer Fashions Man: Frithjof Schuon on the Spiritual Life / ed. J.S. Cutsinger. Bloomington: World Wisdom, 2005. P. 5–15.

Guénon R. Perspectives on Initiation / ed. S.D. Fohr. NY: Sophia Perennis, 1946. 308 p.

Hobsbaum E. Inventing Traditions // The Invention of Tradition / ed.: E. Hobsbaum, T. Ranger. Melbourne: Cambridge University Press, 1984. P. 1–14.

Nasr S.H., Jahanbegloo R. In search of the sacred: A conversation with Seyyed Hossein Nasr on his life and thought. Santa Barbara: Praeger, 2010. 408 p.

Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. Vol. 1: The Emergence of the Catholic Tradition (100–600). Chicago: The University of Chicago, 1971. 420 p.

Schuon F. Christian Gnosis // Aymard J.-B., Laude P. Frithjof Schuon: life and teachings. NY.: State University of New York Press, 2004. P. 133–135.

Опубликован

30-09-2013

Выпуск

Раздел

Статьи