Этносоциальные отношения в общеобразовательном учреждении: специфика и инструменты воздействия (на примере города Екатеринбурга)

Социология

Авторы

  • Любовь Сабирдзяновна Крестьянова Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
  • Эдуард Викторович Патраков Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
  • Самира Гейдар Кызы Абдуллаева Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
  • Юлия Сергеевна Шапошникова Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-4-99-110

Ключевые слова:

этносоциальные отношения, образовательное учреждение, полиэтническая образовательная среда, подростковый возраст

Аннотация

Целью работы является определение специфики этносоциальной сферы образовательного учреждения для определения ключевых направлений и мероприятий по построению гармоничных межэтнических отношений в среде старших школьников, формирования толерантных установок у подрастающего поколения. Выводы авторов сделаны на основе сопоставления результатов исследований в сфере межэтнических отношений, проведенных ими в 2011г. в г.Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Алапаевске методом анкетного опроса представителей этнических общностей (708 опрошенных) и экспертного интервью (10 экспертов), в 2016г. в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга методом анкетного опроса с использованием выборочных шкал ценностного опросника Ш. Шварца (1248 учащихся 9–11 классов), а также посредством вторичного анализа данных исследований других авторов. Проведен анализ программ и планов мероприятий по формированию гармоничных межэтнических отношений на разных уровнях управления образовательным учреждением. С точки зрения этносоциальных отношений особого внимания заслуживают старшие школьники. В данной возрастной группе имеется повышенный потенциал конфликтности, в том числе в этносоциальной сфере. Вместе с тем среди подростков установки на толерантность выше, чем в целом в молодежной среде. Отношение подростков к мигрантам является более индифферентным, чем у взрослых. В полиэтнических (поликультурных) образовательных учреждениях уровень этнической толерантности, как и уровень конфликтности на этнической почве, выше. Снижению межэтнической напряженности и конфликтности в среде школьников способствуют целенаправленные меры образовательного учреждения по развитию этнокультурной компетенции среди обучающихся, а также психолого-педагогические условия, дополнительно формируемые в таких образовательных учреждениях. Выводы и рекомендации, сформулированные в данной работе, могут быть использованы для реализации национальной, этнокультурной политики как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона.

Биографии авторов

Любовь Сабирдзяновна Крестьянова , Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

кандидат социологических наук,доцент кафедры социальной безопасности

Эдуард Викторович Патраков, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

кандидат педагогических наук, доцент,заведующий кафедрой социальной безопасности

Самира Гейдар Кызы Абдуллаева, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

оискатель кафедры социальной безопасность

Юлия Сергеевна Шапошникова, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

магистрант Физико-технологического института

Библиографические ссылки

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. 240 с.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999. 416 с.

Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 2002. 230 с.

ГуляеваА.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/5/Gulyaeva.phtml (дата обращения: 20.07.2016).

Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. 352 с.

Карымова Л.С. Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России (региональный аспект): дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2012. 205 с.

Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни / пер. Э. Радской. Калуга: Духовное познание, 2012. 224 с.

Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения / пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 c.

Непочатых Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2004. 19 с.

Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1981. 192 c.

Патраков Э.В., Попов В.Д. Совместная профессиональная деятельность: синтез экономики и психологии // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 12–2. С. 55–62.

Психология подростка: хрестоматия / под ред. Ю.И. Фролова. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 526 c.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова; пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

Триандис Г.К. Культура и социальное поведение / пер. В.А. Соснина. М.: Форум, 2007. 382 с.

Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml (дата обращения: 21.06.2016). doi:10.17759/psyedu.2014060102

Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2007. 384 с.

Stanly Hall G. Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education.

References

Ageev V.S. Mezhgruppovoe vzaimodejstvie: social’no-psihologicheskie problemy [Intergroup interaction: social and psychological problems]. Moscow, Moscow University Publ., 1990, 240 p. (In Russian).

Aries F. Rebenok i semejnaya zhizn' pri starom poryadke [Baby and family life at old regime]. Ekaterinburg, Ural State University Publ., 1999, 416 p. (In Russian).

Barulin V.S. Dialektika sfer obshestvennoj zhizni [The dialectics of spheres of public life]. Moscow, Moscow University Publ., 2002, 230 p. (In Russian).

Guljaeva A.N. [Sociocultural adaptatipn of migrant children]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2010, № 5, Available at: http://psyedu.ru/journal/2010/5/ Gulyaeva.phtml (accessed 20.07.2016). (In Russian).

Izuchenie motivacii povedenija detej i podrostkov [The study of motivation of behavior of children and adolescents]. Moscow, Pedagogika Publ., 1972, 352 p. (In Russian).

Karymova L.S. Otnoshenija jetnicheskih obshhnostej v uslovijah stanovlenija grazhdanskogo obshhestva v sovremennoj Rossii (regional'nyj aspekt): dis. … kand. sotsiol. nauk [Relations between ethnic communities in the terms of development of civil society in modern Russia (regional aspect): the dissertation of the candidate of sociological sciences]. Ekaterinburg, 2012, 205 p. (In Russian).

Lievegoed B. Krizisy zhizni — shansy zhizni [The crises of life — the chances of life]. Kaluga, Duhovnoe poznanie Publ., 2012, 224 p. (In Russian).

Mead M. Kul’tura i mir detstva: izbr.proizvedenija [Culture and world of childhood]. Moscow, Nauka Publ., 1988, 429 p. (In Russian). 9. Nepochatyh E.P. Social’no-psihologicheskie aspekty formirovanija jetnicheskoj tolerantnosti uchashihsja gorodskoj shkoly: aftoref. dis. … kand. psihol. nauk [Socio-psychological aspects of formation of ethnic tolerance of pupils in urban schools: author's abstract for procuring a degree of candidate of psychological sciences]. Kursk, 2004, 19 p. (In Russian).

Parygin B.D. Social’no-psihologicheskij klimat kollektiva: puti i metody izuchenija [Socio-psychological climate of the team: ways and methods of studying]. Leningrad, Nauka Publ., 1981, 192 p. (In Russian).

Patrakov E.V., Popov V.D. [Joint professional activity: the synthesis of Economics and psychology] Fundamentalnye i prikladnye issledovaniija v sovremennom mire [Fundamental and applied studies in the modern world]. 2015, no 12–2, pp. 55–62. (In Russian).

Psihologija podrostka. Hrestomatija [The psychology of an adolescent. The anthology]. Moscow, Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo Publ., 1997, 526 p. (In Russian). 13. Sorokin P.A. Chelovek. Civilizacija. Obshestvo [Person. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat Publ., 1992, 543 p. (In Russian).

Triandis G.K. Kul’tura i social’noe povedenie [Culture and social behavior]. Moscow, Forum Publ., 2007, 382 p. (In Russian).

Hlomov K.D. [Teenager at the crossroads of life: socialization, analysis of the factors of change environment development] Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2014, no 1. Available at: http://psyedu.ru/journal/ 2014/1/Hlomov.phtml (accessed 21.06.2016). (In Russian). doi:10.17759/psyedu.2014060102

Elkonin D.B. Detskaja psihologija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Child psychology: a textbook for students] Moscow, Academia Publ., 2007, 384 p. (In Russian).

Stanly Hall G. Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education. N.Y.: D. Appleton and Company, 1904, vol. 2, 784 p. (In English).

Опубликован

30-12-2016

Выпуск

Раздел

Статьи