Модель психического и символические функции в разных видах деятельности: возрастная специфика

Психология

Авторы

  • Наталья Александровна Королева Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13
  • Анна Юрьевна Уланова Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-586-593

Ключевые слова:

модель психического, понимание неверных мнений, символические функции, игра, рисование, коммуникация, дошкольный возраст

Аннотация

Статья посвящена проблеме соотношения понимания психического мира (подход «модели психического») и символических функций в дошкольном возрасте. И символические функции и модель психического основаны на способности к ментальной репрезентации, что позволяет различать реальность и внутренние представления, а также управлять ими и планировать свое поведение. Представлены результаты исследования роли возрастной специфики в развитии отдельных аспектов символических функций и их соотношение с моделью психического на разных этапах развития. Символические функции рассматриваются в трех основных видах деятельности дошкольников: символическая игра, рисование и коммуникация. Для каждого их видов деятельности были разработаны и апробированы методики, позволяющие дать комплексную оценку этих способностей у детей от 3 до 6 лет. Анализ результатов, полученных на выборке 110 респондентов, показывает наличие различий между показателями развития символических функций в разных видах деятельности у групп с различным уровнем модели психического. Показано увеличение количества связей между моделью психического и символическими функциями в шестилетнем возрасте. Наибольшее количество связей обнаружено при оценке понимания неверного мнения — ключевого маркера, свидетельствующего о становлении модели психического. Также была обнаружена тенденция более позднего включения модели психического в понимание символических средств, чем в их использование. Полученные данные позволяют объединить ранее разрозненные представления о проявлении символической функции в разных видах деятельности и представить специфику их изменений при переходе от низкого к высокому уровню модели психического.

Биографии авторов

Наталья Александровна Королева , Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

аспирант, научный сотрудник лабораториипсихологии развития субъекта в нормальныхи посттравматических состояниях

Анна Юрьевна Уланова , Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

кандидат психологических наук,научный сотрудник лаборатории психологии развития субъектав нормальных и посттравматических состояниях

Библиографические ссылки

Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6: Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. 400 c.

Королева Н.А., Сергиенко Е.А. Генезис соотношения модели психического и символических функций в дошкольном возрасте // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 52. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n52/1408-koroleva52.html (дата обращения: 23.07.2019).

Королева Н.А., Уланова А.Ю. Модель психического и символические функции в разных видах деятельности у детей 3–6 лет // Психология состояний человека: актуальные и прикладные проблемы: материалы Третьей Междунар. науч. конференции (Казань, 8–10 ноября 2018 г.). Казань, 2018. С. 258–261.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 c.

Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. 415 c.

Уланова А.Ю., Сергиенко Е.А. Информационная успешность коммуникации на разных этапах развития модели психического // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 1. С. 60–72.

Astington J.W., Jenkins J.M. Theory of mind development and social understanding // Cognition & Emotion. 1995. Vol. 9, iss. 2–3. P. 151–165. DOI: https://doi.org/10.1080/02699939508409006

Bloom P., Markson L. Intention and analogy in children’s naming of pictorial representations // Psychological Science. 1998. Vol. 9, iss. 3. P. 200–204. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9280.00038

Browne C.A., Woolley J.D. Theory of mind in children’s naming of drawings // Journal of Cognition and Development. 2001. Vol. 2, iss. 4. P. 389–412. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327647jcd0204_3

Freeman N.H., Sanger D. Commonsense aesthetics of rural children // Visual Arts Research. 1995. Vol. 21(2). P. 1–10.

Ganea P.A., Lillard A.S., Turkheimer E. Preschooler’s understanding of the role of mental states and action in pretense // Journal of Cognition and Development. 2004. Vol. 5, iss. 2. P. 213–238. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327647jcd0502_3

Keskin B. The Relationship Between Theory of Mind, Symbolic Transformations in Pretend Play, and Children’s Social Competence: Thesis for PhD. Florida State University database, 2005. URL: https://fsu.digital.flvc.org/islandora/object/fsu:181494/datastream/PDF/view (accessed: 23.07.2019).

Lillard A.S., Lemer M., Hopkins E. et al. The impact of pretend play on children’s development: A review of the evidence // Psychological bulletin. 2013 Vol. 139, no. 1. P. 1–34. DOI: https://doi.org/10.1037/a0029321

Lillard A.S. Pretend play as twin earth: A social-cognitive analysis // Developmental Review. 2001. Vol. 21, iss. 4. P. 495–531. DOI: https://doi.org/10.1006/drev.2001.0532

Lillard A.S. Playing with a theory of mind // Multiple perspectives on play in early childhood education / ed. by O.N. Saracho, B. Spodek. Albany: SUNY Press, 1998. P. 11–33.

Luquet G.H. Le dessin enfantin. Paris: Alcan, 1927. 260 p.

Nielsen M., Dissanayake C. An investigation of pretend play, mental state terms and false belief understanding: In search of a metarepresentational link // British Journal of Developmental Psychology. 2000. Vol. 18, iss. 4. P. 609–624. DOI: https://doi.org/10.1348/026151000165887

Theory of mind development in context / ed. by V. Slaughter, M. De Rosnay. London: Routledge, 2016. 182 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315749181

Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: Representation and constraining function of wrong beliefs in young children’s understanding of deception // Cognition. 1983. Vol. 13, iss. 1. P. 103–128. DOI: https://doi.org/10.1016/0010-0277(83)90004-5

Why language matters for theory of mind / ed. by J.W. Astington, J.A. Baird. N.Y.: Oxford University Press, 2005. 368 p. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195159912.001.0001

References

Astington, J.W. and Jenkins, J.M. (1995). Theory of mind development and social understanding. Cognition & Emotion. Vol. 9, iss. 2–3, pp. 151–165. DOI: https://doi.org/10.1080/02699939508409006

Astington, J.W. and Baird, J.A. (eds.) (2005). Why language matters for theory of mind. New York: Oxford University Press, 368 p. DOI: https://doi.org/ 10.1093/acprof:oso/9780195159912.001.0001

Bloom, P. and Markson, L. (1998). Intention and analogy in children’s naming of pictorial representations. Psychological Science. Vol. 9, iss. 3, pp. 200– 204. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9280.00038

Browne, C.A. and Woolley, J.D. (2001). Theory of mind in children’s naming of drawings. Journal of Cognition and Development. Vol. 2, iss. 4, pp. 389– 412. DOI: https://doi.org/10.1207/ s15327647jcd0204_3

Freeman, N.H. and Sanger, D. (1995). Commonsense aesthetics of rural children. Visual Arts Research. Vol. 21(2), pp. 1–10.

Ganea, P.A., Lillard, A.S. and Turkheimer, E. (2004). Preschooler’s understanding of the role of mental states and action in pretense. Journal of Cognition and Development. Vol. 5, iss. 2, pp. 213–238. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327647jcd0502_3

Keskin, B. (2005). The relationship between theory of mind, symbolic transformations in pretend play, and children’s social competence: Abstract of Ph.D. dissertation]. Florida State University database. Available at: https://fsu.digital.flvc.org/islandora/ object/fsu:181494/datastream/PDF/view (accessed 23.07.2019).

Koroleva, N.A. and Sergienko, E.A. (2017). Genezis sootnosheniya modeli psikhicheskogo i simvolicheskikh funktsiy v doshkol’nom vozraste [Genesis of the relation between the theory of mind and symbolic functions of preschoolers]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological Studies]. Vol.10, no. 52, Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/ 2017v10n52/1408-koroleva52.html (accessed 23.07.2019).

Koroleva, N.A. and Ulanova, A.Yu. (2018). Model’ psikhicheskogo i simvolicheskie funktsii v raznykh vidakh deyatel’nosti u detey 3–6 let [Theory of mind and symbolic functions in different kinds of activity in children 3–6 years]. Tret’ya mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya «Psikhologiya sostoyaniy cheloveka: aktual’nye i prikladnye problemy» [3rd International Scientific Conference «Psychology of Human Conditions: Actual Theoretical and Applied Problems»]. Kazan, pp. 258–261.

Lillard, A.S., Lemer, M., Hopkins, E. et al. (2013). The impact of pretend play on children’s development: A review of the evidence. Psychological bulletin. Vol. 139, no. 1, pp. 1–34. DOI: https://doi.org/10.1037/a0029321

Lillard, A.S. (1998). Playing with a theory of mind. Multiple perspectives on play in early childhood education, ed. by O.N. Saracho, B. Spodek. Albany: SUNY Press, pp. 11–33.

Lillard, A.S. (2001). Pretend play as twin earth: A social-cognitive analysis. Developmental Review. Vol. 21, iss. 4, pp. 495–531. DOI: https://doi.org/ 10.1006/drev.2001.0532

Luquet, G.H. (1927). Le dessin enfantin [Children’s drawings]. Paris: Alcan Publ., 260 p.

Nielsen, M. and Dissanayake, C. (2000). An investigation of pretend play, mental state terms and false belief understanding: In search of a metarepresentational link. British Journal of Developmental Psychology. Vol. 18, iss. 4, pp. 609–624. DOI: https://doi.org/10.1348/026151000165887

Piaget, J. (1969). Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Prosveschenie Publ., 659 p.

Sergienko, E.A., Lebedeva, E.I. and Prusakova, O.A. (2009). Model’ psikhicheskogo kak osnova stanovleniya ponimaniya sebya i drugogo v ontogeneze cheloveka [Theory of mind as the basis of an understanding of self and other in the ontogenesis of man]. Moscow: IP RAS Publ., 415 p.

Slaughter, V. and De Rosnay, M. (eds.) (2016). Theory of mind development in context. London: Routledge Publ., 182 p. DOI: https://doi.org/10.4324/ 9781315749181

Ulanova, A.Yu. and Sergienko, E.A. (2015). Informatsionnaya uspeshnost’ kommunikatsii na raznykh etapakh razvitiya modeli psikhicheskogo [Informational success of communication at different stages of theory of mind development]. Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental Psychology]. Vol. 8, no. 1, pp. 60–72.

Vygotsky, L.S. (1984). Sobranie sochineniy: v 6 t. [Collected works: in 6 vols]. Moscow: Pedagogika Publ., vol. 6. 400 p.

Wimmer, H. and Perner, J. (1983). Beliefs about beliefs: Representation and constraining function of wrong beliefs in young children’s understanding of deception. Cognition. Vol. 13, iss. 1, pp. 103–128. DOI: https://doi.org/10.1016/0010-0277(83)90004-5

Загрузки

Опубликован

30-12-2019

Выпуск

Раздел

Статьи