Проблемы применения медиативных технологий в образовательных организациях: опыт Свердловской области

Социология

Авторы

  • Любовь Сабирдзяновна Крестьянова Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
  • Анастасия Владимировна Ершова Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, 620140, Екатеринбург, ул. Малышева, 33

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-637-648

Ключевые слова:

конфликты, медиация, медиативные технологии, образовательные организации, школьная служба примирения

Аннотация

Конфликты в образовательных организациях неизбежны. Их специфика, преимущественно, связана с возрастными и иными особенностями участников конфликтов, социальной группы, в которой протекает конфликт, инструментами ее управления, сложностью и многоаспектностью самих конфликтов в данной среде. Для управления конфликтами в образовательных организациях внедряются медиативные технологии. Анализ практики применения медиативных технологий в образовательных организациях свидетельствует об отсутствии единого термина, определяющего данное явление в нормативно-правовых актах, а также о многообразии моделей и форм реализации данного инструмента. В Свердловской области наибольшее распространение получила школьная служба примирения, реализуемая, преимущественно, тремя моделями. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что применение медиативных технологий в образовательных организациях Свердловской области необходимо и востребовано. К основным проблемам реализации данного инструмента можно отнести отсутствие понимания механизма медиативных технологий со стороны администрации образовательного учреждения и педагогических работников. Проблемой является также сложность, нечеткость нормативно-правовых и иных подзаконных актов, регулирующих данную деятельность. Отмечен недостаток обученных кадров, связанный с отсутствием в необходимом количестве доступных программ обучения. Одна из существенных проблем реализации медиативных технологий в образовательных учреждениях — отсутствие мотивации у специалистов, обусловленное недостаточным материальным стимулированием. Проблема отсутствия целенаправленного финансирования данного направления деятельности в образовательных организациях является ключевой. В настоящий момент не созданы условия для масштабного внедрения медиативных технологий в деятельность образовательных организаций. Реальное использование медиативных технологий в образовательных организациях обеспечивается энтузиазмом педагогов и администрации образовательных организаций.

Биографии авторов

Любовь Сабирдзяновна Крестьянова , Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

кандидат социологических наук,доцент кафедры инноватики и интеллектуальной собственности

Анастасия Владимировна Ершова , Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, 620140, Екатеринбург, ул. Малышева, 33

аналитик отдела мониторинга

Библиографические ссылки

Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009. 159 с.

Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 294 с.

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2004. 208 с.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / пер. с франц. Я.Ю. Старцева при уч. В.А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 416 с.

Атаянц Н.Г. Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе: дис. … канд. психол. наук. Владикавказ, 2002. 170 c.

Атаянц Н.Г. Психология конфликтов в средней школе. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. 124 с.

Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие. Екатеринбург: Глаголъ, 1995. 96 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4: Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.

Дружиненко Д.А. Чувство вины и моральная саморегуляция в подростковом возрасте // Сборник работ молодых ученых МГУ «Новые в психологии». М., 2006. С. 134–142.

Козер Л.А. Функции социального конфликта / пер. с англ. О. Назаровой; под общ. ред. Л.Г. Ионина. М.: Дом интеллект. книги: Идея-пресс, 2000. 295 с.

Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с.

Крестьянова Л.С., Патраков Э.В., Абдуллаева С.Г.К., Шапошникова Ю.С. Этносоциальные отношения в общеобразовательном учреждении: специфика и инструменты воздействия (на примере города Екатеринбурга) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 4(28). С. 99–110. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-4-99-110

Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2013. 229 с.

Макаренко А.С. Выступления по вопросам семейного воспитания // Соч. Т. 4. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 490 с.

Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / сост. Л.Ю. Гордин; под ред. И.А. Каирова и др. М.: Педагогика, 1978. Т. 1. 397 с.

Максудов Р.Р. Круги сообществ: на пути к созданию российской модели // Школьные службы примирения и профилактика межэтнических конфликтов / под ред. Н.Л. Хананашвили. М: Благотв. фонд «Просвещение», 2012. 146 с.

Основные итоги мониторинга «Эффективность деятельности органов государственно-общественного управления и общественной оценки качества учебно-воспитательной работы с детьми и семьями “групп социального риска”». ГАОУ ДПО СО «ИРО». Екатеринбург, 2017. URL: https://www.irro.ru/?id=3389 (дата обращения: 20.07.2020).

Основные итоги социологического опроса «Потребности педагогических и руководящих работников образовательных организаций Свердловской области в дополнительном профессиональном образовании». ГАОУ ДПО СО «ИРО». Екатеринбург, 2018. URL: https://www.irro.ru/?id=3398 (дата обращения: 10.05.2020).

Патраков Е.В. Подростки и интернет: реакция родителей // Сибирский психологический журнал.2019. № 72. С. 129–144. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/72/7

Патраков Э.В., Крестьянова Л.С., Ершова А.В. Социальная медиация в образовательных организациях: союз психологии, педагогики и права // Вопросы педагогики. 2019. № 11–2. С. 201–207.

Письмо № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций» от 18 декабря 2015 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации.

Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПб АППО, 2015. 94 с.

Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. М.: Просвещение, 1958. 206 с.

Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. 304 с.

DeMause L. The History of Childhood. Northvale, NJ: Jason Aronson, 1995. 450 p.

Eisenstadt Sh.N. From Genegation to Generation: Age Groups and Social Structure. N.Y.: The Free Press; London: Collier – Macmillan Ltd, 1956. 357 p.

References

Andreeva, G.M. (2009). Sotsial’naya psikhologiya segodnya: poiski i razmyshleniya [Social psychology today: search and reflection]. Moscow: MPSU Publ., 159 p.

Andreeva, G.M. (1981). Mesto mezhlichnostnogo vospriyatiya v sisteme pertseptivnykh protsessov i osobennosti ego soderzhaniya [The place of interpersonal perception in the system of perceptual processes and features of its content]. Mezhlichnostnoe vospriyatie v gruppe, pod red. G.M. Andreevoy i A.I. Dontsova [Interpersonal perception in a group, ed. by G.M. Andreeva and A.I. Dontsov]. Moscow: MSU Publ., 294 p.

Antsupov, A.Ya. (2004). Profilaktika konfliktov v shkol’nom kollektive [Prevention of conflicts in the school community]. Moscow: VLADOS Publ., 208 p.

Ariès, Ph. (1999). Rebenok i semeynaya zhizn’ pri Starom poryadke. Per. s fr. [Centuries of childhood. a social history of family life. Trans. from French] Yekaterinburg: URFU Publ., 416 p.

Atayanz N.G. (2002). Psikhologicheskiy analiz konfliktnykh situatsiy v shkole: dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological analysis of conflict situations at school: dissertation]. Vladikavkaz, 170 p.

Atayanz, N.G. (2002). Psikhologiya konfliktov v sredney shkole [Psychology of conflicts in high school]. Vladikavkaz: NOSU Publ., 124 p.

Belkin, A.S., Zhavoronkov, V.D., Zimina, I.S. (1995). Pedagogicheskaya konfliktologiya [Pedagogical conflictology]. Yekaterinburg: Glagol Publ., 96 p.

Bozhovich, L.I. (2001). Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of personality formation] Moscow: MPSU Publ., Voronezh: MODEK Publ., 352 p.

Coser, L.A. (2000). Funktsii sotsial’nogo konflikta, per. s angl. O. Nazarovoy [The function of social conflict, trans. from Eng. by O. Nazarova]. Moscow: Dom Intellektual’noy Knigi Publ., 295 p.

DeMause, L. (1995). The history of childhood. Northvale, New Jersey: Jason Aronson Publ., 450 p.

Druzhinenko, D.A. (2006). Chuvstvo viny i moral’naya samoregulyatsiya v podrostkovom vozraste [Guilt and moral self-regulation in adolescence]. Sbornik rabot molodykh uchenykh MGU «Novye v psikhologii» [New in psychology: collection of works of young scientists of Moscow State University]. Moscow, pp. 134–142.

Grishina, N.V. (2008). Psikhologiya konflikta. 2-e izd. [Psychology of conflict. 2nd ed.]. Saint Petersburg: Piter Publ., 544 p.

Konovalov, A.Yu. (2012). Shkol’naya sluzhba primireniya i vosstanovitel’naya kul’tura vzaimootnosheniy: prakticheskoe rukovodstvo [School reconciliation service and a restorative relationship culture: a practical guide]. Moscow: MOO Tsentr «Sudebno-Pravovaya Reforma», Publ., 256 p.

Krestyanova, L.S., Patrakov, E.V., Abdullayeva, S.H.Q. and Shaposhnikova, Y.S. (2016). Etnosotsial’nye otnosheniya v obscheobrazovatel’nom uchrezhdenii: spetsifika i instrumenty vozdeystviya (na primere goroda Ekaterinburga) [Ethnosocial relations in schools: specifics and impact tools (on materials of Yekaterinburg)]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4(28), pp. 99–110. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-4-99-110

Kurochkina, I.A. and Shakhmatova, O.N. (2013). Pedagogicheskaya konfliktologiya [Pedagogical conflictology]. Yekaterinburg: RSVPU Publ., 229 p.

Makarenko, A.S. (1960). Vystupleniya po voprosam semeynogo vospitaniya [Presentations on family education]. Sochineniya. T. 4 [Works. Vol. 4.]. Moscow: Akademiya Pedagogicheskikh Nauk RSFSR Publ., 490 p.

Makarenko, A.S. (1978). Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. [Selected pedagogical works: in 2 vols]. Moscow: «Pedagogika» Publ., vol. 1, 397 p.

Maksudov, R.R. (2012). Krugi soobschestv: na puti k sozdaniyu rossiyskoy modeli [Community circles: on the way to creating a Russian model]. Shkol’nye sluzhby primireniya i profilaktika mezhetnicheskikh konfliktov [School reconciliation services and prevention of inter-ethnic conflicts]. Moscow: Blagotvoritel’nyy Fond «Prosveschenie» Publ., 146 p.

Pis’mo № 07-4317 «O napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy» ot 18 dekabrya 2015 g. [Letter No. 07-4317 of December 18, 2015 «On sending methodological recommendations»]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

Osnovnye itogi monitoringa «Effektivnost’ deyatel’nosti organov gosudarstvenno-obschestvennogo upravleniya i obschestvennoy otsenki kachestva uchebno-vospitatel’noy raboty s det’mi i sem’yami “grupp sotsial’nogo riska”» (2017) [The main results of monitoring «Effectiveness of state and public administration bodies and public assessment of the quality of educational work with children and families of “social risk groups”»]. Yekaterinburg. Available at: https://www.irro.ru/?id=3389 (accessed 20.07.2020).

Osnovnye itogi sotsiologicheskogo oprosa «Potrebnosti pedagogicheskikh i rukovodyaschikh rabotnikov obrazovatel’nykh organizatsiy Sverdlovskoy oblasti v dopolnitel’nom professional’nom obrazovanii» (2018) [The main results of the sociological survey «Needs of teachers and managers of educational organizations in the Sverdlovsk region in additional professional education»]. Yekaterinburg. Available at: https://www.irro.ru/?id=3398 (accessed 10.05.2020).

Patrakov, E.V. (2019). Podroski i internet: reaktsiya roditeley [Adolescents and the internet: reactions of parents]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology]. No. 72, pp. 129–144. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/72/7

Patrakov, E.V., Krestyanova, L.S. and Ershova, A.V. (2019). Soctsial’naya mediatsiya v obrazovatel’nykh organizatsiyakh: soyuz psikhologii, pedagogiki i prava [Social mediation in educational organizations: union of psychology, pedagogy and law].Voprosy pedagogiki [Questions of Pedagogy]. No. 11–2, pp. 201–207.

Shatskiy, S.T. (1980). Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. [Selected pedagogical works: in 2 vols]. Moscow: Pedagogika Publ., vol. 1, 304 p.

Eisenstadt, Sh.N. (1956). From genegation to generation: age groups and social structure. New York: The Free Press; London: Collier – Macmillan Publ., 357 p.

Soldatova, G.V. (2015). Sluzhba mediatsii v obrazovatel’noy organizatsii [Mediation service in an educational organization]. Saint Petersburg: APPO Publ., 94 р.

Sukhomlinskiy, V.A. (1958). Pedagogicheskiy kollektiv sredney shkoly [Secondary school teaching staff]. Moscow: Prosveschenie Publ., 206 p.

Sukhomlinskiy, V.A. (1981). Sto sovetov uchitelyu [One hundred tips for teachers]. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 296 p.

Vygotskiy, L.S. (1984). Problema vozrasta: v 6 t. T. 4: Detskaya psikhologiya, pod red. D.B. El’konina [The problem of age: in 6 vols. Vol. 4: Child psychology, ed. by D.B. El’konin]. Moscow: Pedagogika Publ., 432 р.

Загрузки

Опубликован

30-12-2020

Выпуск

Раздел

Статьи