«Проблемы психосемантики в современной психологии» (тематический выпуск)

Психология «Проблемы психосемантики в современной психологии» (тематический выпуск)

Авторы

  • Оксана Вячеславовна Кожевникова Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-515-519

Ключевые слова:

сознание, значение, психосемантический подход, экспериментальная психосемантика, психология субъективной семантики, семантический дифференциал

Аннотация

Статья служит введением к проблематике, обсуждаемой в тематическом выпуске. Анализируется современное состояние психосемантики как междисциплинарного подхода к исследованию сознания и личности, позволяющего изучать различные формы существования значений, картину мира, субъективные смыслы, скрытые и явные интенции, установки, представления субъекта. Описывается история ее становления, связанная с внедрением в научную практику метода семантического дифференциала, разработанного в середине прошлого века американским психологом Ч. Осгудом, и его модификаций, предложенных отечественными исследователями. Рассматривается многообразие вариантов осуществления российскими учеными исследований в рамках психосемантического подхода.

Биография автора

Оксана Вячеславовна Кожевникова , Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры общей психологии

Библиографические ссылки

Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 128 с.

Афанасьев В.Г., Соломин И.Л. Психосемантическое исследование содержания представлений и отношений школьников и студентов города Пермь и Пермского края // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 4. С. 566–578. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-566-578

Дьяков С.И. Психосемантический подход в методологии исследования самоорганизации человека как субъекта жизни // Мир психологии. 2017. № 4. С. 148–157.

Кабрин В.И. Коммуникативная психосемантика когнитивно-ноэтического развития личности // Сибирский психологический журнал. 2022. № 85. С. 51–71. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/85/3

Когнитивный подход: науч. монография / отв. ред. В.А. Лекторский. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. 464 с.

Кожевникова О.В. Соотношение субъективных характеристик и объективных критериев личностной зрелости студентов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 4. С. 543–553. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-543-553

Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2016. 120 с.

Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Щеглова Э.А., Иванова А.И. Психосемантическая типология позиционных стратегий студентов в cтруктурно-динамическом пространстве образовательной ситуации // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 1. С. 49–63. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2022.1.4

Митина О.В., Бачкала А.П., Морозова О.В. Психосемантический подход к исследованию мотивационной структуры коллективного субъекта в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 4. С. 531–542. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-531-542

Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 177 с.

Петренко В.Ф. Многомерное сознание: Психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2009. 440 с.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Эксмо, 2010. 480 с.

Петренко В.Ф. Путь в психологию: о становлении экспериментальной психосемантики // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 4. С. 520–530. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-520-530

Серкин В.П. О возможностях метода семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2000. № 4. С. 74–79.

Серкин В.П. Образ мира и образ жизни. Магадан: Изд-во Сев. междунар. ун-та, 2005. 331 с.

Серкин В.П. Психосемантика: учеб. и практ. для вузов. М.: Юрайт, 2022. 318 с.

Ситников В.Л. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса): дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 597 с.

Ситников В.Л, Слотина Т.В., Комарова А.В., Карагачева М.В., Кедич С.И., Киселева Н.С. Психосемантика образа одаренной личности у студенческой молодежи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 4. С. 554–565. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-554-565

Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: метод. руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. 112 c.

Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 158 с.

Fodor J.A. Psychosemantics: The problem of meaning in the philosophy of mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1987. 173 p. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/5684.001.0001

Karwoski T.F., Odbert H.S., Osgood C.Е. Studies in synesthetic thinking: II. The role of form in visual responses to music // Journal of General Psychology. 1942. Vol. 26, iss. 2. P. 199–222. DOI: https://doi.org/10.1080/00221309.1942.10545166

Osgood C.E. The nature and measurement of meaning // Psychological Bulletin. 1952. Vol. 49, iss. 3. Р. 197–237. DOI: https://doi.org/10.1037/h0055737

Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Urbana, IL: University of Illinois Press, 1957. 342 p.

References

Afanas’yev, V.G. and Solomin, I.L. (2022). [A psychosemantical study of the representations and attitudes of schoolchildren and students of the Perm sity and the Perm territory]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya.Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 566–578. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-566-578

Artem’eva, E.Yu. (1980). Psikhologiya sub’ektivnoy semantiki [Psychology of subjective semantics]. Moscow: MSU Publ., 128 p.D’yakov, S.I. (2017). [Psychosemantic approach in the methodology of studying the self-organization of a person as a subject of life]. Mir psikhologii [The World of Psychology]. No. 4, pp. 148–157.Fodor, J.A. (1987). Psychosemantics: The problem of meaning in the philosophy of mind. Cambridge, MA: MIT Press, 173 p. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/5684.001.0001

Kabrin, V.I. (2022). [Communicative psychosemantics of cognitive-noetic development of personality]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology]. No. 85, pp. 51–71. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/85/3

Karwoski, T.F., Odbert, H.S. and Osgood, C.Е. (1942). Studies in synesthetic thinking: II. The role of form in visual responses to music. Journal of General Psychology. Vol. 26, iss. 2, pp. 199–222. DOI: https://doi.org/10.1080/00221309.1942.10545166

Kozhevnikova, O.V. (2022). [Сomplience of subjective characteristics and objective criteria of personal maturity of university studentS]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 543–553. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-543-553

Kozhevnikova, O.V. and V’yuzhanina, S.A. (2016). Psikhosemantika. Metod semanticheskogo differentsiala[Psychosemantics. Semantic differential technique]. Izhevsk: Udmurt University Publ., 120 p.

Krasnoryadtseva, O.M., Kabrin, V.I., Scheglova, E.A. and Ivanova, A.I. (2022). [Psychosemantic typology of

student positional strategies in structural and dynamic education environment]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal [RussianPsychological Journal]. Vol. 19, no. 1, pp. 49–63. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2022.1.4Lectorsky, V.A. (ed.) (2008). Kognitivnyy podkhod[Cognitive approach]. Moscow: Kanon+ Publ., ROOI «Reabilitatsiya» Publ., 464 p.

Mitina, O.V., Bachkala, A.P. and Morozova, O.V. (2022). [The study of the motivational structure of the collective subject under the conditions of the COVID-19 pandemic: a psychosemantic approach]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 531–542. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-531-542

Osgood, C.E. (1952). The nature and measurement of meaning. Psychological Bulletin. Vol. 49, iss. 3, pp. 197–237. DOI: https://doi.org/10.1037/h0055737 Osgood, C.E., Suci, G.J. and Tannenbaum, P.H. (1957). The measurement of meaning. Urbana, IL: University of Illinois Press, 342 p.

Petrenko, V.F. (1983). Vvedenie v eksperimental’nuyu psikhosemantiku: issledovanie form reprezentatsii v

obydennom soznanii [Introduction to experimental psychosemantics: a study of forms of representation in ordinary consciousness]. Moscow: MSU Publ., 177 p.

Petrenko, V.F. (2009). Mnogomernoe soznanie: Psikhosemanticheskaya paradigma [Multidimensional consciousness: Psychosemantic paradigm]. Moscow: Novyy Khronograf Publ., 440 p.

Petrenko, V.F. (2010). Osnovy psikhosemantiki [Fundamentals of psychosemantics]. Moscow: Eksmo Publ., 480 p.

Petrenko, V.F. (2022). [The way to psychology: on the development of experimental psychosemantics]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 520–530. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-520-530

Serkin, V.P. (2000). [On the possibilities of the method of semantic universals of E. Yu. Artemyeva]. Vestnik Moskovskogo universiteta.Seriya 14: Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin]. No. 4. pp. 74–79.

Serkin, V.P. (2005). Obraz mira i obraz zhizni [Image of the world and lifestyle]. Magadan: NIU Publ., 331 p.

Serkin, V.P. (2022). Psikhosemantika: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Psychosemantics: a textbook for universities]. Moscow: Yurayt Publ., 318 p.

Shmelev, A.G. (1983). Vvedenie v eksperimental’nuyu psikhosemantiku: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya i psikhodiagnosticheskie vozmozhnosti [Introduction to experimental psychosemantics: theoretical and methodological foundationsand psychodiagnostic possibilities]. Moscow: MSU Publ., 158 p.Sitnikov, V.L. (2001). Psikhologiya obraza rebenka

(v soznanii sub’ektov pedagogicheskogo protsessa): dis. … d-ra psikhol. nauk [Psychology of the child’s image (in the minds of the subjects of the pedagogical process): dissertation]. St. Petersburg, 597 p.

Sitnikov, V.L, Slotina, T.V., Komarova, A.V., Karagacheva, M.V., Kedich, S.I. and Kiseleva, N.S. (2022). [Psychosemantical analysis of gifted personality in student youth]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 554–565. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-554-565

Solomin, I.L. (2001). Psikhosemanticheskaya diagnostika skrytoy motivatsii: metodicheskoe rukovodstvo [Psychosemanticdiagnostics of hidden motivation: methodical guidance]. St. Petersburg: IMATON Publ., 112 p.

Загрузки

Опубликован

01-12-2022

Выпуск

Раздел

Статьи