Разработка ресурсной модели конфликта

Психология

Авторы

  • Кира Александровна Бородина Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-4-568-581

Ключевые слова:

конфликт, ресурсный обмен, взаимодействие, конфронтация, поведенческие стратегии, гиперфокус

Аннотация

В условиях одновременной глобализации и поляризации современного общества актуализируется проблема поиска причин возникающих конфликтов в сущности информационно-ресурсных обменных процессов между сторонами-участниками взаимодействия. В данной работе предпринята попытка составления такой ресурсной модели конфликта, которая позволила бы наиболее точно идентифицировать такие причины и подобрать соответствующие меры профилактики конфликтных ситуаций. В качестве основной предпосылки составления модели выступает тезис о том, что любая система стремится к сбалансированному состоянию и способна его достичь благодаря обменным операциям между различными ее элементами, а конфликтная ситуация наступает всякий раз, когда такого состояния достичь невозможно. В качестве вспомогательной предпосылки взято утверждение о достаточности двух сторон-участниц для идентификации ценности тех или иных ресурсов и стабилизации процесса взаимодействия, без необходимости в привлечении третьей стороны. Предлагаемая ресурсная модель конфликта построена на основе функциональных пар, которые включают пару взаимодействующих сторон «Личность – Мир», а также пары ключевых функций ресурсного обмена «Запрос – Инициатива» и «Принятие – Отдача». Таким образом, в рамках данной модели разобраны четыре функциональных квадранта, которые позволяют уточнить причину и специфику конфликта, описаны свойства их нормального и аномального состояний. Также рассмотрены соответствующие функциям ресурсного обмена стратегии поведения участников конфликта и выявлены причины предпочтения ими той или иной поведенческой стратегии. Кроме этого, в работе предложены меры по снижению уровня конфликтогенности, возникающей в результате перенапряжения и гиперфокусировки внимания на том или ином типе функционального взаимодействия в рамках ресурсной модели.

Биография автора

Кира Александровна Бородина, Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

магистратрант направления «Общая и когнитивная психология», факультет психологии

Библиографические ссылки

Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология: учеб. пособие. Схемы и комментарии. 3-е изд. СПб.: Питер, 2013. 304 с.

Бабич Н.С., Батыков И.В. Ценностно-когнитивные предпосылки преодоления последствий конфликтов // Теория и практика общественного развития. 2021. № 10. С. 42–48. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2021.10.6

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2007. 338 с.

Галыгина Е. Равнодушие // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017. Т. 12, № 1. С. 305–308.

Гараев С.Н. Медиация в России: легализация и перспективы развития // Вестник Федерального института медиации. 2017. № 4. С. 48–54.

Гущина М.И. Овершеринг как фактор развития кибербуллинга // Актуальная наука. 2020. № 2–3. С. 77–79.

Литвин В.В., Таллибулина М.Т. Стратегии поведения личности в конфликте и их связь с когнитивными установками и стилем принятия решений // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32, № 3. С. 256–267. DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-3-256-267

Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от других: отчуждение ленивых и равнодушных // Развитие личности. 2013. № 1. С. 51–73.

Ополев П.В. Мир в потоке усложнения: от парадигмы конфликта к парадигме синергии // Манускрипт. 2021. Т. 14, № 7. С. 1448–1453. DOI: https://doi.org/10.30853/mns210269

Светлов В.А. Аналитика конфликта: учеб. пособие для вузов. СПб.: Росток, 2001. 512 с.

Семенов В.А. «Эсперанто» для конфликтологов (на пути к созданию единой теории конфликта) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3, № 5. С. 37–49.

Шакртдинова Я.В., Кузяшев А.Н., Рахматуллин Ю.Я. Вклад Фредерика Герцберга в развитие теории трудовой мотивации // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 2(36). С. 189–191.

Deutsch M. The resolution of conflict: Constructive and destructive processes. New Haven, CT: Yale University Press, 1977. 448 p. DOI: https://doi.org/10.12987/9780300159356

Folger J.P., Poole M.S., Stutman R.K. Working through conflict: Strategies for relationships, groups, and organizations. N.Y.: Routledge, 2021. 368 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003027232

Furlong G.T. The conflict resolution toolbox: Models and maps for analyzing, diagnosing, and resolving conflict. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2020. 256 p.

Green D.M., Swets J.A. Signal detection theory and psychophysics. N.Y.: John Wiley & Sons, 1966. 467 p.

Harari H. An experimental evaluation of Heider’s balance theory with respect to situational and predispositional variables // The Journal of Social Psychology. 1967. Vol. 73, iss. 2. P. 177–189. DOI: https://doi.org/10.1080/00224545.1967.9712454

Haselton M.G., Buss D.M. Error management theory: a new perspective on biases in cross-sex mind reading // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 78, iss. 1. P. 81–91. DOI: https://doi.org/10.1037//0022-3514.78.1.81

Heider F. Attitudes and cognitive organization // The Journal of Psychology. 1946. Vol. 21, iss. 1. P. 107–112. DOI: https://doi.org/10.1080/00223980.1946.9917275

Helbling M., Jungkunz S. Social divides in the age of globalization // West European Politics. 2020. Vol. 43, iss. 6. P. 1187–1210. DOI: https://doi.org/10.1080/01402382.2019.1674578

Herzberg F. One more time: How do you motivate employees? // Harvard Business Review. 2003. Vol. 81, no. 1. P. 87–96.

Homans G.C. Social behavior: Its elementary forms. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1974. 386 p.

Hynes M. Indifferent by nature: A post-humanist reframing of the problem of indifference // Environment and Planning A: Economy and Space. 2016. Vol. 48, iss. 1. P. 24–39. DOI: https://doi.org/10.1177/0308518x15594621

Inzlicht M., Werner K.M., Briskin J.L., Roberts B.W. Integrating models of self-regulation // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72. P. 319–345. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-061020-105721

Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: An analysis of decision under risk // Econometrica. 1979. Vol. 47, no. 2. P. 263–292. DOI: https://doi.org/10.2307/1914185

Mayer B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’s guide. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2000. 263 p.

References

Antsupov, A.Ya. and Baklanovskiy, S.V. (2013). Konfliktologiya [Conflictology]. St. Petersburg: Piter Publ., 304 p.

Babich, N.S. and Batykov, I.V. (2021). [Value and cognitive prerequisites for overcoming the consequences of conflicts]. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development.]. No. 10, pp. 42–48. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2021.10.6

Deutsch, M. (1977). The resolution of conflict: Constructive and destructive processes. New Haven, CT: Yale University Press., 448 p. DOI: https://doi.org/10.12987/9780300159356

Folger, J.P., Poole, M.S. and Stutman, R.K. (2021). Working through conflict: Strategies for relationships, groups, and organizations. New York: Routledge Publ., 368 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003027232

Furlong, G.T. (2020). The conflict resolution toolbox: Models and maps for analyzing, diagnosing, and resolving conflict. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons Publ., 256 p.

Galygina, E. (2017). [Indifference]. Zdorov’e — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya [Health — the Base of Human Potential: Problems and Ways to Solve Them]. Vol. 12, no. 1, pp. 305–308.

Garaev, S.N. (2017). [Mediation in Russia: Legalization and development prospects]. Vestnik Federal’nogo instituta mediatsii [Bulletin of the Federal Institute of Mediation]. No. 4, pp. 48–54.

Green, D.M. and Swets, J.A. (1966). Signal detection theory and psychophysics. New York: John Wiley & Sons Publ., 467 p.

Guschina, M.I. (2020). [Oversharing as a factor in the development of cyberbullying]. Aktual’naya nauka [Actual Science]. No. 2–3, pp. 77–79.

Harari, H. (1967). An experimental evaluation of Heider’s balance theory with respect to situational and predispositional variables. The Journal of Social Psychology. Vol. 73, iss. 2, pp. 177–189. DOI: https://doi.org/10.1080/00224545.1967.9712454

Haselton, M.G. and Buss, D.M. (2000). Error management theory: a new perspective on biases in cross-sex mind reading. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 78, iss. 1, p. 81–91. DOI: https://doi.org/10.1037//0022-3514.78.1.81

Heider, F. (1946). Attitudes and cognitive organization. The Journal of Psychology. Vol. 21, iss. 1, pp. 107–112. DOI: https://doi.org/10.1080/00223980.1946.9917275

Helbling, M. and Jungkunz, S. (2020). Social divides in the age of globalization. West European Politics. Vol. 43, iss. 6, pp. 1187–1210. DOI: https://doi.org/10.1080/01402382.2019.1674578

Herzberg, F. (2003). One more time: How do you motivate employees? Harvard Business Review. Vol. 81, no. 1, pp. 87–96.

Homans, G.C. (1974). Social behavior: Its elementary forms. New York: Harcourt Brace Jovanovich Publ., 386 p.

Hynes, M. (2016). Indifferent by nature: A post-humanist reframing of the problem of indifference. Environment and Planning A: Economy and Space. Vol. 48, iss. 1, pp. 24–39. DOI: https://doi.org/10.1177/0308518x15594621

Inzlicht, M., Werner, K.M., Briskin, J.L., Roberts, B.W. (2021). Integrating models of self-regulation. Annual Review of Psychology. Vol. 72, pp. 319–345. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-061020-105721

Kahneman, D. and Tversky, A. (1979). Prospect theory: An analysis of decision under risk. Econometrica. Vol. 4, no. 2, pp. 363–392. DOI: https://doi.org/10.2307/1914185

Litvin, V.V. and Tallibulina, M.T. (2022). [Conflict behavior strategies in relation to cognitive attitudes and decision-making style]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy]. Vol. 32, no. 3, pp. 256–267. DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-3-256-267

Mayer, B. (2000). The dynamics of conflict resolution: a practitioner’s guide. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publ., 263 p.

Mukhina, V.S. and Khvostov, A.A. (2013). [Alienation from others: alienation of the lazy and indifferent]. Razvitie lichnosti [Personal Development]. No. 1, pp. 51–73.

Opolev, P.V. (2021). [World in the flow of increasing complexity: from conflict paradigm to synergy paradigm]. Manuskript [Manuscript]. Vol. 14, no. 7, pp. 1448–1453. DOI: https://doi.org/10.30853/mns210269

Semenov, V.A. (2003). ["Esperanto" for conflict scientists (on the way to creating a unified theory of conflict)]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. Vol. 3, no. 5, pp. 37–49.

Shakrtdinova, Ya.V., Kuzyashev, A.N. and Rakhmatullin, Yu.Ya. (2020). [Contribution of Frederick Herzberg to the development of the theory of labor motivation]. Nauchnyy elektronnyy zhurnal Meridian [Scientific electronic journal Meridian]. No. 2(36), pp. 189–191.

Svetlov, V.A. (2001). Analitika konflikta [Conflict analysis]. St. Petersburg: Rostok Publ., 512 p.

Vodop’yanova, N.E., Starchenkova, E.S. (2007). Sindrom vygoraniya [Burnout syndrome]. St. Petersburg: Piter Publ., 338 p.

Загрузки

Опубликован

26-12-2024

Выпуск

Раздел

Статьи