Творчество из ничего и полифония-2: философская антропология Чехова в призме идей Льва Шестова и Леонида Хейфеца
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-4-527-542Ключевые слова:
дискурсивность, ирония, интеллигенция, культ культуры, народность, катарсис, комедия, советская культураАннотация
Статья Льва Шестова «Творчество из ничего» актуальна как антропологический опыт: философ рассматривает как возможна творческая самореализация, всякий раз указывающая на отсутствие оснований творчества. Творчество оказывается формой рефлексии над первичной ситуацией искусства ради искусства: социальный пафос Чехова только тогда становится радикальным, когда возвращается к этой первичной ситуации. Поэтому Чехов читается Шестовым двояко: в ключе экзистенциальной философии, где сама ситуация выброшенности в мир оказывается первичным мотивом и условием творчества, горизонтом всех условностей, и в ключе иронии, где сами предпосылки творчества подвергаются остранению. Метод Шестова позволяет нам ввести термин «полифония-2» для творчества Чехова для отличения ее от «полифонии-1» Достоевского. Леонид Хейфец в своей телеверсии пьесы «Вишневый сад» (1976) попытался воссоединить экзистенциальную ситуацию и иронию, но уже внутри перформативного усилия, которое и должно показать переход от идеалов советской интеллигенции 1960-х гг. к разочарованиям 1970-х. Проникновение русского в советское в фильме Чехова — это проникновение дискурсивности в перформативность: Хейфец воспринимает Чехова не как создателя неоднозначных диалогов, но как мастера дискурсивных высказываний. В этом он продолжает Льва Шестова, но отказывается от его надысторического парадоксализма, создавая своеобразный культ истории прошлого. Такой анализ наследия Чехова в двойной призме позволяет уточнить как особенности пассеизма, культа благородного прошлого, у советской интеллигенции, так и перформативный потенциал всего творчества Чехова, не только драматического, который может быть востребован и в наши дни.Библиографические ссылки
Бердяев Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии. Берлин: Обелиск, 1923. 246 с.
Булгаков C.Н. Апокалипсис Иоанна: Опыт догматического истолкования. М.: Директ-Медиа, 2014. 428 с.
Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Азбука, 2017. 520 c.
Булгаков С.Н. Трагедия философии. М.: Наука, 1993. 603 с.
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. СПб.: Азбука, 2020. 672 с.
Марков А.В., Штайн О.А. М.М. Бахтин как теоретик кино: автокоммуникация на рапиде // Временник Зубовского института. 2024. № 1(44). С. 157–172.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра / пер. с нем. Ю.М. Антоновского. М.: Азбука, 2022. 416 с.
Одесская М.М. Были ли идеалы у господина Чехова? // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2008. № 11. С. 219–227.
Руднев В.П. Новая модель бессознательного. М.: Гнозис, 2012. 288 с.
Сенчихина Ю.Б. Апология неизвестности: концепция творчества Льва Шестова // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2009. № 3. С. 26–37.
Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе: пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 368 с.
Толстой Л.Н. Живой труп // Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М.: Худ. лит., 1982. Т. 11. С. 274–334.
Тузова Е.Н. Театральный код в экранизации пьесы А.П. Чехова «Иванов» // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23, № 1.2. С. 145–149.
Чехов А.П. Большое собрание пьес в одном томе. М.: Эксмо, 2023. 752 с.
Шестов Л.И. Творчество из ничего (А.П. Чехов) // А.П. Чехов: pro et contra / сост. И.Н. Сухих. СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. С. 566–598.
Юрчак А.В. Это было навсегда, пока не кончилось. М.: Новое лит. обозрение, 2014. 664 с.
References
Berdyaev, N.A. (1923). Filosofiya neravenstva: Pis’ma k nedrugam po sotsial’noy filosofii [The philosophy of inequality: Letters to my contemners, concerning social philosophy]. Berlin: Obelisk Publ., 246 p.
Bulgakov, S.N. (1993). Tragediya filosofii [The Tragedy of Philosophy]. Moscow: Nauka Publ., 603 p.
Bulgakov, S.N. (2014). Apokalipsis Ioanna: Opyt dogmaticheskogo istolkovaniya [The Apocalypse of John: An essay in dogmatic interpretation]. Moscow: Direct-Media Publ., 428 p.
Bulgakov, S.N. (2017). Svet nevecherniy. Sozertsaniya i umozreniya [Unfading light: Contemplations and speculations]. Moscow: Azbuka Publ., 520 p.
Chekhov, A.P. (2023). Bol’shoye sobraniye p’yes v odnom tome [Great collection of plays in one volume]. Moscow: Eksmo Publ., 752 p.
Dostoevsky, F.M. (2020). Prestuplenie i nakazanie [Crime and punishment]. St. Petersburg: Azbuka Publ., 672 p.
Markov, A.V. and Shtayn, O.A. (2024). [M.M. Bakhtin as a film theorist: autocommunication on rapid speed]. Vremennik Zubovskogo instituta [Annals of the Zubov Institute]. No. 1(44), pp. 157–172.
Nietzsche, F. (2022). Tak govoril Zaratustra [Thus Spoke Zarathustra]. Moscow: Azbuka Publ., 416 p.
Odesskaya, M.M. (2008). [Did Chekhov has ideals?]. Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul’turologiya [RSUH/RGGU Bulletin: «Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies», Series]. No. 11, pp. 219–227.
Rudnev, V.P. (2012). Novaya model’ bessoznatel’nogo [New model of the unconscious]. Moscow: Gnosis Press, 288 p.
Senchikhina, Yu.B. (2009). [Apology of the unknown: the concept of Lev Shestov’s creativity]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya [Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy]. No. 3, pp. 26–37.
Shestov, L.I. (2002). [Creativity from nothing (A.P. Chekhov)]. A.P. Chekhov: pro et contra, sost. I.N. Sukhikh [I.N. Sukhikh (ed.) A.P. Chekhov: pro et contra]. St. Petersburg: RHGI Publ., pp. 566–598.
Sontag, S. (2024). Protiv interpretatsii i drugiye esse [Against interpretation and other essays]. Moscow: Ad Marginem Press, 368 p.
Tolstoy, L.N. (1982). [Living corpse]. Tolstoy L.N. Sobraniye sochineniy: v 22 t. [Tolstoy L.N. Collected works: in 22 vols]. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura Publ., vol. 11. pp. 274–334.
Tuzova, E.N. (2017). [Theatrical code in the film adaptation of A.P. Chekhov’s play «Ivanov»]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya [Vestnik of Samara University. History, Pedagogy, Philology]. Vol. 23, no. 1.2, pp. 145–149.
Yurchak, A.V. (2014). Eto bylo navsegda, poka ne konchilos’ [Everything was forever, until it was no more]. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 664 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.