«Я-образ» современной студенческой молодежи в пространстве виртуальной коммуникации

Свет и тени цифровой реальности: искусственное и естественное

Авторы

  • Марианна Михайловна Горбатова Кемеровский государственный университет, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6
  • Марина Анатольевна Билан Кемеровский государственный университет, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6
  • Елена Николаевна Ермолаева Кемеровский государственный университет, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-362-373

Ключевые слова:

«Я-образ», виртуальная идентичность, интернет-пространство, виртуальная коммуникация, студенческая молодежь

Аннотация

Представлены результаты исследования самопрезентации современной студенческой молодежи в пространстве виртуальной коммуникации. «Я-образ» студенческой молодежи изучался посредством следующих методов: анкетный опрос; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК); тест «Двадцать самоутверждений самоотношения “Кто Я?”» М. Куна и Т. Макпартленда; контент-анализ личных страниц респондентов в социальных сетях. Исследование показало, что современная студенческая молодежь в 100 % случаев использует социальные сети для целей виртуального общения, получения новостной информации, творческой самореализации, развлечения, проводя онлайн в среднем 2–3 часа в сутки. При этом более половины респондентов заявили о способности реализовать свой личностный потенциал без помощи виртуального пространства, указывая, что влияние социальных сетей на их реальную жизнь и поведение минимально. По показателю общей интернальности наблюдается преобладание респондентов с интернальным локусом контроля. Контент-анализ личных страниц респондентов в социальных сетях базировался на исследовании таких смысловых единиц изучаемого содержания, как информация о себе, нецензурная лексика, стиль письма, никнейм и аватар, конфликты и проявления агрессии, дополнительные аккаунты, подписки, посты, личные записи. По результатам анализа саморепрезентации молодежи выявлены следующие смысловые блоки высказываний, актуализирующие значимые фокусы самопредставлений участников эксперимента: «социальное Я», «деятельное Я», «перспективное Я», «рефлексивное Я», «коммуникативное Я», «физическое Я», «материальное Я», «виртуальное Я» с доминированием категории «рефлексивное Я». Виртуальное пространство сегодня — это среда образовательной, профессиональной, коммуникативной деятельности, в которую активно интегрирована современная студенческая молодежь, демонстрируя многофакторный «Я-образ». Учет его природы и составляющих предопределяет успешность виртуального взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Биографии авторов

Марианна Михайловна Горбатова, Кемеровский государственный университет, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологических наук

Марина Анатольевна Билан, Кемеровский государственный университет, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологических наук

Елена Николаевна Ермолаева, Кемеровский государственный университет, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романо-германской филологии

Библиографические ссылки

Белинская Е.П., Илюхина С.Н. Особенности протекания конфликта в виртуальной коммуникации // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 1(11). С. 65–76. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2018-1-65-76

Богданова В.О., Александрова Л.Д. Игры с идентичностью в мире сетевых коммуникаций // Социум и власть. 2019. № 6(80). С. 39–45. DOI: https://doi.org/10.22394/1996-0522-2019-6-39-45

Войскунский А.Е. Направления исследований опосредованной Интернетом деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 1. С. 51–66. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2017.01.52

Гордеева А.В., Кононенко И.А. Представления о виртуальном общении и их взаимосвязь с личностными особенностями пользователей // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2023. Т. 46, № 3. С. 11–31. DOI: https://doi.org/10.11621/lpj-23-25

Зекерьяев Р.И. Психологические особенности компонента «Я-виртуальное» в структуре образа «Я» подростков в социальных сетях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 62, ч. 3. С. 275–278.

Карпухин С.В. Личность и виртуальное пространство: проблемы социализации // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 2(68). С. 78–84.

Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. 480 с.

Курбатов В.И. Виртуальная коммуникация, виртуальный язык и виртуальное мышление // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11. С. 42–47.

Новолодская Т.А. Социальные коммуникации в контексте виртуальной реальности // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 11. С. 6–13.

Расина Э.О. Место виртуального образа личности в перцептивных процессах социального взаимодействия в виртуальном пространстве // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 2. С. 115–129. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-9

Рогова Е.Н., Яницкий Л.С. Идентификация студенческой молодежи в социальных сетях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 1(45). С. 161–168. DOI: https://doi.org/10.54509/22203036_2022_1_161

Рыльская Е.А., Погорелов Д.Н. Идентичность личности в виртуальном пространстве социальных сетей и реальная идентичность: сравнительные характеристики // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1(118). С. 105–114. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145x-2021-1-118-105-114

Серый А.В., Яницкий М.С. Когнитивные репрезентации образа-Я студентов-пользователей интернет в условиях противопандемических ограничений // Самореализация личности в эпоху цифровизации: глобальные вызовы и возможности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 29–30 марта 2022 г.) / отв. ред. С.С. Кудинов. Российский университет дружбы народов. М.: Изд-во РУДН, 2022. С. 129–133.

Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 105–124. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-105-124

Цариценцева О.П., Бутрова Н.Н. Содержание образа «Я-виртуальное» пользователей Интернет (на примере юношеского возраста) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 12. С. 76–80.

Яницкий М.С. Поведение учащейся молодежи в цифровой среде: к проблеме формирования информационной культуры и системы ценностно-смысловой регуляции // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 4(20). С. 90–97.

References

Belinskaya, E.P. and Ilukhina, S.N. (2018). [Specific characteristics of conflicts in virtual communication]. Vestnik RGGU. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie [Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Psychology. Pedagogy. Education]. No. 1(11), pp. 65–76. DOI https://doi.org/10.28995/2073-6398-2018-1-65-76

Bogdanova, V.O. and Aleksandrova, L.D. (2019). [Identity games in the world of network communications]. Sotsium i vlast’ [Society and Power]. No. 6(80), pp. 39–45. DOI: https://doi.org/10.22394/1996-0522-2019-6-39-45

Gordeeva, A.V. and Kononenko, I.A. (2023). [Structure of virtual communication in the interrelation with personal characteristics of users]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya [Lomonov Psychology Journal]. Vol. 46, no. 3, pp. 11–31. DOI: https://doi.org/10.11621/lpj-23-25

Karpukhin, S.V. (2014) [Personality and virtual space: problems of socialization]. Etnosotsium i mezhnatsional’naya kul’tura [Ethnosocium and Interethnic Culture]. No. 2(68), pp. 78–84.

Kupreychenko, A.B. and Vorob’eva, A.E. (2013). Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi [Youth’s moral self-determination]. Moscow: IP RAS Publ., 480 p.

Kurbatov, V.I. (2014). [Virtual communication, virtual language and virtual thinking]. Sotsial’no-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge]. No. 11, pp. 42–47.

Novolodskaya, T.A. (2016). [Social communication in the context of virtual reality]. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya [Scientific Review: Humanities Studies]. No. 11, pp. 6–13.

Rasina, E.O. (2021). [The place of the virtual image of the individual in the perceptual processes of social interaction in virtual space]. Nauchnyy rezul’tat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya [Research Result. Pedagogy and Psychology of Education]. Vol. 7, no. 2, pp. 115–129. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-9

Rogova, E.N. and Yanitskiy, L.S. (2022). [Identification of student youth in social media]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad]. No. 1(45), pp. 161–168. DOI: https://doi.org/10.54509/22203036_2022_1_161

Ryl’skaya, E.A. and Pogorelov, D.N. (2021). [Personal identity in the virtual space of social networks and real identity: comparative characteristics]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. No. 1(118), pp. 105–114. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145x-2021-1-118-105-114

Seryy, A.V. and Yanitskiy, M.S. (2022). [Cognitive representations of the self-image in students of internet users during the restrictions of the pandemic]. Samorealizatsiya lichnosti v epokhu tsifrovizatsii: global’nye vyzovy i vozmozhnosti. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Moskva, 29–30 marta 2022 g.) [Personal Self-Realization in the Era of Digitalization: Global Challenges and Ppportunities: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Moscow, March 29–30, 2022)]. Moscow: RUDN Publ., pp. 129–133.

Soldatova, E.L. and Pogorelov, D.N. (2018). [The phenomenon of virtual identity: the contemporary condition of the problem]. Obrazovanie i nauka [The Education and Science Journal]. Vol. 20, no. 5, pp. 105–124. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-105-124

Tsaritsentseva, O.P. and Butrova, N.N. (2014). [The content of the «I am virtual» image of Internet users (using the example of adolescence)]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal. Kontsept [Scientific and Methodological Electronic Journal «Koncept»]. No. 12, pp. 76–80.

Voiskunskiy, A.E. (2017). [Directions of studies of Internet mediation]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin]. No. 1, pp. 51–66. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2017.01.52

Yanitskiy, M.S. (2022). [Behavior of students in the digital environment: on the problem of the formation of information culture and the system of value-semantic regulation]. Teoriya i praktika sotsiogumanitarnyh nauk [Theory and Practice of Social Humanities]. No. 4(20), pp. 90–97.

Zeker’yaev, R.I. (2019). [Psychological peculiarities of «I-virtual» component in the structure of «self-image» of teenagers in social networks]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. Iss. 62, part 3, pp. 275–278.

Загрузки

Опубликован

31-10-2024

Выпуск

Раздел

Статьи