Синхронное внедрение искусственного интеллекта и фармакологических когнитивных улучшений в образовании: социально-философский анализ
СВЕТ И ТЕНИ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ (Тематический выпуск)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-338-348Ключевые слова:
искусственный интеллект, фармакологические когнитивные улучшения, биометрия, массовая школа, образованиеАннотация
В статье анализируются перспективы и риски гипотетического синхронного применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) и фармакологических когнитивных улучшений в рамках системы образования на примере трансформации системы оценивания образовательных результатов в массовой школе. В статье показано, что несмотря на наличие большого потенциала для улучшения образования, некоторые особенности функционирования массовой школы и социальной видимости результатов эффективности образования могут стать серьезным препятствием на пути положительных достижений внедрения данных технологий, что имело место в связи с внедрением технологий биометрии в массовой школе. Показано, что сами по себе данные технологии не несут с необходимостью негативные последствия, а также, как отмечается, имеют высокий положительный потенциал. Трудности же возникают в том случае, если внедрение происходит в среде, где и до этого имели место проблематичные административные и коммуникационные практики. В статье обосновывается, что аналогично биометрии существует риск встраивания технологий ИИ в депресонализированную и формализованную образовательную среду массовой школы, которые усилят ориентацию на количественное измерение эффективности образования в виде системы перманентного оценивания, что приведет к искажению сущности образовательного процесса в следствии работы эффектов закона Кэмпбелла. Также показано, что существуют высокие риски усиления неолиберального подхода к образованию в случае легализации фармакологических когнитивных улучшений, что также приведет к эпистемологическим затруднениям в интерпретации образовательной ситуации (корректного понимание поведения учеников). В заключении подчеркивается важность наличия как правильной стратегии внедрения технологий ИИ и фармакологических когнитивных улучшений, так и возвращения гуманистически-смыслового подхода к целям и задачам образования, что только в совокупности сможет привести к достижению значительных положительных результатов при использовании данных технологий в образовании.Библиографические ссылки
Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 490 с.
Гасинец М.В., Капуза А.В., Добрякова М.С. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 75–97. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-75-97
Грэм П. Почему от хороших отметок столько вреда: пер. с англ. / Идеономика. 2020. 21 янв. URL: https://ideanomics.ru/articles/19736 (дата обращения: 21.02.2023).
Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / пер. с англ. А.В. Паршакова. М.: Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. 44 с.
Добрякова М.С., Юрченко О.В., Новикова Е.Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 72 с.
Кожевникова М.Н., Асмолов А.Г., Борисов С.В., Брызгалина Е.В. и др. Образование человека в третьем тысячелетии: проблемы, цели и ценности образования в современном мире (круглый стол) // Ценности и смыслы. 2021. № 6(76). С. 117–149.
Куракин Д.Ю., Кислицын Д.В., Воронина Н.Д., Нагерняк М.А. и др. Укрепление человека в меняющемся мире: Возможности, вызовы и риски / под науч. ред. Д.Ю. Куракина; НИУ ВШЭ. М.: Эгитас, 2022. 313 с.
Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/ 72838946/#block_1000 (дата обращения: 21.02.2023).
Очкина А.В. Образование как фиктивный капитал: кризис социальной значимости знания // Логос. 2018. Т. 28, № 6. С. 105–130. DOI: https://doi.org/10.22394/0869-5377-2018-6-105-128
Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования. 2021. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/dow nload/4030/ (дата обращения: 21.02.2023).
Сапольски Р. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. М.: Альпина нонфикшн, 2019. 766 с.
Федеральный закон от 14.07.2022 N 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 202207140031 (дата обращения: 21.02.2023).
Холмс У., Бялик М., Фейдл Ч. Искусственный интеллект в образовании: Перспективы и проблемы для преподавания и обучения. М.: Альпина ПРО, 2022. 304 с.
Baker R.S. Artificial Intelligence in Education: Bringing It All Together // OECD Digital Education Outlook 2021: Pushing the Frontiers with Artificial Intelligence, Blockchain and Robots. Paris, FR: OECD, 2021. P. 43–56. DOI: https://doi.org/ 10.1787/f54ea644-en
Bostrom N., Sandber A. Cognitive Enhancement: Methods, Ethics, Regulatory Challenges // Science and Engineering Ethics. 2009. Vol. 15, iss. 3. P. 311–341. DOI: https://doi.org/10.1007/s11948-009-9142-5
Brown W. Undoing the Demos. Neoliberalism’s Stealth Revolution. N.Y.: Zone Books, 2015. 296 p. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctt17kk9p8 Campbell D.T. Assessing the Impact of Planned Social Change // Evaluation and Program Planning. 1979. Vol. 2, iss. 1. P. 67–90. DOI: https://doi.org/10.1016/0149-7189(79)90048-x
Guan Ch., Mou J., Jiang Zh. Artificial Intelligence Innovation in Education: A Twenty-Year DataDriven Historical Analysis // International Journal of Innovation Studies. 2020. Vol. 4, iss. 4. P. 134–147. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijis.2020.09.001
Hernandez de Menndez M, Morales-Menendez R., Escobar C., Arinez J. Biometric applications in education // International Journal on Interactive Design and Manufacturing. 2021. Vol. 15, iss. 2–3. P. 365–380. DOI: https://doi.org/10.1007/s12008-021-00760-6
Hirsh-Pasek K., Zosh J.M., Golinkoff R.M., Gray J.H., Robb M.B., Kaufman J. Putting Education in «Educational»Apps: Lessons From the Science of Learning // Psychological Science in the Public Interest. 2015. Vol. 16, iss. 1. P. 3–34. DOI: https://doi.org/10.1177/1529100615569721
Inon M. Fooled by «smart drugs» — why shouldn’t pharmacological cognitive enhancement be liberally used in education? // Ethics and Education. 2019. Vol. 14, iss. 1. P. 54–69. DOI: https://doi.org/ 10.1080/17449642.2018.1538713
Kucirkova N. Opinion: EdTech has not lived up to its promises — here’s how to turn that around / World Economic Forum. 2022. Jul. 12. URL: https://www.weforum.org/agenda/2022/07/edtechhas-not-lived-up-to-its-promises-heres-how-to-turnthat-around/ (accessed: 21.02.2023).
Leaton Gray S. Artificial Intelligence in Schools: Towards a Democratic Future // London Review of Education. 2020. Vol. 18, iss. 2. P. 163–177. DOI: https://doi.org/10.14324/lre.18.2.02 Leaton Gray S. Biometrics in schools: the role of authentic and inauthentic social transactions // BSA annual conference 2017: «Recovering the Social: Personal Troubles and Public Issues» (April 4–6, 2017). Manchester, UK, 2017. URL: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1545213 (accessed: 21.02.2023).
Meyer M., Zosh J.M., McLaren C., Robb M. et al. How educational are «educational» apps for young children? App store content analysis using the Four Pillars of Learning framework // Journal of Children and Media. 2021. Vol. 15, iss. 4. P. 526–548. DOI: https://doi.org/10.1080/17482798.2021.1882516
Zuboff S. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. N.Y.: Public Affairs, 2019. 704 p.
References
Baker, R.S. (2021). Artificial intelligence in education: Bringing it all together. OECD Digital Education Outlook 2021: Pushing the Frontiers with Artificial Intelligence, Blockchain and Robots. Paris: OECD Publ., pp. 43–56. DOI: https://doi.org/10.1787/f54ea644-en Bostrom, N. (2016). Iskusstvennyy intellekt. Etapy. Ugrozy. Strategii. [Superintelligence: paths, dangers, strategies]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 490 p.
Bostrom, N. and Sandberg, A. (2009). Cognitive enhancement: Methods, ethics, regulatory challenges. Science and Engineering Ethics. Vol. 15, iss. 3, pp. 311–341. DOI: https://doi.org/10.1007/s11948009-9142-5
Brown, W. (2015). Undoing the demos: Neoliberalism’s stealth revolution. New York: Zone Books Publ., 296 p. DOI: https://doi.org/ 10.2307/j.ctt17kk9p8
Campbell, D.T. (1979). Assessing the impact of planned social change. Evaluation and Program Planning. Vol. 2, iss. 1, pp. 67–90. DOI: https://doi.org/10.1016/0149-7189(79)90048-x
Dobryakova, M.S., Yurchenko, O.V. and Novikova, E.G. (2018). Navyki XXI veka v rossiyskoy shkole: vzglyad pedagogov i roditeley [21st century skills in Russian school: The view of teachers and parents]. Moscow: HSE Publ., 72 p.
Duggan, S. (2020). Iskusstvennyy intellekt v obrazovanii: Izmenenie tempov obucheniya. Analiticheskaya zapiska IITO YUNESKO [AI in education: Change at the speed of learning. UNESCO IITE Policy Brief]. Moscow: UNESCO IITE Publ., 44 p. Federal’nyy zakon ot 14.07.2022 N 295-FZ «O vnesenii izmenenii v Federalnyy zakon “Ob obrazovaniiv Rossiiskoy Federatsii”» [Federal Law No. 295-FZ of July 14, 2022 «On amending the Federal Law “On Education in the Russian Federation”»]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202207140031 (accessed 21.02.2023).
Gasinets, M.V., Kapuza, A.V. and Dobryakova, M.S. (2022). [Teachers’ agency in shaping the educational success of schoolchildren: Roles and beliefs]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow]. No. 1, pp. 75–97. DOI: https://doi.org/ 10.17323/1814-9545-2022-1-75-97
Graham, P. (2020). Pochemu ot khoroshikh otmetok stol’ko vreda [Why good grades do so much harm?]. Ideonomika, Jan. 21. Available at: https://ideanomics.ru/articles/19736 (accessed 21.02.2023).
Guan, Ch., Mou, J. and Jiang, Zh. (2020). Artificial intelligence innovation in education: A twentyyear data-driven historical analysis. International Journal of Innovation Studies. Vol. 4, iss. 4, pp. 134– 147. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijis.2020.09.001 Hernandez de
Menndez, M., MoralesMenendez, R., Escobar, C. and Arinez, J. (2021). Biometric applications in education. International Journal on Interactive Design and Manufacturing. Vol. 15, iss. 2–3, pp. 365–380. DOI: https://doi.org/10.1007/s12008-021-00760-6
Hirsh-Pasek, K., Zosh, J.M., Golinkoff, R.M., Gray, J.H., Robb, M.B. and Kaufman, J. (2015). Putting education in «Educational» apps: Lessons from the science of learning. Psychological Science in the Public Interest. Vol. 16, iss. 1, pp. 3–34. DOI: https://doi.org/10.1177/1529100615569721
Holmes, W., Bialik, M. and Feidl, Ch. (2022). Iskusstvennyy intellekt v obrazovanii: Perspektivy i problemy dlya prepodavaniya i obucheniya [Artificial intelligence in education: Promises and implications for teaching and learning]. Moscow: Al’pina PRO Publ., 304 p. Inon, M. (2019). Fooled by «smart drugs» — why shouldn’t pharmacological cognitive enhancement be liberally used in education? Ethics and Education. Vol. 14, iss. 1, pp. 54–69. DOI: https://doi.org/ 10.1080/17449642.2018.1538713
Kozhevnikova, M.N., Asmolov, A.G., Borisov, S.V., Bryzgalina, Ye.V. et al. (2021). [Human education in the third Millennium: problems, goals and values of education in the modern world (round table)]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings]. No. 6(76), pp. 117–149. Kucirkova, N. (2022). Opinion: EdTech has not lived up to its promises — here’s how to turn that around. World Economic Forum, Jul. 12. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2022/07/edtechhas-not-lived-up-to-its-promises-heres-how-to-turnthat-around/ (accessed 21.02.2023).
Kurakin, D.Yu., Kislitsyn, D.V., Voronina, N.D., Nagernyak, M.A. et al. (2022). Ukreplenie cheloveka v menayuschemsya mire: Vozmozhnosti, vyzovy i riski, pod red. D.Yu. Kurakina [D.Yu. Kurakin (ed) Strengthening of the human in the changing world: Opportunities, challenges and risks]. Moscow: Egitas Publ., 313 p
. Leaton Gray, S. (2017). Biometrics in schools: the role of authentic and inauthentic social transactions. BSA annual conference 2017: «Recovering the Social: Personal Troubles and Public Issues» (April 4– 6, 2017). Manchester, UK. Available at: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1545213 (accessed 21.02.2023).
Leaton Gray, S. (2020). Artificial intelligence in schools: Towards a democratic future. London Review of Education. Vol. 18, iss. 2, pp. 163–177. DOI: https://doi.org/10.14324/lre.18.2.02
Meyer, M., Zosh, J.M., McLaren, C., Robb, M. et al. (2021). How educational are «educational» apps for young children? App store content analysis using the Four Pillars of Learning framework. Journal of Children and Media. Vol. 15, iss. 4, pp. 526–548. DOI: https://doi.org/10.1080/17482798.2021.1882516 Ukaz Prezidenta RF ot 10.10.2019 N 490 «O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation No. 490 of October 10, 2019 «On the development of artificial intelligence in the Russian Federation»]. Available at: https://base.garant.ru/ 72838946/#block_1000 (accessed 21.02.2023).
Ochkina, A.V. (2018). [Education as a fictitious capital: Crisis of the social significance of knowledge]. Logos. Vol. 28, no. 6, pp. 105–130. DOI: https://doi.org/10.22394/0869-5377-2018-6105-128 Passport strategii Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya (2021) [Passport of the digital transformation of education strategy]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4f d7db31026f68f2dd/download/4030/ (accessed 21.02.2023).
Sapol’skiy, R. (2019). Biologiya dobra i zla. Kak nauka ob’yasnyaet nashi postupki [BEHAVE: The biology of humans at our best and worst]. Moscow: Al’pina non-fikshn Publ., 766 p.
Zuboff, S. (2019). The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. New York: Public Affairs Publ., 704 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.