Определение стратегически важных направлений в работе психологической службы медицинского вуза
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-1-120-130Ключевые слова:
студенты медицинского вуза, врачи, синдром эмоционального выгорания, психологическая помощь, способность к эмпатии, профессиональная мотивация, психологическая служба медицинского вузаАннотация
Для современной медицины являются в высшей степени актуальными развитые коммуникативные навыки у врачей. Психологическая компетентность врача представляется как важный фактор эффективности терапевтического процесса, основа формирования комплаентности пациентов, что является особенно важным в современной высокотехнологичной медицине. Отмечается, что недостаточное внимание к данным компетенциям в процессе обучения в медицинском вузе может быть предпосылкой профессиональной деформации и эмоционального выгорания будущих врачей. Приводятся результаты собственных исследований, показывающие, что к старшим курсам у значительной части студентов медицинских вузов наблюдаются симптомы эмоционального выгорания и сниженные показатели эмпатии. Исследования профессиональной ориентации абитуриентов медицинского вуза и студентов младших курсов показали также сниженный интерес к сфере деятельности «человек – человек». В связи с этим определяются основные стратегии работы психологических служб и важность их организации в медицинских вузах. Предлагается в процессе психологической работы со студентами медицинских профессий уделять внимание более глубокому пониманию своей профессии как деятельности, требующей эффективных коммуникативных навыков и эмпатии, а также предусмотреть преподавание им психологических дисциплин.Библиографические ссылки
Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 2009. 278 с.
Бугаева Т.К. Психологические особенности средних медицинских работников с учетом профессиональной специализации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1992. 17 с.
Бузина Т.С., Бузин В.Н., Ланской И.Л. Врач и пациент: межличностные коммуникации // Медицинская психология в России. 2020. T. 12, № 4(63). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2020_4_63/ nomer11.php (дата обращения: 17.02.2022). DOI: https://doi.org/10.24412/2219-8245-2020-4-2
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 338 с
Ершова Е.В. Клинико-психологические факторы прогноза успешности профессиональной деятельности персонала скорой медицинской помощи. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. № 18. С. 100–103. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993. 57 с.
Лядова А.В. Детерминанты конфликта в системе «врач – пациент» // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2016. № 12. С. 68–71.
Лядова А.В., Лядова М.В. Особенности формирования взаимоотношений в системе врач–пациент в современных условиях // Социология медицины. 2016. Т. 15(2). С. 116–121.
Овсянникова А. Будет ли ваш пациент лечиться: систематический обзор // Актуальная эндокринология. 2015. № 3. С. 21–28. Огнерубов Н.А., Карпова Е.Б., Синдром эмоционального выгорания у врачей и студентов медицинских вузов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2017. Т. 22, вып. 1. С. 221–231. DOI: https://doi.org/ 10.20310/1810-0198-2017-22-1-221-231
Олейников С., Бузина Т.С. Риск формирования эмоционального выгорания у студентов-медиков в процессе обучения // Актуальные вопросы медицины и высшего медицинского образования: прил. к ежегодному сб. науч. тр. Проблемы и вызовы фундаментальной и клинической медицины в XXI веке. Бишкек, 2021. Вып. 21. С. 420–421.
Adherence to long-term therapies, evidence for action / World Health Organization. Geneva, CH: WHO, 2003. 208 p.
Almeida L.S., Casanova J.R., Bernardo A.B., Cervero A., Angeli dos Santos A.A., Ambiel R.A.M. Construção de um questionário transcultural de motivos de abandono do ensino superior // Avaliação Psicológica. 2019. Vol. 18, Num. 2. P. 201–209. DOI: https://doi.org/10.15689/ap.2019.1802.17694.11
Carlotto M.S., Câmara S.G. Preditores da Síndrome de Buernout em estudantes universitarios // Pensamiento Psicológico. 2008. Vol. 4, Num. 10. P. 101–109.
Dyrbye L.N., West C.P., Satele D., Boone S. et al. Burnout among U.S. medical students, residents, and early career physicians relative to the general U.S. population // Academic Medicine. 2014. Vol. 89, iss. 3. P. 443–451. DOI: https://doi.org/10.1097/acm.0000000000000134
Heidari M.R., Norouzadeh R. Nursing students’ perspectives on clinical education // Journal of Advances in Medical Education & Professionalism. 2015. Vol. 3(1). P. 39–43.
Rosales-Ricardo Y., Rizzo-Chunga F., MochaBonilla J., Ferreira J.P. Prevalencia del síndrome de burnout en estudiantes universitarios: Una revisión sistemática // Salud Mental. 2021. Vol. 44, Num. 2. P. 91–102. DOI: https://doi.org/10.17711/sm.01853325.2021.013
References
Almeida, L.S., Casanova, J.R., Bernardo, A.B., Cervero, A., Angeli dos Santos, A.A., Ambiel, R.A.M. (2019). [Development of a transcultural questionnaire of motives for higher education dropout]. Avaliação Psicológica [Psychological Assessment]. Vol. 18, no. 2, pp. 201–209. DOI: https://doi.org/10.15689/ap.2019.1802.17694.11
Boyko, VV. (2009). Sindrom emotsional’nogo vygoraniya v professional’nom obschenii [Burnout syndrome in professional communication]. St. Petersburg: Sudarynya Publ., 278 p.
Bugaeva, T.K. (1992). Psikhologicheskie osobennosti srednikh meditsinskikh rabotnikov s uchetom professional’noy spetsializatsii: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological features of average medical workers taking into account professional specialization: Abstract of Ph.D. dissertation]. Rostov-onDon, 17 p.
Buzina, T.S., Buzin, V.N. and Lanskoy, I.L. (2020). [Doctor and patient: interpersonal communication]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii [Medical Psychology in Russia]. Vol. 12, no. 4(63). Available at: http://mprj.ru/archiv_global/2020_4_63/ nomer11.php (accessed 17.02.2022). DOI: https://doi.org/10.24412/2219-8245-2020-4-2
Carlotto, M.S. and Câmara, S.G. (2008). [Predictors of the burnout syndrome in college students]. Pensamiento Psicológico [Psychologycal Thought]. Vol. 4, iss. 10, pp. 101–109.
Dyrbye, L.N., West, C.P., Satele, D., Boone, S. et al. (2014). Burnout among U.S. medical students, residents, and early career physicians relative to the general U.S. population. Academic Medicine. Vol. 89, iss. 3, pp. 443–451. DOI: https://doi.org/10.1097/ acm.0000000000000134
Ershova, E.V. (2011). [Clinical and psychological factors of predicting the success of the professional activity of emergency medical personnel]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of the South Ural State University. Series Psychology]. No. 18, pp. 100–103.
Heidari, M.R., Norouzadeh, R. (2015). Nursing students’ perspectives on clinical education. Journal of Advances in Medical Education & Professionalism. Vol. 3(1), pp. 39–43.
Klimov, E.A. (1993). Razvivayuschiysya chelovek v mire professiy [A developing person in the world of professions]. Obninsk: Printer Publ., 57 p.
Lyadova, A.V. (2016). [The determinant factors of the conflict in physisian-patient relationship]. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki [Humanities, Social-economic and Social Sciences]. No. 12, pp. 68–71.
Lyadova, A.V. and Lyadova, M.V. (2016). [The characteristics of development of relationships in the system «physician – patient» in modern conditions]. Sotsiologiya meditsiny [Sociology of Medicine]. No. 15(2), pp. 116–121.
Ognerubov, N.A. and Karpova, E.B. (2017). [Emotional burnout syndrome among doctors and students in medical universities]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki [Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences]. Vol. 22, iss. 1, pp. 221–231. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0198-2017-22-1221-231
Oleynikov, S. and Buzina, T.S. (2021). [The risk of emotional burnout among medical students in the learning process]. Aktual’nye voprosy meditsiny i vysshego meditsinskogo obrazovaniya [Actual Issues of Medicine and Higher Medical Education]. Bishkek, iss. 21, pp. 420–421.
Ovsyannikova, A. (2015). [Will your patient be treated: a systematic review]. Aktual’naya endokrinologiya [Current Endocrinology]. No. 3, pp. 21–28.
Rosales-Ricardo, Y., Rizzo-Chunga, F., MochaBonilla, J. and Ferreira, J.P. (2021). [Prevalence of burnout syndrome in university students: A systematic review]. Salud Mental [Mental Health]. Vol. 44, no. 2, pp. 91–102. DOI: https://doi.org/10.17711/sm.01853325.2021.013
Vodop’yanova, N.E. and Starchenkova, E.S. (2008). Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention]. 2nd ed. St. Petersburg: Piter Publ., 338 p. World Health Organization (2003). Adherence to long-term therapies, evidence for action. Geneva: WHO Publ, 208 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.