Личность как интегратор культуры

Философия

Авторы

  • О.П. Скидан Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov; 2, Lomonoson av., Arkhangelsk, 163002, Russia
  • М.В. Ненашева Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov; 2, Lomonoson av., Arkhangelsk, 163002, Russia

Ключевые слова:

образование, личность, современная культура, социальный характер, ценностный смысл, практическое действие, личностный рост, духовное развитие

Аннотация

Рассмотрена одна из ведущих тенденций современной культуры — распространение операциональнофункционального подхода к восприятию и пониманию реальности. Исследуются результаты применения этого подхода в образовании: личность интерпретируется как совокупность социальных функций, межличностные отношения — как коммуникативно-компетентное поведение, осмысление подменяется владением информацией. Как следствие, нивелируется личностный ценностный смысл, который становится подчиненным практическому действию и его результату. Из образования тем самым исключается задача воссоздания культурного потенциала, и оно становится лишь механизмом, обслуживающим экономические потребности общества. Рассматривается антропологический подход, всоответствии с которым духовное единство личности, сама она понимается в первую очередь как интегратор духовности и культурных ценностей, ставится задача выбора позитивного основания такой интеграции. Этот подход предлагается в качестве ключевой линии развития образования как адекватный его культурному характеру.

Библиографические ссылки

Давыдов А.А. Траектория развития человека в информационном обществе: прогноз для России. URL: http://www.ssarss.ru/files/File/KomitetyROS/SystemSociology/H DI_Internet.pdf (дата обращения: 01.07.2013).

Идеи воспитания в русской философии. XIX – начало XX века. М.: РОССПЭН, 2004. 268 с.

Ильин И. Религиозный смысл философии // Почему мы верим в Россию? М.: Эксмо, 2007. 912 с.

Клайн М. Математика. Поиск истины. М.: Мир, 1988. 295 с.

Кожина Н.Г. Проблемы европейской науки и гуманитарные вопросы // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. 2011. № 4. С. 17–21.

Константиновский Д.Л. Образование — для кого и зачем? // Вестник института социологии. 2010. № 1. С. 412–419.

Константиновский Д.Л. Школа и внешние факторы // Вестник образования. 2011. № 4. С. 245– 267.

Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов. // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 28–36.

Марсель Г. Свидетельство как локализация экзистенциального. // Эпистемология и философия науки. 2008. Т. XV, № 1. С. 230–238.

Надточий Н. Интернет будет «штамповать» гениев. URL: http://pedsovet.su/publ/13-1-0-2601 (дата обращения: 18.06.2013).

Пирогов Н.И. Вопросы жизни (изд. 1887 г. Цит. по: Порудоминский В. Пирогов. М., 1969. 272 с.).

Свасьян К. Человек в лабиринте идентичностей. URL: http://www.rvb.ru/swassjan/labyrynth_toc.htm (дата обращения: 29.06.2013).

Шуман А.Н. Трансцендентальная философия. Минск: ЭКОНОМПРЕСС, 2002. 416 с.

Опубликован

30-12-2013

Выпуск

Раздел

Статьи