Православные виртуальные ресурсы в борьбе за веру (на материале города Перми)

Социология

Авторы

  • Сергей Габдульсаматович Дюкин Пермский государственный институт культуры, 614000, Пермь, ул. Газеты Звезда, 18
  • Ирина Валерьевна Самойлова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-3-172-179

Ключевые слова:

православная церковь, Интернет, виртуальное пространство, коммуникация, функция, ритуал, презентация

Аннотация

Статья посвящена формам презентации Русской православной церкви в Интернете. В качестве объекта исследования выступают сетевые православные СМИ российской периферии. В нашем случае рассматриваются медиа Пермского края как одного из типичных российских регионов. Суть исследовательской задачи заключается в выявлении функций интернет-ресурсов церкви и специфических характеристик сетевого дискурса, формируемого русским православием на региональном уровне. В основе инструментария исследования сочетание структурно-функционального и дискурс-анализа. Методологическую базу составили тексты ведущих современных исследователей цифровых массмедиа: Х. Кэмпбелл, П. Чеонг, Ч. Хелланда, Н. Бойца, С. Раджагополана, М. Горхэма. В ходе исследования выяснилось, что сетевые ресурсы РПЦ обладают определенной дисфункциональностью, ориентированы на вопроизведение заданного ритуала, существуют в отрыве от своей потенциальной аудитории. Через интернет-СМИ церковь демонстрирует отказ от трансляции в социум собственно религиозного содержания: на сайтах, в группах в социальных сетях нет религиозного нарратива, элементов проповеди. Данные коммуникативные единицы уступают место социально-политическому дискурсу, в который помещает себя русская церковь. Помимо этого важной чертой православных интернет-медиа является отсутствие обратной связи с пользователями. В сети нет дискуссий, обмен информацией и мнениями предельно фрагментаризирован. В качестве причин сложившейся ситуации отмечается неготовность местного религиозного сообщества к принятию новых форм взаимодействия, обоюдная консервативность духовенства и прихожан.

Биографии авторов

Сергей Габдульсаматович Дюкин , Пермский государственный институт культуры, 614000, Пермь, ул. Газеты Звезда, 18

кандидат философских наук, доцент,доцент кафедры культурологи и философии

Ирина Валерьевна Самойлова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат филологических наук,доцент кафедры русского языка и стилистики

Библиографические ссылки

Бизюкова М.С. Проблема киберсоциализации личности в коммуникативной реальности социальных сетей // Вопросы культурологии. 2013. № 9. С. 45–48.

Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. 136 с.

Брезгина О.В. Лингвистическая культурологическая специфика Интернет-коммуникации как средство формирования языковой личности // Вопросы культурологии. 2013. № 5. С. 17–20.

Горошко О., Жигалина Е. Политические коммуникации в блогосфере Рунета // Digital Icons. 2009. № 1. С. 81–100. URL: htpp://www.digitalicons.org/

issue01/goroshko_and_zgigalina.php?lng=Russian6 (дата обращения: 21.10.2015).

Драгунский Д.В. Особенности национального проектирования // Русский журнал. 1998. № 1. URL: http://www.russ.ru/journal/odna_8/98-01-09/dragun.htm (дата обращения: 21.10.2015).

Кордонский С. Сословная структура постсоветской России. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2008. 216 с.

Митрохин Н. Церковь после кризиса // Неприкосновенный запас. 2006. № 6(50). С. 250–270.

Панченко Е. Интеграция Интернет-СМИ в социальных сетях в Рунете: Новая публичная сфера или пространство контроля? // Digital Icons. 2011. № 5. С. 87–118. URL: htpp://www.digitalicons.org/issue05/ru/egor-panchenko/ (дата обращения: 18.10.2015).

Хренов Н.А. Медиа в начале второго десятилетия XXI века: от ренессанса к кризису // Вопросы культурологии. 2013. № 12. С. 34–41.

Campbell H. Digital Religion: Understanding Religious Practice in New Media Worlds. N.Y.: Routledge, 2013. 288 p.

Campbell H. Who`s Got The Power? The Question of Religious Authority and The Internet // The Journal of Computer-Mediated Communication. DOI:

Cheong P., Ficser-Nielson P., Gelfgren S. Digital Religion, Social Media and Culture: Perspectives, Practice and Futures.

Gorham M. Virtual Rusophonia: Language Policy as «Soft Power» in the New Media Age // Digital Icons. 2011. № 5. P. 23–48. URL: htpp://www.digitalicons.org/

issue05/ru/michael-gorham/ (accessed: 11.10.2015).

Helland Ch. Online Religion as Lived Religion. Methological Issues in the Study of Religious Participation on the Internet // Online – Heidelberg Journal of Religious on the Internet. 2005. Vol. 01.1: Special Isssue on Theory and Methology. URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/volltextserver/5823/1/Helland3a.pdf (accessed: 11.10.2015).

Rajagopalan S. Is There Room for the Fan? // Digital Icons. 2013. № 10. P. 1–16. URL: htpp://www.digitalicons.org/issue10/sudha-rajagopalan/ (accessed: 16.10.2015).

REFERENCES

Bizyukova M.S. [The problem of cybersocialization of personality in communicative reality of social nets]. Voprosy kulturologii [Issues of culturology]. 2013, no. 9, pp. 45–48. (In Russian).

Bolz N. Azbuka media [Alphabet of the media]. Moscow, Evropa Publ., 2011, 136 p. (In Russian).

Brezgina O.V. [Linguistic culturology specify of Internet-Communication as instrument of forming of language personality]. Voprosy kulturologii [Issues of culturology]. 2013, no. 5, pp. 17–20. (In Russian).

Goroshko O., Zhigalina E. Politicheskije kommunikacii v blogosfere Runeta [Political communications in the blogsphere of Runet]. [Digital Icons]. 2009, no. 1, pp. 81–100. Available at: htpp://www.digitalicons.org/issue01/

goroshko_and_zgigalina.php?lng=Russian6 (accessed 21.10.2015). (In Russian).

Dragunskiy D.V. [Peculiaretias of national design]. Russkiy zhurnal [Russian journal]. 1998, no. 1. Available at: http://www.russ.ru/journal/odna_8/98-01-09/dragun.htm (accessed 21.10.2015). (In Russian).

Kordonskiy S. Soslovnaja struktura postsovetskoy Rossii {The bar structure of postsoviet Russia}. Moscow, Institut fonda «Obshestvennoje mnenije» Publ., 2008, 216 p. (In Russian).

Mitrohin N. [The Church after crisis]. Neprikosnovenniy zapas [Reserve stock]. 2006, no. 6(50), pp. 250–270. (In Russian).

Panchenko E. Integracija Internet-SMI v socialnyh setjah v runete: novaja publichnaya sfera ili prostranstvo kontrolya? [Integration of Internet-media in the social nets in the Runet: new public sfera or space of control]. [Digital Icons]. 2011,pp. 87–118.Available at htpp://www.digitalicons.org/

issue05/ru/egor-panchenko/ (accessed 18.10.2015) (In Russian).

Hrenov N.A. [Media in the beginning of the second decade of XXI century: from renaissanse to crisis]. Voprosy kulturologii [Issues of culturology]. 2013. no. 12, pp. 34–41. (In Russian).

Campbell H. Digital Religion: Understanding Religious Practice in New Media Worlds. New York: Routledge, 2013. 288 p.(In English).

Campbell H. Who`s Got The Power? The Question of Religious Authority and The Internet. The Journal of Computer-Mediated Communication. 2007, vol. 12, iss. 3, pp. 1043–1062. DOI: .(In English).

Cheong P., Ficser-Nielson P., Gelfgren S. Digital Religion, Social Media and Culture: Perspectives, Practice and Futures. New York: Peter Lang Internetional, 2012, 326 p.(In English).

Gorham M. Virtual Rusophonia: Language Policy as «Soft Power» in the New Media Age. Digital Icons. 2011, no 5, pp. 23–48. URL: htpp://www.digitalicons.org/issue05/ru/michael-gorham/ (accessed: 11.10.

Helland Ch. Online Religion as Lived Religion. Methological Issues in the Study of Religious Participation on the Internet. Online – Heidelberg Journal of Religious on the Internet. 2005, vol. 01.1: Special Isssue on Theory and Methology. URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/volltextserver/5823/

/Helland3a.pdf (accessed: 11.10.2015).(In English).

Rajagopalan S. Is There Room for the Fan? Digital Icons. 2013, no. 10, pp. 1–16. URL: htpp://www.digitalicons.org/issue10/sudha-rajagopalan/ (accessed: 16.10.2015).(In

Опубликован

30-09-2016

Выпуск

Раздел

Статьи