Протекание кризиса трех лет в связи с факторами возраста, пола, структуры семьи и социализации ребенка

Психология

Авторы

  • Юлия Юрьевна Уланова Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, 188643, Ленинградская область, Всеволожск, ул. Александровская, 86
  • Виктория Евгеньевна Василенко Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-3-75-85

Ключевые слова:

возрастной кризис, проявления кризиса 3 лет, «гордость за достижения», негативистские симптомы кризиса, невротические реакции, структура семьи, полная/неполная семья, сиблинги, социализация

Аннотация

В статье анализируются проявления кризиса 3 лет в связи с факторами возраста, пола, структуры семьи и социализации ребенка. В исследовании приняли участие 117 матерей детей (65 мальчиков и 52 девочек) в возрасте от 2 лет 1 мес. до 3 лет 11 мес. из Всеволожского района Ленинградской области. Средний возраст детей — 3 года. Применялись психодиагностические методы. Выявлено, что кризис 3 лет более выражен после 2 лет 10 мес., период от 2 лет 1 мес. до 2 лет 9 мес. характеризуется признаками предкритической фазы. Большинство половых различий обнаружено при вхождении в критическую фазу. Механизм кризиса — появление в речи слов «Я», «Я сам/сама», «хочу/не хочу», «буду/не буду». Более быстрый темп развития речи у девочек приводит к более раннему формированию у них конструктивной составляющей кризиса. Что касается факторов структуры семьи, то конструктивная составляющая кризиса лучше сформирована у единственных детей и в семьях, где матери активно включены в процесс воспитания. На негативистские проявления влияют факторы полноты семьи и количества детей в семье — в полных семьях, а также в семьях с тремя детьми (по сравнению с двумя) родителям легче справляться с протестным поведением. У детей, имеющих сиблингов, чаще проявляются ревность и соматические реакции на кризис. Посещение дошкольных образовательных учреждений после периода адаптации способствует формированию конструктивной составляющей кризиса.

Биографии авторов

Юлия Юрьевна Уланова, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, 188643, Ленинградская область, Всеволожск, ул. Александровская, 86

педагог-психолог высшей категории

Виктория Евгеньевна Василенко , Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологи

Библиографические ссылки

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

ВасиленкоВ.Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями родительского отношения к ребенку (кросскультурный аспект) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 3. С. 42–51.

Василенко В.Е., Воробьева А.В. Динамика протекания кризиса трех лет и характеристики материнского отношения к ребенку // Сб. статей Всерос. конф. «Семья, брак и родительство в современной России» (Москва, 24–25 октября 2014). М., 2014. С. 46–51.

Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: СПбГУ, 2011. 96 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 2. С. 32–43.

Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель– ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84–95.

Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трех лет: дис. … канд. психол. наук. М.: Ин-т общей педагогической психологии АПН СССР, 1988. 167 c.

Иванова Ю.Ю., Василенко В.Е. Проявления кризиса 3 лет в связи с факторами возраста, пола и структуры семьи // «От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете»: сб. материалов юбилейной конференции: в 5 т. / отв. ред. Д.Б. Богоявленская М.: Когито-Центр, 2015. Т. 3. С. 99–102.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2012. 940 c.

Марютина Т.М. Об использовании понятий «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития // Психологический журнал. 1981. Т. 2, № 1. С. 145–153.

Никитин А.А., Макарова М.В. Сравнительный анализ интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению в полных и неполных семьях // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. Вып. 1(13). С. 84–88.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.

Смирнова Е.О., Савина Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений. М.: Когито-Центр, 2006. 230 с.

Уайт Б. Первые три года жизни. М.: Педагогика, 1982. 176 с.

Хейманс П.Г. Концептуализация и операционализация задач развития // Процессы психического развития: в поисках новых подходов / под ред. А.И. Подольского, Я. Тер Лаака, П.Г. Хейманса. М.: Наука, 1995. С. 8–18.

Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 150 c.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.

Вelsky J. Social-Conteхtual Determinants of Parenting. University of California, Davis, USA, 2014. URL: http://www.child-encyclopedia.com/parenting-skills/according-experts/social-contextual-determinants-parenting (accessed: 14.03.2016).

Hersov L.A., Berger M. Aggression & anti-social behavior in childhood & adolescence. Oxford: Pergamon Press, 1978. 171 p.

Meier H.W. Three theories of child development.

Wolff S. Children under stress. Harmondsworth: Penguin Books, 1973. 284 p.

Zirckel S., Cantor N. Personal construal of life tasks: those who struggle for independence // Journal of personality and social psychology. 1990. Vol. 58. P. 172–185.

REFERENCES

Bozhovitch L.I. Lichnost i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2009, 400 p. (In Russian).

Vasilenko V.E.[Manifestations of the «three year old child’s crisis» and parental relationship to a child (cross-cultural aspect)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seria 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Bulletin of St. Petersburg State University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogics]. 2013, no. 3, pp. 42–51. (In Russian).

Vasilenko V.E. Vorob’eva A.V. [Dynamics of «three year old child’s crisis» and characteristics of maternal attitude to a child]. Sbornik statey Vserossiyskoy konferentsii «Semya, brak i roditelstvo v sovremennoy Rossii» Moskva, 24–25 oktyabrya 2014 [Collected articles of the All-Russian conference «Family, marriage and parenthood in modern Russia», Moscow, Oct. 24–25, 2014]. Moscow, 2014, pp. 46–51. (In Russian).

Vasilenko V.E. Manukyan V.R. Vozrastnye krizisy zhiznennogo tsikla. Praktikum [Age crises of life cycle. Practucum]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State University Publ., 2011, 96 p. (In Russian).

Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy: v 6 t. T. 4. Detskaya psikhologiya [Collected Works: in 6 vol. Vol. 4: Child psychology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1984, 432 p. (In Russian).

Golovey L.A. Savenysheva S.S. Vasilenko V.E. [Parent-child relationships in stable and critical periods of the childhood]. Psikhologicheskiy zhurnal [Journal of psychology], 2015, vol. 36, no. 2, pp. 32–43. (In Russian).

Golovey L.A., Savenysheva S.S., Vasilenko V.E., Engelgardt E.E.[On basic concept differentiation in the «parent-child» system of relations: theoretical and empirical aspects]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seria 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Bulletin of St. Petersburg State University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogics]. 2014, no. 2, pp. 84–95. (In Russian).

Gus’kova T.V. Psikhologicheskiy analiz krizisa trekh let.: diss. … kand. psikhol. nauk [Psychological analisis of the «three year old child’s crisis». PhD (Psychology) diss.]. Moscow, Institute of General Pedagogical Psychology APN USSR Publ., 1988, 167 p. (In Russian).

Ivanova Y.Y., Vasilenko V.E. [Manifestations of the «three year old childґs crisis» due to the factors of age, gender and family structure]. Ot istokov k sovremennosti, 130 let organizatsii psikhologicheskogo obschestva pri Moskovskom universitete, Sbornik materialov yubileynoy konferentsii: v 5 t. [From origins to modern time, 130 years of organization of Psychological Society in Moscow University, collected materials of anniversary conference: in 5 vol.]. Moscow, Cogito-Center Publ., 2015, vol. 3, pp. 99–102. (In Russian).

Craig G., Baukum D. Psikhologiya razvitiya [Human Development]. Saint-Petersburg, Moscow, Khar’kov, Piter Publ., 2012. 940 p. (In Russian).

Maryutina T.M.[on the use of the concepts «critical» and «sensitive» period of individual development]. Psikhologicheskiy zhurnal [Journal of psychology], 1981, vol. 2, no. 1, pp. 145–153. (In Russian).

Nikitin A.A., Makarova M.V. [Comparative analysis of intellectual readiness of preschoolers to school in complete and one-parent families]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology, Sociology»], 2013, iss. 1(13), pp. 84–88. (In Russian).

Polivanova K.N. Psikhologiya vozrastnykh krizisov [Psychology of age crises]. Moscow, Academy Publ., 2000, 184 p. (In Russian).

Smirnova E.O. Savina E.A. Roditeli i deti: psikhologiya vzaimootnosheniy [Parents and children: psychology of relationships].Moscow, Cogito-Centre Publ., 2006, 230 p. (In Russian).

White B. Pervye tri goda zhizni [The first three years of life]. Moscow, Pedagogics Publ. 1982, 176 p. (In Russian).

Heymans P.G. [Conceptualization and operationalization of developmental tasks]. Protsessy psikhicheskogo razvitiya: v poiskakh novykh podkhodov. [Processes of psychological development: in search of new approaches]. Moscow, Science Publ., 1995, pp. 8–18. (In Russian).

Shavirina A.A. Vliyanie detsko-roditelskikh otnosheniy na proyavlenie negativizma i upryamstva u detey starshego doshkolnogo vozrasta: dis. … kand. psikhol. nauk [Influence of parent-child relationships to manifestation of negativism and stubbornness among children of the senior preschool age. PhD (Psychology) diss.]. Moscow, 2012, 150 p. (In Russian).

El’konin D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works], Moscow, Pedagogika Publ., 1989, 560 p. (In Russian).

Erikson E. Detstvo i obschestvo [Childhood and society]. Saint Petersburg, Letniy sad Publ, 2000. 416 p. (In Russian).

Вelsky J. Social-Conteхtual Determinants of Parenting. University of California, Davis, USA, 2014. Available at: http://www.child-encyclopedia.com/parenting-skills/according-experts/social-contextual-determinants-parenting (accessed 14.03.2016). (In English).

Hersov L.A., Berger M. Aggression & anti-social behavior in childhood & adolescence. Oxford: Pergamon Press, 1978, 171 p.(In English).

Meier H.W. Three theories of child development. (In English).

Wolff S. Children under stress. Harmondsworth: Penguin Books, 1973, 284 p.(In English).

Zirckel S., Cantor N. Personal construal of life tasks: those who struggle for independence. Journal of personality and social psychology. 1990, vol. 58, pp. 172–185.DOI: . (In English).

Опубликован

30-09-2016

Выпуск

Раздел

Статьи