Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития

Психология

Авторы

  • Елена Юрьевна Почтарева Уральский государственный педагогический университет, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-563-575

Ключевые слова:

личностный смысл, ценности личности, ценностные контексты, смыслообразующие отношения, самодетерминация, смысловая регуляция личности

Аннотация

В статье рассматриваются содержательно-структурные характеристики ценностно-смысловой сферы личности в концептуальном многообразии психологических подходов к определению сущностных явлений ценностно-смысловых феноменов. Автор анализирует гуманистический личностно ориентированный потенциал ценностно-смысловых образований, психологическая природа которых с позиций представленных теоретических и эмпирических исследований понимается как условие развития интегрированной целостной личности в динамической обусловленности личности, социума и культуры. Обосновывается положение о многомерности детерминационных процессов личностно-смысловых образований, в силу их множественной обусловленности сложными системами отношений, воплощающих различные свойства, планы, основания жизнедеятельности личности в их взаимообусловленности, взаимосвязи и взаимодействии. Подчеркивается, что многообразие отношений, определяющее включенность личности в разнообразные ценностные и смыслообразующие контексты, задает необходимость выделения доминирующих отношений, определяющих динамические характеристики формирования и развития личностных смыслов и ценностей, источников и факторов детерминации ценностно-смысловой сферы личности. Функционирование ценностно-смысловой сферы определяется как личностно-смысловая регуляция на различных психологических уровнях, таких как самосознание, эмоциональные переживания, познавательные и волевые процессы, поведение, деятельность, социальные отношения. В этом автор видит интегрирующую роль ценностно-смысловой сферы, обусловливающую внутреннюю готовность личности к самоосуществлению как выбору определенных средств, способов реализации и достижения целей жизнедеятельности. Автор приходит к выводу, что наиболее полно психологическая природа ценностей и смыслов личности может быть раскрыта с позиций экзистенционального анализа в обосновании бытийного опосредования процессов самодетерминации личности, определяющих сформированность и зрелость ценностно-смысловых образований личности, функционирующих совместно как согласованные интегрированные системы личностно-смыслового регулирования в пространстве внешних и внутренних детерминационных процессов личности.

Биография автора

Елена Юрьевна Почтарева, Уральский государственный педагогический университет, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

аспирант кафедры психологии образования

Библиографические ссылки

Triandis H.C. Individualism-collectivism and personality // Journal of Personality. 2001. Vol. 69, iss. 6. P. 907–924. DOI: 10.1111/1467-6494.696169.

Moscovici S. Social Representations: Explorations in Social Psychology. Cambridge: Polity Press, 2000. 328p.

ЯницкийМ.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19. С. 82–97.

ФрейдЗ. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Эксмо-пресс, 2015. 192 с.

АдлерА. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академ. проект, 2015. 240 с.

ЮнгК.Г. Символы трансформации. М.: АСТ, 2008. 731 с.

КеллиДж. Психология личности (Теория личностных конструктов). СПб.: Речь, 2000. 249 с.

Bandura A. Self-efficacy // Encyclopedia of human behavior / ed. by V.S. Ramachaudran. N.Y.: Academic Press, 1994. Vol. 4. P. 71–81.

ФрайджерР., Фэйдимен Дж. Джулиан Роттер и теория социального когнитивного научения // Теория личности и личностный рост. СПб.: Питер, 2002. С. 570–583.

Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-пресс, 2002. 272 с.

Роджерс К.Р. Гуманистическая психология: Теория и практика. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2013. 456 с.

Олпорт Г.В. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 930 с.

Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed. by P.T.P. Wong, P.S. Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum Publ., 1998. P.1–25.

ФранклВ. Человек в поисках смысла М.: Прогресс, 1990. 196 с.

ЛэнглеА. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2008. 159 с.

Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973. 438 p.

ЛеонтьевД.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.

МашекуашеваМ.X., Абакумова И.В., Лукьяненко М.А. Технологические особенности становления интегральной смысловой ориентации личности в учебном процессе // Северо-Кавказский психологический вестник. 2004. № С. 158–172.

РубинштейнС.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2015. 328 с.

ВыготскийЛ.С. Лекции по психологии. М.: Союз, 2006. 555 с.

ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.

АсмоловА.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Академия, 2007. 526 с.

БратусьБ.С. Аномалии развития личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.

ВасилюкФ.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 288 с.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е изд., доп. / под общ. ред. В.А. Ядова. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): матер. междунар. конференции. М.: Смысл, 2005. С. 36–49.

Шелдон К.М. Введение в теорию самодетерминации и новые подходы к мотивации роста // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 7–17. DOI: 10.17223/17267080/62/2.

Шадрин Н.С. Проблема детерминации (самодетерминации) поведения в культурно-исторической и экзистенциальной психологии // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 113–122.

Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания: проблемы ценностей и смысла в призме трансспективного анализа // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 41–61.

Галажинский Э.В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. C. 123–147.

Серый А.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2011. № 2(18). С. 132–142.

Лешкевич Т.Г., Зубова Д.А. Переоткрытие субъектности: точки роста новых ценностей // Научная мысль Кавказа. 2010. № 2(62). С. 5–11.

Васягина Н.Н. Человек как субъект социокультурного пространства // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 7–15.

Эвнина К.Ю. Позитивные феномены в ценностно-смысловой сфере личности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 5–24.

Мельников Т.Н., Потанина Л.Т. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 1. С. 21–28. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-1-21-28.

Лысенко С.В. Современные представления о позитивных ресурсах личности, обеспечивающих преодоление трудных жизненных ситуаций // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12(128). С. 265–271.

Майкова Э.Ю. Автономия: личностные ресурсы и психолого-педагогические стратегии ее поддержки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 2. С. 137–145.

Буякас Т.М. Феноменология смысла: смысл как зов души // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 2. С. 94–109.

References

Triandis H.C. Individualism-collectivism and personality. Journal of Personality. 2001, vol. 69, iss. 6, pp. 907–924. DOI: 10.1111/1467- 6494.696169. (In English).

Moscovici S. Social Representations: Explorations in Social Psychology. Cambridge, Polity Press Publ., 2000, 328 p. (In English).

Yanitskiy M.S., Seriy A.V. Osnovnye metodologicheskie podhody k izucheniyu tsennostnosmyslovoy sfery lichnosti [The Main Methodological Approaches to Study of the Value-Meaning Sphere of Personality]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2012, no. 19, pp. 82–97. (In Russian).

Freud S. Psikhologiya mass i analiz chelovecheskogo «Ya» [Group Psychology and the Analysis of the Ego]. Moscow, Eksmo Publ., 2015, 191 p. (In Russian).

Adler A. Praktika i teoriya individual’noy psikhologii [The Practice and Theory of Individual Psychology]. Moscow, Academ. Proect Publ., 2015, 240 p. (In Russian).

Jung C.G. Simvoly transformatsii [Symbols of Transformation]. Moscow, AST Publ., 2008, 731 p. (In Russian).

Kelly G. Psikhologiya lichnosti (Teoriya lichbostnyh konstruktov) [The Psychology of Personality (The theory of personal constructs)]. Saint Petersburg, Rech’ Publ., 2000, 249 p. (In Russian).

Bandura A. Self-efficacy. Entsyclopedia of Human Behavior. New York, Academic Press, 1994, vol. 4, pp. 71–81. (In English).

Freyger R., Feydimen Jzh. Dzhulian Rotter i teoriya sotsial’nogo kognitivnogo naucheniya [Julian Rotter and the theory of social cognitive learning]. Teoriya lichnosti i lichnostniy rost [Theory of personality and personal growth]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002, pp. 570–583. (In Russian).

Maslow A.H. Po napravleniyu k psikhologii bytiya [Toward a Psychology of the Being]. Moscow, Eksmo-Press Publ., 2002, 272 p. (In Russian).

Rogers C.R. Gumanisticheskaya psikhologiya: Teoriya i praktika [Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory]. Moscow, MPSI Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 2013, 456 p. (In Russian).

Allport G.W. Stanovlenie lichnosti [Becoming]. Izbrannye trudy [Selected Works]. Moscow, Smysl Publ., 2002, 930 p. (In Russian).

Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions. The Human Search for Meaning. Mahwah, Lawrence Erlbaum Publ., 1998, pp. 1–25. (In English).

Frankl V. Chelovek v poiskah smysla [Man’s Search for Meaning]. Moscow, Progress Publ., 1900, 196 p. (In Russian).

Ljengle A. Person. Ekzystentsional’noanaliticheskaya teoriya lichnosti [Person. Existential-analytical Theory of Personality]. Moscow, Genezis Publ., 2008, 159 p. (In Russian).

Rokeach M. The nature of human values. New York, Free Press, 1973, 438 p. (In English).

Leontiev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real’nosti [Psychology of Meaning: Nature and Dynamics of the Meaning Reality]. Moscow, Smysl Publ., 2007, 484 p. (In Russian).

Mashekuasheva M.Kh., Abakumova I.V., Lukyanenko M.A. Tekhnologicheskie osobennosti stanovleniya integral’noy smyslovoy orientatsii lichnosti v uchebnom protsesse [Technological Features of Formation of Integrated Meaning Orientation of the Personality in Educational Process]. Severo-kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik [North-Caucasian Psychological Bulletin]. 2004, no. 1, pp. 158–172. (In Russian).

Rubinstein S.L. Bytie i samosoznanie [Being and consciousness]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2015, 328 p. (In Russian).

Vygotskiy L.S. Lektsii po psikhologii [Lectures on Psychology]. Moscow, Soyuz Publ., 2006, 555 p. (In Russian).

Leont’ev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’. [Activity. Consciousness and Personality]. Moscow, Smysl Publ., Academia Publ., 2005, 352 p. (In Russian).

Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti. Kul’turnoistoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Psychology of Personality. Cultural and Historical Understanding of Human Development]. Moscow, Smysl Publ., Akademia Publ., 2007, 526 p. (In Russian).

Bratus B.S. Anomalii razvitiya lichnosti [Anomalies of Personality Development]. Moscow, Mysl’ Publ., 1988, 301 p. (In Russian).

Vasilyuk F.E. Psikhologiya perezhivaniya [Psychology of Life Experiences]. Moscow, MGU Publ., 1984, 200 p. (In Russian).

Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Personal Selfconsciousness]. Moscow, MGU Publ., 1983, 288 p. (In Russian).

Samoregulyatsiya i prognozirovanie social’nogo povedeniya. Dispozitsionnaya kontseptsiya lichnosti. Pod obshch. red. V.A. Yadova [Self-regulation and Prediction of Social Behavior of Individual: the Dispositional Concept. Ed. by V.A. Yadov]. Moscow, CSFM Publ., 2013, 376 p. (In Russian).

Leontiev D.A. Novye gorizonty problemy smysla v psikhologii [New Horizons of Problem of Meaning in Psychology]. Problemy smysla v naukah o cheloveke (k 100-letiyu Viktora Frankla): mater. mezhdunar. konferentsii [The Problem of Meaning in the Sciences of Human (to the Centenary of Victor Frankl): materials of the International Conference]. Moscow, Smysl Publ., 2005, pp. 36–49. (In Russian).

Sheldon K.M. Vvedenie v teoriyu samodeterminatsii i novye podhody k motivatsii rosta [Introduction to the Self-determination Theory and New Approaches to Growth Motivation]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology]. 2016, no. 62, pp. 7–17. DOI: 10.17223/17267080/62/2. (In Russian).

Shadrin N.S. Problema determinatsii (samodeterminatsii) povedeniya v kul’turno-istoricheskoy i ekzistentsional’noy psikhologii [The Problem of Determination (Self Determination) of Behavior in Cultural Historical and Existential Psychology]. Kul’turno-istoricheskaya psihologiya [CulturalHistorical Psychology]. 2015, no. 2, pp. 113–122. (In Russian).

Klochko V.E. Zakonomernosti dvizheniya psikhologicheskogo poznaniya: problemy tsennostey i smysla v prizme transspektivbogo analiza [Regularities of the movement of psychological cognition: problems of values and meaning in the prism of transselective analysis]. Tsennostnye osnovaniya psikhologicheskoy nauki i psikhologiya tsennostey [Value foundations of psychological science and the psychology of values]. Moscow, Institute of Psychology of the RAS Publ., 2008, pp. 41–61. (In Russian).

Galazhinsky E.V. Problema urovney samorealizatsii cheloveka: tsennostno-smyslovoy kontekst [The Problem of Levels of Human Self-realization: the Value-Meaning Context]. Tsennostnye osnovaniya psikhologicheskoy nauki i psikhologiya tsennostey [Value foundations of psychological science and the psychology of values]. Moscow, Institute of Psychology of the RAS Publ., 2008, pp. 123–147. (In Russian).

Seriy A.V. Tsennostno-smyslovaya paradigma kak osnova postroeniya obobshchennoy teorii psikhologicheskogo konsul’tirovaniya [Value-meaning Paradigm as the Ground for the Foundation the Generalized Theory of Psychological Consultancy]. Vestnik KRAUNZ. Gumanitarnye nauki [Journal Collection of Scientific Works of KRASEC Section «The Humanities»]. 2011, no. 2(18), pp. 132–142. (In Russian).

Leshkevich T.G., Zubova D.A. Pereotkrytie sub’ektnosti: tochki rosta novyh tsennostey [Subjectivity Recovering: New Values Growing Point]. Nauchnaya mysl’ Kavkaza [Scientific Thought of the Caucasus]. 2010, no. 2(62), pp. 5–11. (In Russian).

Vasyagina N.N. Chelovek kak sub’ekt sotsiokul’turnogo prostranstva [Person as the Subject of Social and Cultural Space]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 2013, no. 4, pp. 7–15. (In Russian).

Evnina K.Y. Pozitivnye fenomeny v tsennostnosmyslovoy sfere lichnosti [Positive Phenomena in the Value-sense Personality Sphere]. Sovremennye problemy nayki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2013, no. 2, pp. 5–24. (In Russian).

Mel’nikov T.N., Potanina L.T. Postupok kak vysshiy uroven’ razvitiya tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti [Act as the Highest Level of Development of Value-Semantic Sphere of Personality]. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow State Region University. Series: Pedagogics]. 2017, no. 1, pp. 21–28. DOI: 10.18384/2310-7219-2017- 1-21-28. (In Russian).

Lysenko S.V. Sovremennye predstavleniya o pozitivnyh resursah lichnosti, obespechivayushchih preodolenie trudnyh zhiznennyh situatsiy [Modern Ideas of Personal Positive Resources Providing Difficult Life Situations Overcoming]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki [Tambov University Review. Series Humanities] 2013, no. 12(128), pp. 265–271. (In Russian).

Maykova A.J. Avtonomiya: lichnostnye resursy i psikhologo-pedagogicheskie strategii eyo podderzhki [Autonomy: Personal Resources and Psychological and Pedagogical Strategies for its Support]. Novoe v psikhologo-pedagogicheskih issledovaniyah [New in psychological and pedagogical studies]. 2011, no. 2, pp. 137–145. (In Russian).

Buyakas T.M. Fenomenologiya smysla: smysl kak zov dushi [Phenomenology Meaning: Meaning as Soul Call]. Konsul’tatnvnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy]. 2009, no. 2, pp. 94–109. (In Russian)

Опубликован

30-12-2017

Выпуск

Раздел

Статьи