Особенности вербальной и невербальной креативности у учащихся социального и художественного направления обучения

Психология

Авторы

  • Екатерина Валерьевна Дудорова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Светлана Витальевна Шумкова Прикамский социальный институт, 614010, Пермь, ул. Куйбышева, 98а

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-2-271-277

Ключевые слова:

вербальная и невербальная креативность, направление обучения, направление образования, профессионализация

Аннотация

Идея дифференциации особенностей креативности в связи типом профессионализации исследуется применительно к проявлениям вербальной и невербальной креативности. В исследовании приняли участие 66 студенток, отличающихся по направлению обучения (художественному или социальному). Невербальная креативность измерялась с помощью фигурной батареи теста креативности Е.П. Торренса «Закончи рисунок», вербальная креативность — вербальным тестом творческого мышления «Необычное использование» Дж. Гилфорда. По результатам применения U-критерия Манна Уитни обнаружено, что студентки социального и художественного направлений обучения отличались друг от друга по всем параметрам вербальной креативности (беглости, гибкости, оригинальности) и по двум параметрам невербальной креативности (оригинальности и разработанности). Наши данные поддерживают идею Е.А. Климова о том, что тип профессионализации может быть связан с особенностями проявлений креативности. Результаты можно трактовать как свидетельство того, что художественный и социальный тип профессионализации связаны с разными проявлениями вербальной креативности, а также невербальными параметрами креативности (оригинальность и разработанность). Параметры невербальной креативности беглость и гибкость, возможно, являются «общими условиями» для художественного и социального типа направления обучения.

Биографии авторов

Екатерина Валерьевна Дудорова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат психологических наук,доцент кафедры психологии развития

Светлана Витальевна Шумкова , Прикамский социальный институт, 614010, Пермь, ул. Куйбышева, 98а

младший научный сотрудник,старший преподаватель кафедры психологии и педагогики

Библиографические ссылки

Аверина И.С. Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». М.: Соборь, 1996. 60 с.

Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 205 с.

Башкин М.В. Поведение в конфликте и личностная креативность студентов технического и гуманитарного профиля обучения // Психология XXI столетия / под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2008. Т .1. С. 85–87.

Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 5. С. 49–58.

Валуева Е.А. Интеллект, креативность и процессы распространения активации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. T. 3, № 3. C. 130–142.

Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 63–71.

Гасимова В.А. Факторные структуры креативного мышления, интеллекта, личности и темперамента // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. Пермь, 2004. С. 30–39.

Дорфман Л.Я., Дудорова Е.В. Культурный потенциал личности в зеркале системного (холономного) подхода // Системные исследования культуры. СПб.: Алетейя. 2006. С. 47−75.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2006. 368 с.

Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 36–46.

Кайдановская И.А. Факторы креативности // Материалы IV съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 2. С. 79.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 224 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.

Ковалева Г.В. Взаимосвязи когнитивных, личностных и нейродинамических характеристик креативности: дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2002. 171 с.

Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов / под ред. Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной. М.: ИНТОР, 1995. 48 с.

Крылова М.А. Типы креативности и особенности социально-психологической адаптации // Ананьевские чтения – 2007: матер. науч.-практ. конф. СПб., 2007. С. 204–206.

Мальцев В.П. Нейродинамические предикторы креативности студенток естественнонаучного профиля обучения: автореф. дис. … канд. биол. наук. Челябинск, 2011. 23 с.

Марищук В.Л., Пыжьянова Е.В. О применении системного подхода в изучении дивергентного мышления // Психология обучения. 2007. № 10. С. 20–30.

Петрова Л.М. Возрастно-половые особенности когнитивной сферы младших школьников и подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2008. 20 c.

Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 1994. № 6. С. 38–50.

Разумникова О.М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 111–125.

Савенышева С.С. Индивидуально-типические особенности интеллекта одаренных подростков // Ананьевские чтения – 2001: матер. науч.-практ. конф. СПб., 2001. С. 408–410.

Челнокова А.В. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности: дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2009. 175 с.

Шубин А.В., Серпионова Е.И. Ассиметрия мозга и особенности вербальной креативности // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 89–98.

Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Э.П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27–32.

Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 36–47.

Cattell R.B. Abilities: Their Structure, Growth and Action. Boston: Houghton-Mifflin, 1971. 546 p.

Cattell R.B. Intelligence: Its Structure, Growth and Action. Amsterdam: Elsevier, 1987. 693 p.

Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. N.Y.: McGraw-Hill, 1967. 412 p.

McCabe M.P. Influence of creativity and intelligence on academic performance // Journal of creative behavior. 1991. Vol. 2, no. 25. P. 116–122.

Rothenberg A., Runco M.A., Pritzker S.R. Janusian Process // Encyclopedia of Creativity. San Diego: Academic Press, 1999. Vol. 2. P. 103–108.

Sternberg R.J., Lubart T.I. The Concept of Creativity: Prospects and Paradigms // Handbook of Creativity / ed. by R. Sternberg. N.Y.: Cambridge University Press, 1999. P. 3–15.

Thurstone L.L. Primary Mental Abilities. Chicago: University of Chicago Press, 1938. 121 p.

Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking: Norms-technical manual. Princeton: Personnel Press/Ginn, 1974. 178 p.

Wechsler D. The Measurement and Appraisal of Adult Intelligence. Baltimore: Williams and Wilkins, 1958. 324 p.

Yong L.M. Relations between Creativity and Intelligence among Malasian Pupils // Perceptual and Motor Skills. 1994. Vol. 2, no. 79. P. 739–742.

References

Averina, I.S., Scheblanova, E.I. (1996). Verbal’niy test tvorcheskogo myshleniya «Neobychnoe ispol’zovanie» [Verbal Test of Creative Thinking «Unusual Use»]. Moscow, Sobor’ Publ., 60 p.

Barysheva, T.A. (2002). Kreativnost’. Diagnostika i razvitie: monografiya [Creativity. Diagnostics and Development: Monograph]. Saint Petersburg, RSPU Publ., 205 p.

Bashkin, M.V. (2008). Povedenie v konflikte i lichnostnaya kreativnost’ studentov tekhnicheskogo i gumanitarnogo profilya obucheniya [Behavior in conflict and personal creativity of students in the technical and humanitarian profile of education]. Psikhologiya XXI stoletiya [Psychology of the XXI century]. Yaroslavl, MAPN Publ., vol. 1, pp. 85–87.

Bogoyavlenskaya, D.B. (1995). O predmete i metode issledovaniya tvorcheskikh sposobnostey [About a Subject and a Method of a Creative Abilities Research]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 16, no. 5, pp. 49–58.

Cattell, R.B. (1971). Abilities: Their Structure, Growth and Action. Boston, Houghton-Mifflin, 546 p.

Cattell, R.B. (1987). Intelligence: Its Structure, Growth and Action. Amsterdam, Elsevier, 693 p.

Chelnokova, A.V. (2009). Lichnostnomotivatsionnye faktory i pol kak determinanty kreativnosti: dis. … kand. psikhol. nauk [Factors of Personality, Motivations and Sex as Creativity Determinants: dissertation]. Ekaterinburg, 175 p.

Dudorova, E.V. (2006). Kul’turniy potentsial lichnosti v zerkale sistemnogo (kholonomnogo) podkhoda [Cultural Potential of the Personality in a Mirror of System (Holonom) Approach]. System Studies of Culture [Sistemnye issledovaniya kultury]. Saint Petersburg, Aleteyya Publ., pp. 47−75.

Druzhinin, V.N. (2006). Psikhologiya obschikh sposobnostey [Psychology of the General Abilities]. Saint Petersburg, Piter Publ., 368 p.

Egorova, M.S. (2000). Sopostavlenie divergentnykh i konvergentnykh osobennostey kognitivnoy sfery detey (vozrastnoy i geneticheskiy analiz) [Comparison of Divergent and Convergent Features of the Cognitive Sphere of Children (Age and Genetic Analysis)]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. No. 1, pp. 36–46

Gasimova, V.A., Dorfman, L.Ya., Berezina, E.M., Malyanov, E.A. (2004). Faktornye struktury kreativnogo myshleniya, intellekta, lichnosti i temperamenta [Factorial Structures of Creative Thinking, Intelligence, Personality and Temperament]. Metaindividual’niy mir i polimodal’noe Ya: kreativnost’, iskusstvo, etnos [Metaindividual World and Polymodal Self: Creativity, Art, Ethnos]. Perm, PSIC Publ., pp. 30–39.

Guilford, J.P. (1967). The Nature of Human Intelligence. New York, McGraw-Hill, 412 p.

Kaydanovskaya, I.A. (2007). Faktory kreativnosti [Creativity Factors]. Materialy IV Vserossiyskogo sezda Rossiyskogo psikhologicheskogo obschestva [Materials of IV All-Russian Congress of the Russian Psychological Society]. Moscow, vol. 2, p. 79.

Klimov, E.A. (1995). Obraz mira v raznotipnykh professiyakh [Image of the World in Polytypic Professions]. Moscow, MSU Publ., 224 p.

Klimov, E.A. (2004). Psikhologiya professional’nogo samoopredeleniya [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow, Akademiya Publ., 304 p.

Kovaleva, G.V. (2002). Vzaimosvyazi kognitivnykh, lichnostnykh i neyrodinamicheskikh kharakteristik kreativnosti: dis. … kand. psikhol. nauk [Interrelations of Cognitive, Personal and Neurodynamic Characteristics of Creativity: dissertation]. Perm, 171 p.

Krylova, M.A. (2007). Tipy kreativnosti i osobennosti sotsial’no-psikhologicheskoy adaptatsii [Creativity Types and features of social and psychological adaptation]. Anan’evskie chteniya – 2007: materialy nauchnoprakticheskoy konferentsii [«Ananyev’s Readings – 2007»: materials of the scientific-practical conference]. Saint Petersburg, pp. 204–206.

Maltsev, V.P. (2011). Neyrodinamicheskie prediktory kreativnosti studentok estestvennonauchnogo profilya obucheniya: avtoref. dis. … kand. biol. nauk [Creativity Neurodynamic Predictors of Students with Natural-science specialization: Abstract of Ph.D. dissertation]. Chelyabinsk, 23 p.

Marischuk, V.L., Pyzhyanova, E.V. (2007). O primenenii sistemnogo podkhoda v izuchenii divergentnogo myshleniya [About Application of System Approach to the Studying of Divergent Thinking]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of education]. No. 10, pp. 20–30.

McCabe, M.P. (1991). Influence of creativity and intelligence on academic performance. Journal of creative behavior. Vol. 2, no. 25, pp. 116–122.

Petrova, L.M. (2008). Vozrastno-polovye osobennosti kognitivnoy sfery mladshikh shkolnikov i podrostkov: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Age features of the junior schoolchild and adolescents cognitive sphere: Abstract of Ph.D. dissertation]. Saint Petersburg, 20 p.

Ponomarev, Ya.A. (1994). Psikhologiya tvorchestva: perspektivy razvitiya [Psychology of Creativity: Prospects of Development]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. No. 6, pp. 38–50.

Razumnikova, O.M. (2002). Pol i professional’naya napravlennost studentov kak faktory kreativnosti [Role, sex and professional orientation of students as creativity factors]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. No. 1, pp. 111–125.

Rothenberg, A., Runco, M.A., Pritzker, S.R. (1999). Janusian Process. Encyclopedia of Creativity. San Diego, Academic Press, vol. 2, pp. 103–108.

Savenysheva, S.S. (2001). Individual’no-tipicheskie osobennosti intellekta odarennykh podrostkov [Individual and typical features of intelligence of talanted adolescents]. Anan’evskie chteniya – 2001: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii [«Ananyev’s Readings – 2001»: materials of the scientific-practical conference]. Saint Petersburg, pp. 408–410. Shcheblanova, E.I. (1999). Osobennosti kognitivnogo i motivatsionno-lichnostnogo razvitiya odarennykh starsheklassnikov [Features of cognitive, motivational and personal development of talanted high school students]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. No. 6, pp. 36–47.

Shcheblanova, E.I., Averina I.S. (ed.) (1995). Kratkiy test tvorcheskogo myshleniya. Figurnaya forma: Posobie dlya shkolnykh psikhologov [Short Test of Cre ative Thinking. The Figured Form: A Handbook for School Psychologists]. Moscow, INTOR Publ., 48 p.

Shubin, A.V., Serpionova, E.I. (2007). Assimetriya mozga i osobennosti verbal’noy kreativnosti [Brain asymmetry and verbal creativity]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. No. 4, pp. 89–98.

Shumakova, N.B., Shcheblanova, E.I., Scherbo, N.P. (1991). Issledovanie tvorcheskoy odarennosti s ispol’zovaniem testov E.P. Torrensa u mladshikh shkolnikov [The use of Torrance tests in creativity and its development in junior schoolchildren studies]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. No. 1, pp. 27–32.

Sternberg, R.J., Lubart, T.I. (1999). The Concept of Creativity: Prospects and Paradigms. New York, Cambridge University Press, pp. 3–15.

Thurstone, L.L. (1938). Primary Mental Abilities. Chicago, University of Chicago Press, 121 p. Torrance, E.P. (1974). Torrance tests of creative thinking: Norms-technical manual. Princeton, Personnel Press/Ginn, 178 p.

Valueva, E.A. (2006). Intellekt, kreativnost’ i protsessy rasprostraneniya aktivatsii [Intelligence, Creativity and the Processes of Spreading Activation]. Psikhologiya. Zurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 3, no. 3, pp. 130–142.

Vinogradova, T.V., Semenov, V.V. (1993). Sravnitel’noe issledovanie poznavatel’nykh protsessov u muzhchin i zhenschin: rol’ biologicheskikh i sotsial’nykh faktorov [Comparative study of male and female cognitive sphere: Biological and social factors and their role]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. No. 2, pp. 63–71.

Wechsler, D. (1958). The Measurement and Appraisal of Adult Intelligence. Baltimore, Williams and Wilkins, 324 p.

Yong, L.M. (1994). Relations between Creativity and Intelligence among Malasian Pupils. Perceptual and Motor Skills. Vol. 2, no. 79, pp. 739–742.

Загрузки

Опубликован

30-06-2018

Выпуск

Раздел

Статьи