Возрастно-половые и семейные факторы страхов и тревожности у старших дошкольников

Психология

Авторы

  • Надежда Александровна Сергуничева Центр социальной реабилитации и речевого развития «Иначе», 199155, Санкт-Петербург, ул. Железноводская, 9А

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-561-574

Ключевые слова:

старшие дошкольники, страхи, тревожность, стили семейного воспитания, детско-родительское эмоциональное взаимодействие

Аннотация

Статья посвящена изучению страхов и тревожности старших дошкольников в связи с возрастно-половыми и семейными факторами (структурными и содержательными характеристиками семьи). В исследовании приняли участие 80 диад мать–ребенок: 38 мальчиков и 42 девочки 5–6 лет из Санкт-Петербурга. Выявлено, что общее количество страхов у дошкольников соответствует возрастной норме, при этом наблюдается высокая тревожность. Наиболее выраженными страхами оказались страхи смерти, животных и сказочных персонажей, физического ущерба. У девочек в целом страхи выражены сильнее, чем у мальчиков. У детей, имеющих сиблингов, более выражены медицинские страхи. Различий в тревожности по факторам пола, возраста и структурных характеристик семьи не было обнаружено. На общей выборке было показано, что страхи менее выражены при расширении сферы родительских чувств, а тревожность более выражена при чрезмерности санкций, что закономерно, но менее выражена при вынесении конфликта между супругами в сферу воспитания. У мальчиков общее количество страхов меньше при потворствующей гиперпротекции, а тревожность выше при принятии матерями родительской роли, чрезмерности санкций, игнорировании потребностей ребенка и ниже при неразвитости родительских чувств. Общее количество страхов у девочек больше при проекции матерями на ребенка собственных нежелательных качеств и меньше при расширении сферы родительских чувств, а тревожность ниже при потворствующей гиперпротекции. В целом гипотеза исследования подтвердилась — зрелость стилевых характеристик воспитания и благополучие в эмоциональном взаимодействии матерей с детьми выступают предикторами для отсутствия ярко выраженных страхов и умеренной тревожности. При этом предикторами для эмоционального благополучия дошкольников являются также те стилевые характеристики воспитания матерей, которые указывают на их эмоциональную включенность и мягкость, но не считаются зрелыми.

Биография автора

Надежда Александровна Сергуничева, Центр социальной реабилитации и речевого развития «Иначе», 199155, Санкт-Петербург, ул. Железноводская, 9А

психолог

Библиографические ссылки

Битнер А.Д. Страхи дошкольников // Научные достижения и открытия современной молодежи: сб. статей победителей Междунар. науч.-практ. конференции: в 2 ч. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 1033–1037.

Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7, № 2. С. 5–18. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070201

Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «Родитель–ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84–95.

Гольберт Е.В., Степных А.О. Влияние стиля семейного воспитания на тревожность детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: III Междунар. науч.-практ. конференция: сб. ст. / под ред. А.И. Улзытуевой; Забайкал. гос. ун-т. Чита, 2015. С. 298–301.

Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. № 1. С. 3–29.

Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000. 448 с.

Илларионова И.В. Исследование проявлений тревожности у детей дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 3(71), ч. 2. С. 100–107.

Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 77–87.

Мазурова Н.В., Трофимова Ю.А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания // Вопросы современной педиатрии. 2013. Т. 12, № 3. С. 82–88. DOI: https://doi.org/10.15690/vsp.v12i3.686

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых СПб.: Питер, 2011. 440 с.

Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.

Рюмина И.М., Гончаренко Н.В. Влияние типа детско-родительских отношений на содержание страхов у детей старшего дошкольного возраста // Научные исследования современности: от разработки к внедрению: сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конференции (31 мая 2018 г., Смоленск). Смоленск, 2018. С. 85–89.

Сабирова Р.Ш., Сатенова Г.У. Изучение особенностей страхов и тревоги у детей дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6–3. С. 582–586.

Смирнова В.О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в связи с детско-родительскими отношениями // Вестник Пермского Государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 176–183.

Смирнова Н.Н. Влияние детско-родительского эмоционального взаимодействия на тревожность детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–3. С. 305–308.

Фаустова И.В. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявление эмоционального неблагополучия в дошкольном возрасте // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22235 (дата обращения: 11.04.2019).

Чернобровкина С.В., Гусарова В.В. Воображение как фактор проявления тревожности и страхов дошкольников // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2016. № 2. С. 42–52.

Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2001. 181 с.

Эйдемиллер Э.Г. Детская психиатрия: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2004. 1120 с.

Brody L.R., Hall J.A. Gender and emotion in context // Handbook of emotions /ed. by M. Lewis, J.M. Haviland-Jones, L.F. Barrett. 3rd ed. N.Y.: Guilford, 2008. P. 395–408.

Chaplin T.M., Aldao A. Gender differences in emotion expression in children: A meta-analytic review // Psychological Bulletin. 2013. Vol. 139, iss. 4. P. 735–765. DOI: https://doi.org/10.1037/a0030737

Gottman J.M., Katz L.F., Hooven C. Meta-emotion: how families communicate. London, N.Y.: Routledge, 1997. 384 p.

Olino T.M., Durbin C.E., Klein D.N. et al. Gender differences in young children’s temperament traits: Comparisons across observational and parent-report methods // Journal of Personality. 2013. Vol. 81, iss. 2. P. 119–129. DOI: https://doi.org/10.1111/jopy.12000

Root A.K., Denham S.A. The role of gender in the socialization of emotion: Key concepts and critical issues // New Directions for Child and Adolescent Development. 2010. Vol. 2010, iss. 128. P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.1002/cd.265

Wood J.J., McLeod B.D., Sigman M. et al. Parenting and childhood anxiety: theory, empirical findings, and future directions // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. Vol. 44, iss. 1. P. 134–151. DOI: https://doi.org/10.1111/1469-7610.00106

References

Bitner, A.D. (2017). Strakhi doshkol’nikov [Fears preschoolers]. Nauchnye dostizheniya i otkrytiya sovremennoy molodezhi [Scientific achievements and discoveries of modern youth].Penza: Nauka i Prosveschenie Publ., pp. 1033–1037.

Brody, L.R. and Hall, J.A. (2008). Gender, emotion, and context. Handbook of emotions, ed. by M. Lewis, J.M. Haviland-Jones, L.F. Barrett. New York: Guilford Publ., pp. 395–408.

Chaplin, T.M. and Aldao, A. (2013). Gender differences in emotion expression in children: A metaanalytic review. Psychological Bulletin. No. 139, iss. 4, pp. 735–765. DOI: https://doi.org/10.1037/ a0030737

Chernobrovkina, S.V. and Gusarova, V.V. (2016). Voobrazhenie kak faktor proyavleniya trevozhnosti i strakhov doshkol’nikov [Imagination as the risk factor of anxiety and fears at preschoolers]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Herald of Omsk University. Series «Psychology»]. No. 2, pp. 42–52.

Eydemiller, E.G. (2004). Detskaya psikhiatriya [Child psychiatry]. Saint Petersburg: Piter Publ., 1120 p.

Faustova, I.V. (2015). Vliyanie narushennykh detsko-roditel’skikh otnosheniy na proyavlenie emotsional’nogo neblagopoluchiya v doshkol’nom vozraste [The impact of disrupted parent-child relationship on the manifestation of emotional problems at preschool age]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. No. 5. Available at: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=22235 (accessed 11.04.2019).

Golovey, L.A., Vasilenko, V.E. and Savenysheva, S.S. (2016). Struktura sem’i i semeynoe vospitanie kak faktory razvitiya lichnosti doshkol’nika [Family structure and family education as factors for personal development of preschooler]. Sotsial’naya psikhologiya i obschestvo [Social Psychology and Society]. Vol. 7, no. 2, pp. 5–18. DOI: https://doi.org/ 10.17759/sps.2016070201

Golovey, L.A., Savenysheva, S.S., Vasilenko, V.E. and Engel’gardt, E.E. (2014). K probleme differentsiatsii osnovnykh ponyatiy v sisteme otnosheniy «Roditel’ – rebenok»: teoreticheskiy i empiricheskiy aspekty [On basic concept differentiation in the «parent – child» system of relations: theoretical and empirical aspects]. Vestnik SanktPeterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education]. No. 2, pp. 84–95.

Gol’bert, E.V. and Stepnykh, A.O. (2015). Vliyanie semeynogo vospitaniya na trevozhnost’ detey starshego doshkol’nogo vozrasta [Influence of style of family education on uneasiness of children of the advanced preschool age]. Doshkol’noe obrazovanie v sovremennom izmenyayuschemsya mire: teoriya i praktika: III Mezhdunarodnaya nauchnoprakticheskaya konferentsiya [Preschool education in today’s changing world: theory and practice: 3rd International scientific and practical conference]. Chita: TSU Publ., pp. 298–301.

Gottman, J.M., Katz, L.F. and Hooven, C. (1997). Meta-emotion: how families communicate. London, New York: Routledge Publ., p. 384.

Illarionova, I.V. (2011). Issledovanie proyavleniy trevozhnosti u detey doshkol’nogo vozrasta v aspekte detsko-roditel’skikh otnosheniy [The research study of manifestation of anxiety of pre-school children in the aspect of child-parent relationship]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva [I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin]. No. 3(71), pt. 2, pp. 100–107.

Kochetova, Yu.A. (2012). Strakhi sovremennykh doshkol’nikov i ikh svyaz’ s osobennostyami detskoroditel’skikh otnosheniy [Fears of modern preschoolers and their connection with peculiarities of childparent relations]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. No. 3, pp. 77–87.

Mazurova, N.V. and Trofimova, Yu.A. (2013). Vzaimosvyaz’ trevozhnosti detey doshkol’nogo vozrasta i stilya semeynogo vospitaniya [Correlation between preschool children anxiety and style of family upbringing]. Voprosy sovremennoy pediatrii [Current Pediatrics]. Vol. 12, no. 3, pp. 82–88. DOI: https://doi.org/10.15690/vsp.v12i3.686

Olino, T.M., Durbin, C.E., Klein, D.N. et al. (2013). Gender differences in young children’s temperament traits: Comparisons across observational and parent-report methods. Journal of Personality. Vol. 81, iss. 2, pp. 119–129. DOI: https://doi.org/ 10.1111/jopy.12000

Osorina, M.V. (2013). Sekretnyy mir detey v prostranstve mira vzroslykh [Secret world of children in the space the adult world]. Saint Petersburg: Piter Publ., 440 p.

Golovey, E.F. and Rybalko, L.A. (eds.) (2002). Praktikum po vozrastnoy psikhologii [Age-related psychology workshop]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 694 p. Prikhozhan, A.M. (2000). Trevozhnost’ u detey i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety of children and adolescents: the psychological nature and age dynamics]. Moscow: MPSI, Voronezh: MODEK Publ., 304 p.

Root, A.K. and Denham, S.A (2010). The role of gender in the socialization of emotion: Key concepts and critical issues. New Directions for Child and Adolescent Development. Vol. 2010, iss. 128, pp. 1–9. DOI: https://doi.org/10.1002/cd.265

Ryumina, I.M. and Goncharenko, N.V. (2018). Vliyanie tipa detsko-roditel’skikh otnosheniy na soderzhanie strakhov u detey starshego doshkol’nogo vozrasta [The influence of the type of parent-child relationships on the content of children fears in preschool age]. Nauchnye issledovaniya sovremennosti: ot razrabotki k vnedreniyu [Scientific research of the present: from development to implementation]. Smolensk, pp. 85–89.

Sabirova, R.Sh. and Satenova, G.U. (2016). Izuchenie osobennostey strakhov i trevogi u detey doshkol’nogo vozrasta [Study of features of fears and anxiety in preschool age]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research]. No 6–3, pp. 582–586.

Shvets, I.G. (2001). Roditel’sko-detskie otnosheniya kak faktor formirovaniya trevozhnosti u starshikh doshkol’nikov: dis. … kand. psikhol. nauk [Parent-child relationships as a factor in the formation of anxiety in older preschoolers: dissertation]. Yaroslavl, 181 p.

Smirnova, N.N (2019). Vliyanie detskoroditel’skogo emotsional’nogo vzaimodeystviya na trevozhnost’ detey starshego doshkol’nogo vozrasta [Influence of parent-child emotional interaction on anxiety of preschool children]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. No. 62–3, pp. 305–308.

Smirnova, V.O. (2014). Osobennosti proyavleniya trevozhnosti i agressivnosti u detey starshego doshkol’nogo vozrasta v svyazi s detsko-roditel’skimi otnosheniyami [Peculiarities of manifestations of anxiety and aggression in children of preschool age in connection with child-parent relationships]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarnopedagogicheskogo universiteta. Seriya No. 1. Psikhologicheskie pedagogicheskie nauki [Vestnik of Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series 1. Psychological and Pedagogical Sciences]. No. 1, pp. 176–183.

Wood, J.J., McLeod, B.D., Sigman, M., et al. (2013). Parenting and childhood anxiety: theory, empirical findings, and future directions. Journal of Child Psychology and Psychiatry. Vol. 44, iss. 1, pp. 134–151. DOI: https://doi.org/10.1111/1469- 7610.00106

Zakharov, A.I. (2000). Dnevnye i nochnye strakhi u detey [Day and night fears of children]. Saint Petersburg: Soyuz Publ., 448 p.

Zakharova, E.I. (2002). Emotsional’naya storona detsko-roditel’skogo vzaimodeystviya [The emotional side of parent-child interaction]. Psikholog v detskom sadu [Psychologist in Kindergarten]. No. 1, pp. 3–29.

Загрузки

Опубликован

30-12-2019

Выпуск

Раздел

Статьи