Особенности академической и спортивной мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом

Психология

Авторы

  • Игорь Михайлович Кондратьев Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Екатерина Валерьевна Дудорова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-475-485

Ключевые слова:

академическая мотивация, спортивная мотивация, самоэффективность, теория самодетерминации, студенты-спортсмены

Аннотация

В статье приводятся данные исследования академической и спортивной мотивации студентов-спортсменов и студентов, которые не занимаются спортом. Исследование проводилось с мая 2019 г. по февраль 2020 г. на базе ФГБОУ ВО «ПГНИУ». В исследовании приняли участие 140 студентов: 70 занимающихся спортом и 70 не занимающихся. Средний возраст опрашиваемых — M = 19,85. Для изучения учебной и спортивной мотивации среди студентов были использованы следующие методики: «Шкала самоэффективности» (Self-efficacy scale; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), «Шкала самоэффективности в отношении регулярных тренировок» (Self-efficacy to regulate exercise; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), «Шкала спортивной мотивации» (Sport motivation scale; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), «Шкалы академической мотивации» (в адаптации Т.О. Гордеевой). Результаты исследования показали, что у студентов, не занимающихся спортом, более выражены такие типы академической мотивации, как познавательная и мотивация достижения. Студенты-спортсмены отличаются более выраженной спортивной мотивацией по сравнению со студентами, не занимающимися спортом, а также такими типами мотивации, как получение положительных эмоций, совершенствование, познание, достижение цели, одобрение. У студентов-спортсменов уровень спортивной самоэффективности и общей самоэффективности значимо выше, чем у студентов, не занимающихся спортом. Обнаружены взаимосвязи между спортивной и учебной мотивациями внутри групп. В группе студентов-спортсменов была обнаружена отрицательная взаимосвязь между мотивацией совершенства в спорте и мотивацией самоуважения в учебе. У студентов, не занимающихся спортом, экстернальная мотивация взаимосвязана с мотивацией одобрения. Установлена положительная взаимосвязь мотивации достижения с эмоциями и познанием.

Биографии авторов

Игорь Михайлович Кондратьев , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

студент направления «Психология»философско-социологического факультета

Екатерина Валерьевна Дудорова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат психологических наук,доцент кафедры психологии развития

Библиографические ссылки

Волков Н.К. Исследование психологического и физического развития учащихся 4–8 классов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1976. 21 с.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. 208 с.

Горбушина А.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза // Молодой ученый. 2014. № 6(65). С. 793–795.

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл: Академия, 2006. 336 с.

Гордеева Т.О., Гижицкий В.В., Сычев О.А., Гавриченкова Т.К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 57–68.

Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. C. 96–107.

Дашкевич О.В., Зобков В.А. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности. М.: ГЦОЛИФК, 1982. 79 с.

Дериш Ф.В., Пузырева Л.О. Вклад черт личности и академической мотивации в успешность обучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 1. C. 39–53.

Жуков Ю.Ю. Психологические факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 7(101). C. 53–60.

Зотова Ф.Р., Афанасьева В.М., Давлетова Н.Х., Мавлиев Ф.А. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 10(128). С. 73–79.

Иванов К.С., Осин А.К. Изучение мотивации учебной деятельности студентов-спортсменов // Материалы IV Междунар. студ. электр. науч. конф. «Студенческий научный форум – 2012» (15 февраля – 31 марта 2012). URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012001923 (дата обращения: 23.05.2020).

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.

Касаткин В.Н., Выходец И.Т., Бочавер К.А., Квитчастый А.В. К вопросу о диагностике спортивной мотивации: адаптация опросника «Sport motivation scale» // Спортивный психолог. 2012. № 1(25). С. 38–43.

Корниенко Д.С., Фоминых А.Я., Сорокина Е.А. Взаимосвязь самоэффективности и спортивной мотивации в разных видах спорта: пилотажное исследование // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 1. С. 69–84.

Кузнецов С.А. Особенности мотивации спортсменов командных и индивидуальных видов спорта: дис. … канд. психол. наук. М., 2014. 175 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.

Пристав О.В., Дементьев К.Н., Миронова О.В., Москаленко И.С., Скороходов А.А. Исследование мотивационной сферы студентов-пловцов вузов в контексте популяризации физкультурно-спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 10(116). С. 208–212.

Тихомирова Е.В., Уманская И.А. Мотивы занятия спортом, как психологический ресурс успешной спортивной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 2. С. 234–236.

Bandura A. Guide for constructing self-efficacy scales // Self-efficacy beliefs of adolescents / ed. by F. Pajares, T. Urdan. Greenwich, CT: Information Age Publ., 2006. Vol. 5. P. 307–337.

Deci E.L. Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. N.Y.; L.: Plenum Press, 1985. 372 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-2271-7

Deci E.L. The psychology of self-determination. Lexington, MA: Lexington Books, 1980. 240 p.

Pelletier L.G., Rocchi M.A., Vallerand R.J., Deci E.L., Ryan R.M. Validation of the revised sport motivation scale (SMS–II) // Psychology of Sport and Exercise. 2013. Vol. 14, iss. 3. P. 329–341. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2012.12.002

Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. N.Y.: Guilford Press, 2017. 756 p. DOI: https://doi.org/10.1521/978.14625/28806

Sherer M., Maddux J.E., Mercandante B., Prentice-Dunn S., Jacobs B., Rogers R.W. The self-efficacy scale: Construction and validation // Psychological reports. 1982. Vol. 51, iss. 2. P. 663–671. DOI: https://doi.org/10.2466/pr0.1982.51.2.663

Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blais M.R., Briere N.M., Senecal C., Valliéres E.F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education // Educational and Psychological Measurement. 1992. Vol. 52, iss. 4. P. 1003–1017. DOI: https://doi.org/10.1177/0013164492052004025

References

Bandura, A. (2006). Guide for constructing self-efficacy scales. Self-Efficacy Beliefs of Adolescents, ed. by F. Pajares, T. Urdan. Greenwich, CT: Information Age Publ., vol. 5, pp. 307–337.

Dashkevich, O.V. and Zobkov, V.A. (1982). Lichnostnye faktory psikhicheskoy gotovnosti yunogo sportsmena k sportivnoy deyatel’nosti [Personal factors of mental readiness of a young athlete for sports activity]. Moscow: SCOLIPE Publ., 79 p.

Deci, E.L. and Ryan, R.M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York, London: Plenum Press Publ., 372 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-2271-7

Deci, E.L. (1985). The psychology of self-determination. Lexington, MA: Lexington Books Publ., 240 p.

Derish F.V., Puzyrova L.O. (2018) Vklad chert lichnosti i akademicheskoy motivatsii v uspeshnost’ obucheniya [Impact of personality traits and academic motivation in success of studying]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psikhologicheskiye i pedagogicheskiye nauki [Herald of Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series no. 1: Psychological and Pedagogical Sciences]. No. 1, pp. 39–53.

Gorbunov, G.D. (1986). Psikhopedagogika sporta [Psychopedagogy of sport]. Moscow: Fizkul’tura i Sport Publ., 208 p.

Gorbushina, A.N. (2014). Vzaimosvyaz’ uchebnoy motivatsii i akademicheskoy neuspevaemosti studentov vuza [Relationship between educational motivation and academic failure of university students]. Molodoy uchenyy [Young Scientist]. No. 6(65), pp. 793–795.

Gordeeva, T.O. (2006). Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology of achievement motivation]. Moscow: Smysl Publ., Akademiya Publ., 336 p.

Gordeeva, T.O., Gizhitskiy, V.V., Sychev, O.A. and Gavrichenkova, T.K. (2016). Motivatsiya samouvazheniya i uvazheniya drugimi kak faktory akademicheskikh dostizheniy i nastoychivosti v uchebnoy deyatel’nosti [Motivation of self-respect and respect by others as factors of academic achievements and persistence in educational activity]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 37, no. 2, pp. 57–68.

Gordeeva, T.O., Sychev, O.A. and Osin, E.N. (2014). Oprosnik «Shkaly akademicheskoy motivatsii» [Questionnaire «Scales of academic motivation»]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 35, no. 4, pp. 96–107.

Il’in, E.P. (2011). Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg: Piter Publ., 512 p.

Ivanov, K.S. (2012). Izuchenie motivatsii uchebnoy deyatel’nosti studentov-sportsmenov [Studying the motivation of educational activity of student-sportsmen’s]. IV Mezhdunarodnaya studencheskaya elektronnaya nauchnaya konferentsiya «Studencheskiy nauchnyy forum», 15 fevralya – 31 marta 2012 (4th International Student Electronic Scientific Conference «Student Scientific Forum», February 15 – March 31, 2012). Available at: https://scienceforum.ru/2012/article/2012001923 (accessed 23.05.2020).

Kasatkin, V.N., Vykhodets, I.T., Bochaver, K.A. and Kvitchastyy, A.V. (2012). K voprosu o diagnostike sportivnoy motivatsii: adaptatsiya oprosnika «sport motivation scale» [On the diagnosis of sports motivation: adaptation of the questionnaire «sport motivation scale»]. Sportivnyy psikholog [Sports Psychology]. No. 1(25), pp. 38–43.

Korniyenko, D.S., Fominykh, A.Ya. and Sorokina, E.A. (2016). Vzaimosvyaz’ samoeffektivnosti i sportivnoy motivatsii v raznykh vidakh sporta. Pilotazhnoe issledovanie [Self-efficacy and sport motivation among the individual and team sportsmen. A pilot study]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psikhologicheskiye i pedagogicheskiye nauki [Herald of Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series no. 1: Psychological and Pedagogical Sciences]. No. 1, pp. 69–84.

Kuznetsov, S.A. (2014). Osobennosti motivatsii sportsmenov komandnykh i individual’nykh vidov sporta: dis. … kand. psikhol. nauk [Features of motivation of athletes in team and individual sports: dissertation]. Moscow, 175 р.

Leont’ev, A.N. (2005). Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Smysl Publ., Akademiya Publ., 352 p.

Pelletier, L.G., Rocchi, M.A., Vallerand, R.J., Deci, E.L. and Ryan, R.M. (2013). Validation of the revised sport motivation scale (SMS–II). Psychology of Sport and Exercise. Vol. 14, iss. 3, pp. 329–341. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2012.12.002

Pristav, O.V., Dement’ev, K.N., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S. and Skorokhodov, A.A. (2014). Issledovanie motivatsionnoy sfery studentov-plovtsov vuzov v kontekste populyarizatsii fizkul’turno-sportivnoy deyatel’nosti [Investigation of the motivational sphere of university students-swimmers in the context of popularization of physical culture and sports activity]. Uchenye zapiski universiteta imemi P.F. Lesgafta. No. 10(116), pp. 208–212.

Ryan, R.M. and Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Press, 756 p. DOI: https://doi.org/10.1521/978.14625/28806

Sherer, M., James, E., Mercandante, B., Prentice-Dunn, S., Jacobs B. and Rogers, W. (1982). The self-efficacy scale: Construction and validation. Psychological Reports. Vol. 51, iss. 2, pp. 663–671. DOI: https://doi.org/10.2466/pr0.1982.51.2.663

Tikhomirova, E.V. and Umanskaya, I.A. (2016). Motivy zanyatiya sportom, kak psikhologicheskiy resurs uspeshnoy sportivnoy deyatel’nosti [Motives of sports as psychological resource of successful sports activity]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. Vol. 2, no. 2, pp. 234–236.

Vallerand, R.J., Pelletier, L.G., Blais, M.R., Briere, N.M., Senecal, C. and Valliéres, E.F. (1992). The academic motivation scale: a measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education. Educational and Psychological Measurement. No. 52, iss. 4, pp. 1003–1017. DOI: https://doi.org/10.1177/0013164492052004025

Volkov, N.K. (1976). Issledovanie psikhologicheskogo i fizicheskogo razvitiya uchaschikhsya 4–8 klassov: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Study of psychological and physical development of students in grades 4–8: author. dissertation]. Moscow, 21 р.

Zhukov, Yu.Yu. (2013). Psikhologicheskie faktory poznavatel’noy aktivnosti studentov vuzov fizicheskoy kul’tury [Psychological factors of cognitive activity of students of higher educational institutions of physical culture]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. No. 7(101), pp. 53–60.

Zotova, F.R. (2015). Otnoshenie studentov-sportsmenov k integratsii obrazovatel’nogo protsessa i sportivnoy podgotovki [Attitude of student-athletes to the integration of the educational process and sports training]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. No. 10(128), pp. 73–79.

Загрузки

Опубликован

30-09-2020

Выпуск

Раздел

Статьи