Психометрический анализ и содержание опросника «Структура деятельности директора школы» (ОСДДШ)

Психология

Авторы

  • Ирина Викторовна Горбунова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-247-258

Ключевые слова:

деятельность, директор школы, опросник, IRT анализ, психометрический анализ, валидность, надежность

Аннотация

За более чем полувековую историю изучения деятельности в отечественной психологии этот феномен рассматривался в различных аспектах: с точки зрения формирования психики человека и проявления психики в деятельности, связи деятельности с индивидуально-психологическими особенностями (свойствами нервной системы, свойствами темперамента и личности). Изучались процессуально-операционные особенности и результативные характеристики деятельности. Исследовался стиль деятельности как адаптивная характеристика, отражающая активность субъекта и стиль с точки зрения приспособительной и компенсаторной функций деятельности и др. Важнейшим условием изучения деятельности в указанных выше направлениях являлась проблема ее диагностики. Как правило, такая диагностика осуществлялась посредством учета ориентировочных исполнительных и контрольных компонентов в процессе изучаемой деятельности. Данное исследование посвящено разработке опросника для диагностики структуры деятельности директоров школ. Представлены результаты разработки методики диагностики структуры основных направлений профессиональной деятельности директора современной общеобразовательной школы, определен психометрический статус опросника, показаны его валидность и надежность, а также приведен перечень вопросов, отражающих содержание основных направлений деятельности директора школы. Представленные результаты могут быть использованы в дальнейших психолого-педагогических исследованиях актуальных проблем современного образования. Настоящий опросник необходим для дальнейшего изучения структуры деятельности директора школы, механизмов формирования стиля деятельности директора, коррекции его деятельности, для повышения эффективности работы руководителя общеобразовательной организации. Отдельный интерес представляет дальнейшее изучение связей структуры и стиля деятельности директора с его индивидуально-психологическими особенностями, что может быть реализовано на основе опросника ОСДДШ.

Биография автора

Ирина Викторовна Горбунова , Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии

Библиографические ссылки

Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М.: Педагогика, 1982. 318 с.

Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. М.: Педагогика, 1982. 295 с.

Базаров Т.Ю., Сычева М.П. Создание и апробация опросника «Стили реагирования на изменения» // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 25. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n25/724-bazarov25.html (дата обращения: 24.03.2020).

Бушмин С.В. Должностные обязанности директора школы // Народный советникъ. 2018. 24 дек. URL: https://nsovetnik.ru/dolzhnostnye_instrukcii/dolzhnostnye_obyazannosti_direktora_shkoly/ (дата обращения: 24.03.2020).

Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 496 с.

Калина И.И. Управление без вмешательства // Учительская газета. 2017. № 3 от 17 янв. URL: http://www.ug.ru/archive/68402 (дата обращения: 24.03.2020).

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994. 284 с.

Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. М.: Физматлит, 2006. 816 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

Лучинин А.С. Психодиагностика: конспект лекций. М.: Эксмо, 2008. 160 с.

Орлова Д.Г. Оценка психометрического качества и модификации опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, вып. 3. С. 53–62.

Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. SPSS для социологов: учеб. пособие. М.: ИСЭПН РАН, 2005. 432 с.

Родионов А.В., Братищенко В.В. Применение IRT-моделей для анализа результатов обучения в рамках компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13858 (дата обращения: 24.03.2020).

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

Приказ начальника департамента образования г. Перми «Об утверждении показателей рейтинговой оценки деятельности подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждений города Перми за 2014–2015 учебный год)» / Единый портал Пермского образования. 2015. URL: https://permedu.ru (дата обращения: 24.03.2020).

Приказ начальника департамента образования г. Перми № СЭД-059-08-01-09-90 от 31.01.2019 «Об утверждении системы показателей и порядка расчета рейтинговой оценки деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений города Перми за 2018–2019 учебный год» / Единый портал Пермского образования. 2019. URL: https://con.permedu.ru/wp-content/uploads/2019/02/09-90.pdf (дата обращения: 24.03.2020).

Приказ управления образования Пермского района № 74 от 29.03.2018 «Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя муниципальной образовательной организации, находящейся в ведении управления образования администрации Пермского муниципального района» / Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район». 2018. URL: http://ruopr.ru/управление-образования/кадровая-политика/аттестация/аттестация-руководителей/ (дата обращения: 24.03.2020).

Савчук Е.И. Современный директор школы — кто он? // Московский центр качества образования. 2015. 29 дек. URL: https://mcko.ru/articles/202 (дата обращения: 24.03.2020).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/77687593/ (дата обращения: 24.03.2020).

Чеховский И.В. Метод фокус-групп: концептуальное и эмпирическое обоснование факторов влияния на результативность применения: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2011. 27 с.

Швед А.К. Роль директора школы в управлении современной школой // Мультиурок. 2016. 16 нояб. URL: https://multiurok.ru/files/stat-ia-rol-diriektora-shkoly-v-upravlienii-sovrie.html (дата обращения: 24.03.2020).

Asparouhov T., Muthén B. IRT in Mplus. Version 2 // Technical report. 2016. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/d45a/2c50560779cea54ae34859614301927279bd.pdf?_ga=2.113457935.9851798.1592315084-156434861.1584720664 (accessed: 24.03.2020).

Cortina J. What is coefficient alpha? An examination of theory and practice // Journal of applied psychology. 1993. Vol. 78, iss. 1. P. 98–104. DOI: https://doi.org/10.1037/0021-9010.78.1.98

Cronbach L. Coefficient alpha and the internal structure of tests // Psychometrika.1951. Vol. 16, iss. 3. P. 297–334. DOI: https://doi.org/10.1007/bf02310555

Schmitt N. Uses and Abuses of Coefficient Alpha // Psychological Assessment. 1996. Vol. 8, iss. 4. Р. 350–353. DOI: https://doi.org/10.1037/1040-3590.8.4.350

References

Anastasi, A. (1982). Psikhologicheskoe testirovanie. Kn. 1 [Psychological testing. Book 1]. Moscow: Pedagogika Publ., 318 p.

Anastasi, A. (1982). Psikhologicheskoe testirovanie. Kn. 2 [Psychological testing. Book 2]. Moscow: Pedagogika Publ., 295 p.

Asparouhov, T. and Muthén, B. (2016). IRT in Mplus.Version 2.Technical report. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/d45a/2c50560779cea54ae34859614301927279bd.pdf?_ga=2.113457935.9851798.1592315084-156434861.1584720664 (accessed 24.03.2020).

Bazarov, T.Yu. and Sycheva, M.P. (2012). Sozdanie i aprobatsiya oprosnika «Stili reagirovaniya na izmeneniya» [Creation and questionnaire approbation «Styles of response to changes»]. Psikhologicheskie issledovaniya. Vol. 5, no. 25. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n25/724-bazarov25.html (accessed 24.03.2020).

Bushmin, S.V. (2018). Dolzhnostnye obyazannosti direktora shkoly [Duty regulations of the Head teacher]. Narodniy sovetnik [National Adviser]. 2018, Dec. 24. Available at: https://nsovetnik.ru/dolzhnostnye_instrukcii/dolzhnostnye_obyazannosti_direktora_shkoly (accessed 24.03.2020).

Chekhovskiy, I.V. (2011). Metod fokus-grupp: kontseptual’noe i empiricheskoe obosnovanie faktorov vliyaniya na rezul’tativnost’ primeneniya: avtoref. dis. … kand. sociol. nauk [Focus group method: conceptual and empirical substantiation of factors of influence on the effectiveness of application: Abstract of Ph.D. dissertation]. Moscow, 27 p.

Cline, P. (1994). Spravochnoe rukovodstvo po konstruirovaniyu testov [Reference guide on designing of tests]. Kiev: PAN Ltd. Publ., 284 p.

Cortina, J. (1993). What is coefficient alpha? An examination of theory and practice. Journal of Applied Psychology. Vol. 78, iss. 1, pp. 98–104. DOI: https://doi.org/10.1037/0021-9010.78.1.98

Cronbach, L. (1951). Coefficient alpha and the internal structure of tests. Psychometrika. Vol. 16, iss. 3, pp. 297–334. DOI: https://doi.org/10.1007/bf02310555

Federal’nyy zalon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 237-FZ [Federal law «About education in the Russian Federation» of December 29, 2012 No. 273-FZ]. Available at: https://base.garant.ru/77687593/ (accessed 24.03.2020).

Glass, D. and Stanley, D. (1976). Statisticheskie metody v pedagogike i psikhologii [Statistical methods in pedagogics and psychology]. Moscow: Progress Publ., 496 p.

Kalina, I.I. (2017). Upravlenie bez vmeshatel’stva [Management without intervention]. Uchitel’skaya Gazeta. No. 3, Dec. 17. Available at: http://www.ug.ru/archive/68402 (accessed 24.03.2020).

Kobzar’, A.I. (2006). Prikladnaya matematicheskaya statistika [Applied mathematical statistics]. Moscow: Fizmatlit Publ., 816 p.

Leont’ev, A.N. (1975). Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat Publ., 304 p.

Luchinin, A.S. (2008). Psikhodiagnostika. Konspekt lektsiy [Psychodiagnostics. Lecture notes]. Moscow: Eksmo Publ., 160 p.

Orlova, D.G. (2016). Otsenka psikhometricheskogo kachestva i modifikatsii oprosnika «Shkaly psikhologicheskogo blagopoluchiya» K. Riff [Evaluation of the psychometric quality and modification of the questionnaire «Scales of psychological well-being» by K. Ryff]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy]. Vol. 26, iss. 3, pp. 53–62.

Patsiorkovskiy, V.V. and Patsiorkovskaya, V.B. (2005). SPSS dlya sotsiologov [SPSS for sociologists]. Moscow: ISESP RAS Publ., 432 p.

Prikaz nachal’nika departamenta obrazovaniya g. Permi «Ob utverzhdenii pokazateley reytingovoy otsenki deyatel’nosti podvedomstvennykh munitsipal’nykh obscheobrazovatel’nykh uchrezhdeniy goroda Permi za 2014–2015 uchebniy god» (2015). [Order of the Head of the Department of Education of Perm «Statement of indicators of a rating assessment of activity of subordinated municipal educational institutions of the city of Perm in 2014–2015 academic year»]. Uniform Portal of the Perm Education. Available at: https://permedu.ru (accessed 24.03.2020).

Prikaz nachal’nika departamenta obrazovaniya g. Permi № SED-059-08-01-09-90 ot 31.01.2019 «Ob utverzhdenii sistemy pokazateley i poryadka rascheta reytingovoy otsenki deyatel’nosti podvedomstvennykh munitsipal’nykh obrazovatel’nykh uchrezhdeniy goroda Permi za 2018–2019 uchebnyy god» (2019) [Order of the Head of the Department of Education of Perm No. SED-059-08-01-09-90, Jan. 31, 2019 «Statement of system of indicators and a procedure of payments of a rating assessment of activity subordinated municipal the Educational institutions of city institutions of Perm in 2018–2019 academic year»]. Unified Portal of Perm Education. Available at: https://con.permedu.ru/wp-content/uploads/2019/02/09-90.pdf (accessed 24.03.2020).

Prikaz upravleniya obrazovaniya Permskogo rayona № 74 ot 29.03.2018 «Ob utverzhdenii poryadka i srokov provedeniya attestatsii kandidatov na dolzhnost’ rukovoditelya munitsipal’noy obrazovatel’noy organizatsii, nakhodyascheysya v vedenii upravleniya obrazovaniya administratsii Permskogo munitsipal’nogo rayona» (2018) [Order of the Department of Education of the Perm Region No. 74, Mar. 29, 2018 «On approval of the procedure and deadlines for the certification of candidates for the position of head of a municipal educational organization under the authority of the education department of the administration of the Perm municipal district»]. Department of education of Administration of Perm Municipal District. Available at: http://ruopr.ru/управление-образования/кадровая-политика/аттестация/аттестация-руководителей/ (accessed 24.03.2020).

Rodionov, A.V. and Bratischenko, V.V. (2014). Primenenie IRT-modeley dlya analiza rezul’tatov obucheniya v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda [Application of IRT-model for the analysis of training results within the competence approach]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. No. 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13858 (accessed 24.03.2020).

Rubenstein, S.L. (1946). Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of the general psychology]. Moscow: Uchpedgiz Publ., 704 p.

Savchuk, E.I. (2015). Sovremenniy direktor shkoly — kto on? [The modern principal — who is he?]. Moscow Center of Quality of Education, Dec. 24. Available at: https://mcko.ru/articles/202 (accessed 24.03.2020).

Schmitt, N. (1996). Uses and abuses of coefficient Alpha. Psychological Assessment. No. 8(4), pp. 350–353. DOI: https://doi.org/10.1037/1040-3590.8.4.350

Shved, A.K. (2016). Rol’ direktora shkoly v upravlenii sovremennoy shkoloy [A role of the principal in management of modern school]. Mul'tiurok. Nov. 16. Available at: https://multiurok.ru/files/stat-ia-rol-diriektora-shkoly-v-upravlienii-sovrie.html (accessed 24.03.2020).

Загрузки

Опубликован

30-06-2020

Выпуск

Раздел

Статьи