Между искусством и вандализмом: дискурсивная представленность граффити и стрит-арта

Философия

Авторы

  • Юлия Александровна Кузовенкова Уральский государственный педагогический университет, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-592-603

Ключевые слова:

граффити, стрит-арт, дискурс, ризома, вандализм, искусство, молодежь, законодательство, общественное мнение

Аннотация

Сегодня мы наблюдаем значительные изменения в культуре. Ее новая модель уходит от иерархичности и бинарных структур. Древовидная модель меняется на ризомную. Ризома предлагает высокий уровень свободы в установлении новых связей, порождающих культурную реальность. На смену большому нарративу как нормативной инстанции приходят отдельные дискурсы, диктующие нормы лишь внутри себя. В данной статье мы рассмотрим, как специфика разных дискурсов (законодательного дискурса мира искусства и общественного мнения) влияет на представленность в них таких феноменов культуры, как граффити и стрит-арт работы. С точки зрения законодательства граффити и несогласованный стрит-арт — акт вандализма, за который предусматривается наказание. Законодательная власть действует в поле двух понятий — «разрешено»/«запрещено». Смысловое пространство законодательного дискурса сохранило бинарную структуру и иерархическую организацию. Дискурс, порождаемый институциями мира искусства, очень подвижен, не связан с бинарной структурой и иерархической организацией его смыслового пространства. Налицо ризомный принцип организации нормативного пространства мира искусства и возрастающая роль индивидуального начала в формировании дискурсивного высказывания. Эти особенности дискурса создали возможность для вхождения в мир искусства творчества уличных художников. Социологическое исследование позволило изучить дискурс общественного мнения молодежи. Большая часть молодежи не только разводит граффити и вандализм, но и готова видеть в первом форму современного искусства. Четкую корреляцию в ответах молодежи из разных городов мы объясняем единым медиапространством. Результаты исследования подтверждают распад единого нормативного пространства и замену его локальными (специфическими дискурсами).

Биография автора

Юлия Александровна Кузовенкова , Уральский государственный педагогический университет, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

кандидат культурологии, доцент,аналитик лаборатории социосредовых исследований

Библиографические ссылки

Аллахвердиева Н. Транзитная зона // Транзитная зона: каталог выставки художников стрит-арта. Пермь: Музей современного искусства PERMM, 2015. С. 21–25.

Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

Грановская О.Л. Ценностный плюрализм Исайи Берлина // Ценности и смыслы. 2015. № 4(38). С. 15–24.

Гройс Б. Политика поэтики: сб. ст. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. 400 с.

Делез Ж. Мая 68-го не было. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 96 с.

Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / пер. с фр. и послесл. Я.И. Свирского; науч. ред. В.Ю. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 896 с.

Дики Дж. Определяя искусство // Американская философия искусства. Основные концепции второй половины XX века — антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология / под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова. Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. С. 243–252.

Конев В.А. Модусы субъективности в культуре // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 1(112). С. 9–14.

Конев В.А. О смысле современной культуры // Кантовский сборник. 2017. Т. 36, № 1. С. 104–109. DOI:https://doi.org/10.5922/0207-6918-2017-1-8

Конев В.А. Человек пьедестала и человек подиума // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 2(39). С. 6–17. DOI: https://doi.org/10.24411/2079-1100-2020-00018

Коэн Т. Возможность искусства: замечания к предложениям Дики // Американская философия искусства. Основные концепции второй половины XX века — антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология / под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова. Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. С. 253–270.

Куликов В. Накажут за художества // Российская газета. 2020. 3 авг. URL: https://rg.ru/2020/08/03/v-proekte-novogo-koap-vvodiatsia-znachitelnye-shtrafy-za-graffiti.html (дата обращения: 21.03.2021).

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.

Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / пер. с фр. В.В. Кузнецова. СПб.: Владимир Даль, 2001. 336 с.

Лотман Ю. Культура и взрыв / подгот. текста, послесл. Т. Кузовкиной. М.: АСТ, 2019. 256 с.

Мангейм К. Проблема поколений // Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции: пер. с англ. / ИНИОН РАН. М., 2000. С. 8–63.

Музей AZ учреждает международную премию Zverev Art Prize // АртГид. 2021. 26 фев.. URL: https://artguide.com/news/7702 (дата обращения: 21.03.2021).

Раппапорт А. Граффити и High Art / ГЦСИ. 2008. 9 нояб. URL: http://www.ncca.ru/publications.text?filial=2&id=101(дата обращения: 26.03.2021).

Статья 20.1. Мелкое хулиганство // «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021). URL: https://koapru.ru/statja-20.1/ (дата обращения: 21.03.2021).

Статья 214. Вандализм // «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021). URL: https://ukrfkod.ru/statja-214/ (дата обращения: 21.03.2021).

Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества // «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021). URL: https://koapru.ru/statja-7.17/ (дата обращения: 21.03.2021).

Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б.Х.Д., Джосли Д. Искусство с 1900 года. Модернизм. Антимодернизм. Постмодернизм. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 816 с.

Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир / сост., пер. с нидерл. и предисл. Д. Сильвестрова; коммент. Д. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 456 с.

Becker H.S. Art Worlds. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1982. 392 р.

Berlin I. Tolstoy and Enlightenment // Berlin I. Russian thinkers. London: Penguin Books, 2000. Р. 238–260.

Chalfant H., Prigoff J. Spraycan Art. London: Thames and Hudson Ltd., 1999. 96 р.

Crane D. The Transformation of the Avant-Garde: The New York Art World, 1940–1985. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1989. 204 p.

Lachmann R. Graffiti as Career and Ideology // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94, no. 2. P. 229–250. DOI: https://doi.org/10.1086/228990

Mailer N. The Faith of Graffiti. N.Y.: HarperCollins, 2009. 128 р.

Naegeli H. Wolkepost. Zuerich: Diogenes, 2021. 144 S.

References

Allakhverdieva, N. (2015). [Transit zone]. Tranzitnaya zona: katalog vystavki khudozhnikov strit-arta [Transit zone: Catalog of the exhibition of street art artists]. Perm: Museum of Modern Art PERMM Publ., рр. 21–25.

[Article 20.1. Hooliganism]. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 N 195-FZ(red. ot 09.03.2021) [Code of Administrative Offenses of the Russian Federation No. 195-FZ of December 30, 2001 (ed. of 09.03.2021)]. Available at: https://koapru.ru/statja-20.1/ (accessed 21.03.2021).

[Article 214. Vandalism]. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii оt 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 24.02.2021) [Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of June 13, 1996 (ed. of 24.02.2021)]. Available at: https://ukrfkod.ru/statja-214/ (accessed 21.03.2021).

[Article 7.17. Destruction of, or damage to, another’s property]. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 09.03.2021) [Code of Administrative Offenses of the Russian Federation No. 195-FZ of December 30, 2001 (ed. of 09.03.2021)]. Available at: https://koapru.ru/statja-7.17/ (accessed 21.03.2021).

Bauman, Z. (2008). Tekuchaya sovremennost’ [Liquid modernity]. Saint Petersburg: Piter Publ., 240 p.

Becker, H.S. (1982). Art worlds. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 392 р.

Berlin, I. (2000). Tolstoy and enlightenment. Russian thinkers. London: Penguin Books Publ., pp. 238–260.

Chalfant, H. and Prigoff, J. (1999). Spraycan Art. London: Thames and Hudson Publ., 96 р.

Cоhen, Т. (1997). [The possibility of art: Remarks on Dickey’s proposals]. Amerikanskaya filosofiya iskusstva. Osnovnye kontseptsii vtoroy poloviny XX veka — antiessentsializm, pertseptualizm, institutsionalizm. Antologiya, pod red. B. Dzemidoka, B. Orlova [American philosophy of art. The main concepts of the second half of the 20th century are anti-essentialism, perceptualism, institutionalism. Anthology, ed. by B. Dzemidok, B. Orlov]. Yekaterinburg: Delovaya Kniga Publ., Bishkek: Odissey Publ., pp. 253–270.

Crane, D. (1989). The transformation of the avant-garde: The New York art world, 1940–1985. Chicago: University of Chicago Press, 204 p.

Deleuze, G. (2016). Maya 68-go ne bylo [May 68 did not take place]. Moscow: Ad Marginem Publ., 96 p.

Deleuze, G. and Guattari, F. (2010). Tysyacha plato: Kapitalizm i shizofreniya [A thousand plateaus: Capitalism and schizophrenia]. Yekaterinburg: U-Faktoria Publ.; Moscow: Astrel Publ., 896 p.

Dickie, G. (1997). [Defining art]. Amerikanskaya filosofiya iskusstva. Osnovnye kontseptsii vtoroy poloviny XX veka — antiessentsializm, pertseptualizm, institutsionalizm. Antologiya, pod red. B. Dzemidoka, B. Orlova [American philosophy of art. The main concepts of the second half of the 20th century are anti-essentialism, perceptualism, institutionalism. Anthology, ed. by B. Dzemidok, B. Orlov]. Yekaterinburg: Delovaya Kniga Publ., Bishkek: Odissey Publ., рp. 243–252.

Foster, H., Krauss, R., Bois, Y.-A., Buchloh, B.H.D. and Joselit, D. (2015). Iskusstvo s 1900 goda. Modernizm. Antimodernizm. Postmodernizm [Art since 1900. Modernism. Antimodernism. Postmodernism]. Moscow: AdMarginem Publ., 816 p.

Granovskaya, О.L. (2015). [Isaiah Berlin’s value pluralism]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings]. No. 4(38), pp. 15–24.

Groys, B. (2012). Politika poetiki [The politics of poetics]. Moscow: AdMarginem Publ., 400 p.

Huizinga, J. (2010). V teni zavtrashnego dnya. Chelovek i kul’tura. Zatemnennyy mir [In the shadow of tomorrow. Man and culture. The darkened world: An essay]. Saint Petersburg: Ivan Limbakh Publ., 456 p.

Konev, V.А. (2014). [The modes of subjectivity in culture]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University]. No. 1(112), pp. 9–14.

Konev, V.А. (2017). [About the meaning of modern culture]. Kantovskiy sbornik [Kant’s collection]. Vol. 36, no. 1, pp. 104–109. DOI: https://doi.org/10.5922/0207-6918-2017-1-8

Konev, V.А. (2020). [Pedestal person and podium person]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul’tury [International Journal of Cultural Research]. No. 2(39), pp. 6–17. DOI: https://doi.org/10.24411/2079-1100-2020-00018

Kulikov, V. (2020). [Someone will be punished for the arts]. Rossiyskaya gazeta. Aug 3. Available at: https://rg.ru/2020/08/03/v-proekte-novogo-koap-vvodiatsia-znachitelnye-shtrafy-za-graffiti.html (accessed 21.03.2021).

Lachmann, R. (1988). Graffiti as career and ideology. American Journal of Sociology. Vol. 94, no. 2, pp. 229–250. DOI: https://doi.org/10.1086/228990

Lipovetsky, G. (2001). Era pustoty. Esse o sovremennom individualizme [The era of emptiness. Essays on contemporary individualism]. Saint Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 336 p.

Lotman, U. (2019). Kul’tura i vzryv [Culture and explosion]. Moscow: АSТ Publ., 256 p.

Lyotard, J.-F. (1998). Sostoyanie postmoderna [The postmodern condition]. Moscow: IES Publ.; Saint Petersburg: Aleteyya Publ., 160 p.

Mannheim, К. (2000). [Problem of generations]. Ocherki sotsiologii znaniya: Problema pokoleniy. Sostyazatel’nost’. Ekonomicheskie ambitsii [Essays on the sociology of knowledge: The problem of generations. Competitiveness. Economic ambitions]. Moscow: INION RAS Publ., pp. 8–63.

Mailer, N. (2009). The faith of graffiti. New York: Praeger Publ., 128 р.

Muzey AZ uchrezhdaet mezhdunarodnuyu premiyu Zverev Art Prize [AZ Museum launches international Zverev Art Prize]. 2021. Feb. 26. Available at: https://artguide.com/news/7702 (accessed 21.03.2021).

Naegeli, H. (2021) Wolkepost [Cloud mail]. Zurich: Diogenes Publ., 144 p.

Rappaport, А. (2008). Graffiti i High Art [Graffiti and High Art]. NCCA. Nov. 9. Available at: http://www.ncca.ru/publications.text?filial=2&id=101 (accessed 26.03.2021).

Загрузки

Опубликован

29-12-2021

Выпуск

Раздел

Статьи