Стратегии и тактики самопредъявления как факторы межличностного взаимодействия

Психология

Авторы

  • Елена Владимировна Ахмадеева Башкирский государственный университет, 450076, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Заки Валиди, 32
  • Сергей Александрович Башкатов Республика Башкортостан, Уфа, ул. Заки Валиди, 32

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-133-145

Ключевые слова:

отношение, межличностное взаимодействие, тактики и стратегии самопредъявления, управление впечатлением, самопрезентация

Аннотация

Представлены результаты обобщающей систематизации исследований феномена самопрезентации-самопредъявления, выполненных отечественными и зарубежными авторами. Подчеркивается, что общепринятое определение этого понятия отсутствует. Имеющиеся термины условно рассматриваются в разрезе мотивационного, личностного и ситуационного подходов, определяющих этот феномен. Отмечается наличие у каждого из подходов своих критериев, выдвигаемых в качестве допустимых единиц психологического измерения. Цель исследования — при помощи аспектного анализа отечественных и зарубежных исследований предложить теоретические основы изучения феномена самопредъявления как некоего психологического конструкта, проявляющегося в его разнообразных стратегиях и тактиках. Для реализации цели использован теоретический метод деконструкции содержания основных научных первоисточников зарубежной и отечественной психологии. Установлено, что отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль самопрезентации и самопредъявления как неотъемлемых составляющих межличностных отношений. В основе значительной части зарубежных работ лежит концепция «социальной драматургии», где базовыми понятиями выступают: «образ-Я», «социальная роль», «самовыражение», «самопрезентация». В отечественной психологии самопредъявление чаще всего рассматривается как механизм или средство самовыражения субъекта, форма манипулятивного поведения, вид личностной активности, аспект коммуникативного процесса. Некоторые отечественные и зарубежные авторы считают самопредъявление проявлением осознанной манипуляции, в основе которой лежат субъект-объектные отношения, другие полагают, что это механизм регуляции собственного поведения в рамках субъект-субъектных отношений. Выделение стратегий и тактик самопредъявления представлено в разнообразных подходах зарубежных авторов. Отечественные исследователи используют зарубежные классификации для российской выборки. Авторами подчеркивается, что владение навыком продуктивного самопредъявления обусловливает умение грамотно изложить информацию о себе, сделать акцент на личностных качествах, которые соответствуют предъявляемой ситуации, а также убедить партнера по общению в совпадении целей взаимодействия. Анализ основных точек зрения по проблеме показывает, что самопредъявление в межличностных отношениях может быть представлено как психологический конструкт, характеризующийся субъективной осознаваемостью и значимостью и умением управлять им в процессе самомониторинга. Они же, в свою очередь, влияют на формирование у участников взаимодействия образа реальности, соответственно которому личность реализует стратегии самопредъявления посредством его разнообразных тактик.

Биографии авторов

Елена Владимировна Ахмадеева , Башкирский государственный университет, 450076, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Заки Валиди, 32

старший преподаватель кафедры общей психологии

Сергей Александрович Башкатов , Республика Башкортостан, Уфа, ул. Заки Валиди, 32

доктор биологических наук, кандидатпсихологических наук, профессор, декан Биологического факультета Башкирский государственный университет

Библиографические ссылки

Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы: Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии: сб. обзоров / отв. ред. О.А. Власова. М.: ИНИОН, 1991. С. 37–74.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Лабиринт, 2008. 306 с.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. 304 с.

Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 368 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, управление и защита. СПб.: Речь, 2004. 304 с.

Журавлева И.А. Самопрезентация как форма предъявления индивидуальных личностных характеристик // Педагогическое образование и наука. 2012. № 8. C. 20–25.

Зимачева Е.М., Пантилеев С.Р. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта // Психологическое обозрение. 1998. № 2. С. 34–45.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с

Лабунская В.А. Психология выражения и проблемы формирования экспрессивного Я личности // Психологический вестник Ростовского государственного университета. 1998. № 3. С. 350–359.

Лабунская В.А. Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к внешнему Я // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. С. 235–258.

Майерс Д.Дж. Социальная психология: пер. с англ. СПб.: Питер, 1997. 688 с.

Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб.: Речь, 2007. 224 с.

Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. 399 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 496 с.

Пикулёва О.А. Психологическая многозначность понятия «самопрезентация личности» и современные научные подходы к пониманию его содержания // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 21–37.

Пикулёва О.А. Психология самопрезентации личности: гендерные и возрастные аспекты // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 37–44.

Пикулёва О.А. Психология самопрезентации личности. М.: ИНФРА-М, 2017. 320 с.

Полежаева Е.А. Шкала самомониторинга и возможности ее применения в отечественных исследованиях // Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 3–32.

Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2001. 256 с.

Федорова Н.А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 29 с.

Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. 384 с.

Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. Ростов н/Д: Изд-во Южного федер. ун-та, 2009. 192 с.

Шкуратова И.П., Гоцева Ю.А. Самопредъявление подростков в межличностном общении // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов н/Д: Фолиант, 2004. С. 267–283.

Arkin R.M. Self-presentation // The self in social psychology / ed. by R.R. Vallacher, D.M. Wegner. N.Y.: Oxford University Press, 1980. P. 158–182.

Baumeister R.F., Tice D.M. Role of self-presentation and choice in cognitive dissonance under forced compliance: Necessary or sufficient causes? // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 46, iss. 1. P. 5–13. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.46.1.5

Cooley Ch.H. Human Nature and the Social Order. N.Y.: Schocken Books, 1964. 444 p. [original — Cooley Ch.H. The Looking-Glass Self. 1902. 189 p.]

Fenigstein A., Scheier M.F., Buss A.H. Public and private self-consciousness: Assessment and theory // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1975. Vol. 43, iss. 4. P. 522–527. DOI: https://doi.org/10.1037/h0076760

Gleitman H. Psychology. 3rd ed. N.Y.: Norton, 1991. 998 p.

Jones E.E., Pittman T.S. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological Perspectives on the Self. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1982. Vol. 1. P. 231–262.

Kowalski R.M., Leary M.R. Strategic self-presentation and the avoidance of aversive events: Antecedents and consequences of self-enhancement and self-depreciation // Journal of Experimental Social Psychology. 1990. Vol. 26, iss. 4. P. 322–336. DOI: https://doi.org/10.1016/0022-1031(90)90042-k

Leary M.R., Kowalski R.M. Impression management: A literature review and two-component model // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 107, iss. l. P. 34–47. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.107.1.34

Mead G.H. The Social Self // Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1913. Vol. 10, iss. 14. P. 374–380. DOI: https://doi.org/10.2307/2012910

Nichols A.L. Self-Presentation Theory / Impression Management // The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Vol. 1: Models and Theories / ed. by B.J. Carducci, Ch.S. Nave, J.S. Mio, R.E. Riggio. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2020. P. 397–400. DOI: https://doi.org/10.1002/9781119547143.ch66

Pandey A., Karve S., Chopra A. Manipulating impressions in the «ME» culture: A study of millennial consumers // Journal of Customer Behaviour. 2020. Vol. 19, no. 1. P. 51–72. DOI: https://doi.org/10.1362/147539220x15874775191976

Pontari B.A., Glenn E.J. Engaging in Less Protective Self-Presentation: The Effects of a Friend’s Presence on the Socially Anxious // Basic and Applied Social Psychology. 2012. Vol. 34, iss. 6. P. 516–526. DOI: https://doi.org/10.1080/01973533.2012.728112

Rose P., Kim J. Self-Monitoring, opinion leadership and opinion seeking: A sociomotivational approach // Current Psychology. 2011. Vol. 30, iss. 3. P. 203–214. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-011-9114-1

Schneider D.J. Tactical self-presentations: toward a broader conception // Impression Management Theory and Social Psychological Research. N.Y.: Academic Press, 1981. P. 23–40. DOI: https://doi.org/10.1016/b978-0-12-685180-9.50007-5

Schlenker B.R., Trudeau J.V. Impact of self-presentations on private self-beliefs // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58, iss. 1. P. 22–32. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.1.22

Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. Vol. 30, iss. 4. P. 526–537. DOI: https://doi.org/10.1037/h0037039

Snyder M., Gangestad S. Self-monitoring: Appraisal and reappraisal // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 126, iss. 4. P. 530–550. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.126.4.530

Tedeschi J.T., Riess M. Identities, the Phenomenal Self and Laboratory Research // Impression Management Theory and Social Psychological Research. N.Y.: Academic Press, 1981. P. 3–22. DOI: https://doi.org/10.1016/b978-0-12-685180-9.50006-3

Weigold M.F. Communication science: A review of the literature // Science Communication. 2001. Vol. 23, iss. 2. P. 164–193.DOI: https://doi.org/10.1177/1075547001023002005

Wicklund R.A. Objective self-awareness // Advances in Experimental Social Psychology / ed. by L. Berkowitz. N.Y.: Academic Press, 1975. Vol. 8. P. 233–275. DOI: https://doi.org/10.1016/s0065-2601(08)60252-x

Wooten D.B. Americus Reed A Conceptual Overview of the Self-Presentational Concerns and Response Tendencies of Focus Group Participants // Journal of Consumer Psychology. 2000. Vol. 9, iss. 3. P. 141–153. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327663jcp0903_2

References

Amyaga, N.V. (1991). [Self-disclosure and self-presentation of personality in communication]. Lichnost’. Obschenie. Gruppovye protsessy: Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i prikladnykh issledovaniy v zarubezhnoy psikhologii[Personality. Communication. Group processes: Modern directions of theoretical and applied research in foreign psychology]. Moscow: ISISS RAS Publ., pp. 37–74.

Arkin, R.M. (1980). Self-presentation. R.R. Vallacher, D.M. Wegner (eds.). The self in social psychology. New York: Oxford Univ. Press, pp. 158–182.

Baumeister, R.F., Tice, D.M. (1984). Role of self-presentation and choice in cognitive dissonance under forced compliance: Necessary or sufficient causes? Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 46, iss. 1, pp. 5–13. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.46.1.5

Cooley, Ch.H. (1964). Human nature and the social order. New York: Schocken Books Publ., 444 p. [original — Cooley, Ch.H. (1902). The Looking-Glass Self. 189 p.]

Dotsenko, E.L. (2004). Psikhologiya manipulyatsii: fenomeny, upravlenie i zaschita [Psychology of manipulation: phenomena, control and protection]. St. Peterburg: Rech’ Publ., 304 p.

Fedorova, N.A. (2007). Lichnostnye i situatsionnye faktory vybora verbal’nykh tekhnik samoprezentatsii: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Personal and situational factors in the choice of verbal self-presentation techniques: Abstract of Ph.D. dissertation]. Moscow, 29 p.

Fenigstein, A., Scheier, M.F. and Buss, A.H. (1975). Public and private self-consciousness: Assessment and theory. Journal of Consulting and Clinical Psychology. Vol. 43, iss. 4, pp. 522–527. DOI: https://doi.org/10.1037/h0076760

Gleitman, H. (1991). Psychology. 3ed. New York: Norton Publ., 998 p.

Goffman, E. (2000). Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoy zhizni [The presentation of self in everyday life]. Moscow: Kanon-Press-C Publ., Kuchkovo pole Publ., 304 p.

James, W. (1991). Psikhologiya [Psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 368 p.

Jones, E.E. and Pittman, T.S. (1982). Toward a general theory of strategic self-presentation. Psychological Perspectives on the Self. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Publ., vol. 1, pp. 231–262.

Kharlamenkova, N.E. (2007). Samoutverzhdenie podrostka [Self-affirmation of a teenager]. Moscow: IP RAS Publ., 384 p.

Kowalski, R.M. and Leary, M.R. (1990). Strategic self-presentation and the avoidance of aversive events: Antecedents and consequences of self-enhancement and self-depreciation. Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 26, iss. 4. pp. 322–336. DOI: https://doi.org/10.1016/0022-1031(90)90042-k

Kunitsyna, V.N., Kazarinova, N.V. and Pogol’sha, V.M. (2001). Mezhlichnostnoe obschenie [Interpersonal communication]. St. Peterburg: Piter Publ., 544 p.

Labunskaya, V.A. (1998). [The psychology of expression and the problems of the expressive self-concept formation]. Psikhologicheskiy Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Russian State University]. No. 3, pp. 350–359.

Labunskaya, V.A. (2005). [Entity of the subject: self-presentation and attitude to the external self-concept]. Sub’ekt, lichnost’ i psikhologiya chelovecheskogo bytiya [Subject, personality and psychology of human existence]. Moscow: IP RAS Publ., pp. 235–258.

Leary, M.R. and Kovalsky, R.M. (1990). Impression management: A literature review and two-component model. Psychological Bulletin. Vol. 107, iss. l, pp. 34–47. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.107.1.34

Mead, G.H. (1913). The social self. Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. Vol. 10, iss. 14, pp. 374–380. DOI: https://doi.org/10.2307/2012910

Mikhaylova, E.V. (2007). Samoprezentatsiya: teorii, issledovaniya, trening [Self-presentation: Theories, Research, Training]. St. Peterburg: Rech’ Publ., 224 p.

Myasischev, V.N. (2011). Psikhologiya otnosheniy: izbrannye psikhologicheskie trudy [Psychology of relations: selected psychological works]. Moscow: MPSU Publ., Voronezh: MODEK Publ., 399 p.

Myers, D.J. (1997). Sotsial’naya psikhologiya [Social psychology]. St. Peterburg: Piter Publ., 688 p.

Nichols, Au.L. (2020). Self-presentation theory. The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Vol. 1: Models and Theories. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons Publ., pp. 397–400. DOI: https://doi.org/10.1002/9781119547143.ch66

Pandey, A., Karve, S. and Chopra, A. (2020). Manipulating impressions in the «ME» culture: A study of millennial consumers. Journal of Customer Behaviour. Vol. 19, no. 1, pp. 51–72. DOI: https://doi.org/10.1362/147539220x15874775191976

Petrovskiy, A.V. and Yaroshevskiy, M.G. (2003). Teoreticheskaya psikhologiya [Theoretical psychology]. Moscow: Akademiya Publ., 496 p.

Pikulyeva, O.A. (2013). [Psychological polysemy of the concept of «self-presentation of personality» and modern scientific approaches to understanding its content]. Sotsial’naya psikhologiya i obschestvo [Social Psychology and Society]. No. 2, pp. 21–37.

Pikulyeva, O.A. (2013). [Psychology of personality self-presentation: gender and age aspects]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. No. 4, pp. 37–44.

Pikulyeva, O.A. (2017). Psikhologiya samoprezentatsii lichnosti [Psychology of personality self-presentation]. Moscow: INFRA-M Publ., 320 p.

Polezhaeva, E.A. (2006). [Scale of self-monitoring and the possibility of its application in domestic research]. Psikhologicheskaya diagnostika [Psychological Diagnostics]. No. 1, pp. 3–32.

Pontari, B.A. and Glenn, E.J. (2012). Engaging in less protective self-presentation: The effects of a friend’s presence on the socially anxious. Basic and Applied Social Psychology. Vol. 34, iss. 6, pp. 516–526. DOI: https://doi.org/10.1080/01973533.2012.728112

Rose, P. and Kim, J. (2011). Self-monitoring, opinion leadership and opinion seeking: A sociomotivational approach. Current Psychology. No. 30, iss. 3, pp. 203–214. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-011-9114-1

Schneider, D.J. (1981). Tactical self-presentations: toward a broader conception. Impression management theory and social psychological research. New York: Academic Press, pp. 23–40. DOI: DOI: https://doi.org/10.1016/b978-0-12-685180-9.50007-5

Schlenker, B.R. and Trudeau, J.V. (1990). Impact of self-presentations on private self-beliefs. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 58, no. 1, pp. 22–32. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.1.22

Shkuratova, I.P. (2009). Samopred’yavlenie lichnosti v obschenii [Self-presentation of personality in communication]. Rostov-on-Don: SFU Publ., 192 p.

Shkuratova, I.P. and Gotseva, Yu.A. (2004). [Self-presentation of adolescents in interpersonal communication]. Prikladnaya psikhologiya: dostizheniya i perspektivy [Applied psychology: Achievements and prospects]. Rostov-on-Don: Foliant Publ., pp. 267–283.

Sidorenko, E.V. (2001). Trening vliyaniya i protivostoyaniya vliyaniyu [Training of influence and resistance to influence]. St. Petersburg: Rech’ Publ., 256 p.

Snyder, M. (1974). Self-monitoring of expressive behavior. Journal of Personality and Social Psychology. No. 30, iss. 4, pp. 526–537. DOI: https://doi.org/10.1037/h0037039

Snyder, M. and Gangestad, S. (2000). Self-monitoring: Appraisal and reappraisal. Psychological Bulletin. Vol. 126, iss. 4, pp. 530–550. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.126.4.530

Tedeschi, J.T. and Riess, M. (1981). Identities, the phenomenal self and laboratory research. Impression Management Theory and Social Psychological Research. New York: Academic Press, pp. 3–22. DOI: https://doi.org/10.1016/b978-0-12-685180-9.50006-3

Vygotskiy, L.S. (2008). Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsiy [Development of higher mental functions]. Moscow: Labirint Publ., 306 p.

Weigold, M.F. (2001). Communication science: A review of the literature. Science Communication. Vol. 23, iss. 2. pp. 164–193. DOI: https://doi.org/10.1177/1075547001023002005

Wicklund, R.A. (1975). Objective self-awareness. L. Berkowitz (ed). Advances in Experimental Social Psychology. New York: Academic Press, Vol. 8, pp. 233–275. DOI: https://doi.org/10.1016/s0065-2601(08)60252-x

Wooten, D.B. and Reed, A. (2000). A conceptual overview of the self-presentational concerns and response tendencies of focus group participants. Journal of Consumer Psychology. Vol. 9, iss. 3, pp. 141–153. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327663jcp0903_2

Zhuravleva, I.A. (2012). [Self-presentation as a form of presentation of individual personal characteristics]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. No. 8, pp. 20–25.

Zimacheva, E.M. and Pantileev, S.R. (1998). [Ways of verbal presentation of the image of «I» and self-attitude of the subject]. Psikhologicheskoye obozreniye [Psychological Review]. No. 2, pp. 34–45.

Загрузки

Опубликован

30-03-2022

Выпуск

Раздел

Статьи