Хайдеггер, французская постфеноменология, онтология сияния и спекулятивный реализм: на пути к невидимому

Философия

Авторы

  • Полина Олеговна Артюшенко Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-2-168-181

Ключевые слова:

феноменология, спекулятивный реализм, evidens, лакуна, корреляционистский круг, моментальный снимок, горизонт, трансцендентализм

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению невидимого (или лакуны) тремя способами: через подходы французских неинтенциональных феноменологов (М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Марион), через философские рассуждения К. Мейясу и его спекулятивный реализм, а также через понятие evidens («ярко сиять, себя из себя самого показывая» — проблема очевидности). Автор останавливается на онтологическом повороте XX в. и трактовках лакуны как Ничто у М. Хайдеггера, лакуны как насыщенного феномена у Ж.-Л. Мариона и анонимности у М. Мерло-Понти, говорит о позиции Э. Левинаса, а также описывает лакуну как открытое и избыточное ошеломительно очевидное бытие, презентует собственную концепцию «моментального снимка» в связи с темой лакуны. Автор идет за К. Мейясу и критикует феноменологию за корреляционизм и проблему бесконечности модификаций (бесконечных ретенций) и предлагает свое решение этих проблем. «Снимок» — это избыточная форма, не относящаяся к лакуне как к предмету и не растворяющая его в модификациях, позволяющая разложить ее на составляющие смысловые части и развернуть абсолютный смысл лакуны. «Снимок» — посредник между сознанием и лакуной: «щелкает» абсолютное сознание, оно же фиксирует, а затем раскладывает на составляющие уровни (чувственный, синтезирующий и осмысляющий слой схематического познания феномена как некой смысловой схемы, а акта его познания — как переживания вообще, уровень течения внутреннего времени). Но «снимок» не является частью или собственностью сознания, он существует самостоятельно. «Снимок» безличен и анонимен, наделен «антисубъектностью». Таким образом, «снимок» теоретически есть универсальный концепт возможности как таковой, а практически — возможности в каждой лакуне увидеть абсолютный смысл. Смысл лакуны шире, чем просто аффект, и расширение в «снимке», разделение на слои смысла, показывает это. В конце концов сам «снимок» существует виртуально, но в нем зашита универсальная реальность смысла лакуны.

Биография автора

Полина Олеговна Артюшенко, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

аспирант Уральского гуманитарного института

Библиографические ссылки

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая: Общее введение в чистую феноменологию / пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: Академ. проект, 2009. 489 с.

Кайуа Р. В глубь фантастического. Отраженные камни / пер. с фр. Н.В. Кисловой. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. 279 с.

Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. СПб.: Алетейя, 2007. 736 с.

Левинас Э. От существования к существующему / пер. с фр. Н.Б. Маньковской // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 7–65.

Лехциер В.Л. Феноменология «пере»: введение в экзистенциальную аналитику переходности. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2007. 332 с.

Марион Ж.-Л. Насыщенный феномен / пер. с фр. В.В. Земсковой, Г.Б. Юдина // (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / сост. С.А. Шолохова, А.В. Ямпольская. М.: Академ. проект, 2014, C. 63–99.

Мейясу К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности / пер. с англ. Л. Медведевой. Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2015. 196 с.

Мерло-Понти М. Видимое и невидимое / пер. с фр. О.Н. Шпараги. Минск: И. Логвинов, 2006. 400 с.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: Наука, 1999. 608 с.

Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. М.: Территория будущего, 2007. 456 с.

Слово versus язык. Пятигорский versus Бибихин // Rigas laiks. 2019. Осень. URL: https://ru.rigaslaiks.art/zhurnal/pyatigorskiy/clovo-versus-yazyk-pyatigorskiy-versus-bibihin-19986 (да-та обращения: 10.10.2021).

Тригг Д. Нечто: Феноменология ужаса / пер.с англ. Я. Цырлиной, Д. Чулакова. Пермь: Гиле Пресс, 2017. 174 с.

Хайдеггер М. Бытие и время / пер.с нем. В.В. Бибихина. 3-е изд испр. СПб.: Наука, 2006. 460 с.

Хайдеггер М. Введение в метафизику / пер. с нем. Н.О. Гучинской. СПб.: Изд-во Высш. религ.-филос. шк., 1998. 301 с.

Шпигельберг Г. Феноменологическое движение / пер. с англ. под ред. М. Лебедева. М.: Логос, 2002. 680 с.

References

Caillois, R. (2006). V glub’ fantasticheskogo. Otrazhennyye kamni [At the heart of the fantastic. Reflected stones]. St. Petersburg: Ivan Limbakh Publ., 279 p.

Heidegger, M. (1998). Vvedenie v metafiziku [Introduction to metaphysics]. St. Petersburg: St. Petersburg school of religion and philosophy Publ., 301 p.

Heidegger, M. (2006). Bytie i vremya [Being and time]. St. Petersburg: Nauka Publ., 460 p.

Husserl, E. (2009). Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii. Kniga pervaya: obschee vvedenie v chistuyu fenomenologiyu [Ideas pertaining to a pure phenomenology and to a phenomenological philosophy. First book: General introduction to a pure phenomenology]. Moscow: Academicheskiy proekt Publ., 489 p.

Komarov, S.V. (2007). Metafizika i fenomenologiya sub’ektivnosti: Istoricheskie prolegomeny k fundamental’noy ontologii soznaniya [Metaphysics and phenomenology of subjectivity: Historical prolegomena to the fundamental ontology of consciousness]. St. Petersburg: Aleteya Publ., 736 p.

Lehcier, V.L. (2007). Fenomenologiya «pere»: vvedenie v ekzistentsial’nuyu analitiku perekhodnosti [Phenomenology of the «trans-»: introduction to existential analytics of transitivity]. Samara: SSAU Publ., 332 p.

Levinas, E. (2000). [Existence and existents]. Levinas E. Izbrannoe. Total’nost’ i beskonechnoe [Levinas E. Selected works. Totality and infinity]. Moscow, St. Petersburg: Universitetskaya kniga Publ., pp. 7–65.

Marion, J.-L. (2014). [Saturated phenomenon]. (Post)fenomenologiya: Novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami, sost. S.A. Sholokhova, A.V. Yampolskaya [S.A. Sholokhova, A.V. Yampolskaya (eds.) (Post)phenomenology: New phenomenology in France and abroad]. Moscow: Akademicheskiy proekt Publ., pp. 63–99.

Meillassoux, Q. (2015). Posle konechnosti. Esse o neobkhodimosti kontingentnosti [After finitude: An essay on the necessity of contingency]. Yekaterinburg, Moscow: Kabinetnyy uchenyy Publ., 196 p.

Merleau-Ponty, M. (1999). Fenomenologiya vospriyatiya [Phenomenology of perception]. Moscow, St. Petersburg: Nauka Publ., 608 p.

Merleau-Ponty, M. (2006). Vidimoe i nevidimoe [The visible and the invisible]. Minsk: I. Logvinov Publ., 400 p.

Molchanov, V.I. (2007). Issledovaniya po fenomenologii soznaniya [Investigations of phenomenology of consciousness]. Moscow: Territoriya buduschego Publ., 456 p.

Slovo versus yazik: Pyatigorsky vs Bibikhin [A word vs a language: Pyatigorsky vs Bibikhin]. Rigas laiks. 2019, Fall. Available at: https://ru.rigaslaiks.art/zhurnal/pyatigorskiy/clovo-versus-yazyk-pyatigorskiy-versus-bibihin-19986 (accessed 10.10.2021).

Spiegelberg, G. (2002). Fenomenologicheskoe dvizhenie [The phenomenological movement]. Moscow: Logos Publ., 680 p.

Trigg, D. (2017). Nechto: fenomenologiya uzhasa [The thing: A phenomenology of horror]. Perm: Hyle Press, 174 p.

Загрузки

Опубликован

08-07-2025

Выпуск

Раздел

Статьи