Хайдеггер, французская постфеноменология, онтология сияния и спекулятивный реализм: на пути к невидимому
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-2-168-181Ключевые слова:
феноменология, спекулятивный реализм, evidens, лакуна, корреляционистский круг, моментальный снимок, горизонт, трансцендентализмАннотация
Статья посвящена рассмотрению невидимого (или лакуны) тремя способами: через подходы французских неинтенциональных феноменологов (М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Марион), через философские рассуждения К. Мейясу и его спекулятивный реализм, а также через понятие evidens («ярко сиять, себя из себя самого показывая» — проблема очевидности). Автор останавливается на онтологическом повороте XX в. и трактовках лакуны как Ничто у М. Хайдеггера, лакуны как насыщенного феномена у Ж.-Л. Мариона и анонимности у М. Мерло-Понти, говорит о позиции Э. Левинаса, а также описывает лакуну как открытое и избыточное ошеломительно очевидное бытие, презентует собственную концепцию «моментального снимка» в связи с темой лакуны. Автор идет за К. Мейясу и критикует феноменологию за корреляционизм и проблему бесконечности модификаций (бесконечных ретенций) и предлагает свое решение этих проблем. «Снимок» — это избыточная форма, не относящаяся к лакуне как к предмету и не растворяющая его в модификациях, позволяющая разложить ее на составляющие смысловые части и развернуть абсолютный смысл лакуны. «Снимок» — посредник между сознанием и лакуной: «щелкает» абсолютное сознание, оно же фиксирует, а затем раскладывает на составляющие уровни (чувственный, синтезирующий и осмысляющий слой схематического познания феномена как некой смысловой схемы, а акта его познания — как переживания вообще, уровень течения внутреннего времени). Но «снимок» не является частью или собственностью сознания, он существует самостоятельно. «Снимок» безличен и анонимен, наделен «антисубъектностью». Таким образом, «снимок» теоретически есть универсальный концепт возможности как таковой, а практически — возможности в каждой лакуне увидеть абсолютный смысл. Смысл лакуны шире, чем просто аффект, и расширение в «снимке», разделение на слои смысла, показывает это. В конце концов сам «снимок» существует виртуально, но в нем зашита универсальная реальность смысла лакуны.Библиографические ссылки
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая: Общее введение в чистую феноменологию / пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: Академ. проект, 2009. 489 с.
Кайуа Р. В глубь фантастического. Отраженные камни / пер. с фр. Н.В. Кисловой. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. 279 с.
Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. СПб.: Алетейя, 2007. 736 с.
Левинас Э. От существования к существующему / пер. с фр. Н.Б. Маньковской // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 7–65.
Лехциер В.Л. Феноменология «пере»: введение в экзистенциальную аналитику переходности. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2007. 332 с.
Марион Ж.-Л. Насыщенный феномен / пер. с фр. В.В. Земсковой, Г.Б. Юдина // (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / сост. С.А. Шолохова, А.В. Ямпольская. М.: Академ. проект, 2014, C. 63–99.
Мейясу К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности / пер. с англ. Л. Медведевой. Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2015. 196 с.
Мерло-Понти М. Видимое и невидимое / пер. с фр. О.Н. Шпараги. Минск: И. Логвинов, 2006. 400 с.
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: Наука, 1999. 608 с.
Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. М.: Территория будущего, 2007. 456 с.
Слово versus язык. Пятигорский versus Бибихин // Rigas laiks. 2019. Осень. URL: https://ru.rigaslaiks.art/zhurnal/pyatigorskiy/clovo-versus-yazyk-pyatigorskiy-versus-bibihin-19986 (да-та обращения: 10.10.2021).
Тригг Д. Нечто: Феноменология ужаса / пер.с англ. Я. Цырлиной, Д. Чулакова. Пермь: Гиле Пресс, 2017. 174 с.
Хайдеггер М. Бытие и время / пер.с нем. В.В. Бибихина. 3-е изд испр. СПб.: Наука, 2006. 460 с.
Хайдеггер М. Введение в метафизику / пер. с нем. Н.О. Гучинской. СПб.: Изд-во Высш. религ.-филос. шк., 1998. 301 с.
Шпигельберг Г. Феноменологическое движение / пер. с англ. под ред. М. Лебедева. М.: Логос, 2002. 680 с.
References
Caillois, R. (2006). V glub’ fantasticheskogo. Otrazhennyye kamni [At the heart of the fantastic. Reflected stones]. St. Petersburg: Ivan Limbakh Publ., 279 p.
Heidegger, M. (1998). Vvedenie v metafiziku [Introduction to metaphysics]. St. Petersburg: St. Petersburg school of religion and philosophy Publ., 301 p.
Heidegger, M. (2006). Bytie i vremya [Being and time]. St. Petersburg: Nauka Publ., 460 p.
Husserl, E. (2009). Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii. Kniga pervaya: obschee vvedenie v chistuyu fenomenologiyu [Ideas pertaining to a pure phenomenology and to a phenomenological philosophy. First book: General introduction to a pure phenomenology]. Moscow: Academicheskiy proekt Publ., 489 p.
Komarov, S.V. (2007). Metafizika i fenomenologiya sub’ektivnosti: Istoricheskie prolegomeny k fundamental’noy ontologii soznaniya [Metaphysics and phenomenology of subjectivity: Historical prolegomena to the fundamental ontology of consciousness]. St. Petersburg: Aleteya Publ., 736 p.
Lehcier, V.L. (2007). Fenomenologiya «pere»: vvedenie v ekzistentsial’nuyu analitiku perekhodnosti [Phenomenology of the «trans-»: introduction to existential analytics of transitivity]. Samara: SSAU Publ., 332 p.
Levinas, E. (2000). [Existence and existents]. Levinas E. Izbrannoe. Total’nost’ i beskonechnoe [Levinas E. Selected works. Totality and infinity]. Moscow, St. Petersburg: Universitetskaya kniga Publ., pp. 7–65.
Marion, J.-L. (2014). [Saturated phenomenon]. (Post)fenomenologiya: Novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami, sost. S.A. Sholokhova, A.V. Yampolskaya [S.A. Sholokhova, A.V. Yampolskaya (eds.) (Post)phenomenology: New phenomenology in France and abroad]. Moscow: Akademicheskiy proekt Publ., pp. 63–99.
Meillassoux, Q. (2015). Posle konechnosti. Esse o neobkhodimosti kontingentnosti [After finitude: An essay on the necessity of contingency]. Yekaterinburg, Moscow: Kabinetnyy uchenyy Publ., 196 p.
Merleau-Ponty, M. (1999). Fenomenologiya vospriyatiya [Phenomenology of perception]. Moscow, St. Petersburg: Nauka Publ., 608 p.
Merleau-Ponty, M. (2006). Vidimoe i nevidimoe [The visible and the invisible]. Minsk: I. Logvinov Publ., 400 p.
Molchanov, V.I. (2007). Issledovaniya po fenomenologii soznaniya [Investigations of phenomenology of consciousness]. Moscow: Territoriya buduschego Publ., 456 p.
Slovo versus yazik: Pyatigorsky vs Bibikhin [A word vs a language: Pyatigorsky vs Bibikhin]. Rigas laiks. 2019, Fall. Available at: https://ru.rigaslaiks.art/zhurnal/pyatigorskiy/clovo-versus-yazyk-pyatigorskiy-versus-bibihin-19986 (accessed 10.10.2021).
Spiegelberg, G. (2002). Fenomenologicheskoe dvizhenie [The phenomenological movement]. Moscow: Logos Publ., 680 p.
Trigg, D. (2017). Nechto: fenomenologiya uzhasa [The thing: A phenomenology of horror]. Perm: Hyle Press, 174 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.