«СВОЯ КОМНАТА» (1929) ВИРДЖИНИИ ВУЛФ: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МЕТАФОРА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ И ГЕНДЕРНОМ ПРОЧТЕНИИ

Авторы

  • Марина Сергеевна Бережная (Marina S. Berezhnaya) Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южный федеральный университет http://orcid.org/0000-0003-0050-7648

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-3-80-87

Ключевые слова:

феминизм, Вирджиния Вулф, своя комната, женское творчество, патриархальный уклад, метафора личного пространства.

Аннотация

Автор статьи обращается к теме метафоричности изображения приватного женского пространства, описанного в каноническом эссе Вирджинии Вулф «Своя комната». Ставшее одним из первых феминистских текстов и оказавшее влияние на феминистскую теорию, эссе обнаруживает причины творческих неудач женщин на литературном поприще и приводит нас к заключению о том, что незначительное число писательниц в девятнадцатом веке может быть объяснено материальными причинами, такими как отсутствие приватного пространства (собственной комнаты) и независимого дохода. Целью статьи является анализ пространственной метафоры «своей комнаты» как женского пространства приватного уединения, противопоставленного мужскому пространству (кабинет, библиотека) относительно доступности знания и личностного самовыражения. Кроме того, идентифицируются системы со- и противопоставления пространства «своей комнаты» с другими социально и гендерно маркированными пространствами. Акцентируется внимание на различии восприятия образа собственной комнаты в историческом и культурном контексте и развивается идея о том, что образ комнаты служит метафорой женской идентичности, а также является поворотным моментом в проблематизации женского вопроса. Автор обосновывает вывод о многозначности образа своей комнаты как женского пространства: с одной стороны, являющегося необходимым условием социальной, экономической, творческой состоятельности женщины, а с другой – становящегося метафорой ее видения мира, ее знания и опыта, манифестом ее инаковости. Таким образом, метафора «своя комната» становится инструментом феминистской критики, приобретая в том числе значение места, формирующего саму возможность женского дискурса.

Биография автора

Марина Сергеевна Бережная (Marina S. Berezhnaya), Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южный федеральный университет

аспирант кафедры теории и истории литературы

Библиографические ссылки

Анцыферова О. Ю. Извивы феминистского литературоведения (материалы к спецкурсу) // Женщина в российском обществе. 2005. № 3–4. С. 73–86.

Анцыферова О. Ю. Имеет ли воображение расовые корни? (Американский африканизм Тони Моррисон) // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2008. Вып. 1. С. 3–13.

Вулф В. Своя комната // Эти загадочные англичанки / пер. с англ. Н. Бушмановой М.: Прогресс, 1992. С. 78–152.

Гениева Е. Ю. Правда факта и правда видения // Вулф В. Избранное. М.: Худож. лит., 1989. С. 3–22.

Гениева Е. Ю. Остановленное мгновенье: Предисловие // Вулф В. Миссис Дэллоуэй. Эссе: сб. [на англ. яз.] / сост. Е. Ю. Гениева. М.: Радуга, 1984. С. 7–30.

Джумайло О. А. Утопия и селекция в романе В. Вулф «Миссис Дэллоуэй» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016. №. 4. С. 12–19.

Жуковская О. А. Поэтика малой художественной прозы Вирджинии Вулф: автореф. дис. … канд. филол. наук. Великий Новгород, 2008. 23 с.

Коврижина Я. С. Проза Вирджинии Вулф: интермедиальный аспект: автореф. дис. … канд. филол. наук. Иваново, 2016. 21 с.

Соснин А. В., Ситникова Е. А. По Лондонским маршрутам Вирджинии Вулф // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. Вып. 1. С. 91–104.

Binder C. M. From Innocence to Experience. (Re-)Constructions of Childhood in Victorian Women’s Autobiography. Trier: WVT Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2014. 402 p.

Lee H. Virginia Woolf. L.: Vintage, 1997. 892 p.

Moi T. Sexual / Textual Politics: Feminist Literary Theory. L.; N. Y.: Methuen, 1985. Р. 1–18 (reprint in Eagleton M. (ed.). Feminist Literary Criticism. Routledge, 2013. Р. 37–52).

Rosner V. Modernism and the Architecture of Private Life: Gender and Culture. N. Y.: Columbia UP, 2005 (e-book). 241 p.

Showalter E. A Literature of Their Own: British Woman Novelists from Bronte to Lessing. L.: Virago, 1978. Р. 263–265, 282–297 (reprint in Eagleton M. (ed.). Feminist Literary Criticism. Routledge, 2013. Р. 24–37).

Solomon J. R. Staking Ground: The Politics of Space in Virginia Woolf’s a Room of One’s Own and Three Guineas // Women’s Studies. 1989. № 16. P. 331–347.

Stevenson C. “Here Was One Room, There Another”: The Room, Authorship, and Feminine Desire in A Room of One’s Own and Mrs. Dalloway // Pacific Coast Philology. 2014. Vol. 49, issue 1. P. 112–132.

Wigley M. Untitled: The Housing of Gender // Sexuality and Space / еd. Beatriz Colomina. N. Y.: Princeton Architectural Press, 1992. P. 327–389.

Woolf V. A Room of One’s Own. L.: Penguin Books, 2002. 112 p.

References

Antsyferova O. Yu. Izvivy feministskogo literaturovedeniya (materialy k spetskursu). [The Twists of Feminist Literary Criticism (Special Course Materials)] Zhenshchina v rossiyskom obshchestve [Woman in Russian Society], 2005, issues 3–4, pp. 73-86. (In Russ.)

Antsyferova O. Yu. Imeet li literaturnoe voobrazhenie rasovye korni? (Amerikanskiy afrikanizm Toni Morrison) [Does Literary Imagination Have Racial Background?] Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. [Ivanovo State University Herald. Humanities], 2008, issue 1, pp. 3–13. (In Russ.)

Genieva E. Yu. Pravda fakta i pravda videniya [The truth of fact and the truth of vision]. Vulf V. Izbrannoe [Woolf V. Selected works]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1989, pp. 3–22. (In Russ.)

Genieva E. Yu. Ostanovlennoe mgnoven’e: Predislovie [Grasped moment. Preface]. Vuf V. Missis Dellouey. Esse: sb. [na angl. yaz.]. [Woolf V. Mrs Dalloway. Essay: Collection in English]. Comp. by E. Yu. Genieva. Moscow, Raduga Publ., 1984, pp. 7–30. (In Russ.)

Woolf V. Svoya komnata. [A Room of One’s Own]. Eti zagadochnye anglichanki [These enigmatical Englishwomen]. Transl. from English by N. Bushmanova. Moscow, Progress Publ., 1992, pp. 78–152. (In Russ.)

Dzhumaylo O. A. Utopiya i selektsiya v romane V. Vulf “Missis Dellouey” [Utopia and Selection in the novel ‘Mrs. Dalloway’ by Virginia Woolf]. Izvestiya yuzhnogo federalnogo universiteta. Filologicheskie nauki [Proceedings of the Southern Federal University. Philological Sciences], 2016, issue 4, pp. 12–19. (In Russ.)

Zhukovskaya O. A. Poetika maloy khudozhestvennoy prozy Virdzhinii Vulf. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [The Poetics of Flash Fiction by Virginia Woolf. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Velikiy Novgorod, 2008. 23 p. (In Russ.)

Kovrizhina Ya. S. Proza Virdzhinii Vulf: intermedial’niy aspect. Avtoreferat diss. kand. filol. Nauk [Intermediality of Virginia Woolf’s Prose. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Ivanovo, 2016. 21 p. (In Russ.)

Sosnin A. V., Sitnikova E.A. Po Londonskim marshrutam Virdzhinii Vulf. [Following Virginia Woolf’s London Routes]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2017, issue 1, pp. 91–104. (In Russ.)

Binder C. M. From Innocence to Experience.

(Re-) Constructions of Childhood in Victorian Women’s Autobiography. Trier, WVT Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2014. 402 p. (In Eng.)

Lee H. Virginia Woolf. London, Vintage, 1997. 892 p. (In Eng.)

Moi T. Sexual / Textual Politics: Feminist Literary Theory. London and New York, Methuen, 1985, pp. 1–18 (reprint in: Eagleton M. (ed.) Feminist

Literary Criticism. Routledge, 2013, pp. 37–52). (In Eng.)

Rosner V. Modernism and the Architecture of Private Life: Gender and Culture. New York, Columbia UP, 2005 (e-book). 241 p. (In Eng.)

Showalter E. A Literature of Their Own: British Woman Novelists from Bronte to Lessing. London, Virago, 1978, pp. 263–265, 282–297. (reprint in: Eagleton M. (ed.) Feminist Literary Criticism. Routledge, 2013, pp. 24–37). (In Eng.)

Solomon J. R. Staking Ground: The Politics of Space in Virginia Woolf’s “A Room of One’s Own” and “Three Guinea”. Women’s Studies, 1989, vol. 16, issue 3–4, pp. 331–347. (In Eng.)

Stevenson C. “Here Was One Room, There Another”: The Room, Authorship, and Feminine Desire in a Room of One’s Own and Mrs. Dalloway. Pacific Coast Philology, 2014, vol. 49, issue 1, pp. 112–132. (In Eng.)

Wigley M. Untitled: The Housing of Gender. Sexuality and Space. Ed. by Beatriz Colomina. New York, Princeton Architectural Press, 1992, pp. 327–389. (In Eng.)

Woolf V. A Room of One’s Own. London, Penguin Books, 2002. 112 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2017-10-09

Как цитировать

Бережная (Marina S. Berezhnaya) М. С. (2017). «СВОЯ КОМНАТА» (1929) ВИРДЖИНИИ ВУЛФ: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МЕТАФОРА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ И ГЕНДЕРНОМ ПРОЧТЕНИИ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 9(3). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-3-80-87

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ