ФЕНОМЕН ГОЛОСА В МАЛОЙ ФРАНКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЕ С. БЕККЕТА
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-4-128-135Ключевые слова:
голос, телесность, экзистенциализм, литература на французском языке, Беккет.Аннотация
В статье рассматривается специфика репрезентации феномена голоса, а также особенности его функционирования в малой франкоязычной прозе Беккета, а именно – в рассказах «Первая любовь», «Успокоительное» и «Далече птица». Вышеперечисленные тексты позволяют, на наш взгляд, с одной стороны, продемонстрировать генезис авторских художественно-эстетических принципов работы с исследуемым феноменом, впоследствии нашедших свое воплощение в театральных, телевизионных и радиопьесах Беккета, с другой – пролить свет на специфику художественного мира этих текстов.Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Во всех рассмотренных нами произведениях голос фиксируется в различных формах репрезентации и имеет варьирующуюся (от текста к тексту) функциональность.Так, в «Первой любви» перед нами женский голос, требующий восстановить телесность и индивидуальность своего истока. Парадоксально, однако, что отпечаток конвульсивности, который несет на себе голос героини, имеет своим источником не телесное, а идеальное. В «Успокоительном» же выраженная знаками телесных состояний немощь главного героя удваивается посредством афонии, которая, таким образом, трансцендирует важнейший для творчества Беккета мотив человеческого бессилия. Кроме того, здесь этот мотив обнажает новую смысловую грань, а именно бессилия как «отсрочки» сопряженных с человеческой экзистенцией страданий. И наконец, в рассказе «Далече птица» перед нами персонаж-вентрилок: «Он», благодаря поселившемуся внутри него «Я», обретает сходство с чревовещателями, однако, в отличие от них, его способность к говорению оказывается полностью во власти повествователя.Библиографические ссылки
Список литературы
Беккет С. Первая любовь // Избранная проза / пер. с фр. М. Дадяна. М.: Текст, 2015. С. 13–130.
Беккет С. Трилогия (Моллой, Мэлон умирает, Безымянный) / пер. с англ. и фр. В. Молота. СПб.: Издательство Чернышева, 1994. 464 с.
Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер. с фр. Д. Кралечкина. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.
Доценко Е. Г. Апокалиптические вопросы в классике абсурда С. Беккета («В ожидании Годо», «Конец игры») // Библия и национальная культура: межвуз. сб. науч. ст. / Перм. ун-т. Пермь, 2005. С. 113–116.
Ackerley C. J., Gontarski S. E. The Grove Companion to Samuel Beckett: A Reader’s Guide to His Works, Life, and Thought. Grove Press, 2004. 686 p.
Adorno T. W. The Curves of the Needle // October. Vol. 55. The MIT Press, 1990. P. 49–55.
Adorno T.W. Versuch, das Endspiel zu verstehen // Noten zur Literatur II, Gesammelte Werke II. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1974. S. 300.
Beckett S. Nouvelles et Textes pour rien. Paris: Editions de Minuit, 1958. 208 p.
Beckett S. Pour finir encore et autres foirades. Editions de Minuit, 2014. 82 p.
Beckett S. Premier amour. Paris: Editions de Minuit, 1970. 60 p.
Beckett S. The Complete Short Prose, 1929–1989. New York: Grove Press, 1995. 294 p.
Clément B. Samuel Beckett, philosophie du roman. Universidade do Porto, 2008. P. 19–30.
Dictionnaire de l’Académie française. URL: https://www.dictionnaire-academie.fr/ (дата обращения: 15.12.2019)
Feldman M. Beckett’s Books: A Cultural History of Samuel Beckett’s Interwar Notes. London: Continuum, 2006. 192 p.
Graver L., Federman R. Samuel Beckett: The Critical Heritage. London: Routledge & Kegan Paul, 1979. 372 p.
Kaelin E. F. The Unhappy Consciousness: The Poetic Plight of Samuel Beckett. An Inquiry at the Intersection of Phenomenology and Literature. Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1981. 358 p.
Knowlson J. Damned to Fame: The Life of Samuel Beckett. London: Bloomsbury, 1996. 871 p.
Le site du «Dictionnaire de l’Academie Française». URL: https://www.dictionnaire-academie.fr/ (дата обращения: 20.08.2020).
Sass L. A. Madness and Modernism: Insanity in the Light of Modern Art, Literature and Thought. Cambridge, MA & London: Harvard University Press, 1992. 595 p.
Weller S. Some Experience of the Schizoid Voice: Samuel Beckett and the Language of Derangement // Forum for Modern Language Studies. Vol. 00, № 0. Oxford University Press, 2008. P. 1–19. URL: https://www.academia.edu/21148155/Some_Experience_of_the_Schizoid_Voice_Samuel_Beckett_and_the_Language_of_Derangement (дата обращения: 10.12.19) (In Eng.)
References
Beckett S. Pervaya lyubov’ Izbrannaya proza [First love. Selected prose]. Transl. from French by M. Dadyan. Moscow, Text Publ., 2015. 193 p. (In Russ.)
Beckett S. Trilogiya (Molloy, Melon umiraet, Bezymyannyy) [Trilogy (Molloy, Malone Dies, The Unnamable)]. Transl. from English and French by V. Molot. St. Petersburg, Publishing House of Chernyshev, 1994. 464 p. (In Russ.)
Deleuze G., Guattari F. Anti-Edip: Kapitalizm i shizofreniya [The Anti-Oedipus Capitalism and Schizophrenia]. Transl. from French by D. Kralechkin. Ekaterinburg, U-Faktoriya Publ., 2007. 672 p. (In Eng.)
Dotsenko E. G. Apokalipticheskie voprosy v klassike absurda S. Bekketa [Apocalyptic Questions in the classic of absurd of S. Beckett] (‛Waiting for Godot’, ‛Endgame’). Bibliya i natsional’naya kul’tura [The Bible and national culture: inter-university collection of papers B595]. Perm, Perm State University Press, 2005, pp. 113–116. (In Russ.)
Ackerley C. J., Gontarski S. E. The Grove Companion to Samuel Beckett: A Reader’s Guide to His Works, Life, and Thought. Grove Press, 2004. 686 p. (In Eng.)
Adorno T. W. The curves of the needle. October. The MIT Press, 1990, vol. 55, pp. 49–55 (In Eng.)
Adorno T. W. Versuch, das Endspiel zu verstehen. Noten zur Literatur II, Gesammelte Werke II. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1974, p. 300 (In Germ.)
Beckett S. Nouvelles et textes pour rien. Paris, Editions de Minuit, 1958. 208 p. (In Fr.)
Beckett S. Pour finir encore et autres foirades. Editions de Minuit (Kindle edition). (In Fr.)
Beckett S. Premier amour. Paris, Editions de Minuit, 1970. 60 p. (In Fr.)
Beckett S. The Complete Short Prose, 1929–1989. New York, Grove Press, 1995. 294 p. (In Eng.)
Clément B. Samuel Beckett, philosophie du roman. Universidade do Porto, 2008, pp. 19–30. (In Fr.)
Dictionnaire de l’Académie française. Available at: https://www.dictionnaire-academie.fr/ (accessed 15.12.2019) (In Fr.)
Feldman M. Beckett’s Books: A Cultural History of Samuel Beckett’s Interwar Notes. London, Continuum, 2006. 192 p. (In Eng.)
Graver L., Federman R. Samuel Beckett: The Critical Heritage. London, Routledge & Kegan Paul, 1979. 372 p. (In Eng.)
Kaelin E. F. The Unhappy Consciousness: The Poetic Plight of Samuel Beckett. An Inquiry at the Intersection of Phenomenology and Literature. Dordrecht, D. Reidel Publishing Company, 1981. 358 p. (In Eng.)
Knowlson J. Damned to Fame: The Life of Samuel Beckett. London, Bloomsbury, 1996. 871 p. (In Eng.)
Le site du ‛Dictionnaire de l’Academie Française’ Available at: https://www.dictionnaire-academie.fr/ (accessed 20.08.20).
Sass L. A. Madness and modernism: Insanity in the light of modern art. Literature and Thought. Cambridge, MA & London, Harvard University Press, 1992, p. 189 (In Eng.)
Weller S. Some experience of the schizoid voice: Samuel Beckett and the language of derangement. Forum for Modern Language Studies, 2008, vol. 00, issue 0, pp. 1–19. Available at: https://www.academia.edu/21148155/Some_Experience_of_the_Schizoid_Voice_Samuel_Beckett_and_the_Language_of_Derangement (accessed 10.12.19) (In Eng.)