ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ РАЙОННЫХ ГАЗЕТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (на примере печати Пермского края)

Авторы

  • Зоя Сергеевна Антипина (Zoya S. Antipina) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0002-1578-777X

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2018-4-5-12

Ключевые слова:

районная пресса, информационная и коммуникативная функция, социальные сети.

Аннотация

Автор рассматривает особенности функционирования районной газеты в интернет-про­странстве. На материале печати Пермского края изучается реализация газетами информационно-коммуникативной роли на официальных сайтах и страницах в социальных сетях. Статистический анализ показывает, что собственный сайт есть менее чем у половины газет, а предпочтительная платформа выхода издания в Интернет – социальная сеть «ВКонтакте». При этом научно-практическое обоснование относительно организации работы местной печати в социальных сетях отсутствует. Изначально журналисты главное назначение электронного ресурса издания видели в реализации информационной функции СМИ и организации коммуникации с аудиторией, социальные сети понимались в первую очередь как способ взаимодействия с читателями. Медиапотребление аудитории актуализировало проблему распространения в социальных сетях журналистского контента. На основе изучения в 2016 г. всего комплекса интернет-ресурсов районных газет Пермского края и выборочного анкетирования были сделаны следующие выводы. При общем доминировании стратегии print first представительство пермских районных газет в глобальной сети многообразно – от принципиального отсутствия («Северная звезда») до системного digital-развития («Парма-новости»). Распространение журналистской информации в Интернете затруднено из-за несоответствия технологических форматов публикации журналистского контента и форматов медиапотребления аудитории и отсутствия элементов социальной коммуникации на сайтах газет. Коммуникативная функция указывается журналистами в качестве основной при выходе газеты в социальные сети, однако фактически она почти не реализуется. Примеры устойчивой коммуникации на страницах газеты в социальных сетях единичны («Вестник Чернушки»).

Биография автора

Зоя Сергеевна Антипина (Zoya S. Antipina), Пермский государственный национальный исследовательский университет

к. филол. н., старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций

Библиографические ссылки

Аникина М. Е. Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития Интернета: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 20 с.

Бобрышева Е. Зачем районной газете сайт? // Маяк. 2012.26.01. URL: http://gazetamayak.ucoz.ru/blog/zachem_rajonnoj_gazete_sajt/2012-01-26-1

(дата обращения: 20.11.2017).

Бочарский К. Алексей Венедиктов: «Медиа проспали две цифровых революции и готовятся проспать третью» (28.09.2015) // Pressfeed. URL: https://news.pressfeed.ru/venediktov/ (дата обращения 20.11.2017).

Браславец Л. А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология, журналистика. 2009. № 1. С. 125–132.

Градюшко А. А. Интернет-версия районной газеты в условиях конвергенции медиапространства // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. 2015. № 1. С. 33–39.

Дьяченко О. В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в «ВКонтакте»: практики взаимодействия // Медиаскоп. 2014. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/1615 (дата обращения: 20.11.2017).

Зачем вашему изданию сайт? // Коммерсант. 03.08.2001. URL: https://www.kommersant.ru/doc/277057 (дата обращения: 20.11.2017).

Ильиных Д. Г. Информационный потенциал и диалоговые возможности региональных печатных средств массовой информации и сетевых версий изданий (на примере СМИ Уральского федерального округа): автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2014. 25 с.

Интервью с журналистами и редакторами пермских районных СМИ. 2016 // Архив кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ.

Интернет-СМИ: теория и практика. М.: Аспект-пресс, 2010. 348 с.

Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2016. 304 с.

Касютин В. Живая газета. Практическое руководство по журналистике и управлению редакцией. М.: Изд. дом «Хроникёр», 2013. 336 с.

Кислая Л. Н. Сопротивление переменам: факторы низкой эффективности интернет-ресурсов районных (городских) газет Новосибирской области // Вестник НГУ. Серия: «История, филология». 2017. Т. 16, № 6: Журналистика. С. 65–73.

Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект-пресс, 2004. 287 с.

Коханова Л. А., Калмыков А. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с.

Лосева Н. Социальные сети и СМИ: как жить дальше. Доклад на круглом столе «Будущее журналистики: количество против качества»

-й международной выставки телекоммуникационного оборудования, систем управления, информационных технологий и услуг связи «СВЯЗЬ-ЭКСПОКОММ-2011». 2011.01.05. URL: http://vid-1.rian.ru/ig/fmf/Social_media_2011.pdf (дата обращения: 20.11.2017).

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: РИП-холдинг, 2000. 308 с.

Радионцева Е. С. Интеграция районных газет в интернет // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 56–61.

Смирнова О. В. Местные газеты в новых технологических условиях // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 1, № 3. С. 164–170.

Соцсети пока не обеспечивают никакой разумной конверсии [интервью с Василием Гатовым] // Платформа [центр социального проектирования]. 2017.26.10. URL: http://pltf.ru/2017/10/26/socseti-poka-ne-obespechivajut-nikakoj-razumnoj-konversii/ (дата обращения: 20.11.2017).

References

Anikina M. E. Molodezhnaya auditoriya pechati: chtenie v usloviyakh razvitiya Interneta: avtoreferat diss. kand. filol. nauk [Youth audience of the printed press: reading in the context of the Internet development. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 2006. 20 p. (In Russ.)

Bobrysheva E. Zachem rayonnoy gazete sayt? [What does a regional paper need a site for?]. Mayak. 26.01.2012. Available at: http://gazetamayak.ucoz.ru/blog/zachem_rajonnoj_gazete_sajt/2012-01-26-1 (accessed 20.11.2017). (In Russ.)

Bocharskiy K. Aleksey Venediktov: Media prospali dve tsifrovykh revolyutsii i gotovyatsya prospat’ tret’yu [Aleksey Venediktov: The media have slept through two digital revolutions and are going to sleep through the third one]. (28.09.2018). Pressfeed. Available at: https://news.pressfeed.ru/venediktov/ (accessed 20.11.2017). (In Russ.)

Braslavets L. A. Sotsialnye seti kak sredstvo massovoy informatsii: k postanovke problemy [Social networks as mass media: to pose the problem]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologiya, zhurnalistika [Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism], 2009, issue 1, pp. 125–132. (In Russ.)

Gradyushko A. A. Internet-versiya rayonnoy gazety v usloviyakh konvergentsii mediaprostranstva [Internet version of the regional newspaper in the context of convergence of the media space]. Vesnik Grodzenskaga dzyarzhaўnaga ўnіversіteta іmya Yankі Kupaly. Seryya 3. Fіlalogіya. Pedagogіka. Psіkhalogіya [Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 3. Philology. Pedagogy. Psychology], 2015, issue 1, pp. 33–39. (In Russ.)

D`yachenko O. V. Rossiyskie SMI v sotsial`nykh setyakh Facebook i v «VKontakte»: praktiki vzaimodeystviya [Russian Mass Media in the Social Networks Facebook and VKontakte.ru: Convergence Practices]. Mediaskop [Mediascope], 2014, issue 4. Available: http://www.mediascope.ru/1615 (accessed 20.11.2017). (In Russ.)

Zachem vashemu izdaniyu sayt? [Why does your periodical need a site?]. Kommersant. 03.08.2001. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/277057 (accessed 20.11.2017). (In Russ.)

Il’inykh D. G. Informatsionnyy potentsial i dialogovye vozmozhnosti regionalnykh pechatnykh sredstv massovoy informatsii i setevykh versiy izdaniy (na primere SMI Ural`skogo federal`nogo okruga. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [Information potential and dialogue capabilities of the regional print media and online versions of publications (a case study of the media of the Urals Federal District). Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2014. 25 p. (In Russ.)

Interv’yu s zhurnalistami i redaktorami permskikh rayonnykh SMI. 2016 [The interview with journalists and editors of Perm regional mass media]. Arkhiv kafedry zhurnalistiki i massovykh kommunikatsiy PGNIU [Archive of the Department of Journalism and Mass Communication of Perm State University]. (In Russ.)

Internet-SMI: teoriya i praktika [Internet media: theory and practice]. Moscow, Aspekt-press, 2010. 348 p. (In Russ.)

Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 [How new media have changed journalism. 2012-2016]. Ekaterinburg, University for the Humanities Press, 2016. 304 p. (In Russ.)

Kasyutin V. Zhivaya gazeta. Prakticheskoe rukovodstvo po zhurnalistike i upravleniyu redaktsiey [The Living Newspaper. Practical Guide to Journalism and Editorial Management]. Moscow, Khroniker Publ., 2013. 336 p. (In Russ.)

Kislaya L. N. Soprotivlenie peremenam: factory nizkoy effektivnosti internet-resursov rayonnykh (gorodskikh) gazet Novosibirskoy oblasti [Resistance to changes: factors of low efficiency of Internet resources of local newspapers of the Novosibirsk region]. Vestnik NGU. Seriya: Istiriya, filologiya [Vestnik Novosibirsk State University. Series: History and Philology], vol. 16, issue 6: Journalism, pp. 65–73. (In Russ.)

Korkonosenko S. G. Osnovy zhurnalistiki [Basics of journalism]. Moscow, Aspekt-press, 2004. 287 p. (In Russ.)

Kokhanova L. A., Kalmykov A. A. Internet-zhurnalistika [Internet-Journalism]. Moscow, UNITY-DANA Publ., 2005. 383 p. (In Russ.)

Loseva N. Sotsial`nye seti i SMI: kak zhit` dal`she. Doklad na kruglom stole «Budushchee zhurnalistiki: kolichestvo protiv kachestva» 23-y mezhdunarodnoy vystavki telekommunikatsionnogo oborudovaniya, system upravleniya, informationnykh tekhnologiy i uslug svyazi “SVYaZ’-EKSPOKOMM-2011” [Social networks and the mass media: how to keep living. The report at the round table “Future of journalism: quantity versus quality” of the 23rd international exhibition of telecommunication equipment, control systems, informational technology and communication services “SVYaZ’-EKSPOKOMM-2011”]. 01.05.2011. Available at: http://vid-1.rian.ru/ig/fmf/Social_media_2011.pdf (accessed 20.11.2017). (In Russ.)

Prokhorov E. P. Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki [Introduction to the theory of journalism]. Moscow, RIP-kholding Publ., 2000. 308 p. (In Russ.)

Radiontseva E. S. Integratsiya rayonnykh gazet v internet [Integration of regional newspapers in the Internet]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya [The Science of Person: Humanitarian Researches], 2015, issue 4, pp. 56–61. (In Russ.)

Smirnova O. V. Mestnye gazety v novykh tekhnologicheskikh usloviyakh [Local newspapers in the new technological conditions]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [Vestnik of Volzhsky University after V. N. Tatischev], 2016, vol. 1, issue 3, pp. 164–170. (In Russ.)

Sotsseti poka ne obespechivayut nikakoy razumnoy konversii (interv’yu s Vasiliyem Gatovym) [Social networks do not yet provide any reasonable conversion (interview with Vasiliy Gatov)]. Platforma (Tsentr sotsial`nogo proektirovaniya) [Platform (The Center for Social Design)] 26.10.2017. Available at: http://pltf.ru/2017/10/26/socseti-poka-ne-obespechivajut-nikakoj-razumnoj-konversii/ (accessed 20.11.2017). (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2018-12-24

Как цитировать

Антипина (Zoya S. Antipina) З. С. (2018). ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ РАЙОННЫХ ГАЗЕТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (на примере печати Пермского края). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 10(4). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2018-4-5-12

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО