«ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА» ГАРРИЕТ БИЧЕР-СТОУ В ВОСПРИЯТИИ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ

Авторы

  • Ольга Юрьевна Панова (Olga Yu. Panova) Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова http://orcid.org/0000-0002-2520-120X

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2018-2-111-121

Ключевые слова:

Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», аболиционизм, афроамериканская критика и публицистика, афроамериканская периодика, Ф. Дуглас, М. Делани, Р. Райт, Дж. А. Бол¬дуин, Г. Л. Гейтс, афроамериканские исследования.

Аннотация

Прослеживаются основные этапы осмысления и интерпретации романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома, или Жизнь среди униженных» (1852) в афроамериканской публицистике, критике, эссеистике, художественной литературе. Основное внимание уделяется ключевым моментам в ходе афроамериканской рецепции романа. Прежде всего, это начальный период – отклики в негритянской периодике 1850–1890-х гг., где центральным событием была последовавшая за выходом книги полемика Ф. Дугласа с М. Делани (на страницах газеты «Frederick Douglass Paper»), которая определила главный вектор в спорах интеграционистов и афроцентристов о «Хижине дяди Тома». Положение остается практически неизменным до эпохи Гарлемского ренессанса, когда в отзывах авторов 1920-х гг. о романе (Дж. Уэлдон Джонсон, У. Стенли Брейтуэт, У. Терман) начинают превалировать скепсис и ирония. Следующим поворотным моментом стала переоценка романа в середине ХХ в. благодаря сборнику рассказов Р. Райта «Дети дяди Тома» (1938) и статье Дж. А. Болдуина «Всеобщий роман протеста» (1949). Статья Болдуина дала импульс переосмыслению образа дяди Тома, который в 1950–1960-х гг. превращается в сознании афроамериканцев из героя и мученика в символ расового предательства («комплекс дядюшки Тома»). В заключительной части статьи рассматривается трактовка произведения Г. Бичер-Стоу в современной афроамериканистике, в первую очередь предложенная крупнейшим историком и теоретиком афроамериканской литературы Г. Л. Гейтсом интерпретация романа, в которой явственно ощущается преемственность с радикальным афроцентризмом 1960-х гг. и с ревизией феномена аболиционизма в афроамериканских исследованиях 1990–2000-х гг.

Биография автора

Ольга Юрьевна Панова (Olga Yu. Panova), Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

д. филол. н., профессор кафедры истории зарубежной литературы

Библиографические ссылки

Болдуин Дж. А. Наш общий роман протеста / пер. с англ. Т. Ротенберг // Болдуин Дж. А. Что значит быть американцем. Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1990. С. 188–195.

Висоцька Н. О. «Наши чорнi брати»: риторика раси у прсвитницькому дискурсi Томаса Джефферсона // Просвитницька традицiя в лiтературi США. Американськi лiтературнi студii в Украiнi. Киiв, 2005. Вип. 2. С. 78–93.

Денисова Т. Н. Литература и публицистика аболиционизма // История литературы США. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. Т. 3. С. 307–345.

Захарова М. Н. Народное движение в США против рабства, 1831–1860. М.: Наука, 1965. 451 с.

Панова О. Ю. Моделирование образа черной расы в американской литературе и культуре рубежа XIX–XX вв. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 1(74). С. 78–81.

Уманский П. Б. К вопросу о месте Ф. Дугласа в аболиционистском движении США // Исторические науки. 1961. № 3. С. 124–139.

Andrews W. L., Lowance M. I. Antislavery Movement // Oxford Companion to African American Literature. New York; Oxford: Oxford University Press, 1997. P. 28–29.

The Annotated Uncle Tom’s Cabin Harriet Beecher-Stowe / еds. H. L. Gates Jr., H. Robbins. N. Y.; L.: W. W. Norton & Co., 2007. xlvii, 480 p.

Baldwin J. A. Everybody’s Protest Novel //

Partisan Review. 1949. June. Vol. XVI, № 6. P. 578–585.

Beecher Stowe H. Uncle Tom’s Cabin, or Life Among the Lowly: in 2 vols. Boston, MA; Cleveland, OH: Jewitt, Proctor, and Worthington, 1852.

Braithwaite W. S. The Negro in American Literature // The New Negro / еd. A. Locke. N. Y.: Albert & Charles Boni, 1925. P. 19–44.

Brawley B. A Short History of the American Negro. N. Y.: The Macmillan Company, 1924. 203 p.

Bruce D. D. Jr. The Origins of African American Literature, 1680–1865. Charlottesville, VA: The University Press of Virginia, 2001. 374 p.

C. V. S. George Harris // Provincial Freeman. 1854. Jul. 22.

Cambridge Companion to the African American Slave Narrative / еd. A. Fisch. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 290 p.

Condition of Fugitives in Canada // Provincial Freedom. 1855. Oct. 13.

Courtney S. Hollywood Fantasies of Miscegenation. Spectacular Narratives of Gender and Race, 1903–1967. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2005. 400 p.

Dinerstein J. “Uncle Tom Is Dead!”: Wright, Himes and Ellison Lay a Mask to Rest // African American Review. 2009. March 22. Vol. XLIII, № 1. P. 83–98.

Douglass F. A Day and Night in Uncle Tom’s Cabin // Frederick Douglass’ Paper. 1853. March 4.

Douglass F. Literary Notice // Frederick Douglass’ Paper. 1852. April 4.

Dunbar P. L. Harriet Beecher Stowe // Century Magazine. 1898. November. Vol. LVII, № 1. P. 61.

Fredrickson G. M. The Black Image in the White Mind: The Debate on Afro-American Character and Destiny, 1817–1914. N. Y.: Harper & Row, 1971. 343 p.

Gates H. L. Jr. The Signifying Monkey. A Theory of Afro-American Literary Criticism. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1988. xxviii, 290 p.

Johnson J. W. The Autobiography of an Ex-Colored Man. Boston, MA: Sherman, French & Company, 1912. 207 p.

Holloway J. W. A Visit to Uncle Tom’s Cabin // American Missionary.1894. October. Vol. XLVIII, No. 10. P. 362.

Incident for Another “Uncle Tom’s Cabin” // Voice of the Fugitive. 1852. Jul. 29.

Martin Delany Letter // Frederick Douglass’ Paper. 1853. Apr. 29.

Martin Delany Letter and Douglass’s Reply // Frederick Douglass’ Paper. 1853. Apr. 4.

Martin Delany Letter and Douglass’s Reply // Frederick Douglass’ Paper. 1853. May 6.

Moses W. J. Black Messiahs and Uncle Toms: Social and Literary Manipulations of a Religious Myth. University Park, PA; L.: University of Pennsylvania Press, 1982. xii, 278 p.

Negro Emigration and American Racism // Provincial Freedom. 1854. Jan. 20.

S. J. Home for the Refugees // Voice of the Fugitive. 1852. Jul. 29.

Slave Murdered in Virginia // Provincial Freedom. 1854. Jul. 1.

Thurman W. Fire Burns: A Department of Comment // Fire!! A Quarterly Devoted to the Younger Negro Artists. 1926. November. Vol. I, № 1. P. 47–48.

Watkins Harper F. E. Eliza Harris // Frederick Douglass’ Paper. 1853. Dec. 23.

Watkins Harper F. E. To Mrs Harriet Beecher Stowe // Frederick Douglass’ Paper. 1854. Jan. 27.

Watkins Harper F. E. Eva’s Farewell Frederick Douglass’ Paper. 1854. Mar. 31.

Williams L. Playing the Race Card: Melodramas of Black and White from Uncle Tom to O. J. Simpson. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2001. xvi, 401 p.

References

Baldwin J. A. Nash obshchiy roman protesta [Everybody’s protest novel]. In: Baldwin J. A. Chto znachit byt’ amerikantsem. Khudozhestvennaya publitsistika. [What It Means to Be an American. A Collection of Essays]. Moscow, Progress Publ., 1990, pp. 188–195. (In Russ.)

Visots’ka N. O. “Nashi chorni brati”: ritorika rasi u prsvitnits’komu diskursi Tomasa Dzheffersona [“Our black brothers”: Thomas Jefferson’s race rhetoric in the discourse of Enlightenment]. Prosvitnits’ka traditsiya v literaturi SShA. Amerikans’ki literaturni studii v Ukraini. Vip. 2 [Tradition of Enlightenment in the US literature. American literary studies in Ukraine. Issue 2]. Kiev, 2005, pp. 78–93. (In Ukrain.)

Denisova T. N. Literatura i publitsistika abolitsionizma [Abolitionist literature and publicism]. Istorija literatury SShA. [History of the US Literature]. Moscow, IWL RAS Publ., Nasledie Publ, 2000, vol. 3, pp. 307–345. (In Russ.)

Zakharova M. N. Narodnoe dvizhenie v SShA protiv rabstva, 1831–1860. [People’s Movement Against Slavery in the USA, 1831–1860]. Moscow, Nauka Publ., 1965. 451 p. (In Russ.)

Panova O. Yu. Modelirovanie obraza chernoy rasy v amerikanskoy literature i kul’ture rubezha 19–20 vv. [Image of the Black Race in American Literature and Culture at the Turn of the 19th–20th Centuries]. Gumanitarnye i sotsial’no-ekonomicheskie nauki. [The Humanities and Social Sciences], 2014, issue 1(74), pp. 78–81. (In Russ.)

Umanskiy P. B. K voprosu o meste F. Duglasa v abolitsionistskom dvizhenii SShA [On F. Douglass’ Role in American Abolitionist Movement]. Istoricheskie nauki [Historical Sciences], 1961, issue 3, pp. 124–139. (In Russ.)

Andrews W. L., Lowance M. I. Antislavery Movement. Oxford Companion to African American Literature. New York, Oxford, Oxford University Press, 1997, pp. 28–29. (In Eng.)

The Annotated “Uncle Tom’s Cabin” Harriet Beecher-Stowe. Ed. by H. L. Gates Jr., H. Robbins. New York, London, W. W. Norton & Co., 2007. xlvii, 480 p. (In Eng.)

Baldwin J. A. Everybody’s Protest Novel. Partisan Review. 1949, June, vol. XVI, issue 6, pp. 578–585. (In Eng.)

Beecher Stowe H. Uncle Tom’s Cabin, or Life Among the Lowly: in 2 vols. Boston MA, Cleveland OH, Jewitt, Proctor, and Worthington, 1852. Vol. 1. 312 p. Vol. 2. 322 p. (In Eng.)

Braithwaite W. S. The Negro in American Literature. The New Negro. Ed. by A. Locke. New York, Albert & Charles Boni, 1925, pp. 19–44. (In Eng.)

Brawley B. A Short History of the American Negro. New York, The Macmillan Company, 1924. 203 p. (In Eng.)

Bruce D. D. Jr. The Origins of African American Literature, 1680–1865. Charlottesville, VA: The University Press of Virginia, 2001. 374 p. (In Eng.)

C. V. S. George Harris. Provincial Freeman. 1854, Jul. 22. (In Eng.)

Cambridge Companion to the African American Slave Narrative. Ed. by A. Fisch. Cambridge, Cambridge University Press, 2007. 290 p. (In Eng.)

Condition of Fugitives in Canada. Provincial Freedom. 1855, Oct. 13. (In Eng.)

Courtney S. Hollywood Fantasies of Miscegenation. Spectacular Narratives of Gender and Race, 1903–1967. Princeton NJ, Princeton University Press, 2005. 400 p. (In Eng.)

Dinerstein J. “Uncle Tom Is Dead!”: Wright, Himes and Ellison Lay a Mask to Rest. African American Review. 2009, March 22, vol. XLIII, issue 1, pp. 83–98. (In Eng.)

Douglass F. A Day and Night in Uncle Tom’s Cabin. Frederick Douglass’ Paper. 1853, March 4. (In Eng.)

Douglass F. Literary Notice. Frederick Douglass’ Paper. 1852, April 4. (In Eng.)

Dunbar P. L. Harriet Beecher Stowe. Century Magazine. 1898, Nov., vol. LVII, issue 1, p. 61. (In Eng.)

Fredrickson G. M. The Black Image in the White Mind: The Debate on Afro-American Character and Destiny, 1817–1914. New York, Harper & Row, 1971. 343 p. (In Eng.)

Gates H.L. Jr. The Signifying Monkey. A Theory of Afro-American Literary Criticism. New York, Oxford, Oxford University Press, 1988. xxviii, 290 p. (In Eng.)

Johnson J. W. The Autobiography of an Ex-Colored Man. Boston MA, Sherman, French & Company, 1912. 207 p. (In Eng.)

Holloway J. W. A Visit to Uncle Tom’s Cabin. American Missionary. 1894, October, vol. XLVIII, issue 10, p. 362. (In Eng.)

Incident for Another “Uncle Tom’s Cabin”. Voice of the Fugitive. 1852, Jul 29. (In Eng.)

Martin Delany Letter. Frederick Douglass’ Paper. 1853, Apr. 29. (In Eng.)

Martin Delany Letter and Douglass’s Reply. Frederick Douglass’ Paper. 1853, Apr. 4. (In Eng.)

Martin Delany Letter and Douglass’s Reply. Frederick Douglass’ Paper. 1853, May 6. (In Eng.)

Moses W. J. Black Messiahs and Uncle Toms: Social and Literary Manipulations of a Religious Myth. University Park PA, London, University of Pennsylvania Press, 1982. xii. 278 p. (In Eng.)

Negro Emigration and American Racism. Provincial Freedom. 1854, Jan. 20. (In Eng.)

S. J. Home for the Refugees. Voice of the Fugitive. 1852, Jul. 29. (In Eng.)

Slave Murdered in Virginia. Provincial Freedom. 1854, Jul. 1. (In Eng.)

Thurman W. Fire Burns: A Department of Comment. Fire!! A Quarterly Devoted to the Younger Negro Artists. 1926, Nov., vol. 1, issue 1, pp. 47–48. (In Eng.)

Watkins Harper F. E. Eliza Harris. Frederick Douglass’ Paper. 1853, Dec. 23. (In Eng.)

Watkins Harper F. E. Eva’s Farewell. Frederick Douglass’ Paper. 1854, Mar. 31. (In Eng.)

Watkins Harper F. E. To Mrs Harriet Beecher Stowe. Frederick Douglass’ Paper. 1854, Jan. 27. (In Eng.)

Williams L. Playing the Race Card: Melodramas of Black and White from Uncle Tom to O. J. Simpson. Princeton NJ, Princeton University Press, 2001. xvi. 401 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2018-07-04

Как цитировать

Панова (Olga Yu. Panova) О. Ю. (2018). «ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА» ГАРРИЕТ БИЧЕР-СТОУ В ВОСПРИЯТИИ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 10(2). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2018-2-111-121

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ