РЕБЕНОК В ДРАМЕ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: КТО ОН?

Авторы

  • Ольга Валерьевна Ловцова (Olga V. Lovtsova) Уральский государственный педагогический университет http://orcid.org/0000-0003-0326-1305

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-4-133-142

Ключевые слова:

античная драма, драматический герой, образ ребенка, средневековая драма, трагедия, литургическая драма, миракль, мистерия, моралите, фарс.

Аннотация

Статья посвящена динамике развития образа ребенка как драматического героя. Впервые герой-ребенок появляется в драме еще эпохи Античности, в пьесах Еврипида, Менандра, Сенеки и др. Однако отличительные черты детей как драматических героев до сих пор не являлись предметом научного изучения. Автор статьи рассматривает наиболее известные пьесы, в которых присутствуют дети-герои, выделяет особенности детей как драматических персонажей. В ходе анализа делается вывод о том, что в драме эпохи Античности дети-герои оказывались чаще всего внесценическими персонажами, были лишены голоса и характера, не являлись самостоятельными действующими лицами. Они реализовывали свои драматические функции в гибели и страданиях по вине взрослых героев. Функция героя-ребенка в античной пьесе определялась жанром.Проблема детей как героев средневековой драмы также не подвергалась научному освоению. Автор данной работы прослеживает формирование особого типа героя – «божественный младенец» – в средневековых литургических драмах. Позднее в связи с ослаблением канона литургической драмы и расширением жанровой палитры светских драматических произведений типаж «божественного первенца» сменяется образом ребенка-плута, ребенка-трикстера, представленным в фарсах и моралите. Тем не менее, несмотря на появление героев-детей в религиозных и светских пьесах, говорить о заинтересованности создателей драм психологией ребенка и реальным детством еще не приходится. В античной драме появляются дети, выполняющие функции невинной жертвы и ребенка-подкидыша, а в Средние века – божественного младенца и ребенка-плута.

Биография автора

Ольга Валерьевна Ловцова (Olga V. Lovtsova), Уральский государственный педагогический университет

аспирант кафедры литературы и методики её преподавания

Библиографические ссылки

Андреев М. Л. Средневековая европейская драма. М.: Искусство, 1989. 216 с.

Аникст А. А. Театр эпохи Шекспира. М.: Искусство, 1965. 328 с.

Арзамасцева И. Н. О концепции «детство» в древнеримской литературе // Развитие личности. 2004. № 1. URL: http://rl-online.ru/articles/1-04/

html (дата обращения: 01.09.2017).

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 416 с.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.

Всеобщая история искусств: в 6 т. Т. 2, кн. 1: Искусство средних веков / под ред. Б. В. Вей-марна. М.: Искусство, 1960. 508 с.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 396 с.

Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. Научное наследие. М.: Наука, 1987. 345 с.

Еврипид. Медея / пер. с др.-греч. И. Анненского // Трагедии: в 2 т. М.: Ладомир, Наука, 1998. Т. 1. С. 62–122.

История всемирной литературы: в 9 т. / под ред. Г. П. Бердникова. М.: Наука, 1984. Т. 2. 672 с.

Лосев А. Ф. Античная литература / под ред. проф. А. А. Тахо-Годи. 7-е изд., стереотип. М.: ЧеРо: Омега-Л, 2005. 541 с.

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1957. 620 с.

Мальчик и Слепой / пер. с фр. Ю. Корнеева // Средневековые французские фарсы. М.: Искусство, 1981. С. 33–42.

Менандр. Третейский суд / пер. с др.-греч. Г. Церетели // Менандр – Комедии, Герод – Мимиамбы. М.: Худож. лит., 1963. С. 103–145. (Библиотека античной литературы – Греция).

Михайлов А. Д. Средневековый французский фарс. Предисловие // Средневековые французские фарсы. М.: Искусство, 1981. С. 6–32.

Некрасова И. А. Театральный жанр моралите и духовные конфликты XVI века // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15, № 2 (4). С. 1088–1093.

Фрейберг Л. А. Христос-страстотерпец // Памятники византийской литературы IX–IV веков. M.: Наука, 1969. С. 221–222.

Христос-страстотерпец / пер. С. Аверинцева // Памятники византийской литературы IX–XIV веков. M.: Наука, 1969. С. 222–226.

Шипилов А. В. Отцы и дети в античности // Человек. 2012. № 5. С. 43–53.

Юнг К. Г. Божественный ребенок: [аналитическая психология и воспитание]. М.: Олимп: АСТ-ЛТД, 1997. 400 с. (Классики зарубежной психологии).

Ярхо В. Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии // Еврипид. Трагедии: в 2 т. Т. 1: Литературные памятники. М.: Наука, Ладомир, 1999. 644 с. URL: http://www.lib.

ru/POEEAST/EVRIPID/evripid0_1.txt_with-big-pictures.html# (дата обращения: 01.09.2017).

Bowlby R. A Child of One’s Own: Parental Stories. Oxford University Press, 2013. 256 p.

Christ C. P. Why Women Need the Goddess. 1989. URL: https://www.goddessariadne.org/why-women-need-the-goddess-part-1. (дата обращения: 01.09.2017).

Cousin G. Playing for time: Stories of lost children, ghosts and the endangered present in contemporary theatre. Manchester University Press, 2007. 192 p.

Davis J. M. Farce: With a new introduction by the author. New Brunswick; New York: Transaction Publishers, 2003. 191 p.

Kline S. The Making of Children’s Culture // The Children’s Culture Reader. New York: NYU Press, 1998. P. 95–109.

Kolve V. A. The Play Called Corpus Christi. Stanford University Press, 1966. 337 p.

Konesko P. M. Representing Childhood: the Social, Historical, and Theatrical Significance of the Child on Stage. A Dissertation Submitted to the Graduate College of Bowling Green State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Bowling Green, 2013. 193 p.

Normington K. Gender and Medieval Drama (Gender in the Middle Ages) Cambridge: Cambridge University Press & D. S. Brewer. 2006. 168 p.

References

Andreev M. L. Srednevekovaya evropeyskaya drama [Medieval European Drama]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1989. 216 p. (In Russ.)

Anikst A. A. Teatr epokhi Shekspira [The Theater of Shakespeare’s Epoch] Moscow, Iskusstvo Publ., 1965. 328 p. (In Russ.)

Arzamastseva I. N. O kontseptsii «detstvo» v drevnerimskoy literature [On the Concept of Childhood in Ancient Roman Literature]. Razvitie lichnosti [Development of Personality], 2004, issue 1. Available at: http://rl-online.ru/articles/1-04/407.html (accessed 01.09.2017). (In Russ.)

Ariès Ph. Rebenok i semeynaya zhizn’ pri starom poryadke [Child and Family Life in the Old Order]. Ekaterinburg, Ural’skiy Universitet Publ., 1999. 416 p. (In Russ.)

Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kultura srednevekov’ya i Renessansa [François Rabelais’ creative works and folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. 2nd edition. Moscow, Khudozhestvennaya Literatura Publ., 1990. 543 p. (In Russ.)

Vseobshchaya istoriya iskusstv: v 6 t. T. 2, kn. 1. Iskusstvo srednikh vekov [General history of art: in 6 vols. Vol. 2, book 1. The Art of the Middle Ages]. Ed. by B. V. Veimarn. Moscow, Iskusstvo Publ., 1960. 508 p. (In Russ.)

Gurevich A. Ya. Srednevekovyy mir: kul’tura bezmolvstvuyushchego bol’shinstva [The Medieval World: the Culture of the Silent Majority]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1990. 396 p. (In Russ.)

Dobiash-Rozhdestvenskaya O. A. Kultura zapadnoevropeyskogo srednevekov’ya. Nauchnoe nasledie [The Culture of the Western Middle Ages. The Scientific Heritage]. Moscow, Nauka Publ., 1987. 345 p. (In Russ.)

Euripides Medeya [Medea]. Transl. from ancient Greek by I. Annenskiy. Tragedii: v 2 t. [Tragedies in 2 vols.]. Vol. 1. Moscow, Ladomir, Nauka Publ., 1998, pp. 62–122. (In Russ.)

Istoriya vsemirnoy literatury: v 9 t. [The History of World Literature: in 9 vols]. Vol. 2. Ed. by G. P. Berdnikov, Moscow, Nauka Publ, 1984. 672 p. (In Russ.)

Losev A. F. Antichnaya literature [The Ancient Literature] Ed. by A. A. Takho-Godi. 7th stereotyped edition. Moscow, CheRo: Omega-L Publ., 2005. 541 p. (In Russ.)

Losev A. F. Antichnaya mifologia v ee istoricheskom razvitii [Ancient Mythology in Its Histo-rical Development]. Moscow, Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva Prosveshcheniya RSFSR Publ., 1957. 620 p. (In Russ.)

Mal’chik i Slepoy [The Boy and the Blind Man]. Transl. from French by Yu. Korneev. Srednevekovye frantsuzskie farsy [Medieval French Farces]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1981, pp. 33–42. (In Russ.)

Menander Treteyskiy sud [The Arbitration]. Transl. from ancient Greek by G. Tsereteli. Menander – Komedii, Gerod – Mimiamby [Menander – Comedies, Gerod – Mimiambes]. Moscow, Khudozhestvennaya literature Publ., 1963, pp. 103–145. (Ancient Literature Library – Greece). (In Russ.)

Mikhaylov A. D. Srednevekovyy frantsuzskiy fars. Predislovie [Medieval French farce. Preface]. Srednevekovye frantsuzskie farsy [Medieval French Farces]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1981, pp. 6–32. (In Russ.)

Nekrasova I. A. Teatral’nyy zhanr moralite i dukhovnye konflikty 16 veka [Morality Plays and Spiritual Сonflicts in the 16th Сentury]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyskoy akademii nauk [Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2013, vol. 15,

issue 2(4), pp. 1088–1093. (In Russ.)

Freyberg L. A. Khristos-strastoterpets [Christ-Passion Bearer]. Pamyatniki vizantiyskoy literatury 9-14 vekov [Byzantine literary monuments of the 9th – 14th century]. Moscow, Nauka Publ., 1969, pp. 221–222. (In Russ.)

Khristos-strastoterpets [Christ-Passion Bearer]. Pamyatniki vizantiyskoy literatury 9–14 vekov. [Byzantine literary monuments of the 9th – 14th centuries]. Transl. by S. Averintsev. Moscow, Nauka Publ., 1969, pp. 222–226. (In Russ.)

Shipilov A. V. Ottsy i deti v antichnosti [Fathers and Sons in Antiquity]. Chelovek [Man], 2012,

issue 15, pp. 43–53. (In Russ.)

Yung K. G. Bozhestvennyy rebenok: Analiticheskaya psikhologiya i vospitanie [The Divine Child: Analytical Psychology and Education]. Moscow, Olimp: AST-LTD Publ., 1997. 400 p. (Fathers of foreign psychology). (In Russ.)

Yarkho V. N. Dramaturgiya Evripida i konets antichnoy geroicheskoy tragedii [The Drama of Euripides and the End of the Ancient Heroic Tragedy]. Tragedii v 2 t. T. 1. «Literaturnye pamyatniki». [Tragedies in 2 vols. Vol. 1 “Literary monuments”]. Moscow, Nauka, Ladomir Publ., 1999. 644 p. Available at: http://www.lib.ru/POEEAST/EVRIPID/

evripid0_1.txt_with-big-pictures.html# (accessed 01.09.2017). (In Russ.)

Bowlby R. A Child of One’s Own: Parental Stories. Oxford University Press, 2013. 256 p. (In Eng.)

Christ C. P. Why Women Need the Goddess. 1989. Available at: https://www.goddessariadne.

org/why-women-need-the-goddess-part-1 (accessed 01.09.2017). (In Eng.)

Cousin G. Playing for time: Stories of lost children, ghosts and the endangered present in contemporary theatre. Manchester University Press, 2007. 192 p. (In Eng.)

Davis J. M. Farce: With a new introduction by the author. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 2003. 191 p. (In Eng.)

Kline S. The Making of Children’s Culture. The Children’s Culture Reader. New York: NYU Press, 1998, pp. 95–109. (In Eng.)

Kolve V. A. The Play Called Corpus Christi. Stanford University Press, 1966. 337 p. (In Eng.)

Konesko P. M. Representing Childhood: the Social, Historical, and Theatrical Significance of the Child on Stage. A Dissertation Submitted to the Graduate College of Bowling Green State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Bowling Green, 2013. 193 p. (In Eng.)

Normington K. Gender and Medieval Drama (Gender in the Middle Ages). Cambridge: Cambridge University Press & D. S. Brewer, 2006. 168 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2018-04-06

Как цитировать

Ловцова (Olga V. Lovtsova) О. В. (2018). РЕБЕНОК В ДРАМЕ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: КТО ОН?. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 9(4). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-4-133-142

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ